Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИБИРИ'

ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Ф. Савченков, Е.Д. Савилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИБИРИ»

О М Ф. СЛВЧЕНКОВ. Е. Д. САВИЛОВ, »06 УДК 1Ю1:*14.Г(571.1/.$>

А/. Ф. Савченков, Е. Д. Савилов

ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИБИРИ

Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН, Иркутск

"Понятие о болезни неразрывно связано с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой", — указывал в свое время С. П. Боткин. Естественное формирование уровня здоровья, его качества у населения происходит под воздействием многочисленных факторов, и значительную роль в этом процессе играет окружающая природная среда. Доказательность влияния факторов природной среды на организм является ключом для понимания причин многих заболеваний, их распространения и аргументацией для разработки и внедрения профилактических мероприятий. В целом эта область знаний рассматривается как медицина окружающей среды. В рамках этого направления можно выделить три основные проблемы, имеющие важное значение для Сибири:

• Влияние природной биогеохимической ситуации на здоровье населения.

• Уровень взаимосвязи потенциала здоровья и антропогенного загрязнения окружающей среды.

• Оценка эффективности борьбы с инфекционной заболеваемостью: совместный проект науки и здравоохранения.

Установлено, что высокая концентрация в природных водах жизненно важных элементов, щелочная среда и низкие значения коэффициента биологического накопления формируют у населения высокую резистентность к кариесогенным факторам окружающей среды.

Еще большее значение для здоровья человека в Сибири имеет уровень минерализации питьевой воды. В результате многолетнего употребления мягкой воды повышается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, а излишнее употребление жесткой воды приводит к нарушениям минерального обмена, отложению камней в почках и мочевых путях.

В связи с этим укажем, что воды озера Байкал и Иркутского водохранилища относятся к слабоминерализованным. Так, по данным Иркутского городского центра Госсанэпиднадзора, в пробах воды сухой остаток колеблется в пределах 55,3—64,5 мг/л, кальций — 12,6—14,4 мг/л, магний — 2,5—5,7 мг/л при необходимом оптимуме 200— 500, 30—60 и 20—60 мг/л соответственно. Следует также отметить дефицит микроэлементов — фтора, йода, селена и др.

Если проследить качество воды по этим показателям на всем протяжении Ангары, то оно меняется незначительно. Например, в районе Устъ-Илимска минерализация воды (общее содержание солей) составляет 116—129 мг/л, содержание кальция — 20—21 мг/л, магния — 5—5,5 мг/л. При этом величина комплексного показателя качества питьевой воды в течение длительного периода наблюдения находится на одном уровне, что свидетельствует о ее относительно стабильном химическом составе. При сравнении рассматриваемых величин с рекомендациями ЕЭС оказалось, что в воде Ангары в 6 раз меньше хлоридов, в 2 раза

— сульфатов, в 5 раз — кальция, в 6 раз — магния, в 5 раз

— калия и натрия и в 3 раза ниже уровень минерализации по сравнению с оптимальным составом. Вследствие этого питьевая вода характеризуется физиологической неполноценностью.

Что касается микроэлементов, большое значение придается йодному обеспечению. Недостаточность йода является основным этиологическим фактором зоба, который до сих пор не утратил своего значения. Наоборот, вызывает озабоченность его территориальная экспансия и огромная популяция людей с высоким риском этого заболевания. В этом, несомненно, значительную роль играют экологическая обстановка и социальные условия жизни населения.

В последние годы Министерство здравоохранения и социального развития РФ принимает энергичные меры по борьбе с йоддефицитными заболеваниями.

Накоплена огромная информация о взаимосвязи потенциала здоровья и антропогенного загрязнения окружающей среды. По нашим данным, устаноатена более высокая частота различной патологии у детей, проживающих в экологически неблагополучных районах. Так, распространенность железодефицитных анемий у детей была в 2,5 раза выше в загрязненном районе [1]. У матерей, имеющих детей с железодефицитной анемией и проживающих в экологически неблагоприятных районах, значительно чаще отмечались патологическое течение беременности, родов и другие отклонения перинатального периода. Аналогичная информация была получена и со стороны других органов и систем [4). Антропогенные факторы оказывают повреждающее действие на все звенья иммунной системы, причем наиболее выраженные изменения возникают со стороны фагоцитарного и клеточного звена этой системы. Развитие имму-нодефицитного состояния приводит к хронизации и более тяжелому течению заболевания у детей.

