Научная статья на тему 'Теоретические аспекты функционирования потребительского рынка России в условиях глобализации мировой экономики'

Теоретические аспекты функционирования потребительского рынка России в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / GLOBAL MARKET / CONSUMER MARKET / CONSUMPTION / GLOBALIZATION / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снимщикова Ирина Викторовна, Цымбалова Светлана Андреевна

В статье даны основные теоретические аспекты в сфере потребительского рынка России, рассмотрены современные тенденции его развития, проведён анализ некоторых показателей отечественного потребительского рынка, а также обозначены проблемы его функционирования в условиях глобализации мировой экономики. Для формирования стратегии экономического развития необходимо тщательное изучение теоретических аспектов воспроизводственного цикла экономики, результаты которого в практическом выражении проявляются на потребительском рынке. В настоящий период ситуация в сфере воспроизводства рабочей силы характеризуется сложностью и противоречивостью. Очевидным является повышение паритета покупательской способности граждан. В России имеется значительный потенциал для улучшения обеспечения потребностей населения за счет модернизации нереализованных возможностей собственного производства, что позволит сбалансировать потребительский рынок и повысить устойчивость национальной экономики. Важность комплексного подхода обуславливается открытостью экономик большинства стран мира и нестабильным положением глобальной хозяйственной системы. Неотъемлемыми остаются острые проблемы качества и безопасности импортных потребительских товаров, которые в ряде случаев не отвечают санитарным нормам. Важнейшим условием формирования механизма эффективного функционирования потребительского рынка России выступает макроэкономическая стабилизация в стране и регионе, которая зависит от состояния глобальных общеэкономических пропорций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Снимщикова Ирина Викторовна, Цымбалова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF RUSSIAN CONSUMER MARKET OPERATION SUBJECT TO THE GLOBALIZATION

This article describes the basic theoretical aspects of Russian consumer market and its operation problems subject to the globalization. Also, we have examined current trend of domestic consumer market expansion and made its indicator analysis. It is necessary to study thoroughly the theoretical aspects of economic reproduction cycle in order to implementation of a growth policy. In consequence, that is an influence on a real consumer market. Currently, the reproduction of labor-power situations is complexity and inconsistency. Obviously purchasing power raises the living standard of the population. Russia has large potential to satisfy social security. Modernization of domestic production can improve Russian economic stability and balance consumer market. Comprehensive approach is important because of large majority of countries all over the world has free market economy and world economic system is shaky. Quality of imported consumer goods is acute problem that should be solved. In certain cases imported consumer goods is not compliance with standards. Effective operation mechanism of Russian consumer market is condition of macroeconomic stabilization in this country and all over the world that depend on global common economic proportions

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты функционирования потребительского рынка России в условиях глобализации мировой экономики»

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

1

УДК 339.146.4: [005.44:339.9(470+571)

08.00.00 Экономические науки

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Снимщикова Ирина Викторовна

д.э.н., профессор кафедры институциональной

экономики и инновационного менеджмента

Цымбалова Светлана Андреевна аспирантка кафедры институциональной экономики

и инвестиционного менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», Краснодар

В статье даны основные теоретические аспекты в сфере потребительского рынка России, рассмотрены современные тенденции его развития, проведён анализ некоторых показателей отечественного потребительского рынка, а также обозначены проблемы его функционирования в условиях глобализации мировой экономики. Для формирования стратегии экономического развития необходимо тщательное изучение теоретических аспектов воспроизводственного цикла экономики, результаты которого в практическом выражении проявляются на потребительском рынке. В настоящий период ситуация в сфере воспроизводства рабочей силы характеризуется сложностью и противоречивостью. Очевидным является повышение паритета покупательской способности граждан. В России имеется значительный потенциал для улучшения обеспечения потребностей населения за счет модернизации нереализованных возможностей собственного производства, что позволит сбалансировать потребительский рынок и повысить устойчивость национальной экономики. Важность комплексного подхода обуславливается открытостью экономик большинства стран мира и нестабильным положением глобальной хозяйственной системы. Неотъемлемыми остаются острые проблемы качества и безопасности импортных потребительских товаров, которые в ряде случаев не отвечают санитарным нормам. Важнейшим условием формирования механизма эффективного функционирования потребительского рынка России выступает макроэкономическая стабилизация в стране и регионе, которая зависит от состояния глобальных общеэкономических пропорций

Ключевые слова: МИРОВОЙ РЫНОК, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ПОТРЕБЛЕНИЕ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

UDC 339.146.4:[005.44:339.9(470+571)

