Научная статья на тему 'Проблемы макроэкономического регулирования в условиях глобализации'

Проблемы макроэкономического регулирования в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1558
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ РИСКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / GLOBALIZATION / MACROECONOMIC MANAGEMENT / GLOBALIZATION RISKS / NATIONAL ECONOMY / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Радько Антонина Андреевна

В статье анализируются сущность и основные формы проявления процесса глобализации с позиции мировой экономики, который формирует основные тенденции развития стран в современных условиях. В работе охарактеризованы некоторые из указанных тенденций, а также определены основные инструменты макроэкономического регулирования, обеспечивающие синхронизацию развития экономики на национальном и наднациональном уровнях ииспользование которых приведет к повышению эффективности функционирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна, Радько Антонина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MACROECONOMIC REGULATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article analyzes the essence and the main forms of manifestation of globalization, which forms the main trends of world development of countries in modern conditions, characterized by some of the trends and also identifies the main instruments of macroeconomic regulation, which synchronizes the development of the economy at the national and supranational levels and the use of which can provide increase of efficiency of functioning of the economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы макроэкономического регулирования в условиях глобализации»

УДК: 330.101.541

Кравченко Лариса Анатольевна

Доцент, кандидат экономических наук, Кафедра экономической теории, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь

Радько Антонина Андреевна

Доцент, кандидат экономических наук, Кафедра экономической теории, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь

ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье анализируются сущность и основные формы проявления процесса глобализации с позиции мировой экономики, который формирует основные тенденции развития стран в современных условиях. В работе охарактеризованы некоторые из указанных тенденций, а также определены основные инструменты макроэкономического регулирования, обеспечивающие синхронизацию развития экономики на национальном и наднациональном уровнях ииспользование которых приведет к повышению эффективности функционирования экономики.

Ключевые слова: глобализация, макроэкономическое регулирование, глобализационные риски, национальная экономика, импортозамещение.

JEL classification codes: С 820, E 210, E 230, F 010

Для цитирования: Кравченко Л. А., Радько А. А. Проблемы макроэкономического регулирования в условиях глобализации// Крымский научный вестник. 2017. № 1(13). С. 39-54.

Larisa Kravchenko

Ph.D. (Economics), Associate professor Associate professor of the department of economic theory Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Antonina Radko

Ph.D. (Economics), Associate professor Associate professor of the department of economic theory Institute of Economics and Management V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

PROBLEMS OF MACROECONOMIC REGULATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article analyzes the essence and the main forms of manifestation of globalization, which forms the main trends of world development of countries in modern conditions, characterized by some of the trends and also identifies the main instruments of macroeconomic regulation, which synchronizes the development of the economy at the national and supranational levels and the use of which can provide increase of efficiency of functioning of the economy.

Key words: globalization, macroeconomic management, globalization risks, national economy, import substitution.

JEL classification codes: С 820, E 210, E 230, F 010

Реалии развития современной экономики в значительной мере определяют процесс участия любой страны в мировых экономических процессах. Это участие может происходить стихийно, а может быть регулируемым, направленным на улучшение благосостояния населения и повышение эффективности функционирования экономики. Выбор определяет макроэкономическое регулирование национальной экономики. Вследствие глобального кризиса расширилось понимание необходимости качественного изменения роли государства в экономике. Кризис наглядно продемонстрировал неэффективность стандартных макроэкономических регуляторов как для

предотвращения накопления системных противоречий перед кризисом, так и для достижения оживления в посткризисный период. Мировой опыт показал, что эффективные рычаги осуществления государственной политики смещаются в институциональную сферу. Анализ особенностей экономической политики, обусловливает потребность в исследованиях, связанных с поиском путей гармонизации национальной и интернациональной составляющей в макроэкономическом регулировании.

Современный этап глобализации характеризуется обострением международной конкуренции, глобальной нестабильностью, возникающей в результате действия ряда факторов экономического, финансового, социального, информационного, культурного, религиозного характера и усиливающего противоречия и асимметрии глобального экономического развития. Экономическая закономерность последних лет, вызывающая неоднозначную оценку, как многих экспертов, так и обычных граждан большинства стран мира, — это усиление взаимозависимости экономического развития стран, регионов и углубления рисков, вызванных указанными глобализационными изменениями. Взаимозависимость национальных экономик в условиях глобализации приводит к росту уязвимости отдельной страны перед глобальными рисками, поэтому исследование проблем макроэкономического регулирования является одним из актуальных направлений экономической мысли.

