Столыпинский вестник №8/2022
Научная статья Original article УДК 338
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
PROBLEMS OF METHODOLOGY FOR ASSESSING THE STATE OF CIVIL
SOCIETY IN RUSSIA
Панферов Владимир Николаевич, магистрант, Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62 / 45), тел. 8 (343) 283-10-36, [email protected]
Vladimir N. Panferov, graduate student, Ural State University of Economics (620144, Russia, Yekaterinburg, ul. 8 Marta / Narodnaya Volya, 62 / 45), tel. 8 (343) 283-10-36, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу методологических подходов к оценке состояния российского гражданского общества на примере муниципального образования город Екатеринбург. Объектом исследования являются стратегические документы, опосредующие развитие гражданского общества. На основе контент-анализа текстов стратегических документов, а также научных источников литературы сделан вывод о наличии многочисленных взглядов на предмет исследования. Обнаружен широкий спектр индикаторов
4691
(показателей), используемых для анализа и формирования характеристики институтов гражданского общества как на федеральном, так и на региональном уровне. В то же время, в науке также отсутствует единообразие методических подходов и интерпретации как собственно гражданского общества, так и методик его оценки, что позволяет констатировать необходимость проведения систематических исследований и выработки единой позиции по данному вопросу. Проблемой является различная интерпретация как методов оценки, так и стратегических направлений развития гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Каждая территория разрабатывает собственный алгоритм анализа развития территориальных институтов гражданского общества.
Проблемы оценки состояния гражданского общества проиллюстрированы на примере Стратегической программы «Екатеринбург -город активных граждан и общественного согласия», анализ которой показал не достаточную проработку ее показателей, что не позволяет верифицировать результаты реализации поставленных стратегических целей развития гражданского общества муниципального образования. В качестве решения указанной проблемы необходимо усовершенствование методологических подходов оценки состояния гражданского общества, включая разработку адекватных механизмов анализа и соответствующих им индикаторов. Abstract. The article is devoted to the analysis of methodological approaches to the assessment of the state of Russian civil society on the example of Ekaterinburg city municipal formation. The object of the research is strategic documents mediating the development of civil society. Based on the content analysis of the texts of strategic documents, as well as scientific sources of literature, the conclusion is made that there are numerous views on the subject of research. A wide range of indicators (indicators) used to analyze and form the characteristic of civil society institutions both at the federal and regional levels is found. At the same time, science also lacks uniformity in methodological approaches and interpretations of both civil society
4692
proper and methods of its assessment, which allows us to state the need for systematic research and development of a unified position on this issue. The problem is different interpretation of both assessment methods and strategic directions of civil society development in the regions and municipalities. Each territory develops its own algorithm for analyzing the development of territorial institutions of civil society.
The problems of assessing the state of civil society are illustrated by the example of the Strategic Program "Yekaterinburg - City of Active Citizens and Public Consent", the analysis of which showed insufficient elaboration of its indicators, which does not allow to verify the results of implementation of the set strategic goals of development of civil society in the municipality. As a solution to this problem it is necessary to improve the methodological approaches to assess the state of civil society, including the development of adequate analysis mechanisms and their corresponding indicators.
Ключевые слова: гражданское общество, методические подходы к оценке, показатели, индикаторы
Keywords: civil society, methodological approaches to assessment, indicators, indicators
Введение
В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической и политической обстановки, актуализировались исследования гражданского общества и эффективности его взаимодействия власти, способное консолидировать общество в решении возникающих проблем и нивелировании потенциальных рисков.
Методология исследования
Для формирования характеристики гражданского общества дадим анализ методологических подходов к его оценке. При этом, представляется целесообразным отдельно изучить формализованные подходы к анализу
4693
гражданского общества, используемые в официальных докладах, отчетах и стратегических документов. Интерес также представляют работы ученых, в которых используются авторские методики оценки состояния объекта исследования.
В частности, опираясь на доклады о состоянии и развитии гражданского общества в Свердловской области [1] идентифицируем направления оценки, по которым проводится анализ (рисунок 1). Следуя анализу Стратегического плана развития Екатеринбурга, который включает программу Развитие гражданского общества и местного самоуправления, в ряду ожидаемых результатов указаны собственная совокупность показателей, которые могут быть включены в методику оценки состояния гражданского общества [2].