Economical sciences

THEORETICAL ASPECTS OF RUSSIAN CONSUMER MARKET OPERATION SUBJECT TO THE GLOBALIZATION

Snimschikova Irina Victorovna Dr.Sci.Econ., professor of the Department of Institutional Economics and Investment Management

Tsymbalova Svetlana Andreevna

postgraduate student of the Department of Institutional

Economics and Investment Management

Kuban State Agrarian University, Krasnodar

This article describes the basic theoretical aspects of Russian consumer market and its operation problems subject to the globalization. Also, we have examined current trend of domestic consumer market expansion and made its indicator analysis. It is necessary to study thoroughly the theoretical aspects of economic reproduction cycle in order to implementation of a growth policy. In consequence, that is an influence on a real consumer market. Currently, the reproduction of labor-power situations is complexity and inconsistency. Obviously purchasing power raises the living standard of the population. Russia has large potential to satisfy social security. Modernization of domestic production can improve Russian economic stability and balance consumer market.

Comprehensive approach is important because of large majority of countries all over the world has free market economy and world economic system is shaky. Quality of imported consumer goods is acute problem that should be solved. In certain cases imported consumer goods is not compliance with standards. Effective operation mechanism of Russian consumer market is condition of macroeconomic stabilization in this country and all over the world that depend on global common economic proportions

Keywords: GLOBAL MARKET, CONSUMER MARKET, CONSUMPTION, GLOBALIZATION, IMPORT SUBSTITUTION

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

2

В современном мире невозможно рассмотрение потребительского рынка только лишь с экономической точки зрения ограниченности в рамках одного государства. Важность комплексного подхода

обуславливается нестабильным положением глобальной хозяйственной системы и открытостью экономик большинства стран мира.

Сложившаяся ситуация политического и социально-экономического кризиса в Украине, разрыв экономических связей с РФ, введение санкций США и ряда стран Западной Европы против России приводят к необходимости самообеспечения национального потребительского рынка нашей страны, проведения политики импортозамещения. Для

формирования стратегии экономического развития необходимо тщательное изучение теоретических аспектов воспроизводственного цикла экономики, результаты которого в практическом выражении проявляются на потребительском рынке. Зависимость от импорта иностранных продуктов и необходимость импортозамещения демонстрируют данные таблицы 1.

Таблица 1 - Зависимость России от иностранных продуктов в 2013г.

Продукт Производ- ство Импорт Экспорт Потребление населением (без учёта промышленного потребления) Самообеспечение (отношение производства к потреблению)

Масло подсолнечное, тыс. т 3284,0 18,1 570,0 1925,0 1,71

Гречиха, тыс. т 834,0 1,5 61,0 560,0 1,49

Пшеница, тыс. т 52091,0 1086,0 13798,0 35500,0 1,47

Рожь, тыс. т 3360,0 0,1 47,0 2600,0 1,29

Яйца, млн шт. 41300,0 150,2 510,2 39500,0 1,05

Картофель, тыс. т 30199,0 506,0 41,0 306304,0 0,99

Молоко, тыс. т 30700,0 266,8 21,8 34775,0 0,88

Птица, тыс. т 3816,8 523,0 53,0 4368,0 0,87

Лук, тыс. т 1985,0 306,0 1,3 2289,0 0,87

Морковь, тыс. т 1605,0 266,0 0,1 1871,0 0,86

Сахар (белый свекловичный), тыс. т 4400,0 443,2 5,0 5350,0 0,82

Свинина, тыс. т 2829,7 601,0 0,3 3836,0 0,74

Г овядина, тыс. т 1632,2 581,6 1,2 2342,0 0,70

Источники: Росстат, Минсельхоз, Федеральная таможенная служба, Национальная мясная организация,

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

3

Институт конъюнктуры аграрного рынка

Кроме того, неотъемлемым фактом остаются проблемы качества и безопасности импортных потребительских товаров. Многие из них не отвечают санитарным нормам, требованиям стандартов качества, безопасности применяемых сырья, материалов и компонентов, что влечёт за собой угрозу жизни и здоровья людей, возобновления их способностей к труду, т.е. воспроизводства рабочей силы.

Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей, заключительная фаза процесса

воспроизводства. Различают потребление производственное

(производительное) и непроизводственное, или по выражению К.Маркса, «собственно потребление» [1].

Большое значение для воспроизводства рабочей силы имеет непрерывное обеспечение потребления необходимыми материальными благами.

В настоящий период ситуация в сфере воспроизводства рабочей силы характеризуется сложностью и противоречивостью. С одной стороны, реформы способствуют становлению и развитию рынка труда, появлению новых видов доходов, расширению возможностей реализации предпринимательских навыков и способностей. С другой стороны, нарастают негативные явления, как депопуляция населения, ухудшение его физического и морально-нравственного состояния, неэффективное использование образовательного и профессионально-квалификационного потенциала, снижение уровня жизни, рост неполной занятости и безработицы [2].

