Научная статья УДК 94(38) : 281.9
https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.2.4
проблемы македонской православной церкви в современной греческой политике памяти
Максим Валерьевич Кирчанов1
1 Воронежский государственный университет (д. 1, Университетская пл., 394000, Воронеж, Российская Федерация) Доктор исторических наук, доцент. ORCID: 0000-0003-3819-3103. E-mail: [email protected]
Аннотация. Введение. Целью статьи является анализ восприятия проблем истории статуса Македонской Православной Церкви в политике памяти современной Греции. Материалы и методы. Исследование основано на анализе текстов, формирующий восприятие церковной македонской проблемы в политике памяти Греции. Анализ. В статье анализируются восприятие македонской церковной проблематики в современной мемориальной греческой культуре. В статье также показано, что политика памяти, которая формирует и продвигает восприятие истории Македонской Церкви в современном греческом социуме связана одновременно с развитием гражданского и этнического национализма, отягощенного развитыми связями с Православной Церковью. Предполагается, что средства массовой информации и политические элиты современной Греции, как основные агенты исторической политики, активно используют проблемы истории Церкви на территории Македонии для консолидации собственной национальной идентичности и проведения политики памяти, направленной на продвижение нарратива о территориальном единстве и исключительно греческом характере территории Македонии в современной Греции. Результаты. Результаты исследования позволяют предположить,
Original article
что мемориальная культура современного греческого общества в контекстах восприятия истории Церкви на территории Македонии отличается националистическим характером, а восприятие церковной истории в коллективной памяти Греции развивается в контекстах умеренных мемориальных противоречий с Македонией. Показано, что трансформация точки зрения греческой мемориальной культуры стала следствием консультаций с македонскими элитами и соглашения о смене названия современного македонского государства. Предполагается, что политика Константинопольского Патриархата и урегулирование формального статуса Македонской Церкви существенно снизила уровень мемориальной конфронтации между Скопье и Афинами.
Ключевые слова: Греция, Македония, историческая память, историческая политика, политика памяти, история Церкви, Македонская Православная Церковь - Охридская Архиепископия, мемориальная культура, войны памяти
Для цитирования: Кирчанов М. В. Проблемы Македонской Православной Церкви в современной греческой политике памяти // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (2). С. 212-221. DOI: 10.37493/2409-1030.2023.2.4
problems of the macedonian orthodox church in the modern greek
memorial politics
Maksym V. Kyrchanoff1
1 Voronezh State University (1, Universitetskaya sq., 394000, Voronezh, Russian Federation)
Dr. Sci. (History), Associate Professor. ORCID: 0000-0003-3819-3103. E-mail: [email protected]
Abstract. Introduction. The purpose of the article is to analyse the perception of the problems of the history of the status of the Macedonian Orthodox Church in the politics of memory of modern Greece. Materials and Methods. The study is based on the analysis of texts that form the perception of the Macedonian church problem in the politics of memory in Greece. Analysis. The article analyses the perception of the Macedonian ecclesiastical problems in modern Greek memorial culture. The article also shows that the politics of memory forming the perception of the history of the Macedonian Church in modern Greek society simultaneously depends on the development of civic and ethnic nationalism, burdened by ties with the
Orthodox Church. It is assumed that the mass media and political elites of modern Greece, as the main agents of historical politics, use the problems of the history of the Church in the territory of Macedonia to consolidate their own national identity and conduct a policy of memory aimed at promoting the narrative of territorial unity and the exclusively Greek character of the territory of Macedonia in modern Greece. Results. The results of the study suggest that the memorial culture of modern Greek society in contexts of the perception of the history of the Church on the territory of Macedonia is distinguished by a nationalistic character, and the perception of church history in the collective memory of Greece develops in contexts of moderate memorial
fr I
СКШУ
contradictions with Macedonia. It is shown that the transformation of the viewpoint of the Greek memorial culture emerged as the result of consultations with the Macedonian elites and an agreement to change the name of the modern Macedonian state. It is assumed that the policy of the Patriarchate of Constantinople and the settlement of the formal status of the Macedonian Church significantly reduced the level of the memorial confrontation between Skopje and Athens.
Введение. К началу XXI в. политика памяти или историческая политика стала одним из универсальных ресурсов, которые используются политическими элитами для консолидации и укрепления собственной власти, а также для легитимации своего положения в контролируемом ими обществе. Исключением из этой универсальной логики применения исторического прошлого политическими правящими элитами не является и современная Греция. Одним из важных компонентов и аспектов развития современной греческой идентичности является православие.
Православие самым тесным образом интегрировано в греческую мемориальную культуру и воспринимается как системный элемент культурного и исторического коллективного опыта. Поэтому попытки других государств региона претендовать на греческое наследие, в том числе -и в церковном плане, приводят к мемориальным конфликтам и «войнам памяти» с другими сообществами Балканского региона. Роль Православия в развитии греческой коллективной памяти и, как следствие, исторической политике не вызывает сомнений. Исторический предшественник Греции - Византия - была центром православия в регионе и благодаря ее внешней религиозной экспансии православие стало основной религией целого ряда государств, включая будущую Македонию, активность греческих проповедников на территории которой привела к развитию альтернативной модели развития славянской культуры, которая была славянской, а не греческой.
Тем не менее, исторически на протяжении XIX в. Греческая Православная Церковь играла значительную роль как в греческом национальном движении, так и в развитии негреческих обществ этого региона, в первую очередь - Болгарии, где были сильны позиции греческого православного духовенства. В результате этой ситуации территория, исторически известная как Македония и населенная славянами, которые в XIX столетии не имели консолидированной идентичности и еще не обладали национальным самосознанием, оказалась сферой исторических, политических и культурных противоречий между Болгарией, Сербией и Грецией.
Поэтому в 1991 г. после обретения Македонией государственной независимости возник мемориальный конфликт культурной и исторической памяти между Македоний и Грецией. Афины бо-
Key words: Greece, Macedonia, historical memory, historical politics, politics of memory, Church history, Macedonian Orthodox Church - Ohrid Archdiocese, memorial culture, wars of memory
For citation: Kyrchanoff M. Problems of the Macedonian Orthodox Church in the modern Greek memorial politics // Humanities and law research. 2023. V. 10 (2). P. 212-221 (In Russian). DOI: 10.37493/2409-1030.2023.2.4
лезненно и настороженно реагировали на появление нового государства, воспринимая попытки Македонии к консолидации собственной государственности и идентичности как претензию на часть территории Греции, так как к тому времени македонские образы стали системной частью греческой идентичности и памяти. В современной греческой мемориальной политике религиозные нарративы играют особую роль. Среди последних уникальное место занимают македонские образы, связанные с мемориальным конфликтом в связи со статусом Македонской Православной Церкви.