Таких примеров можно привести множество по самым разным нозологическим формам, в частности по такой своеобразной патологии, как хроническая сердечная недостаточность у больных ревматическими пороками сердца. Выявлены сильные корреляционные связи между загрязнением окружающей среды и частотой обострения хронической сердечной недостаточности. Установлены значимые показатели риска влияния эколого-ги-гиенической ситуации на появление конкретных признаков прогрессирования хронической сердечной недостаточности: легочной гипертензии, аритмии и, в частности, мерцательной аритмии [2].

Особого внимания требуют исследования влияния техногенного загрязнения на инфекционную заболеваемость. В последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция к росту частоты отдельных видов инфекционной патологии. В связи с этим следует отметить, что многолетними исследованиями Института эпидемиологии и микробиологии Научного центра Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН показано, что техногенное загрязнение атмосферного воздуха приводит к утяжелению клинического течения инфекционного процесса и увеличению его длительности, а также к более частому развитию осложнений, сопутствующих заболеваний и удлинению сроков реконвалесценции [5, 6).

Кроме того, обращает на себя внимание выраженный рост инфекционной заболеваемости с передачей инфек-та водным путем, что свидетельствует о высоком уровне биологического загрязнения крупнейших источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Восточной Сибири, гигиеническая характеристика которых в местах водозабора по санитарно-химическим и микробиологическим показателям не соответствует нормативным документам [3]. В наиболее загрязненных водоемах происходят изменения структуры микробиоценозов в сторону увеличения доли грамотрицательных условно-патогенных бактерий до 50% и более. При этом соотношения резистентных и чувствительных к антибиотикам микроорганизмов различны и зависят от степени антропогенного загрязнения. В водоемах с низким уровнем антропогенной нагрузки (например, исток Ангары) в микробных ассоциациях преобладают чувствительные к антибиотикам штаммы, имеющие фенотипы устойчивости к 3 препаратам, а в водоемах с высоким уровнем загрязнения (река Селенга) — резистентные штаммы (фе-

нотипы с детерминантами к 8—10 препаратам). Указанные обстоятельства подтверждают существенную антропогенную нагрузку на водоисточники.

Специфической особенностью проблемы загрязнения водоисточников и питьевой воды патогенными вирусами является способность вирусов сохраняться несколько месяцев или даже лет в водах различного качества. При этом длительность сохранения вирусов в воде значительно повышается при понижении температуры, что имеет существенное значение в условиях Сибири.

Иркутским институтом эпидемиологии совместно с городским центром Госсанэпиднадзора проводятся вирусологические исследования воды Ангары, питьевой воды централизованного водоснабжения и других объектов эпидемического риска на наличие антигенов вируса гепатита А и ротавируса. Показано, что рост количества позитивных проб в речной воде (более 10%) происходит за счет большого объема нерегулируемых сточных вод, поступающих в водоем в городской черте. В разводящих сетях водопровода также наблюдается достаточно высокий процент проб с наличием патогенных вирусов, при этом степень контаминации вирусами питьевой воды по сравнению с исходной снижалась незначительно. Эти данные вызывают большое беспокойство, поскольку существующие методы водоподготовки рассчитаны на обеззараживание воды лишь от бактериальной флоры и малоэффективны в отношении вирусного загрязнения.

В детских дошкольных учреждениях при исследовании смывов с инвентаря и оборудования маркеры вирусов определялись в 4,6—18,6% случаев.

Рост заболеваемости энтеровирусной инфекцией также свидетельствует об интенсивной циркуляции соответствующих вирусов в водоисточниках и других объектах эпидемического риска. Об этом же говорят результаты вирусологического мониторинга за эпидемиологически значимыми объектами окружающей среды (вода различного качества, детские дошкольные учреждения, овощи и фрукты, реализуемые через сеть розничной торговли),

проводившегося на территории Иркутска в 2003—2004 гг. Например, РНК энтеровирусов часто встречается в мякоти овощей и фруктов (40% проб, из них 20% проб были местного производства). С наибольшей частотой маркер вируса определялся в мякоти перца, редиса, помидоров, бананов и яблок.

