Научная статья на тему 'Территориальные аспекты и принципы трансформации культурного пространства города (на примере Саратова)'

Территориальные аспекты и принципы трансформации культурного пространства города (на примере Саратова) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / КУЛЬТУРНАЯ ОСЬ / ТУРИЗМ / САРАТОВ / CULTURAL SPACE OF THE CITY / CULTURAL AXIS / TOURISM / SARATOV

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Преображенский Юрий Владимирович, Макарцева Людмила Валентиновна

Рассматриваются территориальные аспекты формирования культурного пространства города по схеме «точка-линия-ареал». Выявляется главная культурная линия Саратова, рассматриваются потенциальные линии. Предложены принципы формирования культурного пространства города. Анализируется роль горожан в поддержании культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial Aspects and Principles of the Transformation of the Cultural Space of the City (on the Example of Saratov)

The spatial aspects of the formation of cultural space of the city according to the scheme «point-line-area» were examined. The main cultural line of Saratov was considered, some potential lines were revealed. The principles of formation of cultural space of the city were proposed. The role of citizens in maintaining a cultural space was examined.

Текст научной работы на тему «Территориальные аспекты и принципы трансформации культурного пространства города (на примере Саратова)»

УДК 911.375.64

Ю. В. Преображенский, Л. В. Макарцева

Юрий Владимирович Преображенский, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, topofag@yandex.ru

Макарцева Людмила Валентиновна, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, milamak05@mail.ru

Рассматриваются территориальные аспекты формирования культурного пространства города по схеме «точка-линия-ареал». Выявляется главная культурная линия Саратова, рассматриваются потенциальные линии. Предложены принципы формирования культурного пространства города. Анализируется роль горожан в поддержании культурного пространства. Ключевые слова: культурное пространство города, культурная ось, туризм, Саратов.

Spatial Aspects and Principles of the Transformation of the Cultural Space of the City (on the Example of Saratov)

Yu. V. Preobrazhenskiy, L. V. Makarceva

Yuriy V. Preobrazhenskiy, ORCID 0000-0003-2774-0554, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, topofag@yandex.ru.

Lyudmila V. Makarceva, ORCID 0000-0001-8231-0608, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, milam-ak05@mail.ru

The spatial aspects of the formation of cultural space of the city according to the scheme «point-line-area» were examined. The main cultural line of Saratov was considered, some potential lines were revealed. The principles of formation of cultural space of the city were proposed. The role of citizens in maintaining a cultural space was examined.

Key words: cultural space of the city, cultural axis, tourism, Saratov. DOI: 10.18500/1819-7663-2018-18-1 -22-26

Вопрос формирования культурного пространства в отдельно взятом городе имеет ряд составляющих, которые нельзя обойти вниманием. Для географов крайне важна морфология пространства. Его наиболее значимыми элементами являются точечные, линейные и ареальные структуры. На примере городского культурного пространства покажем их соседство и эволюцию.

Определений культурного пространства немало и они достаточно многозначны, однако некоторые аспекты представляются географам слишком вольными. В частности, сложно согла-

ситься с тем, что культурное пространство является средой (см., например, [1, с. 45]), в которой происходят культурные процессы. Напротив, следует поддержать такую точку зрения, согласно которой культурное пространство само является результатом деятельности культурных процессов. В такой трактовке оно сближается с понятием культурного поля.

Если наложить карту (или скорее картоид, учитывая субъективные различия в определениях культуры, во владении знаками) культурного пространства на карту реального городского пространства, то первая едва ли накроет вторую целиком, без разрывов. Культурное пространство дискретно, неравномерно по толщине своей «ткани». Наращивание такой ткани - одна из важных задач регионального управления. Как отмечает И. Е. Фадеева, «... именно социокультурные и знаково-символические аспекты регионального развития могут оказаться сегодня наиболее перспективными, определяя идентификационные процессы и формируя образ локального пространства» [2, с. 74].

В то же время рефлексия в отношении культурного пространства среди городского населения выражена слабо. Представляется, что горожанин ощущает себя не в качестве полноценного участника созидания, «ткача» культурного пространства, а как объект его влияния.