Попытки властей СР Македонии создать собственную церковь были предприняты во второй половине 1960-х гг., когда Македония в одностороннем порядке, провозгласила автокефалию. До распада СФРЮ македонский религиозный вопрос не очень волновал Афины. Вместе с тем, распад Югославии и создание независимой Македонии привели к интернационализации Македонского церковного вопроса. Поэтому проблемы истории македонской церкви оказались ареной исторических дискуссий и конкуренции различных форм исторической коллективной памяти стран региона, включая Грецию, Македонию, Болгарию и Сербию.
Цель и задачи статьи. В центре внимания автора в данной статье будут церковные аспекты в политике памяти в современной Греции. Целью статьи является анализ церковного измерения современной греческой мемориальной культуры через призму проблемы статуса Церкви на территории бывшей югославской республики Македонии. В число задач автора входит анализ использования церковной истории как компонента коллективной исторической памяти. Предполагается, что церковная история является важным мобилизационным ресурсом в мемориальных конфликтах. Поэтому автор в статье проанализирует восприятие истории Македонской церкви в развитии и функционировании греческой мемориальной культуры как важного элемента политики идентичности Афин.
Материалы и методы. Исследование основано на принципах использования междисципли-нарности как универсального языка современной исторической науки в исследованиях исторической памяти и политики памяти. В основе источ-никового корпуса лежат публикации греческих
средств массовой информации как основного форматора представлений о прошлом и их кодификации в мемориальную культуру в современном обществе. Анализ текстов, формирующих и составляющих мемориальный канон относительно проблем истории Македонской Православной Церкви, проводился в представленной статье с применением принципов и исследовательских практик, предложенных не только в мемориальных штудиях, но и в рамках интеллектуальной истории и истории идей.
Анализ. Македонская церковная проблема: историко-политический фон. Македонский церковный вопрос - это совокупность противоречий, связанных со статусом Церкви на территории современной Северной Македонии. В 1966 г верующие Македонии при поддержке властей республики обратились к Сербской Православной Церкви с просьбой представить автокефалию, на что получили отказ. В ответ на это власти инициировали проведение Церковно-народного собора в Охриде в июле 1967 г., что привело к обострению конфликта с СПЦ. 19 июля 1967 года в СР Македония была провозглашена автокефалия [2]. Ответом Белграда стало признание церкви раскольнической. СР Македонии институционализировала МРЦ, создав в 1967 г семинарию, а в 1977 г - богословский факультет.
Появление в 1991 г независимой Македонии привело к интернационализации конфликта. СПЦ, с которой МПЦ, была вынуждена вести диалог, формально стала иностранной. Болгаро-македонские противоречия касались статуса и подчиненности МПЦ, так как до 1944 г территории Македонии входили в состав Скопле-Велешской и Охридско-Битольской епархий БПЦ. Власти Греции выражали свое несогласие с названием Македонии как государства, а Элладская Церковь не только имела аналогичные претензии, но и указывала на спорность фактически политического механизма, в рамках которого появилась МПЦ. Власти Македонии в 2004 г приняли «Декларацию в поддержку Македонской Православной церкви», которая предусматривала существование МПЦ как единственной признанной Церкви, что вызвало противодействие со стороны властей Сербии и СПЦ. В 2005 г Скопье обратилось к патриарху Константинопольскому Варфоломею, пригласив его выступить в качестве посредника в переговорах с СПЦ. В 2009 г. МПЦ изменила свое официальное наименование на «Македонская православная церковь - Охридская архиепископия», подчеркивая права на средневековое наследие. Решение обострило отношения с Сербией, Болгарией и Грецией, что вынудило Скопье пойти на уступки.
В 2017 г. Священный синод МПЦ признал Болгарский экзархат своей «Матерью-Церковью», установив с ней евхаристического общения.
Элладская Православная Церковь выступила против такого сближения, но патриарх Константинопольский Варфоломей заявил о готовности урегулировать статус МПЦ, если та откажется от слова «Македонская» в названии. 17 июня 2018 г Скопье и Афины подписали Преспанское соглашение об изменении названия страны на «Республика Северная Македония». 9 мая 2022 г. Священный синод Константинопольского патриархата признал Церковь Македонии под названием «Охридская архиепископия». 24 мая и 13 декабря 2022 г. автокефальный статус МПЦ под названием «Охридская архиепископия» признали в Белграде и Софии. Формализация положения Церкви не привела к радикальным изменениям в исторической политике основных участников спора, что указывает на важность, актуальной и необходимость анализа церковного измерения в политике памяти.
Македонские церковные нарративы в греческой политике памяти. Греческие элиты и средства массовой информации, как основные акторы политики памяти, периодически реагировали на македонский церковный вопрос, особенно в тех случаях, если варианты его решения касались греческой исторической и мемориальной культуры. В июне 2018 г министр иностранных дел Греции Никос Козиас комментировал позицию Элладской Православной Церкви, указав на важность проблемы названия национальной церкви в Македонии, подчеркнув, вместе с тем, что это «касается их как только граждан, но это не их проблема как института», указав, что только правительство Греции легитимно вести переговоры со Скопье относительно изменения названия страны. Кроме этого, Н. Козиас стремился дистанцировать Афины и от решения проблемы Церкви в Македонии, понимая, что политические аспекты названия страны более важны для Греции: «будет ли признана автокефалия или что-либо еще для церкви, это - вопрос Вселенского Патриархата, а не темы Священного Синода Элладской Церкви» [3].
Комментируя противоречия восприятия истории Македонской Церкви в различных национальных памятях региона, греческие участники политики памяти указывали на чрезвычайно высокий, по их мнению, уровень политизации проблемы. Представители академической историографии воспринимают эту проблему иначе. Афанасиос Атанасиадис подчеркивает важность «исторического наследия, особенно на Балканах, где оно шествует рука об руку с формированием национального чувства. Соответственно, национальное чувство предполагает религиозную веру для построения национального единства и, в более широком смысле, исторического выживания, особенно - в случае нации, которая конкурирует с многомерным присутствием соседних истори-
ческих наций» [6], что в полной мере относится к современной Северной Македонии, где историческая память, в том числе - в сфере истории Церкви, вынужденно конкурирует с альтернативными коллективными памятями.
