управление качеством человеческого ресурса
на предприятии
предпосылки создания системы корпоративного управления качеством человеческого ресурса предприятия
Шабурова А.В.
кан. экон. наук, доцент кафедры экономики землеустройства и недвижимости Сибирской государственной геодезической академии, г. Новосибирск [email protected]
_Аннотация
Статья посвящена рассмотрению основных предпосылок создания корпоративной системы управления качеством человеческого ресурса предприятия.
Ключевые слова: система управления качеством, человеческий ресурс, традиционные системы управления, функциональная модель
Новые экономические условия диктуют свои требования к работникам, к их профессионально-квалификационному, образовательному уровням, профессиональной мобильности, ответственности, поэтому проблема управления качеством человеческого ресурса на современном предприятии является актуальной. Человеческие ресурсы предприятия длительное время расценивались как приложения к материальным процессам и потокам, а их качеству не уделялось существенного внимания. Обследуемые сервисные предприятия не исключение: кадровая подсистема этих предприятий зачастую осуществляет повышение квалификации и обучение персонала лишь формально, без учета того, что высокое качество человеческого ресурса (КЧР) является конкурентным преимуществом предприятия.
Управление качеством человеческого ресурса
В управление качеством человеческого ресурса должны вносить вклад все традиционные подсисте-
кое предпринимательство, 2010, № 6 (1)
мы управления предприятием, такие как: производс- _
твенная, маркетинговая, финансово-экономическая, _
кадровая. Проблемными областями в управлении _
качеством человеческого ресурса у обследуемых _
предприятий можно назвать: _
- маркетинг состояния персонала; _
- внутрифирменные стандарты профессий; _
- обучение под потребности производства; _
- формирование кадрового резерва; _
- адаптация молодых специалистов. _
Чтобы выяснить, как решаются вышеперечис- _
ленные проблемы в части управления качеством _
человеческого ресурса, сформируем совокупность _
функций управления, а для оценки степени их _
выполнения традиционными системами введем _
следующие условные обозначения: _
Таблица
Результаты обследования предприятий
Функции управления качеством человеческого ресурса (КЧР) Проблемные области управления
1 2 3 4 5
1. Мониторинг и анализ внешней и внутренней сред предприятия, оценка их влияния на процесс управления качеством человеческого ресурса МП* ПП** КП*** ПП КП ПП КП ± ПП КП ± ПП КП ±
2. Выработка основных направлений политики в области повышения КЧР - - - - -
3. Разработка долгосрочных и краткосрочных планов по управлению КЧР КП ПП ± КП ПП ± КП ПП ±
4. Проведение комплексного анализа эффективности использования человеческого ресурса предприятия - - - - -
5. Разработка и осуществление мероприятий по развитию сотрудничества и взаимодействия в коллективе ПП КП ±
6. Разработка и осуществление мероприятий по развитию инновационного потенциала работников КП ПП ± - -
7. Организация процесса повышения квалификации сотрудников КП ПП ± КП ПП ±
* - подсистема маркетинга; ** - производственная подсистема; *** - кадровая подсистема
предприятие: эконо
_... высокое качество
человеческого ресурса
_(КЧР) является
_конкурентным
_преимуществом
_предприятия
ове
- ( - ) - функция не выполняется;
- ( ± ) - функция выполняется частично;
- ( + ) - функция выполняется.
Данные обзора научно-технической литературы, опроса руководителей обследуемых предприятий представлены в табл. (см. на с. 65). Как видно из таблицы, большинство функций частично выполняются существующими подсистемами управления сервисных предприятий, а некоторые не выполняются вообще.
Таким образом, современные условия хозяйствования предъявляют особые требования к организации управления и обусловливают целесообразность выделения управления качеством человеческого ресурса в самостоятельную подсистему динамично развивающегося предприятия. Подсистема управления качеством человеческого ресурса ставит своей целью объединить усилия производственной, маркетинговой, кадровой подсистем для воспроизводства конкурентоспособного человеческого ресурса.
