Научная статья на тему 'Проблемы ментальности горожан в отношении к историко-культурному наследию'

Проблемы ментальности горожан в отношении к историко-культурному наследию Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы ментальности горожан в отношении к историко-культурному наследию»

И.В. Поповский, г. Новосибирск

Проблемы ментальности горожан и отношении к историке*

культурному наследию

Исторический процесс л о времени есть постоянная трагическая и мучительная борьба этих растерзанных частей времени будущего и прошлого.

11. Бердяев, «Смыс? истории» [I ] Историко-культурное наследие города включает в себя памятники средовой архитектуры, элементы I радос фонтельных ансамбле!!, городские архигекгурные символы, которые являются знаковыми носителями городской культуры.

Сохраняем ли мы памятники? Сегодня уместнее спросить, сколько нас, сохраняющих наследие? К сожалению, изданное время памятники охраняю гея не самим народом, а лишь небольшой его частью: государственными структурами при помощи не совершенного ілконо-дательства. При лом для России характерно традиционное недоверие закону, что провоцирует непослушание и постоянны ¡i поиск обхода установленных норм. Большинство граждан России не осознает ценность исторически сложившейся городской среды, особенно это характерно для провинции. Далее мы попытаемся обозначить причины столь разрушительной рефлексии многих российских фаждан.

Город и деревня. Два образа жизни: городской к сельский шачи-тельно разнятся вследствие по-разному сложившихся мировоззрении горожанина и деревенского жителя, На селе жизнь циклична и «поїш ду истеки» не исторична. Из-за ежегодного повторения событий и зависимости от природы сельчане больше озабочены сохранением духовных нематериальных ценностей, отсюда прочное, почти исковое установление обрядовых традиций. Напротив, городской житель созерцает постоянный рост города; промышленности, его ком му пального хозяйства, наконец, культуры, Жи чнь в городе векзорпая, oí прошлого к будущему, по) г ом у необычайно исторична. Прерывание такого процесса гибель города, поэтому не может быть и речи лаже об остановке развития. Потомственному горожанину необходимы вехи на пути движения, для осознания и анализа, а затем для поиска решения постоянно возникающих проблем, Поэтому для жителя города важно сохранение материальных памятников, которые становятся предметами гордости. Но для России до сих пор характерен низкий уровень урбанизации и городской культуры. Еще в 1910 г. 6Х,М% населения Петербурга сам о і о е upon ейского города России составляли крестьяне, нс являющиеся пролетариатом п классическом смысле; семьи рабочих жили в окрестных деревнях, куда мужчины уходили во время посевных и уборочных работ. По этой же причине дважды в год останавливались уральские заводы вплоть до 3(1-х гг [2] Такие горожане появились вследствие массового переселения сельских жителей jí города в периоды Становления капитали зма и социалистической индустриализации. Смешение философии города и деревни пока не в пользу городского образа жизни. Отсюда изобилие огородов даже в крупных городах, і ига к дачному земельному участку, отсюда равно*

-56-

душие к городском культуре и ее памятникам, а иногда даже агрессивное отношение к городу.

Город и государство. В отличие от европейских самоуправляемых в средневековье городов, российские города всегда были, прежде всего, частью государственной структуры, а горожане были не гражданами, а крепостными: (в середине XVII века побег из города карался смертью) [2, с. 12]. Большинство городов возникали при монополии государства на промышленность и торговлю, основатели городов государственные мужи (великие князья, правящие цари) - не считались со страданиями, тягостями и лишениями первых городских поселенцев. Вспомним Петербург, сш многострадальное строительство. Города не являлись генераторами культуры и политической свободы [2, с. 12]. Многолетняя история российской государственной машины свидетельствует о постоянном стремлении государства отстранить горожанина от участия в управленческой деятельности. Дикгатуры и сменяющие ее «тотальные демократии» приучали к мысли, что индивидуум одинок со своими неординарными и оппозиционными взглядами. Донести свой мир до человечества часто в России было небезопасно. Уто породило практически иждивенческое мышление, вследствие которого российский житель готов продолжительно ждать милости о! властей. Отсюда большинство горожан неактивно в разрешении проблем, среди которых сохранение наследия не из последних.