По мнению акторов политики памяти с греческой стороны, спор о юрисдикции с Сербской Церковью превратил православие в Македонии в «националистическое», ответственность за что некоторыми греческими комментаторами возлагается на «католика Тито» [32]. Поэтому обвинения в причастности иерархов Македонской Церкви к национализму стало общим местом в греческих комментариях [15], чему в значительной степени содействовали высказывания самих македонских иерархов, которые активно использовали и национализм, и мобилизационный потенциал коллективной исторической памяти, апеллируя, в том числе, и к наследию Античной Македонии [35], что традиционно переводит отношения между македонской и греческой коллективными памятями на уровень мемориального конфликта.
Заявление Митрополита Тимофея, главы Македонской Православной Церкви, сделанное им в 2018 г. о том, что «Македонская Православная Церковь является историческим и юридическим правопреемником Охридской Архиепископии Юстиниана Первого, имеет достоинство Архиепископии и называется Македонской Православной Церковью - Охридской Архиепископией, а в своем общении с другими Церквями - Македонской Православной Церковью», не могло не спровоцировать ответную реакцию греческих активистов исторической политики, которые, отталкиваясь от достижений академической исто-риографиями [12], усилиями которой история Македонии стала частью греческого исторического нарратива, обвинили Скопье в присвоении греческого наследия [16].
Подобные обвинения и взаимные претензии оказываются фактически неизбежными в обществах, где «отсутствуют институты, которые могли бы стать форумом для обсуждения болезненных конфликтов» [1, с. 110], в том числе, связанных со статусом церковных организаций. В этом отношении политика памяти в Греции основывает свои выводы на академической историографии, в которой в отношении Македонии не только доминирует этноцентризм, но и характерна значительная степень полемичности, связанная с защитой, как полагают греческие историки [23], национальной памяти. Одной из форм такой реакции стала актуализация исторической памяти в публичных и общественных пространствах греческих городов, на территории которых Комитет по борьбе за эллинистичность Македонии периодически организуют мероприятия, призванные визуализировать именно греческую версию мемориальной культуры [34].
Средства массовой информации Греции, вовлеченные в проведение исторической политики, обеспокоены тем, что нормализация статуса Церкви в Македонии позволит этой стране более активно вмешиваться в вопросы греческой коллективной памяти. По мнению исследователей коллективной памяти, «отношения с историей обычно становятся легче, чем больше мы удаляемся во времени от событий. Положительные воспоминания светлеют, отрицательные - меркнут, старые поколения, которые, возможно, могли бы высказать контраргументы, уходят, но этот процесс постепенной "нормализации" не является неизбежным» [40].
Болезненное восприятие греческим обществом вопросов истории Македонской Церкви свидетельствует о склонности акторов политики памяти активно манипулировать фактами прошлого в современных политических и идеологических реалиях. Анастасиос Вавускос, эксперт и юрист, полагает, что принятие церковными властями в Скопье названия «Охридская Архиепископия» является угрозой для греческой мемориальной культуры и исторической памяти, так как чревато не только македонизацией греческой историей, но и ростом, по его мнению, славянского сепаратизма [9] среди негрекоязычной части современного греческого населения, воспринимаемого, как правило, в качестве «греко-славян» [41], но не отдельной нации. Активисты мемориальной культуры и исторической политики в современной Греции настаивают на необходимости для Афин проявлять «постоянную бдительность греческого государства и дипломатии в отношении не только добросовестного соблюдения Преспанского соглашения, но и политических событий в соседнем государстве» [24], которое воспринимается как страна, покушающаяся на часть наследия, воспринимаемого в Греции как исключительно греческое.
В такой модели исторической политики в отношении истории Македонской Церкви последняя воспринимается как конструкт, аналогичный македонской идентичности, нации и языку. Греческие агенты политики памяти настаивают на том, что Македония - это политический проект, связанный с международным коммунизмом [13] и созданный специально по инициативе внешних кураторов Йосипа Броз Тито [33], который, по мнению греческих активистов политики памяти, создал македонскую государственность в составе СФРЮ исключительно ради отторжения части территории Греции [28]. С другой, греческие акторы политики памяти настаивали на том, что Скопье имеет противоречия в сфере исторической памяти практически со всеми соседями, а самые острые споры разделяют Македонию и Болгарию, так как мемориальное сближение позиций македонской стороны с Афинами и Белградом приведет не просто
к восстановлению легитимного статуса Македонской Церкви среди других православных Церквей, но и «освободит славяноязычное население Северной Македонии от претензий Болгарского экзархата и панславизма» [39].
В рамках такого восприятия утверждение о том, что «в Северной Македонии есть раскольническая православная церковь с возмутительным названием "Македонская православная церковь -Охридская архиепископия"» [36] греческими участниками исторической политики, начиная с 2019 г. воспринималась в качестве временной характеристики ситуации. В этом комментарии греческих средств массовой информации заметна значительная степень их вовлеченности в проведение политики памяти, так как жители Северной Македонии определены не как «paK£66v£^» («македонцы»), но как «aAaß69wvo$ пЛпЭиарб^» («slavöfonos plithysmös»), то есть «славяноязычное население», что визуализируют идеологические склонности греческих агентов исторической политики использовать ресурс этничности и связанного с ней этнического национализма в мемориальной конфронтации с соседями. Поэтому греческая модель мемориальной культуры основана на восприятии истории и памяти как «арены политической борьбы с внешним и внутренним противником» [4, с. 11].
Если под первым понимается Северная Македония, которая обвиняется в попытке отторгнуть часть греческой истории и интегрировать ее в свою собственную коллективную память, то под вторым подразумевается славянское национальное меньшинство, подозреваемое в готовности поддержать Скопье. В такой ситуации в греческой политики памяти, отягощенной склонностью к амнезии и избирательностью [26] в актуализации тех моментов коллективного опыта, которые должны визуализироваться или которые следует забыть, стали более заметны позиции националистов, один из лидеров которых, Гиоргос Геор-гиадис, не только подчеркивал, что историческая Охридская Архиепископия «не имеет ничего общего с сербами», но указывал на важность того, что «раскольническая так называемая "македонская" церковь Скопье берет свое старое греческое название», полагая, что в Северной Македонии «греческие и грекоязычные священники теперь будут проповедовать оригинальное Евангелие на греческом языке православным братьям соседней страны, которая мирно станет 14-й областью нашей страны» [39].