Полученные материалы свидетельствуют о высокой значимости медицины окружающей среды в решении проблем здоровья населения Сибири.

Литература

1. Гомелля М. В. Клинико-гигиенический анализ желе-зодефицитных анемий у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 1999.

2. Калягин А. Н. Эколого-гигиенические факторы риска прогрессирования хронической сердечной недостаточности при ревматических пороках сердца: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 2004.

3. Мамонтова Л. М., Савилов Е. Д. // Проблемы оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции, посвящ. 60-летию образования АМН СССР — РАМН, 125-летию со дня рождения академика АМН СССР А. Н. Сысина, 20— 22 октября 2004 г. - М., 2004. - С. 358-361.

4. Петрова А. Г. Влияние эколого-гигиенической обстановки на распространенность и патогенетические особенности течения хронического пиелонефрита у детей: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Иркутск, 2002.

5. Савилов Е. Д., Колесников С. И., Савченков М. Ф., Злобин В. И. // Вестн. РАМН. - 1996. - № 8. -С. 37-40.

6. Савилов Е. Д. // Бюл. Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - Иркутск, 2001. - № 4 (18). - С. 5-7.

Поступила 22.04.05

О А. Г. СЕТКО, В. М. БОЕВ. 2006 УДК 616-02:6 М.7]:001.891.7

А. Г. Сетко, В. М. Боев

МЕДИЦИНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

ГОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ, ФГУ Центр Госсанэпиднадзора в Оренбургской области

На сегодняшнем этапе развития общества не вызывает сомнения, и это научный факт, что неблагоприятный экологический фактор сказывается отрицательно на формировании популяционного здоровья населения, особенно в связи с изменением социально-экономических условий, сопровождающимся, с одной стороны, ослаблением контроля за качеством среды обитания, с другой — появлением новых синтезируемых химических соединений, с которыми человек имеет прямой контакт и к которым эволюционно не приспособлен (1).

Очевидно огромное значение функционирования государственной системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ), однако имеются проблемы в его организации, такие, как выбор приоритетных показателей популяционного и индивидуального здоровья, качество показателей и выделение приоритетных факторов среды обитания на урбанизированных и сельских территориях, методическое обеспечение комплексного анализа многосредового действия факторов среды, достоверность причинно-следственных связей в системе среда—здоровье, мониторинг физических факторов и их вклад в формирование здоровья [2].

Имеющийся опыт в области ведения СГМ позволяет утверждать, что реальный анализ приоритетов и факторов, формирующих здоровье на популяционном и индивидуальном уровне, нельзя получить при простом ариф-

метическом суммировании показателей заболеваемости и смертности. Так, по результатам многолетнего мониторинга показателей здоровья в популяции Оренбургской области прослеживается общая тенденция, характерная и для России, — это нарастание заболеваемости и смертности. Известно также, что продолжительность жизни населения является одним из интегральных показателей популяционного здоровья. Поэтому особое значение приобретает анализ преждевременной смертности, в структуре причин которой ведущие ранговые места занимают болезни системы кровообращения — 49,5 ± 0,6%, новообразования — 16,1 ± 0,4%, травмы и отравления — 15,5 ± 0,4%. На остальные нозологические группы приходится 18,9 ± 0,4%.

Повозрастной анализ выявил другую структуру: средний возраст умерших 64,1 ± 0,2 года, а первое ранговое место занимают травмы и отравления (42,4 ± 0,3 года), второе — новообразования (64,1 ± 0,3 года) и только третье — болезни системы кровообращения (72 ± 0,2 года), что в свою очередь ставит вопрос о приоритетных управленческих решениях.

Вместе с тем установлено, что на некоторых административных территориях, не имеющих видимых источников загрязнения окружающей среды, заболеваемость и смертность выше, чем в промышленных городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.