Прирост социально-экономического потенциала страны, улучшение жизненного уровня, образованности и здоровья населения, увеличение его количества, повышение всех форм безопасности, равноправное участие в мировом разделении труда предполагает экономический рост. Одним из

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

4

направлений его достижения выступает качественное оснащение потребительского рынка, который представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу реализации предметов индивидуального потребления (потребительских товаров и услуг).

В экономической энциклопедии «Политическая экономия» рынок трактуется как «совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключённого в них труда» [1].

Структура потребления характеризует условия воспроизводства способности к труду и развития личности, а также отражает эффективность и оптимальность использования производственных ресурсов, действенность системы материальных стимулов, следовательно, возможности развития экономики. Совершенствование структуры потребления необходимо на основе её рационализации, типологии потребителей и потребления, выработки показателей, характеризующих потребительскую деятельность. Структура потребления должна служить основой и ориентиром при принятии решений по поводу осуществления и организации общественного производства. Любая попытка предписания чего-либо или установления стандартов в этом смысле могла бы называться в лучшем случае деспотичной и в худшем - вмешательством в сугубо личное дело индивидуума[5].

Тогда такая структура, которая сопровождается прогрессирующим сокращением численности населения, его старением, ухудшением медицинского обслуживания и социального обеспечения, вряд ли может называться прогрессивной. Основополагающим индикатором конкурентоспособности структурных изменений являются условия жизни людей, их возможности и перспективы.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

5

В структуре потребления россиянами продуктов питания, по словам заместителя руководителя Росстата Константина Лайкам, в последние годы произошли заметные изменения. Возросло потребление мясных и молочных продуктов, рыбы, яиц и овощей и снизилось потребление хлебных продуктов, картофеля [7].

Основными катализаторами экономического роста выступают: инвестиции в реальный сектор экономики и стимулирование платёжеспособного спроса на рынке, т.е. повышение покупательной способности и обеспечение потребностей у населения.

Сократившийся платежеспособный спрос населения в условиях падения производства продовольствия ведет к снижению потребления продовольственных товаров. Однако российские покупатели при сложившейся ситуации на мировой арене меньше продуктов питания потреблять не стали.

Потребление подразделяется на личное, общественное, вложения в основной капитал, чистый экспорт. Оно определяется такими конъюнктурообразующими факторами, как численность населения и доход на душу населения (таблица - 2).

Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по данным Федеральной службы государственной статистики, в декабре 2013 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 1,5%, по сравнению с ноябрем 2013 года - на 38,1% [8].

Таблица 2 - Динамика конъюнктурообразующих факторов

потребления в РФ за 2008 - 2013 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Численность населения(оценка 142,8 142,7 142,8 142,9 143,0 143,3

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

6

на 1 января соответствующего года), млн. чел.

Денежные доходы населения- всего, млрд. руб. 25244 28698 32498 35648 39318 -

Денежный доход на душу населения, руб. 176778,7 201107,2 227577 249461,2 274951 -

По данным Федеральной службы государственной статистики

В целом за 2013 год реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 3,3% по сравнению с предыдущим годом. В 2012 году рост доходов составил 4,6% [8].

Денежные доходы (в среднем на душу населения) в декабре 2013 года составили 38 340 рублей, что на 8,4% больше по сравнению с данными за декабрь 2012 года и на 41,5% больше по сравнению с ноябрем 2013 года. За 2013 год денежные доходы населения выросли на 10,7% по сравнению с данными за 2012 год. В 2012 году рост доходов по сравнению с 2011 годом составлял 11,0% [8].

В стране имеется значительный потенциал для улучшения продовольственного обеспечения населения за счет модернизации нереализованных возможностей собственного производства, что сбалансирует продовольственный рынок и повысит устойчивость национальной экономики.

Рыночная экономика, или рынок, как совокупность четырёх сфер процесса воспроизводства, связанных товарно-денежными отношениями в единый хозяйственный механизм, представляет собой систему отдельных составляющих рынка, или субрынков, к которым относится

потребительский рынок.

На потребительском рынке реализуется взаимосвязь сложной системы отношений потребления и производства. В современных условиях структура и объем потребительского рынка в большей степени зависят как от организации деятельности предприятий розничной

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

7

торговли, так и структуры спроса платежеспособного населения в определенном регионе.

Таким образом, потребительский рынок представляет собой совокупность отношений, возникающих между продавцами и

покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями - с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг.