Следует признать, что столь радикальная точка зрения в современной греческой политике памяти носит маргинальный характер, а ее основные акторы, политики и средства массовой информации, от подобных заявлений дистанцируются. Например, в 2021 г. Андреас Кацаниотис, заместитель министра иностранных дел по делам репатриа-
ции, осторожно указывал на важность религиозной компоненты в дипломатии, проигнорировав при этом мемориальную конфронтацию с соседями Греции по вопросам исторической памяти и наследия [19]. Сторонники умеренного национализма, так же вовлеченные в проведение исторической политики, указывают одновременно как на опасность урегулирования статуса Македонской Церкви, которая фактически продолжает использовать прилагательное «Македонская» в своем именовании, так и на недальновидность политики Афин, связанной с обеспечением языковых прав меньшинств, так как «признание македонской этнической принадлежности населения ряда регионов Греции потенциально возвращает ситуацию к началу ХХ века» [31], что чревато, по мнению греческих активистов памяти, сепаратизмом.
В такой ситуации, когда мемориальный канон как в историографии [30], так и в исторической греческой памяти в отношении Македонии основан на убеждении в то, что «македонцы почти на протяжении всего периода античности разделяли исторические судьбы греческого народа... Греческая Македония с древних времен была оплотом Греции против варваров» [8], одновременное использование определений «Македонская» в «Охридская» в названии Церкви на территории Северной Македонии активистами исторической политики воспринимается в числе угроз. Поэтому большинство текстов греческих средств массовой информации, вовлеченных в проведение исторической политики, указывают на недопустимость и незаконность использования определения «Македонская» в названии Церкви соседнего государства [11].
В рамках развития политики памяти «каждое государство для подтверждения своей легитимности использует культурно-исторический подход» [5, p. 558], который в греческом случае отягощен интеграцией в мемориальную культуре религиозного фактора. Вместе с тем, по мере урегулирования статуса Церкви на территории Северной Македонии, греческие средства массовой информации указывали на значительную степень политизации и идеологизации вопроса, который из сферы канонического права и вопросов юрисдикции сместился в направлении мемориального конфликта, так как в обсуждении проблемы были вовлечены македонские, сербские, болгарские и греческие участники, которые были склонны интерпретировать прошлое Македонской Церкви через призму своих собственных мемориальных культур и политик памяти. Например, за два года до урегулирования статуса греческие акторы исторической политики интерпретировали Македонскую Церковь как «автокефальную раскольническую церковь», настаивая на большей правильности ее наименования как «Македонская Православная Церковь - Охридская Архиеписко-
пия», но не как «Охридская Архиепископия». По мнению греческих комментаторов, церковный вопрос с македонской политике был в значительной степени подвергнут излишней идеологизации, проводниками которой стали «правых националистических "археомакедонцы"» [10], к которым греческие эксперты и предъявляли претензии, видя в их деятельности попытку присвоения части греческой истории.
Политика памяти современной Греции в отношении Македонии и ее церковной истории основана на коллективной уверенности в том, что «употребление скопянами имени "Македония" нелепо, искусственно, украдено. Македония не может быть транснациональной, ее имя, ее история и ее культура принадлежат только Греции» [7]. Несмотря на доминирование в общественном дискурсе этноцентричного подхода к коллективной памяти, признаваемого «главным препятствием для нормализации отношений соседей» [20] в сфере восприятия прошлого, греческие агенты исторической политики вынуждены признавать, что политические противоречия региона стали следствием соразвития и конкуренции различных национальных памятей [21], связанных с одновременной и параллельной институционали-заций наций-государств [17].
Умеренная часть общества современной Греции, склонная к диалогу со Скопье, подчеркивает наличие мемориальных противоречий и конфликтов, «уходящих своими корнями в историю бывшей Югославии и будучи сосредоточенными на конкурирующих национальных нарративах» [29]. В ряде случаев в ними солидаризируется и Церковь. Например, в 2018 г. пять митрополитов Западной Македонии выступили с открытым письмом, в котором констатировали, что «история Македонии слишком тяжела, чтобы кто-то на нее претендовал» [42], воспроизведя при этом другие идеологемы греческой политики памяти, основанной на восприятии всего македонского через призму исключительно греческой этничности.
Вовлеченность Элладской Церкви в политику памяти свидетельствует о том, что «коллективная память поддерживается только коллективными субъектами, иначе она теряется» [25]. Таким образом, актуализируется такое качество коллективной памяти в регионе Балканского полуострова как транснациональность [37], что фактически ведет к признанию важности общения в режиме диалога [14] и выполнения достигнутых соглашений со Скопье [22]. Вместе с тем, следует признать, что подобная позиция определенной части греческого академического сообщества [38], склонного в отношении как истории, так и коллективной памяти оперировать модернистскими и конструктивистскими подходами, не исключает продолжение мемориальной конфронтации. Сторонники последней склонны оперировать этни-
ческими концептами [18], минимизируя возможности для обсуждения спорных вопросов общего исторического наследия «путем прямого братского диалога с грекоязычными и другими поместными Православными Церквами» [27].
Результаты. Подводя итоги статьи, во внимание следует принимать ряд факторов, которые определяют основные векторы и траектории развития и функционирования македонской церковной проблемы в исторической политике Греции.
Македонские нарративы традиционно играли значительную роль в истории и функционировании современной мемориальной культуры греческого общества. «Македонское» в греческой коллективной памяти практически всегда связывалось с наследием и образами античной Македонии, история и наследие которой воспринимаются в качестве неотъемлемых элементов современной греческой культуры и государственности. В этой ситуации греческие политики, интеллектуалы, националисты и общественные активисты крайне настороженно относились к попыткам соседних государств Балканского региона претендовать и использовать македонское наследие.
Появление в 1991 г. независимой Македонии содействовало мемориальному конфликту между Грецией и Македоний. Если до 1991 г. греческие элиты не обращали внимания на попытки социалистических властей Македонии учредить отдельную Македонскую православную церковь, так как их больше беспокоили амбиции македонских националистов, направленные на интеграцию античного македонского наследия в мемориальный канон той македонской культуры и идентичности, которая развивалась в СР Македонии, где, в отличие от Греции, носила не греческий, а славянский характер, что в корне противоречило мемориальной культуре и доктрине Афин. В этой ситуации появление в 1991 г. независимой Македонии, которая стремилась обеспечить себя полным набором государственных институтов, включая национальную Церковь, привело к тому, что македонский вопрос в греческой политике обрел религиозный статус.
Греческие политики не могли игнорировать мемориальные конфликты, которые разгорелись между Скопье, с одной стороны, и Софией, и Белградом, с другой, относительно статуса Македонской Православной Церкви. На определенном этапе развития македонского церковного мемориального конфликта Афины пытались играть роль посредника между Македонией и ее оппонентами в спорах относительно церковного исторического наследия, связанного с историей православия в регионе. Позднее Афины изменили тактику и стали лоббировать идеи Константинопольского Патриархата в качестве посредника для урегулирования церковного спора, отягощенного
одновременным соразвитием нескольких национальных исторических памятей, между Скопье и его оппонентами, представленными Болгарий и Сербией.