Город и революция. Последнее столетие для России характерно глобальными переворотами и революциями. Все это сопровождалось отрицанием предыдущей культуры, что способствовало разрушению устоявшихся критериев понятия памятника. История переписывалась несколько раз. и по городам прошли культовые смерчи, уничтожающие память о прошлом. Для общества исчезли смысловые ориентиры. Их заменили вечные лозунги разрушения для созидания. Горожане стали определять памятники интуитивно, призывая на помощь эстетику, что в конечном итоге привело к неоднозначному отношению разных людей к одному и тому же памятнику.

Город к истории. Переписывание истории, постоянные сомнения в правильности пути, наконец, несовершенство государственного управления привели к многочисленным моральным страданиям населения России. Так в каждом из нас умирал гражданин (вспомним, что слово рождено городом). Общество живет на основе любви, ненависть

-57-

разрушает города. Нелюбовь в конечном итоге вызывает стремление к сиюминутному удовлетворению* к потребительскому жизненному устою, где после нас хоть потоп. Многие из горожан не испытывают гражданской гордости, поэтому предпочитаю! жим» в ожидании отъезда и переселения за пределы России. Надо учесть, что среди них немало умных, образованных людей, уезжаюі также и богатые граждане. Если вспомнить предпринимателей начала прошлого века; Морозовых, Рлбуїминских. Мамонтова, то сразу заметен негативный процесс самоликвидации городской элиты, призванной поддержать и ускорить становление города и его культуры.

Город и кризис, і 970-е и 1980-е гг. прошлого столетия характерны низким качеством массового строительства, однообразием пластических и формальных решений и отсутствием философского подхода к архитектурным объектам, К тому времени «старая гвардия» архитекторов, воспитанных до 1917 г., а также экспериментаторская архитектурная элита ВХУТЕМАСА уже не влияла на проектный процесс. Власть перешла промышленно-строительному комплексу (нечто «без конкретного лица»). Поет епенпо с глобальными «валовыми» штурмами забыли о качестве и, наконец, о совести. В обществе зрел кризис отношения к профессионалам. В понимании горожанина архитекторы стали не способны к творению будущих памятников. Поэтому повсемесшо общественное мнение способствовало возникновению законодательных документов, так называемых охранных зон, по которым строить рядом е памятником часто практически было невозможно, Вследствие выше указанных причин отношение застройщиков и архитекторов к таким документам были негласно негативными. Попытка такого администрирования и сдерживания органичною развития города привело к забавной ситуации. Новая архитектура заползла в подворотню, на окраин ы, и, как следствие, многие і радо строи тельные решения 70-х и 80-х гг. прошлого века сейчас непонятны, а иногда просто лишены смысла. Это характерно как для капиталистического культурного Нижнего Новгорода, так п для социалистического молодого города Новосибирска. Интересно, что это устраивает и государство, и застрой him ка. Одному кажется, что мудро охраняет, другому - что хитро строит.

I'opof) и экология Город непрерывно развивающийся организм. Отсутствие финансирования на восстановление и реконструкцию

-58-

инженерных сетей приводит к низкому комфорту при многолетней ■эксплуатации. Горожане, эксплуатирующие архитектурные здания-памятники и созерцающие улучшение условий жизни на примере вновь строящихся объектов, становятся на сторону разрушителей. Россия богата, «мною в ней лесов, полей и рек» идеология объевшегося, опьяненною просторами человека сегодня губительна для страны. Пе надо забывать, что вследствие сурового климата и колоссальных расстояний жизнь в России значительно дороже* чем в Европе и CUJA. Разрушение памятника часто что почти бессмысленное уничтожение когда-то затраченных материалов и энергии* Нам, ежедневно созерцающим разрушения на телеэкранах, пока этого не понять. Тем более что многих из нас вообще устраивает созерцание красивой жи ти с другой стороны...

Выше сказанные причины создают ситуацию псевдоохраны памятников, Это грозит нигилистическим уничтожением архитектурного наследия. Потеря связи с историческим прошлым сегодня как никогда актуальна. В то же время для правильного органичного развития городской культуры с точки зрения информационно-еемиотического понимания необходимо сохранение городской сложившейся среды, а также отдельных архитектурных объектов. Как быть?

Как отмечает известный французский социолог Пьер Бурдье. «... физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объектив про ванном состоянии, объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношении...» [3]. Физическое и социальное пространства изменяются вследствие тесного взаимодействия по принципу обратной связи. Отсюда следует, что изменения в социальном пространстве, в от ношениях между людьми и их ментальных картин ее-юдня как никогда актуально для сохранения историко-культурного наследия.

