Научная статья на тему 'Проблемы малой гражданской авиации в России'

Проблемы малой гражданской авиации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КРИЗИСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ / SMALL CIVIL AVIATION / LEGISLATIVE ISSUES / CRISIS STATE OF THE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монастырная В.С.

Наше государство обладает огромной территорией, значительная часть которой труднодоступна для автомобильного и железнодорожного транспорта, единственным способом коммуникации становится авиасообщение. В статье рассматривается правовые проблемы развития перспективной авиаотрасли малой гражданской авиации, а также предлагаются пути решения назревших вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SMALL AVIATION IN RUSSIA

Our state has a vast territory, much of which is difficult to access for road and rail transport, the only way of communication is getting traffic. This article examines the legal problems of development of perspective aviation industry General aviation, as well as proposing solutions to pressingissues.

Текст научной работы на тему «Проблемы малой гражданской авиации в России»

УДК: 629.73.71

ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ

В. С. Монастырная Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pricladnaya.i@yandex.ru

Наше государство обладает огромной территорией, значительная часть которой труднодоступна для автомобильного и железнодорожного транспорта, единственным способом коммуникации становится авиасообщение. В статье рассматривается правовые проблемы развития перспективной авиаотрасли - малой гражданской авиации, а также предлагаются пути решения назревших вопросов.

Ключевые слова: малая гражданская авиация, законодательные проблемы, кризисное положение отрасли.

PROBLEMS OF SMALL AVIATION IN RUSSIA

V. S. Monastyrnaya Scientific supervisor - E. V. Farafontova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pricladnaya.i@yandex.ru

Our state has a vast territory, much of which is difficult to access for road and rail transport, the only way of communication is getting traffic. This article examines the legal problems of development of perspective aviation industry - General aviation, as well as proposing solutions to pressingissues.

Keywords: small civil aviation, legislative issues, crisis state of the industry.

Сегодня авиационная отрасль в России переживает не самые лучшие времена. Более или менее нормальными темпами развивается только военная авиация, в гражданской ее части отмечается существенный спад, большая часть планов не выполняется. В основном аэропорты и аэродромы не получают государственного финансирования на ремонт, по разным причинам, начиная от поздних заключений государственных контрактов и заканчивая нарушениями сроков выполнения работ у подрядчиков. Эти показатели являются ухудшающими, несмотря на то, что использование авиационного транспорта становится более повсеместным, чем использование железнодорожных перевозок. Также большой проблемой нашей авиации является пробел в развитии отечественного авиационного строения, ведь более 72% авиационного рынка занимают иностранные транспортные средства [1].

Особо следует обратить внимание на отставание развития в России перспективной авиаотрасли малой гражданской авиации. На сегодняшний день в авиапарке данной сферы насчитывается около трёх тысяч самолётов и вертолётов и всего несколько тысяч активно летающих пилотов любителей, что является крайне низким показателей при населении страны в 145 миллионов человек. Действующие школы, у которых не была отозвана лицензия, можно пересчитать по пальцам (один из них - коммерческий центр обучения в Сибири). Остались только государственные учебные коммерческие центры, в которые обычному гражданину попасть просто нереально из-за жестких правил приема. У остальных школ в связи с изменением требований законодатель-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ства отозваны сертификаты учебного заведения в сфере авиации, и они не могут официально подготавливать пилотов и выдавать им лицензии, что сводит на нет траты на их обучение [2].

Ужесточение требований к авиационным центрам началось после череды аварий в транспортной гражданской и военной авиации. Сегодня пилоты уходят обучаться в страны ближнего зарубежья, такие как Чехия или Белоруссия, а потом проходят медкомиссии и подтверждение квалификации для смены европейского свидетельства на российское свидетельство.

Кроме того, действующие правила устанавливают разрешительный порядок допуска непосредственно к совершению самого полета и в большинстве случаев комиссия отказывает в таком допуске в связи с излишне жесткими правилами отбора. В результате у пилотов нет возможности отрабатывать практические навыки, да и просто использовать по назначению воздушное судно.

Существует также проблема аэродромов для малой авиационной техники, фактически на сегодняшний день лицензированных аэродромов нет. Те, которые имеются в наличии или являются стратегическими закрытыми объектами, находящимися не в самом лучшем состоянии, которые частное лицо или организация не могут взять в своё пользование, или же относятся к землям сельскохозяйственного назначения и, формально, не имеют статуса, позволяющего заниматься авиационной деятельностью. Построить свой аэродром и зарегистрировать его можно, но процедура эта очень сложная, а государственных льгот и преимуществ в данном деле не предусмотрено.

