Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / КОНВЕНЦИЯ / CONVENTION / ДОКТРИНА / DOCTRINE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиева М. Н.

В статье рассматриваются некоторые проблемы международно-правового сотрудничества в области информационной безопасности. Целью статьи является краткий анализ данных проблем и предполагаемые пути их решения. Названы основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности. Анализируется Конвенция о международной информационной безопасности, разработанная Российской Федерацией совместно с Советом Безопасности ООН, а также Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Обращается внимание на то, что обеспечение международной информационной безопасности невозможно без создания единых правил, которые были бы выражены в качестве международного акта и признаны большей частью цивилизованных государств. Указывается на недостатки российского законодательства в рассматриваемой сфере. Предлагаются правовые меры по повышению уровня информационной безопасности в России. Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности, а также по решению проблем международно-правового сотрудничества в информационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INTERNATIONAL AND LEGAL COOPERATION IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

The article deals with some problems of international legal cooperation in the field of information security. The purpose of the article is a brief analysis of these problems and the proposed ways to solve them. The main directions of international cooperation of the Russian Federation in the field of information security are named. The Convention on International Information Security, developed by the Russian Federation in conjunction with the UN Security Council, as well as the Doctrine of Information Security of the Russian Federation, is analyzed. Attention is paid to the fact that the provision of international information security is impossible without the creation of unified rules that would be expressed as an international act and recognized by the majority of civilized states. It points out the shortcomings of the Russian legislation in this sphere. Legal measures are proposed to improve the level of information security in Russia. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving legislation in the field of information security, as well as solving problems of international legal cooperation in the information sphere.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УДК 341.23

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Алиева М.Н., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

madina_alieva_75@mail. ru

В статье рассматриваются некоторые проблемы международно-правового сотрудничества в области информационной безопасности. Целью статьи является краткий анализ данных проблем и предполагаемые пути их решения. Названы основные направления международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности. Анализируется Конвенция о международной информационной безопасности, разработанная Российской Федерацией совместно с Советом Безопасности ООН, а также Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Обращается внимание на то, что обеспечение международной информационной безопасности невозможно без создания единых правил, которые были бы выражены в качестве международного акта и признаны большей частью цивилизованных государств. Указывается на недостатки российского законодательства в рассматриваемой сфере. Предлагаются правовые меры по повышению уровня информационной безопасности в России. Результатом исследования является формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения информационной

безопасности, а также по решению проблем международно-правового сотрудничества в информационной сфере.

Ключевые слова: информационная безопасность, конвенция, доктрина, законодательство, международно-правовое сотрудничество.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-24-4-99-103

UDC 341.23

THE PROBLEMS OF INTERNATIONAL AND LEGAL COOPERATION IN THE FIELD OF

INFORMATION SECURITY

Aliyeva M.N., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

The article deals with some problems of international legal cooperation in the field of information security. The purpose of the article is a brief analysis of these problems and the proposed ways to solve them. The main directions of international cooperation of the Russian Federation in the field of information security are named. The Convention on International Information Security, developed by the Russian Federation in conjunction with the UN Security Council, as well as the Doctrine of Information Security of the Russian Federation, is analyzed. Attention is paid to the fact that the provision of international information security is impossible without the creation of unified rules that would be expressed as an international act and recognized by the majority of civilized states. It points out the shortcomings of the Russian legislation in this sphere. Legal measures are proposed to improve the level of information security in Russia. The result of the study is the formulation of conclusions and proposals for improving legislation in the field of information security, as well as solving problems of international legal cooperation in the information sphere.

Key words: information security, convention, doctrine, legislation, international legal cooperation.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-24-4-99-103

В настоящее время ведущие страны мира озабочены вопросами обеспечения информационной безопасности. В этой связи одним из важнейших аспектов взаимодействия государств в XXI веке является международно-правовое сотрудничество в сфере информационной безопасности.

«Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года» указывают на то, что главной угрозой в сфере междуна-

родной информационной безопасности является использование информационных и коммуникационных технологий: «1) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности; 2) в террористических целях, в

том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников; 3) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию; 4) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ» [1, с. 77]. Для борьбы с такими угрозами необходимо международно-правовое сотрудничество государств.