Однако городское общество является сложной междисциплинарной системой, требующей новых управленческих и культурных подходов. В,А. Никитин н своей работе «Принцип города» [4] представляет город в форме специальных и профессиональных описаний, которые производя тся исходя из представлений и на языке различных деятельностных ролей и позиций в обществе. Причем каждое из описаний не даеі полного представления о городе. Город предстает как сумма взаимосогласованных описаний.

-59-

В этом смысле В.А. Никитин выделяет следующие подходы к пониманию города:

Ремесленный подход, при котором город рассматривается как вещь, изделие мастера, которое нужно хранить, ремонтировагь и сохранять н первозданном виде. Ценностными характеристиками при этом являются качество изготовления, пропорции и размеры, стиль и авторская манера, сходство с образцом или уникальность, культурная ценность. В этом подходе работали общества охраны памятников, институты реставрации. История города предстает как история шедевров, стилей и т.д.

- Mi{(¡юлогический подход рассматривает город как воплощение божественной воли, как мистическое сакральное пространство, а историю города как цепь чудесных уникальных событии. Инженерный подход представляет город как сложную машину для обеспечения жизни и как функциональное пространство для деятельности машин производства. Город изображается в виде чертежей и схем (водопровод, канализация, транспор тные схемы и т.д.). История города в этом подходе выступает как смена поколений инженерных систем (машин жизнеобеспечения), планировочных структур города, имеет отражение в чертежах генплана, топографических планах и т.д. Инженерный подход характерен для среды проектирования и управления. На\'чныи подход \ \ редставляет і ород ка к не к 11 íi идеал ь \ 11 >і їі объект Этот подход характерен для экономико-географических исследований. Он описывает город в биде графиков, кривых, характеризующих изменение различных параметров, которые используются как обоснования для проектов районной планировки и социальной политики вообще.

Гуманитарный подход показывает город с точки зрения организации процессов жизнедеятельности. Город вьгегунает как среда для выращивания и существования «естественных» городских организмов. Городская история показывает эволюцию восприятия и осмысления среды горожанами, форм организации и представления города, Идеология этого подхода присуща различпым общественным организациям.

Формальный (авангардный) подход описывает юрод как форму, преобразование которой является основной задачей. Это]

-60-

подход особенно ярко проявляется в работах, представленных на различных международных архитектурных конкурсах. Ценностными характеристиками в этом случае являются оригинальность, новизна, концептуальность. История города предстает как смена принципов организации городского пространен па и демонстрация этого в конкретных объектах и комплексах.

С 'амиотический подход представляет город как текст, предъявленным на множестве языков (архитектурных, информационных, национальных и т.д.), отражающий структуры общественного устройства и сознания. Этот подход становится все более актуальным с развитием информационных технологий. История юрода выглядиз как усложнение городских текстов, способов их представления и понимания. При этом имеют место различные интерпретации контекста архитектурных объектов.

II организационном подходе юрод выступает как сорганизованная совокупная деятельность крупнейших позиционеров, действующих в городе. История города в этом случае - это смена различных программ развития и форм управления.

Отсюда, облик современных городов сегодня определяют не только архитекторы, инженеры, градостроители и экономисты, по нее жители города, интересы которых могут представлять опытные политики, избранные горожанами. Поэтому для каждого города (в зависимости O'i расположения и уровня культуры) характерен свой путь построения задачи для развития. Соответственно, сохранение исто-рико-кулыурного наследия должно соотноситься с комплексом задач, определяемых разными подходами к развитию города,

Для поддержания сохранности историко-культурного наследия сегодня для каждою юрода необходимо проведение комплекса целена-11равле>ИI ы х мероприятни.

Во-первых, создание общественных организации, которые с mol ли бы стать неновой для создания новых коммуникационных центров городских клубов. Работа такого клуба может происходить на основе постоянного информационного и культурного мониторинга. Основными мероприятиями юродских клубов должны стать дискуссии, встречи с профессионалами, архитектурные и градостроительные

-61-

конкурсы и т.д. Стимулирующим фактором можем стать создание колоссальных ячеечных макетов городской застройки. Для архитектурных конкурсов сегодня как никогда необходимо привлечение архитекторов из разных городов, а также зарубежных специалистов. Это смогло бы помочь при создании более объективной оценки существующего наследия.

Во-вторых, пересмотр существующих охранных зон в рамічах споем ного междисциплинарного подхода к развитию города как сложного многофакторного образования.