4694
Направление оценки (анализа) Краткая характеристика направления
Основные события и проблемные точки в сфере гражданского общества Дается характеристика конкретных событий общественной жизни
N н
о « « о и Политические акции Дается характеристика активного выражеия мнения граждан в виде митингов, демонстраций и пикетирований
я и
и Широкий спектр организованных, активных групп людей, объединённых единой идеей отстаивания своих прав и интересов в политических, экономических, социальных и
н о « в Гражданские инициативы
о иных сферах
X о « хТ 03 Благотворительность и волонтёрство Дается характеристика активности граждан в сфере безвозмездных дейсвий граждан
ш <и
а 5? о ч « Общественные организации Приводится статистика и направления деятельности общественных организаций
СЗ «
н о <и а ю о Количество зарегистрированных преступлений на 1000 жителей, раскрываемость Приводится статистика и динамика преступлений, а также их раскрываемость
и
и и И 03 Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления Дается характеристика и статистика социологических исследований и оценок отношения населения к местной власти
в
я « о н Доля населения, вовлеченного в реализацию местного самоуправления Дается характеристика направлений вовлеченности и активности населения
о
я <и Я О Охват территории муниципального образования «город екатеринбург» деятельностью органов территориального общественного самоуправления Дается статистика создания и функционирования ТОС
§
я <и Ч « 03 § Некоммерческий сектор Оценивается количество и динамика некоммерческих организаций, а также гражданская активность в данной сфере
СЗ |Т|
Публичность и гласность Анализируется роль СМИ в развитии гражданского общества
Взаимодействие институтов гражданского общества и власти Дается характеристика и направления взаимодействий, интенсивность
Рисунок 1 - Направления оценки состояния гражданского общества в документах, исходящих от органов власти [1], [2], [3] Оценивая региональный опыт анализа состояния гражданского общества, можно выделить дополнительно ряд показателей, по котором
4695
проводится анализ, в частности в Самарской области оценивается, в том числе, некоммерческий сектор (не только общественные организации, как в Свердловской области). В докладах Общественной палаты Российской Федерации существенное внимание уделяется диалогу власти и общества [3], который реализуется, например, посредством участия населения в общественных обсуждениях и экспертизах законодательства. В свою очередь, помимо Общественной палаты Российской Федерации, доклады о состоянии гражданского общества готовят региональные общественные палаты. В частности, в докладе Общественной палаты Свердловской области [1] оценивается активность институтов гражданского общества, волонтерство и добровольчество, общественное участие в общественно-значимых мероприятиях. Дана характеристика политической стабильности, выражающейся в одобрении поправок в Конституцию РФ, отсутствии нарушений процедуры голосования. Оценивается сектор социально -ориентированных некоммерческих организаций, а также направления взаимодействия власти и населения. При этом, информация анализируется с учетом контекста пандемии и других явлений, сопутствующих развитию территории.
В свою очередь, в научной среде выделяется дополнительно целый спектр показателей развития гражданского общества. В частости, в работах Молоковой Е.Л. и Куликовой Е.С. [4] выделяются в качестве направлений оценки состояния гражданского общества работа по патриотическому воспитанию молодежи. В монографии, посвященной корпоративной социальной ответственности градообразующих предприятий, отмечается необходимость учета ее формирования и развития как фактора состояния гражданского общества [5]. Отдельно в работах дается характеристика информированности граждан о возможности участия в решении общественных вопросов [6], в качестве направлений оценки предлагается анализировать участие граждан в общественном контроле [7]. Ряд
4696
исследований посвящен формированию методик оценки состояния гражданского общества [8]. Зарубежные исследования также содержат авторские подходы к анализу гражданского общества, как правило в них изучается экологический аспект деятельности граждан [9], роль гражданского общества в региональном развитии [10], партнерства некоммерческих организаций и граждан [11].
При этом, нельзя не отметить, что отдельные некоммерческие общественные организации также разработали методики оценки уровня развития гражданского общества, например Международный альянс за гражданское участие С1УГСШ [12].
Результаты и обсуждение
Не останавливаясь подробно на методологических подходах анализа гражданского общества, которых насчитывается весьма большое количество, синтезируем собственную методику оценки с учетом, существующей в настоящее время и доступной статистической информации, а также с опорой на методологию органов государственной власти и местного самоуправления в стратегическом планировании развития гражданского общества, которая обеспечит основу разработки авторских рекомендаций.
На основе проведенного в первой главе анализа стратегического направления «Развитие гражданского общества и местного самоуправления» принятого в рамках стратегического плана развития г. Екатеринбурга, выделим значимые для анализа индикаторы, которые позволят дать объективную оценку как реализации указанного направления, так и развития гражданского общества на территории города Екатеринбурга.