Механизмы регулирования потребительского рынка предполагают, как рыночное регулирование, осуществляющееся на основе саморегуляции спроса и конкуренции, так и наличие институциональных факторов регулирующего назначения, применяемых государством.

Равновесие потребительского рынка, являющееся целью осуществления государственного регулирования, определяется как динамическое соответствие платежеспособного спроса и предложения по объему и структуре.

Внимание к потребительскому рынку в России возложено на региональные и областные органы управления. На федеративном уровне он оценивается в целом такими макропоказателями, как совокупные спрос и предложение, ВНП, ВВП и др.

Проблема несбалансированности макроэкономических показателей объясняется зависимостью экономики РФ от экспорта сырья.

Потребительские расходы являются инвестициями не только в потребительскую сферу, которая аккумулирует средства и обеспечивает экономический рост и стимулирует инновационно-инвестиционную активность всех отраслей экономики. Примером служит ситуация, характеризующая деформацию потребительского спроса при реальном падении доходов (рис.1).

Последние показатели конечных покупок (потребительского спроса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

8

и инвестиций в основной капитал), промышленного производства и безработицы говорят не только об отсутствии какого-либо спада в российской экономике, но скорее - об экономическом буме. Из-за потребительской паники темпы роста покупок непродовольственных товаров оказались беспрецедентными за всю историю наблюдений с 1994г. Темп прироста к предыдущему месяцу достиг 90% и 10,5% в годовом сопоставлении [6].

По данным Федеральной службы государственной статистики с учётом сезонно-календарной правкой

Рисунок 1 - Максимальный за всю историю наблюдений скачок спроса не непродовольственные товары в сочетании с падением реальных доходов населения на 7,3% за год

Нормальное функционирование хозяйственного механизма, обеспечивающее высокие темпы развития производства, удовлетворение потребностей населения предполагает опережающий рост товарного предложения по сравнению с платёжеспособным спросом. При этом, важное значение имеет поиск оптимального опережения, создающего возможность устойчиво удовлетворять платёжеспособный спрос, формировать резервы на возмещение потерь, избегать накопления излишних запасов товаров.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

9

При количественном соответствии спроса и предложения последнее должно превышать спрос на величину товарного запаса, необходимого для оптимального развития торговли. Неудовлетворённый спрос трактуется как сумма денежных средств, накапливаемая у населения из-за отсутствия в продаже отдельных товаров и качественного несоответствия их потребностям.

К традиционным индикаторам несбалансированности спроса и предложения относят величину сбережений и объёмы товарных запасов в торговле.

Обращаясь к опыту российской экономики, других стран, уходящих от тоталитарного наследия, мы сталкиваемся с тем, что социальное регулирование потребительского рынка является объективной необходимостью. Без обновления активной части основных

производственных фондов нельзя рассчитывать ни на удовлетворение возросшего спроса, ни тем более на выпуск конкурентоспособной продукции. В данном случае речь идет даже не столько о том, чтобы померяться силами с аналогичной продукцией зарубежного производства на внешнем рынке, сколько о том, чтобы не уступить место импорту для укрепления своих позиций на российском потребительском рынке.

Всё большее значение в развитии хозяйственных отношений России уделяется вопросам перспективного преобразования торговых предприятий, оптимизации хозяйственных связей и механизмов продаж. И это не удивительно, поскольку желание стать ближе к конечному потребителю позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на потребительском рынке, развить его инновационный потенциал и увеличить прибыль торговых и сбытовых предприятий.

Анализ состояния потребительского рынка дает представление о том, как именно развивается тот или иной потребительский рынок в различных странах, как изменяется структура розничной торговли.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

10

Проводимые в рамках такого анализа маркетинговые исследования показывают изменения предпочтений покупателей, различие этих предпочтений в регионах и отдельных государствах, мегаполисов, урбанизированных городах и периферии, определяют уровень доходов населения, размеры и интенсивность товарооборота, а так же характеризуют розничные торговые предприятия. Анализируя подобные данные о функционировании мирового рынка, международные

маркетологи в состоянии определить предпочтения, поведение и настроение потребителей в результате осуществления процессов глобализации.

Важнейшим условием формирования механизма эффективного функционирования потребительского рынка страны выступает макроэкономическая стабилизация в стране и регионе, которая зависит от состояния глобальных общеэкономических пропорций.

В результате международной кооперации производства, роста миграционных потоков капиталов и внешней торговли, развития международных экономических отношений в целом происходит усиление взаимосвязи, взаимозависимости национальных экономик, нормальное развитие которых невозможно без учета внешних факторов. Система всевозрастающих масштабов разделения труда и углубления специализации различных видов хозяйственной деятельности характеризует современную мировую экономику.