В результате греческая сторона добилась того, что к 2022 г. Македонская Православная Церковь фактически была признана Константинопольским патриархатом, но при этом из названия новой Поместной Церкви, исчезло определение «Македонская», что было символически важно для греческих националистов, так как защита территориального единства Греции и отстаивание исключительно греческого статуса македонского исторического наследия и современной Македонии в составе Греции входила в число системных задач мемориальной политики Афин. Несмотря
на тенденции к снижению интенсивности мемориальных конфронтаций македонский церковный вопрос периодически продолжает актуализироваться активистами исторической политики памяти в публичных общественных пространствах Греции, так как «войны памяти» за символическое обладание историческим наследием и контроль над последним на Балканском полуострове к настоящему моменту не завершен. Таким образом, церковный вопрос, связанный со статусом и наименованием православной церкви не территории Северной Македонии к настоящему времени решен в пользу именно Афин, которые вынудили Скопье отказаться от исторически сложившегося названия страны и скорректировать наименование собственной Церкви.
Литература
1. Астров А. Эстония: политическая борьба за место в истории II Pro et contra. 2009. Май - август. С. 109-124.
2. Jосиф, митрополит Тетовско-гостиварски, Прогласуважето на автокефалноста на Македонската Православна Црква на Третиот Македонски Црковнонароден Собор (Охрид, 17-19 jули 1967) II Огледало. 2017. Бр. 8-9. С. 8-13.
3. Коsиjас: Грчката црква подобро да не се меша во прашажето за името II Радио Слободна Европа. 2018. Jуни б. URL: https:llwww.slobodnaevropa.mklal29271981.html (дата обращения: 02.02.2023).
4. Миллер А. Россия: власть и история II Pro et contra. 2009. Май - август. С. 6-24.
б. Shnirelman V. Aryans or Proto-Turks? Contested Ancestors in Contemporary Central Asia II Nationalities Papers. 2009. Vol. 37. No. б. Р. бб7-б87.
6. А6avaстláбr|ç А. N^Aoy^joî Kdi кdlvoфáv£l£ç n£pí Md^óvwv Kdí Md^ovidç стт^ пdрuф£ç tou «Md^oviKoú ЕккЛпстюстл^ Zr|Tri|JdToç» Il Fragmenta Hellenoslavica. 2019-2020. Vol. 6. Р. 49-100.
7. Аvбp£ÓпouЛou X. H £кклг|стюстт1кп птихп tou Md^oviKoú ÇnTrjjidToç: 1стгор1кп Kdí vojioKdvoviKrj прoст£YYlстr| Il Xplстшvlкr|. 2019. OKT^pioç 23. URL: https:IIxr¡st¡an¡k¡.grIп-£KкЛпстlасттlкп-шuxп-тou-|Jак£бovlкoI (дата обращения: 02.02.2023).
8. АстЛavíбr|ç I. 1стгор1кг| jivr|jir|: oí EЛЛпvlK£Cт рфст тг|ст MdK£бovldст II EAAr|vod|j£piKdviKÓ npdKTop£Ío E^r^uv. 2016. OKTwßpiou 2б. URL: https:IIarchive.greekamericannewsagency.comI2016I10I2бIistoriki-mnimi-makedonia-rizesI (дата обращения: 02.02.2023).
9. Bdßoúсткoç А. Арх^тстгопп Аxpíбoç п Арх^тстгопп iKoníwv Il Romfea. 2022. louvíou 9. URL: https:llwww.romfea.grl kat¡gor¡esI10-apopse¡sI50561-arx¡ep¡skop¡-axr¡dos-¡-arx¡ep¡skop¡-skop¡on (дата обращения: 02.02.2023).
10. Bóp£ld MdK£бovíd: О П£vтdрóфсткl Zhtó dnó to Oik. ndTpldpx£Ío vd dVdYVЫрíCт£l Tr|v Op6ô6oÇi"| ЕккЛпстга Tr|ç X^pdç tou Il Tribune.gr. 2020. l£nT£jißpiou 21. URL: https:llwww.tribune.grlreligionlnewslarticlel692280lvoreia-makedonia-o-pentarofski-zita-apo-to-oik-patriarcheio-na-anagnorisei-tin-orthodoxi-ekklisia-tis-choras-toy.html (дата обращения: 02.02.2023).
11. Bóp£ld MdK£бovíd: To OlKouji£VlKÓ ndTpldpx£Ío dVdYVWpi^El Tr|v еккЛпстш thç X^pdç j£ Tnv ovoi^íd «EккЛпстíd Ахрíбoç» II Prototheme. 2022. Mdíou 10. URL: https:llwww.protothema.grlworldlarticlel1241400lvoreia-makedonia-to-oikoumeniko-patriarheio-anagnorizei-tin-ekklisia-tis-horas-me-tin-onomasia-ekklisia-ahridosI (дата обращения: 02.02.2023).
12. Boúpn I. nnY£Ç Yld Tr|v lсттoрíd Tr|ç MdK£бovídç 1889 - 190б: EккЛпстíd Kdl Kparoç. А6г^: Gutenberg, 1999. 33б ст.
13. AÔYKdç А. KojlvT£pv Kdl jid^oviKó ÇrjTr||Jd. Td £AAr|viKÓ пdрdсткпvlo, 1924. 0£стстaлovíкr|: TpoxdAíd, 2008. 294 ст.
14. A^idç dnó iKÓnid: 0d сттпрíÇouJ£ Tr|v EupwndíKrj npoomiKrj Tr|ç Bôp£idç MdK£бovídç Il Patris News. 2022. Mdíou 2б. URL: https:llwww.patrisnews.comldendias-apo-skopia-tha-stirixoyme-tin-eyropaiki-prooptiki-tis-voreias-makedoniasl (дата обращения: 02.02.2023).