Проблемы глобализации и регулирования экономики исследовали экономисты многих стран. Наиболее известными среди зарубежных авторов являются Дж. М. Кейнс, Дж. Гэлбрейт, Дж. Стиглиц, Ж. Аттали, Дж. Хикс, Е. Хансен, Дж. Робенсон, П. Самуэльсон. Формы проявления и особенности современных глобализационных процессов, теории регулирования рыночной экономики, проблемы макроэкономической политики рассмотрены в работах Журавлева В. В., Богомолова О. Т., Савчука В. И., Лившица В. Н., Князева Ю. К. и др. Вместе с тем актуальными и требующими дальнейшего рассмотрения остаются вопросы синхронизации развития экономик стран мира,

проблемы использования макроэкономических регуляторов с учетом усиления влияния внешних факторов на внутренние экономические процессы.

Целью исследования является анализ макроэкономического регулирования в условиях глобализационных трансформаций с целью повышения эффективности национальной экономики. Методологическую базу исследования составили диалектический, исторический и системный подходы, позволяющие исследовать проблему в целом и отдельные ее вопросы.

Глобализация (англ. globalization), по определению — это «процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации» [1]. Одной из важнейших форм проявления глобализационных изменений в экономике стран является формирование международного разделения труда, движение в масштабах всей планеты производственных, человеческих, финансовых, информационных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технических процессов. Появление и становление глобализированных рынков предопределяет возрастающую зависимость развития экономик стран мира от внешних факторов. По данным экспертов, указанная зависимость для развитых стран составляет в среднем 30%, а для развивающихся рынков до 60 % [2]. Следует отметить, что упомянутые закономерности развития глобализации рыночных процессов в мире происходят неравномерно на различных видах рынков и в различных регионах. К примеру, глобализация финансовой системы, или информационная глобализация находятся на значительно более высокой стадии развития и взаимопроникновения, чем, например, глобализация рынка труда. С другой стороны, уровень интеграционного сотрудничества европейского или североамериканского регионов значительно выше уровня взаимозависимости экономик азиатского или африканского регионов.

Сегодня мировая экономика перешла на «трехскоростной» режим развития — страны, которые развиваются успешно (это часть развивающихся стран); страны, где положение улучшается (США, Швеция, Швейцария) и страны, которые должны пройти определенный путь (страны зоны евро и

Япония). В целом это только усиливает дисбалансы и риски, мировое хозяйство находится в процессе непрерывных изменений. Создаются новые региональные интеграционные группировки, сменяются империи транснациональных корпораций, все большая часть хозяйственных операций осуществляется в рамках глобальных производственных комплексов и информационных систем. Мировая экономика в XXI веке развивается через противоречия между глобальным характером и интересами государств, регионов, ТНК. Соответственно задачи и проблемы макроэкономического регулирования экономики и ее гармонизации к внешней среде различны для государств и экономик мира.

Макроэкономическое регулирование — комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию экономики, подразумевающую обеспечение высокой занятости и реализацию потенциального выпуска продукции. По мнению авторов, основные направления макроэкономического регулирования в таких условиях связаны с восстановлением экономического роста и повышением производительности труда. С этой целью возникла необходимость создания благоприятных условий для конкуренции, проведения структурных реформ, повышения уровня образования.

Важным направлением макроэкономического регулирования является пересмотр социальной политики государства. В последние десятилетия в экономической политике западных государств приуменьшалось значение социального обеспечения и программ социальной защиты, отдавалось предпочтение стратегиям, нацеленным на экономическую эффективность. Однако в период кризиса и общей экономической неопределенности правительства стран должны обеспечить определенный уровень стабильности в обществе и социальной защиты.

Кроме того, будущие экономические результаты связаны с проведением индустриальной политики, направленной на развитие определенных секторов промышленности. Это значит, что отдельные, приоритетные для государства отрасли экономики должны получать такие виды поддержки, как дешевые

кредиты, прямые субсидии. Однако эта новая индустриальная политика не связана с осуществлением крупных секторальных сдвигов в производстве, ее задачи — координация решения проблем и устранения барьеров, которые ограничивают приток частных инвестиций в новые отрасли и технологии, а также трудностей, с которыми рыночные механизмы не могут справиться самостоятельно.