Естественно, что углубление общественного разделения труда постоянно расширяет производственные возможности общества и преодолевает ограниченность экономических ресурсов. Разделение труда и его специализация способствуют более полному использованию ограниченных возможностей любого вида ресурсов, раскрывает их преимущества и специфику в способах и технологиях выпуска широкого ассортимента продукции, отвечающим потребностям общества.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

11

Глобализация как процесс формирования единого общемирового производственного, финансово-экономического и информационного пространства находит своё отражение в состоянии потребительского рынка отдельно взятых стран. Глобализация мировой экономики означает на практике новое состояние интернационализации мировых рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, идей, информации, технологий.

Глобальный социально-экономический прогресс стал выражением так же стремления человечества к преодолению ограниченности экономических ресурсов и наиболее полному удовлетворению безграничных потребностей общества в жизненных благах.

Таким образом, задача особого пути развития экономики России на современном этапе глобализации заключается в наращивании мощности за счёт собственного потенциала без отрыва от мировой экономики, выбор направления развития связанного с политикой импортозамещения, самообеспеченности и ориентацией на внутренний потребительский спрос.

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-e изд. Т. 12,- С.716

2. Инновационный потенциал потребитель кой сферы региона в системе факторов экономического роста: коллективная монография/Трубилин А.И., Мельников А.Б., Снимщикова И.В./ «Российская экономическая модель: динамика и контексты». -М.: Просвещение - Юг - С.446, с. 216-231.

3. Экономическая энциклопедия. Политическая экономика. Т.3. -М.:Советская Энциклопедия, 1974. - С.524

4. Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. Серия «Вехи экономической мысли». Вып. 1/ Под ред. В.М. Гальперина. - СПб., 1993. - С.371

5. http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/279113-stoilo-li-tsb-snizhat-stavku

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://bg.ru/economy/obval_rublya_razzheg_noviy_potrbitelskiy_bum-22016/, 2015г.

7. Российская экономическая модель-2: динамика и контексты: сб.

материалов Междунар. Науч. - практ. Конф.9 (15-19 мая 2013 г. Анапа). /Мельников А.Б. - Приоритеты устойчивого развития социально-экономической системы региона.-Краснодар,2013.-С. 753

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/free/B13_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/6-0.htm

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

Научный журнал КубГАУ, №108(04), 2015 года

12

9. Снимщикова, И. В. Инновационный потенциал потребительской сферы

региона в условиях международной экономической взаимозависимости/И. В. Снимщикова, И. Т. Трубилин, А. Б. Мельников//Труды Кубанского государственного аграрного университета. -2012. -Т. 1, № 36. -С. 20-25.

References:

1. Marks K., Jengel's F. Soch.-2-e izd. T. 12,- S.716

2. Innovacionnyj potencial potrebitel' koj sfery regiona v sisteme faktorov

jekonomicheskogo rosta: kollektivnaja monografija/Trubilin A.I., Mel'nikov A.B.,

Snimshhikova I.V./ «Rossijskaja jekonomicheskaja model': dinamika i konteksty». - M.: Prosveshhenie - Jug - S.446, s. 216-231.

3. Jekonomicheskaja jenciklopedija. Politicheskaja jekonomika. T.3. -

M.:Sovetskaja Jenciklopedija, 1974. - S.524

4. Skitovski T. Suverenitet i racional'nost' potrebitelja // Teorija potrebitel'skogo povedenija i sprosa. Serija «Vehi jekonomicheskoj mysli». Vyp. 1/ Pod red. V.M. Gal'perina. - SPb., 1993. - S.371

5. http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/279113-stoilo-li-tsb-snizhat-stavku

6. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://bg.ru/economy/obval_rublya_razzheg_noviy_potrbitelskiy_bum-22016/, 2015g.

7. Rossijskaja jekonomicheskaja model'-2: dinamika i konteksty: sb. materialov Mezhdunar. Nauch. - prakt. Konf.9 (15-19 maja 2013 g. Anapa). /Mel'nikov A.B. - Prioritety ustojchivogo razvitija social'no-jekonomicheskoj sistemy regiona.-Krasnodar,2013.-S. 753

8. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://www.gks.ru/bgd/free/B13_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/6-0.htm

9. Snimshhikova, I. V. Innovacionnyj potencial potrebitel'skoj sfery regiona v uslovijah mezhdunarodnoj jekonomicheskoj vzaimozavisimosti/I. V. Snimshhikova, I. T. Trubilin, A. B. Mel'nikov//Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2012. -T. 1, № 36. -S. 20-25.

http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/06.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.