Но самым главным «бичом» современной авиации можно назвать взяточничество и монополизм, который усложняет регистрацию авиационного частного транспорта и их обслуживание, превращая малые размеры выплат, предусмотренных установленными правилами, в астрономические суммы. Таким образом регистрация легкомоторного самолёта из задокументированной пошлины в 600 рублей после огромной бюрократической волокиты превращается в 60-100 тысяч рублей для одного воздушного аппарата. Обслуживающие компании требуют несоразмерно большую плату за свои услуги, вследствие чего лётчикам приходится заниматься обслуживанием своих транспортных средств за рубежом.

Несовершенная система транспортного налога также доводит малую авиацию до скорейшего увядания. На сегодняшний день установлена официальная ставка налога, равная 150 рублей за одну лошадиную силу, что является завышенным показателем, ведь у того же АН-2 (единственного разрабатываемого в России своего самолёта) мотор в 1000 лошадиных сил и налог выходит в 100-173 тысячи рублей [3].

Развивать отрасль малой авиации необходимо по нескольким причинам:

• Использование малой гражданской авиации повысит показатели общего денежного оборота в стране, поскольку рынок легких и сверхлёгких авиасуден может давать ежегодный оборот в 70, а не в 14 сегодняшних миллиардов рублей [4];

• Появление малой авиации на мировом авиационном рынке положительно скажется на статусе государства и экономического положения страны в целом.

Для поступательного развития отрасли необходимо упростить законодательство в сфере образования пилотов, а также пересмотреть требования к лётным центрам и восстановить лицензии у имеющихся. Также необходимо усовершенствовать порядок допуска к практическому вождению авиационного транспортного средства, отменить необходимость получения комиссионного разрешения, которое обычно влечет за собой требование предоставления большого объема документов и, как следствие, долгого ожидания разрешения на полёт в определенное время и в определенном месте. Предлагается ввести уведомительный порядок, при котором пилот извещает о том, что планирует отправиться в полёт в то или иное время, без ожидания разрешений. Это позволит пилотам не нарушать запреты авиационных властей, вылетая нелегально, а властям даст возможность вести точный контроль за пилотами, находящимися в то или иное время в определенной области.

Также следует ликвидировать государственную монополию на регистрацию и обслуживание легких и сверхлегких самолётов, чтобы снизить затраты на сам лётный аппарат и начать вкладывать средства в развитие отрасли. Поскольку сейчас государственные компании, не имеющие конкурентов, завышают расценки на обслуживание и регистрацию транспортного средства, делая само содержание лётного транспорта дорогим.

Предлагается также заменить транспортный налог по лошадиным силам. Следует внести налог в стоимость авиационного топлива. Это сделает справедливым распределение налога -тем, кто больше пользуется авиасудном и больше тратит топлива, тем и платить больше, а тем, у кого воздушное устройство большую часть времени простаивает, не платить больших налогов.

Также следует вкладывать средства в исследования и создания новых лётных аппаратов, а не использовать обновлённые старые аппараты, подобные АН-2, и не закупать их за рубежом. В наше время самолётостроительная область переживает упадок. Уже долгое время не разрабатываются новые модели самолётов, не производятся материалы для воздушных судов, все это приобретается за границей, что отрицательно сказывается на отрасли.

Развитие малой авиации должно стать одной из важных функций государства, поскольку ее применение чрезвычайно актуально в разных сферах народного хозяйства. Об этом свидетельствует опыт советского времени: именно малая авиация в СССР занималось удобрениями полей, доставкой грузов, составлением картографических и географических карт, а также опрыскиванием лесов специальными реагентами. Сегодня малые авиационные судна эксплуатируются в основном в развлекательно-познавательных целях или участвуют в создании кинопроизведений, потенциал отрасли не используется должным образом.

Библиографические ссылки

1. Electronictextbook Вопросик "Проблемы авиации 2016» [Электронный ресурс]. иКЬ:Ийр://уорго81к.пе1/ргоЬ1ету-ау1асп-2016/(Дата обращения 03.03.2017).

2. Е1еСтош^ехЛоокВЗГЛЯД ««Вакханалия» в малой авиации России» [Электронный ресурс]. URL: Ийр8://у2.т/пе^^/2015/8/10/760517.^т1(Дата обращения: 07.03.2017).

3. Е1еСгош^ехШоокНовости России «Малая авиация России: проблемы и их непростые решения» [Электронный ресурс]. URL: http://xn—с^Ьа^Ьсйеа^ш-аплпЮ/новости/малая-авиация-россии-проблемы-и-их-не-простые-решения/(Дата обращения: 09.03.2017)

4. Е1ес^ошС:ехШоокНакануне «Большие проблемы малой авиации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nakanune.ru/artic1es/112017/ Дата обращения: (11.03.2017).

© Монастырная В. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.