Выполнение государством своих регулирующих функций существенным образом влияет на весь ход экономического развития и изменяет характер рыночной экономики. Именно сочетание двух начал в определенной пропорции для каждого исторического этапа и экономического состояния определяло его сущностную специфику в общем процессе эволюции, представляющей собой взаимодействие объективных и субъективных факторов. Сегодня рыночные процессы хотя и остаются первичными, но развиваются под существенным воздействием государственной деятельности, обеспечивающей сбалансированность интересов экономических агентов [3].

Следующим глобализационным вызовом является функционирование мировых финансовых рынков. Данные процессы, сопровождающиеся либерализацией движения капитала и финансовой сферы, приводят к снижению системных рисков, однако, разнообразные финансовые и торговые взаимосвязи между институтами и рынками позволяют перераспределять индивидуальные риски на международный уровень. Финансовая глобализация усиливает общую нестабильность глобального рынка, повышает вероятность развития угроз экономической безопасности страны и макроэкономической стабильности.

Основным положительным результатом финансово-глобализационных процессов выступает повышение темпов экономического роста за счет дополнительного привлечения капитала на международных рынках. По кейнсианской теории дополнительные инвестиции как результат увеличения сбережений влияют на рост реального выпуска из-за эффекта мультипликации и акселерации. Наиболее популярная неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу также утверждает, что повышение капиталовооруженности труда,

благодаря новым инвестициям, является одним из факторов роста реального выпуска. Однако основную часть преимуществ фактически получают богатые страны или частные держатели крупных финансовых ресурсов. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.

Особенно серьезное значение усиление нестабильности мирового финансового рынка, повышение рисков и угроз приобретает для развивающихся экономик, в том числе, и постсоветских стран, поскольку их финансовые системы имеют повышенную зависимость от глобальных финансовых рынков. Финансовая глобализация сопровождается широким распространением использования оффшорных зон в международном бизнесе. По подсчетам аналитиков, Россия сегодня значительные по объемам средства, выводит из страны с помощью офшоров. За последние 20 лет из России выведено в зарубежные офшоры 800 млрд. долларов [4].

В связи с этим одной из важнейших составляющих и целей макроэкономического регулирования является обеспечение финансовой стабильности. Критерием успешности финансового регулирования на макроуровне является стабильное, сбалансированное развитие финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной систем страны, а также создание механизма ценообразования, который характеризуется устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост. Кредитно-монетарные механизмы, их оптимизацию можно рассматривать как элемент и средства институциональной стратегии государства. Причем некоторые страны, регионы мира достигли успеха в институциональной стратегии благодаря последовательному соблюдению жестких критериев монетарной политики.

Стабильность финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимальностью финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной

валюты, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса. Важный аспект регулирования экономики заключается в оптимизации привлечения средств необходимых для макрохозяйственной системы, испытывающей финансовые дефициты ресурсов.

Главный внешний вызов задачам макроэкономического регулирования связан с тем, что объективный процесс интеграции страны в мировое сообщество может сопровождаться ростом внешней задолженности, искусственным или объективно-конкурентным ограничением присутствия определенного государства на зарубежных финансовых рынках, неконтролируемым вывозом за границу валютных запасов, торможением формирования собственной финансовой инфраструктуры, ослаблением финансовой самостоятельности в решении актуальных вопросов социально-экономического развития страны.

Председатель ЦБ России Э. Набиуллина отмечает, что в ближайшие три года внешние и внутренние условия для экономики России останутся сложными. В период с января по сентябрь 2016 года экономика сократилась на 0,7% в перерасчете на годовые темпы. Если местные власти не произведут структурные изменения в экономике, то темпы роста ВВП, вероятно, будут ниже 2%. В отличие от прошлого кризиса (2008-2009 гг.), на восстановление экономики потребуется больше времени. При таком раскладе экономический спад в России продолжится, а достижение цели по инфляции в 4% сдвинется до 2018 года. «При необходимости ЦБ будет отслеживать ситуацию с финансовой стабильностью. Если нужны будут интервенции и увеличение валютного рефинансирования, мы в этом сценарии к этому готовы», — акцентировала глава регулятора. Резкого роста объемов экспорта не ожидается, что касается импорта, то он начнет восстанавливаться вместе с увеличением внутреннего спроса. Не стоит рассчитывать на отмену западных санкций, а вывод средств из РФ по итогам текущего года составит менее 20 млрд. долл. США [5]. Ориентация на внутренние потребности, на развитие единого российского рынка, на экономическую интеграцию регионов необходимо рассматривать как

безотлагательную задачу, решение которой поможет совершить решительный поворот к новой стратегии экономического развития [3].