Двустороннее сотрудничество в сфере информационной безопасности началось еще в 1998 г., когда по данной проблеме стали систематически проводиться различные межведомственные консультации с США, Китаем, Бразилией и другими странами. Результаты таких консультаций были закреплены в ряде заявлений, в которых подчеркивалась необходимость международного сотрудничества для снижения уровня угроз в сфере информационной безопасности [2, с. 28]. Как представляется, только принятие скоординированных и взаимодополняющих мер на двустороннем, региональном и международном уровнях позволит адекватно противостоять современным вызовам и угрозам безопасности в информационной сфере. В нынешней ситуации весьма действенной видится позиция Российской Федерации, в соответствии с которой в качестве основной цели ее государственной политики выступает «содействие установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности» [3, с. 66]. Создание данной системы, благодаря которой обеспечивается эффективное противодействие применению информационных технологий в асоциальных целях, предполагает делегирование государствами некоторых своих традиционных функций и полномочий ряду международных организаций для успешного разрешения как региональных, так и универсальных задач, к примеру, в формате ООН.

Проблема информационной безопасности в последние годы начала активно решаться и на уровне национального российского законодательства. Так, в 2013 г. была переработана и изменена гл. 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», до настоящего времени в нее вносятся изменения и дополнения, в 2014 г. были внесены поправки в законы «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Особого внимания заслуживает Конвенция о международной информационной безопасности [4] , разработанная Российской Федерацией совместно с Советом Безопасности ООН. Конвенция впервые в международной практике даёт легальное понятие термину «информационная война», определяя её как «противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью

нанесения ущерба информационным системам», ... «подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны». Как считают ученые, «положения Конвенции полностью соответствуют «духу времени» и вполне отражают взаимоотношения, которые мы можем наблюдать между отдельными государствами» [5, с. 216]. Искажение фактов, их фальсификация, выдача желаемого за действительное - это лишь самое безобидное, что можно привести в пример. Но, несмотря на несомненные плюсы указанной Конвенции, она так и не была утверждена. Думается, это связано, прежде всего, «с мощным сопротивлением США и некоторых её союзников».

Следует особо отметить, что в 2016 году была принята новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [6], которая призвана представить эффективные шаги по обеспечению национальной безопасности России и содействовать международно-правовому сотрудничеству России с другими странами. Эту доктрину, по мнению Н.А. Молчанова и Е.К. Матевосовой, с которыми мы солидарны, следует считать новеллой российского законодательства в информационной сфере. Разработка такого документа есть объективная потребность в актуализации правовой основы обеспечения информационной безопасности общества [7, с. 160]. В Доктрине обозначена проблема обеспечения международной информационной безопасности, указано на ряд нерешенных вопросов, затрудняющих формирование ее системы, в числе которых состояние правовой регламентации информационной безопасности на международном уровне, а также отсутствие механизмов и процедур применения соответствующих нормативных требований.

В то же время Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2016 года, несмотря на то, что носит актуализированный характер, по сути, не является более совершенным правовым актом, чем предыдущая Доктрина. Реалии глобального информационного взаимодействия и одновременно противостояния требуют коренной переработки всего массива нормативных правовых актов, обозначающих и предлагающих пути решения проблем обеспечения информационной безопасности. Поэтому в настоящее время на общественное обсуждение вынесен проект Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы. Думается, данный документ требует детального научно-правового анализа всех его положений, каждое из которых должно иметь определенное стратегически направляющее, регулирующее значение.

Одной из проблем является пока еще существующая фрагментарность российского законодательства в сфере международной информационной безопасности, а также отсутствие у российского законодателя способности к стратегическому прогнозу. Также на законодательном уровне все еще не выработаны достаточные гарантии защиты человека от информационных угроз, связанных с негативным информационным воздействием. Данные угрозы могут

причинить вред здоровью человека, блокировать на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственно прививать ему синдром зависимости, манипулировать общественным сознанием [8, с. 100].

По справедливому мнению ряда ученых, российское законодательство в рассматриваемой сфере нуждается в значительной переработке и дополнении, в системном подходе к проблеме преступности в сфере информационных технологий, а также в приведении российского законодательства в соответствие с международными стандартами [9, с. 77].

Одной из проблем, обуславливающих сложность развития международно-правового сотрудничества по вопросам обеспечения международной информационной безопасности, является проблема определений. Как отмечают ученые, «на международном уровне не сформулирован единый понятийный аппарат в сфере обеспечения международной информационной безопасности» [1, с. 76]. Отсутствует единая международная Конвенция, которая содержала бы понятийный аппарат, цели, задачи, виды угроз, приоритетные направления и механизмы их реализации, а также положения об ответственности государств в международном информационном пространстве. Странами различно толкуются и определяются границы информационной безопасности. Так, в России под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [6]. Притом обеспечение информационной безопасности охватывает информационно-аналитические, правовые, организационные, научно-технические и иные аспекты.