Исходя из контент-анализа текста стратегического проекта «Развитие гражданского общества и местного самоуправления» синтезируем методический подход к анализу (рисунок 2). Для целей настоящего исследования, выделим только те аспекты, которые непосредственно затрагивают гражданское общество, исключив при этом тезисы, касающиеся
4697
только местного самоуправления, поскольку оно лишь косвенно затрагивает объект заявленной темы.
>•
ю
X
X
с^
(1)
1-
(0
П5
с|
о
с^
о
|_
П5
со
1-
и
<и
3
ю
о
о
|_
о
^
и
X
П5
^
П5
П
|_
ОС
X
X
ОС
о
1-
и
о
и
X
^
X
<и
о
л
а.
о
I-
(0
^
с|
X
Цель программы
Формирование активного городского сообщества и развитие современной системы обратной связи между ОМСУи населением
Наличие активного гражданского сообщества
Активность гражданского сообщества
Наличие обратной связи
Основные задачи
Стимулирование деятельности гражданских институтов, направленной на решение социальных и гуманитарных проблем
Наличие гражданских институтов
решение гражданскими институтами социальных и гуманитарных проблем
формирование активного типа политической и электоральной культуры населения
Активность населения на выборах
Участие населения в политических мероприятиях
развитие интернет-ресурсов как площадок для диалога и обратной связи с населением
Наличие площадок
Активность населения в использовании площадок
развитие информационного пространства города
Участие населения во взаимодействии с _властью в социальных сетях_
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Количество СОНК
Участие СНКО в развитии города
обеспечение гражданского согласия
Количество мероприятий направленных на организацию диалога национальных культур и конфессий
Акивность населения в мероприятиях
Развитие ТОС
Количествои динамика ТОС
увеличение доли населения, вовлеченного в реализацию местного самоуправления, до 50%
рост удовлетворенности населения деятельностью ОМСУдо 87%
повышение удовлетворенности населения информационной открытостью ОМСУдо 86%
повышение роли некоммерческих организаций и увеличение масштабов их деятельности, влияющей на экономику города
Ожидаемые результаты
создание легитимной интернет-системы, обеспечивающей информирование населения, получение обратной связи и учет общественного мнения
увеличение охвата территории МО«город Екатеринбург» деятельностью органов территориального общественного самоуправления до 70%
Доля населения принимающая участие в реализации местного самоуправления
Доля лиц, удовлетворенных деятельностью ОМСУ
Уровень удовлетворенности информационной открытостью ОМСУ
Количествои динамика НКО в городе
Мероприятия с участием НКО
наличие интернет-сисиемы
оценка населением функциональности интернет-сисиемы
Количество ТОСов
Охват ТОСами территории МО _Екатеринбург_
4698
Рисунок 2 - Индикаторы оценки состояния гражданского общества города Екатеринбург на основе содержательного анализа Стратегической программы «Екатеринбург - город активных граждан и общественного
согласия»
В связи со сказанным, из анализируемого стратегического проекта исключается цель, связанная с безопасностью, как не затрагивающая непосредственно вопросы развития гражданского общества. Исходя из сказанного анализу будет подвергнута только одна из двух программ указанного проекта - Стратегическая программа «Екатеринбург - город активных граждан и общественного согласия» [2].
Данные представленные на рисунке 2 позволяют отметить, что формулировки проанализированной стратегической программы не позволяют дать оценку всем направлениям ее реализации. В частности, отсутствует возможность количественного анализа такого результата как «повышение роли некоммерческих организаций и увеличение масштабов их деятельности, влияющей на экономику города», что предполагает необходимость проведения качественных исследований и разработку соответствующих индикаторов. Также формулировка ожидаемого результата «повышение роли некоммерческих организаций и увеличение масштабов их деятельности, влияющей на экономику города» требует дополнительного методологического обеспечения и разработки подходов к оценке его достижения.
Таким образом, подытоживая проведенное исследование отметим наличие многочисленных правовых и методологических лакун, а также необходимость проведения дополнительной работы по формализации ожидаемых результатов проанализированного стратегического документа с уточнением конкретных индикаторов их проверки.
4699
Литература
1. Доклад о состоянии и развитии гражданского общества в Свердловской области в 2021 году, подготовленный Общественной палатой. URL: https://www.oblgazeta.ru/media/newspaperpdf/2022/og/88/2022-05-25_og_88_5.pdf
2. Программа Развитие гражданского общества и местного самоуправления. URL:
Ы^://екатеринбург.рф/официально/стратегия/раздел3/направление7
3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год. — М., Общественная палата Российской Федерации, 2020. URL: http://pravorf.org/images/doc/OPRF2020.pdf
4. Молокова Е.Л., Куликова Е.С. Теоретико-методологический потенциал исследования проблемы низкой эффективности взаимодействия общества и высшей школы // Russian Economic Bulletin. 2022. - Т. 5. - № 5.