Схожий подход, как полагается, преобладает и среди чиновников, что затрудняет трансформацию культурной компоненты города. Показательно, что разного рода культурные «. городские инновации зачастую требуют не сложных технических решений, а смены мыслительных установок. . Сдвиг парадигм, сосредоточение внимания на креативности влечет нововведения, которые постепенно становятся стандартами» [3, с. 30].

Морфология культурного пространства города закладывается планировочным каркасом, который, в свою очередь, «вписан» в рельеф, а также ориентирован по направлению подъезда (подвоза) к городу. В отношении Саратова определяющим стало положение улицы Московской. В 1812 году губернский землемер А. Решетников предложил план застройки города, в котором органично сочеталась сложившаяся планировка старого центра с классической сеткой улиц на новых территориях. Предложенная прямоугольная уличная сеть была расположена под углом в 45 градусов к волжскому берегу, за основу взято направление главной улицы города - Московской. В прибреж-

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА (на примере Саратова) ,

© Преображенский Ю. В., Макарцева Л. В., 2018

ной части города получила продолжение уличная сеть, основанная на системе взвозов (Бабушкин, Троицкий и Князевский), которые поднимались от волжских пристаней к улице Чернышевской. «Нарезка» кварталов, площадей сохранилась по настоящее время.

Таким образом, культурный каркас опирается на регулярную планировку, прежде всего на те улицы, где для пешеходов предусмотрено достаточно обширное пространство. Это как в чистом виде пешеходные улицы (пр. Кирова, ул. Волжская, пешеходные ярусы Набережной Космонавтов), так и улицы с проходящими вдоль их оси аллеями Рахова и Астраханская. Привлекательность последним придают промежуточные пункты - Городской парк и Детский парк, которые можно считать культурно-рекреационными узлами. Нужно признать, что практика создания пешеходных пространств в Саратове, на наш взгляд, достаточно разумна, однако требует обязательного дополнения в виде пространства социального.

Этапом, предваряющим формирование культурного пространства, является создание (или выделение) точечных объектов, которые можно рассматривать как имеющие культурную ценность.

В последние годы для привлечения туристов во многих городах-миллионерах, а также крупных и некоторых средних городах активно идёт установка различных статуй. Часто непонятно, кого (или что) они изображают и какова их связь с городом. Такие статуи внедрены в разных местах городов по остаточному принципу, в малой степени связаны с окружающим городским культурным ландшафтом и часто «выпадают» из него, нарушая его целостность (достижение которой само по себе является отдельным вопросом). Данного рода деятельность - точечное возмущение культурного пространства, радиусом примерно равное расстоянию до объектива фотокамеры.

Саратов также не избежал этой участи. Так, современное городское культурное пространство центра олицетворяют новые арт-объекты, пример тому дизайнерские скамейки около площади Гагарина, скульптура «Одноклассники» на Набережной Космонавтов (автор В. А. Пальмин), скульптура «Городовой» на улице Волжской (автор А. Щербаков), Старый трамвай маршрута № 6 «Вокзал-Волга», здесь же памятный камень Хачкар в память об улице Армянской (прежнее название ул. Волжская), на проспекте Кирова памятник Саратовской Гармошке (автор В. А. Пальмин), памятник песне «Огней так много золотых...» (автор Н. Бунин).

Арт-объекты, появившиеся в областном центре за последние годы, в отличие от других городов делают городскую среду более комфортной, они выразительны, гармоничны, имеют определенную идею. На наш взгляд, перечисленные памятники и арт объекты вписались в городское пространство, не вызывая у местных жителей

и гостей города раздражения. В Н. Новгороде, например, арт-объекты расположены слишком скученно и скорее мешают пройти. Возможно, больший эффект они принесли бы в более культурно «тонких» (продолжая метафору с тканью культурного пространства) районах города.

Более эффективная по сравнению с точечной трансформация культурного пространства осуществляется при объединении точечных объектов в линии, своеобразном «нанизывании бусин на нитку». Безусловно, наглядным примером такого рода являют две туристические линии в г. Пермь [4]. Другой пример - г. Санкт-Петербург, где вопрос с линиями элегантно решён прокладыванием туристических маршрутов по рекам и каналам, на которые ориентированы фасады зданий (а в последние годы и некоторые арт-новоделы (вроде скульптуры Чижика-пыжика)), линейные элементы культурного пространства здесь изначально были вписаны в городскую среду. Впрочем, относительная кратковременность работы таких линий, ограниченная летними месяцами, вынуждает прибегать к более традиционным путям.