В качестве положительного примера влияния глобализации на национальную экономику часто приводят Японию и «азиатских драконов»: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, — в которых развивается инновационная экономика, которые являются активными участниками международного разделения труда, получая значительные доходы от высокотехнологичного экспорта [6].

Китайские экономисты подчеркивают выгоды от глобализации для их национальной экономики, поскольку Китай является многие годы одним из крупнейших мировых экспортеров. Экономическая политика, которую целенаправленно реализует правительство Китая, может быть ярким примером стратегического мышления в условиях значительного уровня зависимости от мировой экономической интеграции. На первом этапе участия в глобализационных процессах правительство страны благодаря соответствующей инвестиционной политике и созданию специальных экономических районов, переориентировало в собственную пользу значительные инвестиционные потоки из-за границы, что дало возможность обеспечить надлежащий уровень занятости рабочей силы в стране и двузначные цифры роста экономики на протяжении почти 20 лет. Но снижение динамики изменения мировой экономики во время последнего мирового кризиса негативно сказалось на китайском экспорте и динамике развития экономики страны в целом, что заставило правительство страны пересмотреть приоритеты развития, сконцентрировав внимание на развитии внутреннего спроса и привлечения внутренних резервов. Правительство Китая предприняло шаги для расширения внутреннего спроса на строительные услуги и строительные материалы, в том числе на китайский металлопрокат, запустив во второй половине 2012 года масштабную программу по модернизации инфраструктуры стоимостью 150 млрд. долл. США [7]. Такая стратегия уже вызвала уменьшение коэффициента зависимости от внешней торговли до уровня 47%. Дальнейшие шаги

47

оптимизации участия китайской экономики в глобализационном пространстве достаточно прогнозируемые. Стратегия изменений заключается в гармонизации существующей китайской экономической модели роста "экспорт-инвестиции-потребление" через увеличение потенциала индивидуального потребления, ускорение темпов инвестиционного развития, расширения внутреннего рынка и стратегической коррекции структуры национальной экономики в сторону массового создания высокотехнологичных производств пятого и шестого технологических укладов.

Относительно макроэкономической политики Украины, направленной на уменьшение отрицательной составляющей глобализационных рисков, то, к сожалению, по мнению авторов, приходится констатировать отсутствие какой — либо стратегии, которая предусматривала бы долгосрочные структурные изменения национальной экономики с учетом возможных прогнозируемых рисков влияния процесса глобализации на макроэкономические показатели. Так, например, в Правительстве понимают важность внедрения программы импортозамещения. Даже соответствующее положение было разработано, но, к сожалению, эта программа остается лишь декларацией о намерениях из-за отсутствия определенных конкретных механизмов ее реализации и недостаточности политической воли для ее осуществления. То же в значительной степени касается внедрения инфраструктурных изменений, направленных на уменьшение энергозависимости украинской экономики. Экономически нецелесообразные интеграционные мероприятия, отсутствие долгосрочной стратегии экономического развития обусловливают ежегодные потери Украины от мировой торговли в размере 14-15 млрд. долл. США.

В начале 2014 года произошел кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины. Ряд западных стран объявили о введении жестких санкций в отношении российской экономики. Это активизировало процесс импортозамещения в России, в том числе и на уровне макроэкономического регулирования. Импортозамещение в России в современных условиях — это главный экономический ориентир государства в

санкционной борьбе с западом. В 2014 году санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства.

Импортозамещение всегда представляло собой определенный тип экономической стратегии и промышленной политики любого государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. При этом результатом продуманной макроэкономической политики импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. При этом основными критериями процесса импортозамещения являются экономическая, социальная и стратегическая целесообразность, а также проблема обеспечения устойчивости внешнеторгового сальдо. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо является залогом стабильности ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономической безопасности.