Федеральными министерствами и ведомствами США информационные угрозы и их источники рассматриваются в соответствии с собственной компетенцией. В Соединенных Штатах, как правило, используется термин «кибербезопасность», который означает «обеспечение безопасности информации (как в электронном, так и материальной виде), а также систем и сетей, в которых она хранится, обрабатывается и передаётся» [10, с. 130]. Такую позицию можно объяснить активным использованием США «мягкой силы», которая направлена на оказание информационного воздействия на конкурирующие государства, политическую, экономическую и социальную сферы жизни общества, с целью обеспечения своего доминирования на мировой арене.

Вследствие этого среди возможных направлений сотрудничества предполагается содействие разработке международной правовой базы сотрудничества и выработка единого понятийного аппарата в сфере обеспечения информационной безопасности.

Надо также обратить внимание на то, что противоборство в информационной сфере в настоящее время набирает обороты, на что указывает создание в США «кибернетического командования». Про-

тивоборство в информационной сфере может оказать существенное влияние как на состояние информационной безопасности Российской Федерации, так и на состояние национальной безопасности Российской Федерации в целом. Однако, как представляется, информационное противоборство, существуя в пределах международного публичного права, не должно нарушать принципы невмешательства во внутренние дела и международного сотрудничества государств [11].

Все вышесказанное подтверждает востребованность единого нормативно-правового регулирования в области обеспечения и защиты международной информационной безопасности от внутренних и внешних угроз и на территории Российской Федерации, и на международном уровне. Она вызвана тем, что на сегодняшний день международно-правовое сотрудничество Российской Федерации с другими государствами и международными организациями в сфере информационной безопасности осуществляется в условиях обострения международной конкуренции за обладание технологическими и информационными ресурсами, за доминирование на рынках сбыта и т.д.

В последние годы Российская Федерация продолжает активное взаимодействие в информационной сфере в рамках различных международных организаций. Дальнейшее развитие международно-правового сотрудничества получило в форме двусторонних Соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь (2013), Правительством Республики Куба (2014) и Правительством Китайской Народной Республики (2015) и т.д.

Однако, несмотря на реализацию ряда межгосударственных мер, в том числе в рамках международных договоров о сотрудничестве, надо признать, что единый международный правовой режим обеспечения информационной безопасности еще находится на стадии формирования, которое невозможно представить без разработки практически применимых международных правовых актов, не противоречащих национальным интересам «договаривающихся» сторон.

Как отмечают российские исследователи, «по сути, предпринимаются попытки убедить мировое сообщество в неизбежности конфликтов с использованием информационно-коммуникационных технологий и оставить за собой право действовать по своему усмотрению в отсутствии реального правового регулирования данной сферы» [12, с. 177].

Не способствует улучшению ситуации отсутствие правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, и соответствующих международно-правовых механизмов поддержания стратегической стабильности, международного паритета и равноправного стратегического партнерства в этой сфере [3, с. 70].

С целью решения проблем международно-правового сотрудничества в информационной сфере представляется эффективной работа в следующих направлениях:

- дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере информационной безопасности;

- разработка глобальных международных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты использования информационного пространства;

- имплементация международно-правовых норм в сфере информационной безопасности в национальное законодательство нашей страны;

- объединение усилий международного научного сообщества в целях создания безопасных информационных технологий;

- разработка эффективных методов и механизмов по противодействию и устранению информационных угроз [9, с. 77];

- запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия»;

- обеспечение безопасности международного информационного обмена, включая сохранность информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи; координацию деятельности правоохранительных органов стран, которые входят в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений;

- предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Обеспечение международной информационной безопасности невозможно без создания единых правил, которые были бы выражены в качестве меж-

дународного акта и признаны большей частью цивилизованных государств.

Среди возможных направлений международного сотрудничества следует выделить содействие разработке международной правовой базы сотрудничества и выработку единого понятийного аппарата в сфере обеспечения информационной безопасности. Необходима единая международная Конвенция, которая содержала бы понятийный аппарат, цели, задачи, виды угроз, приоритетные направления и механизмы их реализации, а также положения об ответственности государств в международном информационном пространстве.

Для эффективного осуществления международно-правового сотрудничества в сфере информационной безопасности требуется обеспечение активного участия Российской Федерации во всех международных организациях в сфере информационной безопасности, включая сферу стандартизации и сертификации средств информатизации и защиты информации.

России, как и всем другим государствам, следует самостоятельно развивать и поддерживать международно-правовое сотрудничество, в том числе в сфере информационной безопасности, выступая с предложениями, имеющими в своем основании взаимовыгодный интерес.