1б. H стхет^лкп EккЛпстíd сттг| Bóp£id MdK£бovíd прoстJ£v£l ст£ dVdYVЫрlстп dnó to Фdváрl Il Tribune.gr. 2019. Mdíou 16. URL: https:IIwww.tribune.grIreligionInewsIarticleIб78472Ii-schismatiki-ekklisia-sti-voreia-makedonia-prosmenei-se-anagnor¡s¡-apo-to-fanar¡.html(дата обращения: 02.02.2023)
16. H ст^стдошп EккЛпстíd Twv iKoníwv £nij£v£i vd ovojáZ£Tdi «Md^oviKrj» Il Tribune.gr. 2018. OKTwßpiou 7. URL: https:ll www.tribune.grIreligionInewsIаrticleIб114б4Ii-schismаtiki-ekklisiа-ton-skopion-epimenei-nа-onomаzetаi-mаkedoniki.html (дата обращения: 02.02.2023)
17. HрdкЛ£Íбпç А. To Md^oviKó ZrjTr||Jd 1878-2018. Ап0 Tiç £6viK£ç б1£кб1кг|ст£^ сттlç стuYKрouстldк£ç £6viK£ç TduTÔTr|T£ç. А6г^: 0£j£Aio, 2018. 336 ст.
18. KdToúvTd I. Kaшстк£uáÇovшç £vd £6voç - To Md^ovitó Çdva сттo прoсткпvlo. А6г^: Ek6otikôç Oîkoç А. А. Лlßávп, 2022. 416 ст.
19. KdroOTiÜTri? А. Yn£pnoAÚTijo K£фáЛdlo o Ап0бг|Ю ЕЛЛг^1ст|0 Il Ert News. 2021. A£K£jißpiou 13. URL: https:llwww. ertnews.grlomogeneiala-katsaniotis-yperpolytimo-kefalaio-o-apodimos-ellinismosl (дата обращения: 02.02.2023).
20. Лю^ А. KdTdстк£u£ç ipwwv Kdi noArnKrj Tr|ç jivrjjinç Il Efsyn.gr. No£jißpiou б. URL: https:llwww.efsyn.grlstilesl apopseisI170794_kataskeyes-iroon-kai-politiki-tis-mnimis (дата обращения: 02.02.2023).
21. Md^oviK&ç TduTÔTHT£ç стго xpóvo. Д|£П1сттгц^1ш; прoст£YYÍст£lç I £niji. Г. Iт£фdvíбпç. А6г^: Екб0ст£^ ndTÓKn, 2008. б98 ст.
fr I
СКШУ
22. MaAAia? А. EAAaSa Kai B6pEia MaKESovla. H аитоф1а тп? SuctkoAi? lu^pwvla^ twv npECTnwv. A6rjva: EkS6ctei? I. IiSEpn?, 2018. 204 ст.
23. Мартг|? N. H nAaCTTOYpapnCTn тп? iCTTopia? тп? MaKESovia?. ©ECTCTaAovfcn: MaAAiapn? naiSEia, 2007. 312 ст.
24. MEAiCTCTapn? A. To pEpiaCTjisvo parniCTjia тп? «jiaKESoviKrj?» YAwCTCTa? Kai r| E6voAoYiKrj avaKpipEia ev Kaipw npowpwv ekAoywv // Huffington Post. 2020. Maiou 27. URL: https://www.huffingtonpost.gr/entry/to-veviasmeno-vaptisma-tes-makedonikes-ylossas-kai-e-ethnoloyike-anakriveia-en-kairo-prooron-ekloyon_gr_5ecb9758c5b610d0c5ecf5ef (дата обращения: 02.02.2023).
25. MoujT^n? I. iCTTopiKn Arj6n // Ka6r||JEpivr|. 2022. NoEjpplou 19. URL: https://www.kathimerini.gr/opinion/562144678/ istoriki-lithi/ (дата обращения: 02.02.2023)
26. MnouKaAa? П. noArnKrj jivrjjin Kai jEAAov // Ka6n|JEpivn. 2005. ФEppouapíou 1. URL: https://www.kathimerini.gr/ opinion/697349/politiki-mnimi-kai-mellon/ (дата обращения: 02.02.2023).
27. Mnparoo? N. H lEppiKrj EKKAnCTia Yia Tnv op666o^n EKKAnCTia сттп BopEia MaKESovia // Ert News. 2019. Ma'iou 16. URL: https://www.ertnews.gr/eidiseis/diethni/i-serviki-ekklisia-gia-tin-orthodoxi-ekklisia-sti-voreia-makedonia/ (дата обращения: 02.02.2023)
28. NEapxou П. Oi auTanaTE? тп? CTujpwvia? twv npECTnwv: H EAAaSa npEnEi va EniSE^Ei EnipEpAnjiEvn ctuvecti, SiopaTiKOTHTa Kai ■прблпфп ^v KivSuvwv // Huffington Post. 2021. NoEjppiou 9. URL: https://www.huffingtonpost.gr/ entry/oi-aetapates-tes-semfonias-ton-prespon_gr_618a1c49e4b087e2ef9c33cd (дата обращения: 02.02.2023).
29. Nee? «ctuykpouctei? Yia тo napEA66v» сттa BaAKavia: Oi Suo paAKaviKE? EvтaстEl? anaCTxoAouv тou? TEЛEuтaíou? jirjvE? тпv еп^^^го // Huffington Post. 2022. lavouapiou 1. URL: https://www.huffingtonpost.gr/entry/nees-seykroeseis-yia-to-parelthon-sta-valkania_gr_61f789cbe4b04f9a12bf2f4c (дата обращения: 02.02.2023).
30. NiKoAaiSn? К. Iсттopía тou eAAivictjiou jie K^pov Kai paCTiv тг^ MaKESovia. KaтEpívп: Ma^, 2012. 736 ст.
31. №астю? N. K^po MaKESoviKrj? rAwCTCTa? сттп ФЛыplva; Гюл Eíval Eva KaK6 npojirjvujia // Huffington Post. 2022. AekejiPp^u 1. URL: https://www.huffingtonpost.gr/entry/kentro-makedonikes-ylossas-ste-florina-yiati-einai-ena-kako-promenema_gr_638713a9e4b06ef4a549e044 (дата обращения: 02.02.2023).
32. navaYonouAo? А. H EKKAnCTia тп? BopEia? MaкEбovía? Kai aAAa 6£jiaro // Huffington Post. 2022. Iouvfou 26. URL: https:// www.huffingtonpost.gr/entry/e-ekklesia-tes-voreias-makedonias-kai-alla-themata_gr_62a87c8ce4b0cf43c84ea605 (дата обращения: 02.02.2023).
33. nanaYapupaAAou П. H MaкEбovía сттп JEYYEvn тп? Tph|? Aie6vou? Kai тou KKE 1919 - 1949. A6rjva: nEAaCTYO?, 2013. 448 CT.