Для эффективного развития импортозамещения в каждой отрасли, где это возможно, необходимо перейти от ручного управления к системной работе с профильным предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, а также активизировать процессы, связанные с оказанием финансовой помощи предприятиям, которые участвуют в импортозамещении, снятием административных барьеров и мониторингом отраслевых процессов. Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, а также соответствующей профессиональной подготовки и уровня образования. Такая стратегия должна опираться на развитие всего производства, повышение

качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций.

Внедрение мероприятий по стимулированию импортозамещения предусматривает широкий комплекс средств: развитие внутреннего розничного и оптового рынка, развитие внутренней снабженческо-сбытовой логистики, проведение информационных кампаний и информационно-консультационной поддержки отечественных производителей. Решение многих проблем, на наш взгляд, в комплексе возможно путем формирования в регионах инновационных промышленно-образовательных кластеров. Именно такая форма кластеров даст возможность сделать рывок в создании и развитии импортозамещающих производств [8].

Вопрос импортозамещения всегда был актуален и для Республики Крым, так как импорт превалировал над экспортом даже в те времена, когда о санкциях речи не было. В 2015 году тенденция не изменилась — сальдо внешней торговли оказалось отрицательным, то есть из-за границы ввозилось больше, чем вывозилось. За 2016 год внешнеторговый оборот Республики Крым составил 114,16 млн. дол. США. Наибольшая доля во внешней торговле приходится на страны дальнего зарубежья — 60,7% товарооборота (69,3 млн. долл. США.), на страны СНГ — 39,3% (44,9 млн. долл. США.). Основные объемы торговли в 2016 году были с Китаем (20,1% внешнеторгового оборота республики), Турцией (7,5%), Италией (7,9%), Швейцарией (5,3%), Индией (4,0%), Испанией (4,1%). Из стран СНГ лидирующие позиции за Беларусью — (14,5%), Украиной (14,4%), Арменией — (5,3%), Казахстаном — (3,0%). Объём экспорта товаров в 2016 году составил 47,65 млн. долл. США, что на 35,3% меньше, чем в 2015 году. Основная доля в составе экспорта приходится на: машины, оборудование и транспортные средства — 27,9%; продукцию химической промышленности — 24,8%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) — 21,6% [9].

Объем импорта в Республику Крым за 2016 год составил 66,51 млн. долл. США (на 27,3% меньше, чем в 2015 году). В товарной структуре импорта товаров

преобладали следующие группы товаров: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) — 44,2%; машины, оборудование и транспортные услуги — 31,7%; продукция химической промышленности — 5,9%; древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 5,3%; металлы и изделия из них — 4,1%. По итогам 2016 года отрицательное сальдо внешней торговли сложилось в сумме 18,86 млн. долл. США. Коэффициент покрытия экспортом импорта товаров составил 0,72. На первом месте по объему импорта находятся корма для животных, на втором — котлы, оборудование, механические устройства и запчасти к ним, на третьем — алкогольные и безалкогольные напитки. Также в Крым везут из-за рубежа стекло, пластмассу, изделия из камня и черных металлов, древесину, то есть то, что в Крыму не производится. Импортируются также суда, электроприборы, мебель, овощи и молочная продукция. Крым экспортирует суда и плавсредства, продукты неорганической химии, злаки, а также свинину и субпродукты из нее. Республика Крым активно занимается замещением импортной продукции на отечественную. Существуют перспективы импортозамещения в Крыму у промышленности и сельского хозяйства. Каждая из этих отраслей занимает в валовом региональном продукте от 10 до 14 процентов [9]. В этих условиях, по мнению авторов, для обеспечения стабильного экономического роста необходимо разработать социально ориентированную экономическую политику, обеспечить накопление интеллектуального человеческого капитала, создать механизмы государственного стимулирования эффективного вложения инвестиционных ресурсов в развитие новых точек роста.

Таким образом, экономическая глобализация — это объективный процесс, последствия которого могут давать как положительный, так и отрицательный результат. Решение проблем, которые помогут снизить глобализационные риски зависит от качества макроэкономического регулирования. Важной составляющей, которого должна быть разработка основных направлений развития в долгосрочной перспективе, определение возможных осложнений, своевременная их коррекция, что позволит повысить обоснованность и

действенность макрорегулирования направленного на эффективность развития национальной экономики. В современном мире уже достаточно отчетливо прослеживаются элементы глобального регулирования. В то же время нельзя говорить о том, что государственные регулирующие функции, затрагивающие хозяйственную деятельность, уже в полном объеме передаются на глобальный уровень. Проблема национального экономического суверенитета означает поиск ответа на вопрос о возможностях государства проводить независимую политику для защиты национальных экономических интересов [6]. Именно приоритет реализации национальных интересов государства должен определять шаги, направленные на углубление международного экономического сотрудничества.