Следует также совершенствовать нормативную правовую базу в области обеспечения информационной безопасности с учетом соответствующих предложений и рекомендаций Совета Безопасности Российской Федерации.

Литература

1. Бак Е.В., Ким А.В., Зуева К.А. Актуальные проблемы обеспечения международной информационной безопасности и пути их решения путь науки. 2016. Т. 1. № 9 (31). С. 75-77.

2. Крутских А.К. Политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 1. С. 28-29.

3. Бокова Л.Н., Максимов В.К. Развитие законодательства российской федерации в условиях обеспечения международной информационной безопасности сети Интернет // Правовая культура. 2016. № 3 (26). С. 64-73.

4. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) // Офиц. сайт Министерства иностранных дел Рос. Федерации. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 10.10.2017).

5. Василенко К.П. К вопросу о правовом регулировании в сфере обеспечения международной информационной безопасности в сборнике: научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сб. материалов V междунар. научн.-практ. конф. Западно-Сибирский научный центр. 2017. С. 215-216.

6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. указом Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2016 г. № 646. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Молчанов Н.А., Матевосова Е.К. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (новелла законодательства) // Актуальные проблемы российского права. Февраль. 2017. № 2 (75). С. 159-165.

8. Карманчиков А.И. Прогнозирование проблем информационно-психологической безопасности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 99-102.

9. Маслакова Е.А., Жилкин М.Г., Качалов В.В. К вопросу о международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 75-77.

10. Батуева Е.В. Виртуальная реальность: концепция угроз информационной безопасности США и её международная составляющая // Вестник МГИМО университета. 2014. № 3. С. 128-136.

11. Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Международное право и информационная безопасность государств: монография. СПб., 2016.

12. Лапшин В.Д. Формирование системы международной информационной безопасности: подходы и инициативы России // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации / сост.: С.М. Бу-равлев и др. М., 2015.

References

1. Bak E.V., Kim A.V., Zueva K.A. Aktual'nye problemy obespecheniya mezhdunarodnoi informatsionnoi be-zopasnosti i puti ikh resheniya put' nauki. 2016. T. 1. № 9 (31). S. 75-77.

2. Krutskikh A.K. Politiko-pravovym osnovaniyam global'noi informatsionnoi bezopasnosti // Mezhdu-narodnye protsessy. 2007. T. 5. № 1. S. 28-29.

3. Bokova L.N., Maksimov V.K. Razvitie zakonodatel'stva rossiiskoi federatsii v usloviyakh obespecheniya mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti seti Internet // Pravovaya kul'tura. 2016. № 3 (26). S. 64-73.

4. Konventsiya ob obespechenii mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti (kontseptsiya) // Ofits. sait Ministerstva inostrannykh del Ros. Federatsii. URL: http://www.mid.ru (data obrashcheniya: 10.10.2017).

5. Vasilenko K.P. K voprosu o pravovom regulirovanii v sfere obespecheniya mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti v sbornike: nauchno-tekhnicheskii progress: aktual'nye i perspektivnye napravleniya budushchego: sb. materialov V mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Zapadno-Sibirskii nauchnyi tsentr. 2017. S. 215-216.

6. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: utv. ukazom Prezidenta Ros. Federatsii ot 5 dek. 2016 g. № 646. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. Molchanov N.A., Matevosova E.K. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (novella zakonodatel'stva) // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. Fevral'. 2017. № 2 (75). S. 159-165.

8. Karmanchikov A.I. Prognozirovanie problem informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 3. S. 99-102.

9. Maslakova E.A., Zhilkin M.G., Kachalov V.V. K voprosu o mezhdunarodnom sotrudnichestve v sfere obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 9. S. 75-77.

10. Batueva E.V. Virtual'naya real'nost': kontseptsiya ugroz informatsionnoi bezopasnosti SShA i ee mezhdu-narodnaya sostavlyayushchaya // Vestnik MGIMO universiteta. 2014. № 3. S. 128-136.

11. Kirilenko V.P., Alekseev G.V. Mezhdunarodnoe pravo i informatsionnaya bezopasnost' gosudarstv: mono-grafiya. SPb., 2016.

12. Lapshin V.D. Formirovanie sistemy mezhdunarodnoi informatsionnoi bezopasnosti: podkhody i initsiativy Rossii // Nauchnye problemy natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii / sost.: S.M. Buravlev i dr. M., 2015.

Поступила в редакцию 7 ноября 2017 г.

Received 7 November, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.