Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / международное сотрудничество

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Cкирдин Кирилл Вячеславович

В научной работе произведен анализ российской транспортной системы, показано влияние интеграционных тенденций внутри системы. Выделены основные факторы, мешающие реализации российского транспортного потенциала, предложены меры устранения данных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА»



| SCIENCE TIME |

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Скирдин Кирилл Вячеславович, Томский политехнический университет, г. Томск

E-mail: skirlin.kirill@mail.ru

Аннотация. В научной работе произведен анализ российской транспортной системы, показано влияние интеграционных тенденций внутри системы. Выделены основные факторы, мешающие реализации российского транспортного потенциала, предложены меры устранения данных факторов.

Ключевые слова: транспорт, международное сотрудничество.

Транспортная система России представляет собой совокупность всех видов транспортных средств и необходимой транспортной инфраструктуры, действующей на территории нашей страны. По своим масштабам российская транспортная сеть находится в числе мировых лидеров. Так, например, на территории России находятся:

- автомобильные дороги с твердым покрытием более 900 тыс. км;

- железнодорожные пути сообщения более 85 тыс. км;

- пути метрополитена более 500 км;

- троллейбусные линии более 5 тыс. км;

- трамвайные пути более 2.5 тыс. км;

- воздушные линии около 600 тыс. км;

- речные судоходные пути более 110 тыс. км;

- магистральные нефте- и газопроводы более 200 тыс. км.

Не менее важным критерием работоспособности транспортной системы в целом является грузооборот. Грузооборот - показатель, представляющий собой произведение совокупной массы всех перевезенных грузов в единицу времени на перевозимое расстояние. Данный показатель измеряется в тонно-километрах. По итогам 2014 года грузооборот всех видов транспорта составил 5 077 млрд.

1 SCIENCE TIME 1

тонно-километров. Это на 7 млрд. тонно-километров меньше, чем в прошлом году. Значение грузооборота по видам транспорта представлена на рисунке 2, приложения [1, 2].

Россия занимает третье место в мире по протяженности железнодорожных путей после Китая и США. Так, совокупная длина железнодорожных путей сообщения в России составляет более 85 тыс. км. Порядка 52% (более 45 тыс. км.) - электрифицированные железнодорожные пути, что является лучшим показателем в мире. Доля железных дорог России в общемировой железнодорожной транспортной сети занимает порядка 7,6%. При этом наибольший грузооборот среди всех видов транспорта в России занимают именно железнодорожные перевозки. Порядка 85-90% всех грузоперевозок, осуществляемых на территории России, производятся с использованием железнодорожного транспорта, что обусловлено дешевизной данного вида транспорта. По грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает первое место в мире.

Российский железнодорожный рынок монополизирован на 99% государственной акционерной компании "Российские железные дороги", которой принадлежит более 91% локомотивов и порядка 25% грузовых вагонов [1 -3].

Наилучшие показатели по количеству перевозок грузов после железнодорожного транспорта демонстрирует автомобильный транспорт. По состоянию на 2014 год с использованием автомобильного транспорта было перевезено порядка 70% грузов, 60% составляет пассажиропоток. При этом среднее значение дальности перевозок автомобильным транспортом составляет порядка 45 км.

По состоянию на 2014 год в России насчитывалось порядка 48 370 тыс. представителей автомобильного парка. Большую часть парка (порядка 86%, что в абсолютном выражении составляет 41 428 тыс. шт.) составляют легковые автомобили, около 12% (около 6 000 тыс. шт.) - грузовые автомобили. Порядка 2% составлял автобусный парк (890 тыс. шт.).

Вопреки тенденции к увеличению численности автомобильного парка с начала 2000-х годов численность легковых автомобилей выросла в 2 раза, грузовых почти в 1,5, происходит и увеличение возраста эксплуатации автомобильного транспорта более 10 лет.

Российская Федерация занимает порядка 12% территории суши и омывается 14 морями и 3 океанами. Ввиду своего географического положения Россия имеет богатый нереализованный до конца транспортный потенциал. Однако важно понять, что развитие российской транспортной системы невозможно без участия других заинтересованных стран в рамках международного сотрудничества. Существуют проблемы международного сотрудничества, мешающие развитию отечественной транспортной системы [1-5].

1 SCIENCE TIME 1

Среди факторов, оказывающих наибольшее негативное влияние на реализацию российского транспортного потенциала и создание устойчивого международного сотрудничества, важно выделить следующие:

- отсутствие сбалансированной нормативно-правовой базы;

- наличие экономически-организационных барьеров;

- отсутствие единых подходов в формировании железнодорожных тарифов на грузовые и пассажирские перевозки в рамках СНГ;

- моральное устаревание транспортной инфраструктуры;

- недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

- монополизация транспортной инфраструктуры;

- различные темпы реформирования транспортной инфраструктуры;

- неэффективное использование транзитного потенциала.

Для устранения данных факторов необходимо принятие ряда мер транспортной политики государства. В числе приоритетных направлений транспортной политики, наряду с развитием технических средств транспорта, необходимостью обновления его основных фондов на качественно новом уровне, внедрением новых прогрессивных технологий, информатизацией перевозочного процесса, необходимо выделить проблемы обеспечения координации деятельности различных видов транспорта, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам, что важно для комплексного решения региональных транспортных проблем, интеграции российского рынка транспортных услуг в мировую транспортную систему.

Литература:

1. Экономика России, цифры и факты. Часть 3 Транспорт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/10280-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-3-transport (дата обращения 08.07.2017).

2. Транспортная система России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mirznanii.com/a/219918/transportnaya-sistema-rossii (дата обращения 08.07.2017).

3. Понятие единой транспортной системы России [Электронный ресурс]. -[Режим доступа]: http://studopedia.ru/3_87382_ponyatie-edmoy-transportnoy-sistemi-rossii.html (дата обращения 08.07.2017).

4. Лисеенко В.И. Особенности и специфика перевозок, международное сотрудничество и государственный контроль на транспорте: опыт зарубежных стран // Символ науки. 2016. № 1. С. 144-152.

5. Бардаль А.Б. Международное сотрудничество в области транспорта (Дальний Восток и Северо-восточный Китай) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - № 3 (60). 2012. С. 69-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.