Среди упомянутых «бусин» могут быть как исторические объекты, так и объекты советского времени и последней четверти века. Так, из городской застройки выделяется Музейная площадь с самобытным обликом (Свято-Троицкий собор, здание музея краеведения, здание русской православной гимназии, здание филиала Приволжской железной дороги), площадь Чернышевского (здание консерватории, архиерейский ансамбль, здание колледжа искусств), улица Московская до улицы Радищева с домами в стиле русского классицизма, проспект им. Кирова с дореволюционными строениями. Среди объектов советского времени выделяются здания и объекты, имеющие отношение к личности Ю. А. Гагарина.

Наметим культурную линию пешеходного пространства по старому центру города, объединив точечные объекты в линию, тем самым заложив основу для формирования культурного каркаса (рисунок). Итак, отдельные достопримечательности, как уже было отмечено, расположены на Музейной площади, где сохранились уникальные памятники зодчества, которые находятся под охраной государства. Отсюда пешеходный маршрут пролегает по Набережной Космонавтов -визитной карточке областного центра.

Спускаясь вниз к Волге, пешеходная линия доходит до площади Гагарина, где находится культурный объект - памятник первому космонавту Ю. А. Гагарину, чье имя вписано в летопись Земли Саратовской. Далее линия проходит по третьему ярусу (зеленый пояс древонасаждений и цветников) до современного арт-объекта - скульптуры «Одноклассники». Поднимаясь к четвертому ярусу (жилой массив), линия ведёт к памятнику К. А. Федина, рядом с которым находится музей этого саратовского писателя. По ходу маршрута

Пешеходный туристический маршрут по основной культурной линии Саратова (сост. А. Ю. Романовой)

обращает на себя внимание один из развлекательных точечных объектов - скульптура «Городовой». Далее линия следует по ул. Волжской, которая сохранила часть старой дореволюционной застройки. Здесь в память армян, которые заселяли эту улицу, установлен камень Хачкар.

Следуя далее по линии, можно увидеть на ул. Волжской, дом 21 ИТР-1, выполненный в стиле конструктивизма (1937 г.), а также расположенное на противоположной стороне здание архитектора В. А. Люкшина - бывшая гинекологическая лечебница (ныне магазин «Все для здоровья»). Нельзя не обратить внимание и на двухэтажный особняк Э. Бореля (арх. П. М. Зыбин), ныне в здании располагается Дворец бракосочетания. Заслуживает внимания и особняк Ростовцева (Волжская, 20), выполненный в неоклассическом стиле. Особняк саратовского мукомола И. П. Шмидта, построенный по проекту архитектора К. А. Дулина в 1910-1913 годах, также расположен на ул. Волжской. Специалисты определяют стиль застройки города как классицизм, растворенный в более поздних застройках, но зодчество той эпохи не стало лицом Саратова [5].

В глубине улицы стоит здание (Волжская, 30), которое положило начало комплексу построек духовного ведомства - архитектурному ансамблю в стиле эклектики (бывший жилой дом саратовского архиерея). Замыкают улицу архиерейское подворье и храм «Утоли мои печали». Старой планировкой была заложена липовая аллея (ныне Сад Липки), которая является любимым местом горожан. Линейный элемент культурного пространства здесь изначально был вписан в городскую среду.

Следующей остановкой, примыкающей к культурной оси на маршруте, является площадь

Н. Г. Чернышевского с одноименным памятником. Рядом, соединяя две улицы, стоит один из ярких памятников архитектуры здание консерватории (арх. С. Каллистратов) с готическими элементами и приемами модерна. Силуэт этого здания служит эмблемой саратовской архитектуры и связан с историей города. Другой арт-объект - памятник Саратовской Гармошке - лишь дополняет линию маршрута.