34. na^'av^vi А. A. MaкEбovía: ^AAaA^^^ Yia тпv ovojiaCTia wv iKornwv // Ert News. 2020. Iouvfou 6. URL: https:// www.ertnews.gr/perifereiakoi-stathmoi/kozani/d-makedonia-syllalitiria-gia-tin-onomasia-ton-skopion-3/ (дата обращения: 02.02.2023).
35. iKoniavo? ст^ст^^? Emctkono?: Лее1 фЕц^го го ПaтplapxEÍo Yia тпv (фEuбo)EккЛпстía jia? // Tribune.gr. 2018. IouvÍou 2. URL: https://www.tribune.gr/religion/news/article/472494/skopianos-schismatikos-episkopos-leei-psemmata-to-patriarcheio-gia-tin-pseydo-ekklisia-mas.html (дата обращения: 02.02.2023).
36. !тп B6pEia MaкEбovÍa n «MaKESoviKrj» EккЛпстÍa eA^ei cte avaYvwpiCTn an6 тo Фavapl // Tribune.gr. 2019. ФEppouapÍou 22. URL: https://www.tribune.gr/religion/news/article/554949/sti-voreia-makedonia-i-makedoniki-ekklisia-elpizei-se-anagnorisi-apo-to-fanari.html (дата обращения: 02.02.2023).
37. 1фЁго? I. Oi jEroAAa^Ei? rou MaKESoviKou. O jiaKpu? Sp6jio? npo? т1? npECTnE?. A6rjva: EkS6ctei? I. IiSEpn?, 2018. 256 ст.
38. Tauт6тnтE? сттп MaкEбovÍa / Enij. B. rouvapn? I. MlxanЛÍбn?, Г. AYYEA6nouAo?. A6rjva: EkS6ctei? nanaZrjCTn, 1997. 262 ст.
39. TEAo? n «MaKESoviKr EккЛnстÍa» - Oi стхет^т^ ZnravE va avaYvwpiCTrouv ш? ApxiEniCTKonr Аxpíбa? // Tribune.gr. 2020. Iavouapfou 13. URL: https://www.tribune.gr/religion/news/article/635475/telos-i-makedoniki-ekklisia-oi-schismatikoi-zitane-na-anagnoristoyn-os-archiepiskopi-achridas.html (дата обращения: 02.02.2023).
40. ФЛaíCтEp X. H noAmKrj aAAoiwvEi ^v iCTropiKri jivrjjin // Ka6njEpiv|. 2002. ФEppouapÍou 3. URL: https://www.kathimerini. gr/society/110262/h-politiki-alloionei-tin-istoriki-mnimi/ (дата обращения: 02.02.2023).
41. XoAEpa? I. Oi 'EAA|ve? стЛap6фыvol тп? MaкEбovÍa?. A6rjva: nEAaCTY6?, 1999. 389 ст.
42. ФпФ'ст^ JnтpoпoЛlтыv Auтlкn? MaKESovia? // Orthodoxia. 2018. Iavouapfou 19. URL: https://orthodoxia.info/news/ lEpаpxE?-бuт-JакEбovÍа?-n-lсттopÍа-тn/ (дата обращения: 02.02.2023).
References
1. Astrov A. Estonia: political struggle for a place in history. Pro et contra. 2009. May - August: 109-124. (in Russ.).
2. Josif, The Proclamation of the Autocephaly of the Macedonian Orthodox Church at the Third Macedonian Church-National Council, Ohrid, July 17-19, 1967. Ogledalo. 2017, 8-9:8-13. (in Macedonian).
3. Kozias: The Greek Church should not interfere in the name issue. Radio Slobodna Evropa. 2018. Junе 5. Available from: https://www.slobodnaevropa.mk/a/29271981.html [Accessed 02 February 2023] (in Macedonian).
4. Miller A. Russia: power and history. Pro et contra. 2009. May - August: 6-24. (in Russ.).
5. Shnirelman V. Aryans or Proto-Turks? Contested Ancestors in Contemporary Central Asia. Nationalities Papers. 2009;37(5):557-587.
6. Athanasiadis A. Neologisms and innovations about Macedonians and Macedonia on the fringes of the «Macedonian Ecclesiastical Issue». Fragmenta Hellenoslavica. 2019-2020;6:49-100. (in Greek).
7. Andreopoulou C. The ecclesiastical aspect of the Macedonian issue: historical and legal approach. Christianiki. 2019. October 23. Available from: https://xristianiki.gr/i-ekklisiastikl-ptychl-tou-makedoniko/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
8. Aslanldis I. Historical memory: the Greek roots of Macedonia. Ellinoamerikaniko Praktorelo Eidlseon. 2016. October 25. URL: https://archive.greekamericannewsagency.com/2016/10/25/istoriki-mnimi-makedonia-rizes/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
9. Vavouskos A. Archdiocese of Ahridos or Archdiocese of Skopje. Romfea. 2022. June 9. Available from: https://www.romfea. gr/katigories/10-apopseis/50561-arxiepiskopi-axridos-i-arxiepiskopi-skopion [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
10. North Macedonia: Pentarovski asks the Patriarchate to recognize the Orthodox Church of his country. Tribune.gr. 2020. September 21. Available from: https://www.tribune.gr/religion/news/article/692280/voreia-makedonia-o-pentarofski-zita-apo-to-oik-patriarcheio-na-anagnorisei-tin-orthodoxi-ekklisia-tis-choras-toy.html [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
11. North Macedonia: The Ecumenical Patriarchate recognizes the church of the country with the name «Ekklesia Ahridos». Prototheme. 2022. May 10. Available from: https://www.protothema.gr/world/article/1241400/voreia-makedonia-to-oikoumeniko-patriarheio-anagnorizei-tin-ekklisia-tis-horas-me-tin-onomasia-ekklisia-ahridos/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
12. Vouri S. Sources for the history of Macedonia 1889 - 1905: Church and State. Athina: Gutenberg, 1999. 335 p. (in Greek).
13. Dankas A. Comintern and the Macedonian question. The Greek background, 1924. Thessaloniki: Trochalia, 2008. 294 p. (in Greek).
14. Dendias from Skopje: We will support the European perspective of North Macedonia. Patris News. 2022. May 25. Available from: https://www.patrisnews.com/dendias-apo-skopia-tha-stirixoyme-tin-eyropaiki-prooptiki-tis-voreias-makedonias/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
15. The schismatic Church in North Macedonia awaits recognition from the Fanari. Tribune.gr. 2019. May 16. Available from: https://www.tribune.gr/religion/news/article/578472/i-schismatiki-ekklisia-sti-voreia-makedonia-prosmenei-se-anagnorisi-apo-to-fanari.html [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
16. The schismatic Church of Skopje insists on being called «Macedonian». Tribune.gr. 2018. October 7. Available from: https:// www.tribune.gr/religion/news/article/511454/i-schismatiki-ekklisia-ton-skopion-epimenei-na-onomazetai-makedoniki.html [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
17. Irakleidis A. The Macedonian Question 1878 - 2018. From national claims to conflicting national identities. Athina: Themelio, 2018. 336 p. (in Greek).