В-третьих, печатное тиражирование антикварных букинистических материалов (например, почтовых от крыток, топопланов и карт-схсм города и т.д.), введения постоянных рубрик в периодических муниципальных изданиях на темы истории юродской культуры, создание телепрограмм. книг п буклетов об отдельных памятниках архитектуры. Каждый горожанин должен получить информацию о месте, где он живет.

В-четвертых, воспитание посредством школьных программ, в основе которых заложена экология, что гребует бережного отношения к любой постройке, іак как учитывает глобально затратные потерн человечества на создание объекта. История города должна стать не менее приоритетной, чем история страны. Необходимо воспитывать уважение к месту, где проживаешь, тем самым стимулируя і раждан-скую позицию ]] формирование будущего активного горожанина.

Пятое. Необходимо создание и реализация программ герритори-ального самоуправления. Городские сообщества должны научиться постановке конкретной задачи и нахождению путей ее решения.

Сохранение наследия необходимо для рождения новых будущих шедевров архитектуры. Сможем ли мы создать сегодня памятник? Сможем, если будет с чем сравнить,

Но даже после выполнения перечисленных условий органичный процесс формирования городской культуры сначала может ускориться незначительно, но jaro потом возможны предпосылки культурного развитая в геометрической прогрессии. II всегда необходимым условием будет привлечение в это!' процесс как можно больше граждан. Высокий же уровень развития русского провинциального юрода станет результатом многих десятилетий движения вперед, движения созидания, а не разрушении.

¡11

б)

Рис. 1* Пример деградации памятника конструктивизма. г. Новосибирск.

Гостиница «Динамо»

(арх. НА. Гордеев, С.П. Тургенев, М.В. Никитин, 1930-1932 гг): и 1930-е одно из лучших зданий конструктивизма в Новосибирске; б конец 1930-х гг. утрата цветового решения (идет покраска фасадов); в 1960-е паяная утрата цветового тектоничес кого решения, х 11р I ша I ие кровелън о й } и угол ы; г совр€!мен н ое ах той н I /е - неуде иная попытка возвращения цветового решения с грубым искажением тектоники и неудачными колерами, утрата глаОкай фактуры стен, появление китчевого цветового пятна на балконах в виде трехцветного российского флага, разрушение деревянных изящных витражей и замена на алюминиевые - с другими пропорциями и значительным утолщением

импостов и ригелей витража

Рис. 2. Одни ич интереснейших примеров «истории места» в центре

Новосибирска:

а чаеовная т. Николая. жтетроелияя ,?00-летлия /да

семьи /’а-мановыг Л,Д. Крячков (?У) к псевдорусском стиле; б - спас часовни в начале 1930 г.; в - «пустоеместо», 1932 г,: г памятник молотобойцу конец 1930-х гг.: () - памятник Иосифу Сталину ¡958 л; е - клумба па фундаменте демонтированного памятника; ж «восстановленная» часовня с другими пропорциями с учетом укрупнения масштаба городской среды. 1993 г. (арх. П.А. Черпоорощь н)

-64-

Рис. 3. «История ломай.' Яркий пример реконструкции здания с полной сменой образа и стиля, что, в иритшнпе. очень характерно для многих здании Новосибирску Комплекс города-]юдростка, которому никак не успевают т-за стремительного роста подобрать соответствующие «одежды»: а - построенное в центре Новосибирска в 1926 г, Знание Промбанка (арх. А. В, Швидковскии, Г. Г1. Гольц, СП. Кожин) — великолепный пример конструкттиша московской архитектурной школы: б ■ надстройка здания с сохранением стилистики (авторы ?); в - попытка грубого примирения конструктивизма с классицизмом 1930-х гг.; г -«переодевфие» здания в «одежды» сталинского ампира (реконструкция под горисполком арх. П С , КузьМанц, В. А. Добролюбова); с современное состояние здания - мэрия г. Новосибирска

Литература

1. Бердяев, /А Смысл истории / Н. Бердяев. М.; Мысль, 1990. С. 55.

2. Урусова, Я. Взыскуемый і рад. Проект Россия / Я. Урусова. 17.-С. 12.

3. Я. Социология политики П. Ьурдье; пор. с фр.; сосі.,

общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко, М.: Socio-Logos, 1993. С'.

33-55.

4. Никитин. В.А. Принцип города: организационное представление [Электронный ресурс] / В.А. Никитин. F.H. Никитина // Методология в России: публичный некоммерческий информационный ресурс Методологического Движения. Режим доступа: http: v2.eircleplus.ru/personalia/odi/nikitin/pg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.