На углу ул. М. Горького и проспекта Кирова взгляд останавливается на здании с флюгером. Это бывшая гостиница «Россия» (ныне здание находится в аварийном состоянии). На противоположной стороне - здание бывшей гостиницы «Европа» (находится в аварийном состоянии после пожара).

Далее по маршруту: на проспекте Кирова сохранился дом (Кирова, 22) первого кинотеатра в Саратове - «Гранд-Мишель», на противоположной стороне расположено здание (в стиле неоклассицизма) бывшего ломбарда (арх. В. Карпенко), рядом - монументальное здание бывшей гостиницы «Астория» (ныне «Волга») (арх. С. Каллистратов). Одним из точечных объектов следует признать памятник песне «Огней так много золотых...», расположенный напротив.

Обращает на себя внимание особняк братьев Никитиных (арх. А. Салько), основателей саратовского цирка, расположенный на углу проспекта и ул. Вольской. Замыкает линию маршрута конструктивное здание Крытого рынка (арх. В. Люкшин). Масштабное, гармонично цельное здание, построенное в 1914-1916 годах, оно и сейчас привлекает своей архитектурой. Линию можно продолжить далее по ул. Вавилова вплоть до пересечения с улицей Астраханской.

Намеченная нами ось пересекается с двумя потенциальными культурными линиями (пока

только на некоторых отрезках) на улицах Астраханская и Рахова. Вероятно, стоит рассмотреть задачу проведения пешеходной улицы для их объединения (например, по улице Советской).

Замыкать каркас с другой стороны будет ул. Ленина (ныне ул. Московская) с образцовыми домами постройки в период после 1812 года, в эпоху классицизма. Наконец, ещё одной потенциальной линией может служить Волга с прогулочными и туристскими теплоходами, личными яхтами и катерами. Подобной - водной - активности городу недостаёт уже десятилетиями.

Таким образом, предлагаемая линия маршрута обращена не только к архитектурному наследию города, но и к современному дизайну городской среды, которая создает уникальный колорит, атмосферу, отличающую Саратов от других городов страны.

При формировании культурных линий выделим принципы уникальности, ориентации на культурную коммуникацию, событийности, комфортности, рентабельности, экологичности. Уникальность предполагает достаточно плотное соседство исключительных объектов, прежде всего, конечно, зданий. В идеальном городе у домов отсутствуют номера, есть только имена: дом Устинова, дом Мельникова и т. д. Уникальность тесно связана с высокой историко-культурной ценностью, однако и относительно современные объекты также могут быть уникальными (отдельный вопрос в их эстетической ценности и функциональности).

Ориентация на культурную коммуникацию предполагает соответствующие условия, в которых индивиды могут сосредоточиться на взаимодействии, включающем развлечение, обучение, творчество. Взаимодействие, связанное с торговлей, должно носить подчинённый, сервисный характер. Данный принцип предполагает внимание к созданию и наполнению общественных пространств города, где появляется возможность осуществлять подобную коммуникацию.

Принцип событийности состоит в насыщении выделенных осей культурными событиями, как регулярными (становящимися со временем традиционными), так и спонтанными, организованными по инициативе граждан, связанными с какими-то значимыми событиями в их жизни. Не случайно в пешеходной зоне саратовцев, которая является самой протяженной в стране, в последние годы администрация города проводит «Городские выходные», фестивали, флешмобы, все праздничные мероприятия.

Комфорт связан с особым темпом уличной жизни, имеющим «пешеходный такт». Поэтому культурные линии мы привязываем к пешеходным пространствам. Показателем комфортности является и то, насколько интересно и безопасно на этих улицах находиться детям.

Принцип самоокупаемости сводится к тому, что существенная часть кафе, музеев, кинотеа-

тров, выставок и т. д. должна обеспечивать приток средств. Данный вопрос обращён к благосостоянию граждан, к уровню организации производства. Только меньшая часть соответствующей культурной инфраструктуры должна оплачиваться из бюджетных средств.

Принцип экологичности вполне очевиден. Он предполагает минимизацию различных видов загрязнения, в том числе шумового и ольфак-торного (т. е. в виде запахов), которые самими горожанами не вполне осознаются как именно загрязнения.