- С. 118-123.
5. Молокова Е. Л. и др. Корпоративная социальная ответственность градообразующих предприятий Большого Урала. - 2011. С. 133
6. Ермаков И. А. К вопросу о состоянии развития гражданского общества в челябинской области: результаты опроса граждан //Проблемы и векторы развития современной науки и образования. - 2022. - С. 170-176.
7. Кузнецова Е. В. Эффективность и функциональность общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы: к вопросу о сущности и выборе критериев оценки //Пенитенциарная наука. - 2022.
- Т. 16. - №. 1 (57). - С. 19-28.
8. Алескеров Ф.Т., Беляева Н.Ю. Количественный анализ развитости гражданского общества в регионах России: параметры, методика, пилотные исследования // Полития. - 2008. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kolichestvennyy-analiz-razvitosti-
4700
grazhdanskogo-obschestva-v-regionah-rossii-parametry-metodika-pilotnye-issledovaniya
9. Athayde S. et al. The far-reaching dangers of rolling back environmental licensing and impact assessment legislation in Brazil //Environmental Impact Assessment Review. - 2022. - Т. 94. - С. 106742.
10. Shope M. L., Chang W. C. Civil Society and Regional Human Rights Development in Asia: Lessons from the Asian Human Rights Court Simulation //Ind. J. Global Legal Stud. - 2022. - Т. 29. - С. 59.
11. Wolf J., Casado-Muñoz R., Pedone F. Partnership of schools and civil society organisations to support education of students of varied linguistic backgrounds—The situation in the Czech Republic, Italy and Spain //European Journal of Education. - 2022.
12. Сайт Международного альянса за гражданское участие CIVICUS. URL: https://www.civicus.org/
References
1. Report on the state and development of civil society in the Sverdlovsk region in 2021, prepared by the Public Chamber. URL: https://www.oblgazeta.ru/media/newspaperpdf/2022/og/88/2022-05-25_og_88_5.pdf
2. Program Development of Civil Society and Local Self-Government. URL: https://екатеринбург.рф/официально/стратегия/раздел3/направление7
3. Report on the State of Civil Society in the Russian Federation in 2020. -Moscow, Public Chamber of the Russian Federation, 2020. URL: http://pravorf.org/images/doc/0PRF2020.pdf
4. Molokova E.L., Kulikova E.S. Theoretical and methodological potential of researching the problem of low efficiency of interaction between society and higher school // Russian Economic Bulletin. 2022. - Т. 5. - № 5. - С. 118-123.
5. Molokova E. L. et al. Corporate social responsibility of city-forming enterprises of the Big Urals. - 2011. С. 133
4701
6. Ermakov I. A. On the state of development of civil society in the Chelyabinsk region: the results of the survey of citizens // Problems and vectors of development of modern science and education. - 2022. - С. 170-176.
7. Kuznetsova E. V. Effectiveness and functionality of the public control over the activity of penal-executive system: to the question about the essence and the choice of evaluation criteria // Penitentiary science. - 2022. - Т. 16. - №. 1 (57). - С. 19-28.
8. Aleskerov F.T., Belyaeva N.Yu. Quantitative analysis of the development of civil society in the regions of Russia: parameters, methodology, pilot studies // Politiya. - 2008. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kolichestvennyy-analiz-razvitosti-grazhdanskogo-obschestva-v-regionah-rossii-parametry-metodika-pilotnye-issledovaniya.
9. Athayde S. et al. The far-reaching dangers of rolling back environmental licensing and impact assessment legislation in Brazil // Environmental Impact Assessment Review. - 2022. - Т. 94. - С. 106742.
10. Shope M. L., Chang W. C. Civil Society and Regional Human Rights Development in Asia: Lessons from the Asian Human Rights Court Simulation //Ind. J. Global Legal Stud. - 2022. - VOL. 29. P. 59.
11. Wolf J., Casado-Muñoz R., Pedone F. Partnership of schools and civil society organisations to support education of students of varied linguistic backgrounds-The situation in the Czech Republic, Italy and Spain //European Journal of Education. - 2022.
12. CIVICUS International Civic Engagement Alliance website. URL: https://www.civicus.org/
© Панферов В.Н., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский
вестник» №8/2022.
Для цитирования: Панферов В.Н. Проблемы методологии оценки состояния
гражданского общества в России// Научный сетевой журнал «Столыпинский
вестник» №8/2022
4702