Система управления качеством человеческого ресурса
Создаются предпосылки формирования самостоятельной системы управления качеством человеческого ресурса в составе системы управления предприятием, которые можно представить следующим образом [1]:
- необходимость разработки стратегии и тактики в области управления качеством человеческого ресурса (КЧР);
- широкий перечень функций управления КЧР;
- необходимость координации взаимодействия служб, подразделений, участвующих в процессе управления КЧР;
- понимание руководителями сервисных предприятий необходимости развития процессов по управлению КЧР.
Обоснованность выделения подсистемы управления КЧР в самостоятельную подсистему управления предприятием подтверждается и тем фактом, что западные компании все чаще вводят в свою организационную структуру должности специалистов по управлению человеческими ресурсами.
кое предпринимательство, 2010, № 6 (1)
Рис. 1. Функциональная модель системы управления качеством человеческого ресурса
Рис. 2. Структурная модель системы управления качеством человеческого ресурса предприятия
западные
компании все чаще
_вводят в свою
_организационную
структуру
должности
специалистов по управлению человеческими
ресурсами
Под управлением качеством человеческого ресурса будем понимать постоянный, планомерный процесс воздействия на работника посредством создания условий для успешной работы и, вознаграждения, карьерного роста и образования, обеспечивающих формирование интеллектуального капитала.
Система управления качеством человеческого ресурса - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели.
На рис. 1 (см. на с. 67) представлена функциональная модель системы управления качеством человеческого ресурса.
Следует отметить, что функции ^ являются вспомогательными для каждой из функций высшего уровня Бц с учетом их специфики. На рис. 2 (см. выше) представлена структурная модель системы управления КЧР.
оссийское предпринимательство, 2010, № 6 (1)
Подсистемы системы управления персоналом
С целью раскрытия функционально-содержательной составляющей подсистемы управления качеством человеческого ресурса и обобщения разработанных функциональной и структурной моделей рассмотрим подробнее основные функции каждой подсистемы, выполнение которых направлено на достижение поставленной цели управления КЧР
Подсистема управления разработкой внутрифирменных стандартов предполагает:
- разработку профилей профессиональных компе-тентностей;
- участие в экспертизе и адаптации модульных программ практического тренинга;
- обоснование уровней оплаты труда (грейдов). Подсистема управления планированием персонала отвечает за обоснование необходимого количества работников, за отбор, наем, прием, высвобождение персонала, за его адаптацию к организационной культуре предприятия.
Подсистема управления мотивацией персонала обеспечивает связи между результативностью и оплатой труда, обосновывает возможность личного развития работников, формирует чувство причастности работника к общим целям организации.
Подсистема управления развитием персонала отвечает:
- за профессиональное образование работников;
- формирование кадрового резерва;
- карьерный рост;
- формирование корпоративной культуры и имиджа;
- развитие инновационного потенциала сотрудников.
Подсистемауправления организацией труда обеспечивает реализацию гуманизации труда, повышение производительности труда за счет правильной расстановки работников.
Подсистема оценки качества человеческого ресурса выполняет функции по формированию системы методов и способов сбора информации для проведения мониторинга состояния человеческого ресурса и оценки его качества.
подсистема
управления
планированием
персонала отвечает
за обоснование
необходимого
количества
работников,
за отбор, наем, прием,
высвобождение
персонала,
за его адаптацию
к организационной
культуре
предприятия
предприятие: экон
_подсистема
_управления
организацией труда
_обеспечивает
_реализацию
_гуманизации
_труда, повышение
производительности
_труда за счет
_правильной
_расстановки
_работников
Подсистема управления организационно-методической базой реализует функции координации действий всех специалистов, задействованных в процессе управления КЧР за счет формализации и регламентации процедур, описания и представления их в виде документов.
Функционирование системы управления качеством человеческого ресурса возможно посредством различных механизмов.
Литература:
1. Шабурова А.В. Воспроизводство трудового потенциала работников в системе повышения квалификации: монография. - Новосибирск: СГГА, 2007. - 179 с.
Shaburova A.V.
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Economics, Land Survey and Real Estate, Siberian State Geodesic Academy, Novosibirsk
Quality Management of Human Resources at an Enterprise Prerequisites for Creating a System of Corporate Quality Management of Company Human Resources
Abstract
T
he article deals with the fundamental prerequisites for a corporate quality management system of the company human resources. Keywords: Quality Management System, human resources, traditional systems of management, functional model
ri
российское предпринимательство, 2010, № б (1)