Формирование своего рода культурного каркаса из линейных элементов, которые соединяют отдельные достопримечательности, культурно значимые объекты, - один из важных шагов по структурированию культурного пространства города. Здесь уже появляется определённый эффект повествования - линия «ведёт» горожанина, туриста, «рассказывая» ему ту или иную историю. Если точечный культурный объект удостаивается поверхностного визуального контакта на время, необходимое для снимка, то «культурная ось», обращаясь к более глубокому смысловому уровню, вовлекает человека в культурное пространство, пробуждая культурную рефлексию.

Вопрос проведения культурных осей многоаспектен и актуален. С одной стороны, их формирование обусловлено историей города, его планировкой, они уже имплицитно заложены в нём. С другой стороны, очевидна необходимость «достраивания» линий, их дополнения более современными арт-объектами и культурно-развлекательной инфраструктурой в целом. Это связано и с практическими аспектами проведения пешеходной городской экскурсии («разрывом» на маршруте, который желательно заполнить), и с вовлечением многофункциональных (в том числе развлекательных1) объектов по ходу маршрута (финансовый аспект, конечно, не остаётся без внимания), а также муниципальных культурных объектов, распложенных в стороне от привычных туристских маршрутов.

Наконец, на завершающем этапе эволюции культурного пространства происходит переход от сети (представленной «культурными линиями») к полному покрытию города культурной «тканью». Культурное пространство можно рассматривать в качестве ареала2, одного среди многих на карте страны. Важным с этих позиций является вопрос повышения аттрактивности города [7], в том числе повышения туристического потенциала [8] и брендирования города и области в целом [9].

«Сплошное» культурное пространство как неотъемлемый компонент включает и самих горожан. Они являются его со-переживателями,

1 В данной связи интересны особенности формирования квест-индустрии в городах России (см. [6])

2 В действительности это только некая метафора, так как общественное культурное пространство существует, конечно, только снаружи красных линий.

со-творцами. Такого эффекта нельзя добиться дирижистскими мерами, созидание горожанами культурного пространства идёт «снизу», однако при этом требует общецивилизационного роста культуры, трансформации мировосприятия, образования. Впрочем, локальные городские процессы оказываются комплементарными более масштабным процессам, происходящим в стране и в мире, до определённой степени определяя их.

Библиографический список

1. Орлова Е. В. Культурное пространство : определение, специфика, структура // Аналитика культурологии. 2010. № 15. С. 42-53.

2. Фадеева И. Е. Метасимволика культурных пространств : локальный текст в измерении цивилизационной семиотики // Человек. Культура. Образование. 2012. № 6. С. 73-88.

3. Гонтарева А. Е. Возрождение городских пространств посредством культурных проектов // Альтернативы регионального развития. 2011. № 2 (2). С. 23-30.

4. Пешеходные туристические линии Перми. URL: http:// lines.perm.ru/ (дата обращения: 11.10.2017).

5. Терехин С. О. Века и камни : (Памятники архитектуры Саратовской области). Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1990. 152 с.

6. Лядова А. А., Преображенский Ю. В. Развитие квест-индустрии в России : пространственные аспекты // Вестн. ТвГУ. Сер. География и геоэкология. 2017. № 2. С.81-92

7. Преображенский Ю. В. Аттрактивность регионов и городов Поволжского экономического района // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 72-77.

8. Макарцева Л. В., Щеглов Д. М. Туристический потенциал Саратовской области и условия его реализации // Изв. Алт. отд-ния Русского Географического Общества. 2014. № 35. С. 86-89.

9. Терентьева О. В., Лощева Д. Ю., Щеглов Д. М. Выявление потенциальных туристских брендов как элемент позиционирования территории (на примере города Саратова и Саратовской области) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 24-27.

Образец для цитирования:

Преображенский Ю. В., Макарцева Л. В. Территориальные аспекты и принципы трансформации культурного пространства города (на примере Саратова) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 22-26. DOI: 10.18500/1819-7663-2018-18-1-22-26.

Cite this article as:

Preobrazhenskiy Yu. V., Makarceva L. V. Spatial Aspects and Principles of the Transformation of the Cultural Space of the City (on the Example of Saratov). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Earth Sciences, 2018, vol. 18, iss. 1, рр. 22-26 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-7663-2018-18-1-22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.