Резюмируя отметим, что конкурентоспособность государства определяется его способностью обеспечивать благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы граждан. Реализация направлений макроэкономического регулирования экономики России невозможна без учета влияния тенденций глобализации на раскрытие национального экономического потенциала. Природный, человеческий, финансовый потенциал активно привлекается к интеграционным процессам и партнерству с зарубежными странами, регионами, организациями, предприятиями [10]. Углубление процессов глобализации требует адаптации национальной экономики к мировой трансформации через разработку эффективного механизма государственного регулирования интеграции в мирохозяйственную систему.

Литература

1. Глобализация. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //uk.wikipedia. org/wiki

2. Понижательные риски для мировой экономики уменьшились, но подъем останется слабым — Moody's от 16.02.2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2013/02/16/296522

3. Князев Ю. К. Современная экономика-синтез рынка и социального регулирования: Ю.К. Князев:[Монография]- М.: ИНФРА-М, 2014. — 176 с.

4. Кричевский Н. А., Иноземцев В. Л. Постпикалевская Россия: Новая политико-экономическая реальность. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //periferic.h16.ru/postpikalevo. html

5. Ближайшие три года будут не простыми. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// //www.mt5.com/ru/RussianEconomy/view/2072

6. Евразийская политическая экономия: Учебник / Под ред. И. А. Максимцева, Д. Ю. Миропольского, Л. С. Тарасевича. — СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016 — 684 с.

7. Кендюхов О. «Економша-2013: одужання чи прогресуюча хвороба?» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pravda. com. ua/news/2013/24/01/

8. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/article/63000

9. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за 2016г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //minek.rk. gov.ru/file/File/minek/2016/analiz_soc_ek/macro/macro_2016-v22022017.pdf

10. Кравченко Л. А., Радько А. А. Миграционный капитал как фактор формирования финансового потенциала национальной экономики. Крымский научный вестник. — 2016. — №2(8). — С.147-166. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1574515

References

1. Globalizaciya. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http: //uk.wikipedia. org/wiki (in Russian)

2. Ponizhatel'nye riski dlya mirovoj ehkonomiki umen'shilis', no pod"em ostanetsya slabym — Moody's ot 16.02.2013. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2013/02/16/296522 (in Russian)

3. Knyazev YU.K. Sovremennaya ehkonomika-sintez rynka i social'nogo regulirovaniya: YU.K. Knyazev:[Monografiya]- M.: INFRA-M, 2014. — 176 p. (in

Russian)

4. Krichevskij N. A., Inozemcev V. L. Postpikalevskaya Rossiya: Novaya politiko-ehkonomicheskaya real'nost'. http://periferic.h16.ru/postpikalevo.html (in

Russian)

5. Blizhajshie tri goda budut ne prostymi. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa : http:// //www.mt5.com/ru/RussianEconomy/view/2072 (in Russian)

6. Evrazijskaya politicheskaya ehkonomiya: Uchebnik / Pod red. I.A. Maksimceva, D.YU. Miropol'skogo, L.S. Tarasevicha. — SPb: Izd-vo SPbGEHU, 2016 — 684 p. (in Russian)

7. Kendyuhov O. «Ekonomika-2013: oduzhannya chi progresuyucha hvoroba?» [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa pravda. com. ua/news/2013/24/01/ (in Russian)

8. Politika importozameshcheniya v Rossii: ot slov k delu: http://www.garant.ru/article/630000/ (in Russian)

9. Itogi social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym za 2016g. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2016/analiz_soc_ek/macro/macro_2016-v22022017.pdf (in Russian)

10. Kravchenko L. A., Rad'ko A. A. Migracionnyj kapital kak faktor formirovaniya finansovogo potenciala nacional'noj ehkonomiki. Krymskij nauchnyj vestnik. — 2016. — №2(8). — p.147-166 http://krvestnik.ru/pub/2016/04/11-Kravchenko-Radko.pdf (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.