18. Katounta S. Building a nation - The Macedonian again in the foreground. Athina: Ekdotikos Oikos A. A. Livani, 2022. 416 p. (in Greek).
19. Katsaniotis A. Expatriate Hellenism is a precious capital. Ert News. 2021. December 13. Available from: https://www.ertnews. gr/omogeneia/a-katsaniotis-yperpolytimo-kefalaio-o-apodimos-ellinismos/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
20. Liakos A. Constructions of heroes and the politics of memory. Efsyn.gr. November 5. Available from: https://www.efsyn.gr/ stiles/apopseis/170794_kataskeyes-iroon-kai-politiki-tis-mnimis [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
21. Macedonian identities over time. Interdisciplinary approaches / ed. G. Stefanidis. Athina: Ekdoseis Pataki, 2008. 598 p. (in Greek).
22. Mallias A. Greece and North Macedonia. The autopsy of the difficult Prespa Agreement. Athina: Ekdoseis I. Sideris, 2018. 204 s. (in Greek).
23. Martis N. The falsification of the history of Macedonia. Thessaloniki: Malliaris Paideia, 2007. 312 s. (in Greek)..
24. Melissaris D. The hasty baptism of the «Macedonian» language and the ethnological inaccuracy at the time of early election. Huffington Post. 2020. May 27. Available from: https://www.huffingtonpost.gr/entry/to-veviasmeno-vaptisma-tes-makedonikes-ylossas-kai-e-ethnoloyike-anakriveia-en-kairo-prooron-ekloyon_gr_5ecb9758c5b610d0c5ecf5ef [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
25. Moumtzis S. Historical oblivion. Kathimerini. 2022. November 19. Available from: https://www.kathimerini.gr/ opinion/562144678/istoriki-lithi/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
26. Boukalas P. Political memory and future. Kathimerini. 2005. February 1. Available from: https://www.kathimerini.gr/ opinion/697349/politiki-mnimi-kai-mellon/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
27. Bratsos N. The Serbian Church for the Orthodox Church in North Macedonia. Ert News. 2019. May 16.Available from: https:// www.ertnews.gr/eidiseis/diethni/i-serviki-ekklisia-gia-tin-orthodoxi-ekklisia-sti-voreia-makedonia/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
28. Nearchou P. The delusions of the Prespa agreement: Greece must demonstrate imperative prudence, foresight and risk prevention. Huffington Post. 2021. November 9. URL: https://www.huffingtonpost.gr/entry/oi-aetapates-tes-semfonias-ton-prespon_gr_618a1c49e4b087e2ef9c33cd [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
29. New «conflicts about the past» in the Balkans: The two Balkan tensions have occupied the news in recent months). Huffington Post. 2022. January 1. Available from: https://www.huffingtonpost.gr/entry/nees-seykroeseis-yia-to-parelthon-sta-valkania_gr_61f789cbe4b04f9a12bf2f4c [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
30. Nikolaidis K. History of Hellenism, its centres and bases in Macedonia. Katerini: Mati, 2012. 736 p. (in Greek).
31. Ntasios N. Macedonian Language Center in Florina? Why it's a bad omen. Huffington Post. 2022. December 1. Available from: https://www.huffingtonpost.gr/entry/kentro-makedonikes-ylossas-ste-florina-yiati-einai-ena-kako-promenema_ gr_638713a9e4b06ef4a549e044 [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
32. Panagopoulos A. The church of North Macedonia and other issues. Huffington Post. 2022. June 26. Available from: https:// www.huffingtonpost.gr/entry/e-ekklesia-tes-voreias-makedonias-kai-alla-themata_gr_62a87c8ce4b0cf43c84ea605 [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
33. Papagaryfallou P. Macedonia in the grip of the Third International and the KKE 1919 - 1949. Athina: Pelasgos, 2013. 448 p. (in Greek).
34. Papantoni A.D. Macedonia: Campaigns for the naming of Skopje. Ert News. 2020. June 6. Available from: https://www. ertnews.gr/perifereiakoi-stathmoi/kozani/d-makedonia-syllalitiria-gia-tin-onomasia-ton-skopion-3/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
35. Schismatic Bishop of Skopje: The Patriarchate is lying about our (pseudo) Church). Tribune.gr. 2018. June 2. Available from: https://www.tribune.gr/religion/news/article/472494/skopianos-schismatikos-episkopos-leei-psemmata-to-patriarcheio-gia-tin-pseydo-ekklisia-mas.html [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
fri
CK©y
36. In North Macedonia, the «Macedonian» Church hopes for recognition from the Fanari. Tribune.gr. 2019. February 22. Available from: https://www.tribune.gr/religion/news/article/554949/sti-voreia-makedonia-i-makedoniki-ekklisia-elpizei-se-anagnorisi-apo-to-fanari.html [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
37. Sfetas S. The mutations of Macedonian. The long road to Prespes. Athina: Ekdoseis I. Sideris, 2018. 256 p. (in Greek).
38. Identities in Macedonia / eds. V. Gounaris I. Michailidis, G. Angelopoulos. Athina: Ekdoseis Papazisi, 1997. 262 p. (in Greek).
39. Final of «Macedonian Church» - The schismatics ask to be recognized as the Archdiocese of Achrid. Tribune.gr. 2020. January 13. Available from: https://www.tribune.gr/religion/news/article/635475/telos-i-makedoniki-ekklisia-oi-schismatikoi-zitane-na-anagnoristoyn-os-archiepiskopi-achridas.html [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
40. Fleischer C. Politics alters historical memory. Kathimerini. 2002. February 3. Available from: https://www.kathimerini.gr/ society/110262/h-politiki-alloionei-tin-istoriki-mnimi/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).
41. Cholevas I. The Greek Slavic speakers of Macedonia. Athina: Pelasgos, 1999. 389 p. (in Greek).
42. Resolution of the Metropolitans of Western Macedonia. Orthodoxia. 2018. January 19. Available from: https://orthodoxia. info/news/ierarches-dyt-makedonias-i-istoria-ti/ [Accessed 02 February 2023] (in Greek).