Научная статья на тему 'Проблемы логистического управления на предприятиях'

Проблемы логистического управления на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1312
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / LOGISTICS OUTSOURCING / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ / LOGISTICSCONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Татьяна Николаевна

В статье рассматривается проблема логистического управления с позиций системного подхода. Обозначены основные проблемы предприятий, возникающие в процессе развития логистики. Предложен ряд показателей оценки экономической эффективности продвижения материальных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of enterprising logistics management

The problem oflogisticsmanagementsystem approach.The major issuescompaniesinvolved in makingthe developmentof logistics.A number ofindicators to measure thecost-effectiveness ofpromotionmaterial flows.

Текст научной работы на тему «Проблемы логистического управления на предприятиях»

Т.Н. ПОНОМАРЕВА кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Проблемы логистического управления на предприятиях

В настоящее время экономическая ситуация требует от предприятий необычайной гибкости и мобильности в производстве и менеджменте. И в этой связи многие ищут возможности в логистическом управлении, которое предполагает оптимизацию внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизацию бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

Следует признать, что для руководителей большинства российских компаний логистические методы управления уже достаточно хорошо известны. В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. В то же время можно выделить ряд проблем, с которыми многие компании сталкиваются в процессе развития логистики:

- выбор между собственной логистикой и аутсорсингом;

- выбор моделей и методов при оптимизации затрат на логистику;

- повышение уровня логистического обслуживания клиентов;

- создание собственных объектов логистической инфраструктуры;

- выбор ключевых показателей при проведении логистического контроллинга и др.

Представляется, что одной из наиболее распространенных проблем является отсутствие квалифицированных кадров, особенно в области организации современных логистических процессов и технологий. Кроме того, при внедрении логистического управления на предприятии возникают трудности, связанные с сопротивлением как рядовых сотрудников функциональных подразделений, так и их руководителей. Развитие логистики на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала.

Отметим, что многие компании уже создали свои логистические службы, другие передают эти функции посреднику, используя логистический аутсорсинг, суть которого заключается в снижении

' Пономарева Татьяна Николаевна, e-mail: tanya_kir@mail.ru

затрат компании при реализации цепочки поставок товара за счет привлечения в бизнес-процессы квалифицированного логистического оператора, то есть, приобретение логистических услуг у третьей стороны. На сегодняшний день, логистический аутсорсинг в России отстает в 2,5-3 раза от аналогичных показателей в Европейских государствах и США. В частности, в Германии проникновение логистического аутсорсинга в торговые сети составляет 55%, в России

л

этот показатель составляет лишь 22%1.

На наш взгляд, основных причин слабого развития логистического аутсосринга в России несколько. Во-первых, боязнь передачи основных логистических бизнес-процессов сторонним, хотя и квалифицированным, логистическим операторам. Во-вторых, в России формирование логистического аутсорсинга, в первую очередь, происходило в крупнейших мегаполисах. В регионах отмечается дефицит квалифицированного персонала, отсутствие надлежащей складской инфраструктуры и логистических операторов для обеспечения на должном уровне высокотехнологичных логистических услуг. В-третьих, отсутствие инвестиций для развития регионального логистического аутсорсинга.

По результатам проведенного в 2011 году исследования логистики компаний в России, 52% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2012 году (в 2010 году эта величина составляла 60%). В качестве одной из причин отмечается неготовность операторов обеспечивать требуемый уровень качества комплексного логистического сервиса2. Действительно, несмотря на наличие в России высокопрофессиональных логистических операторов, качественные услуги логистического аутсорсинга с функцией управления цепями поставок могут предоставить немногие. Внедрение современных логистических схем связано с комплексом услуг и подразумевает системную интеграцию процессов транспортировки, хранения, таможенного оформления, документарного обеспечения и других логистических процессов на всей цепи поставок. Спроектировать, внедрить и обеспечить в полной мере процесс такой интеграции может лишь современный 4PL-оператор логистических услуг. На сегодняшний день работа большинства логистических операторов России ближе к стандарту 3PL, т.е. обеспечивает комплексный логистический сервис. Стандарт 4PL предполагает системную интеграцию логоператора в цепях поставок заказчика, к которой не готовы в большей степени российские заказчики логистических услуг. Даже в Западной Европе доля 4PL — услуг не превышает 20 % рынка,

1

Беспалов Р. Спрос на логистического посредника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ccl-logistics.ru

2 См.: Ташбаев Ы., Демин В. Результаты исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, приоритеты компаний» // Журнал «Логистика», 2012, № 2.

а в Соединенных Штатах — 10 % рынка. 3PL провайдер не всегда

о

способен эволюционировать до уровня 4PL .

Полный пакет логистических сервисов, который должна быть в состоянии реализовать компания, претендующая на статус 4PL-провайдера в развитых странах, включает в себя следующий перечень услуг:

1. Прямая транспортировка, консолидация отправок, экспедирование.

2. Управление складированием (специализированное оборудование для склада, современная металлическая мебель, металлические стеллажи, позволяющие повысить производительность и эффективность труда), управление запасами, формирование заказов.

3. Внедрение АСУ и АСКУЭ.

4. Оформление платежей за перевозки, сопровождение грузов, услуги таможенного брокера, управление автотранспортом, обеспечение запчастями.

5. Выбор информационного обеспечения, проектирование и обеспечение функционирования информационных систем, консультационные услуги.

6. Выбор перевозчиков, переговоры о тарифах, возврат товара, снабжение материалами, переупаковка, маркировка.

7. Управление выполнением заказов, контрактное производство, консолидация отправок.

В отличие от аутсорсинга, преимущества собственной логистики заключаются в том, что компания накапливает бесценный опыт в этой области и получает дополнительную независимость от внешних поставщиков услуг. Собственная логистическая инфраструктура также повышает капитализацию бизнеса и позволяет получить персонализированный сервис, в отличие от аутсорсинга, предоставляющего качественный, но все-таки стандартизированный сервис4.

По результатам того же исследования, проведенного Координационным советом по логистике, основными ключевыми задачами, которые планируют решать компании-респонденты в 20122013 годах, являются оптимизация затрат на логистику (43%), повышение уровня качества логистического обслуживания (21%) и создание собственной логистической инфраструктуры (17%).

Когда речь заходит об оптимизации логистики, большинство компаний пытаются начать с той ее части, которая находится в ведении других компаний, например, оптимизируют процесс отгрузок у

3 См.: Сологубов А. Выбор логистической модели для сетевого ритейлера // Журнал «Логинфо», 2011, № 3.

4 См.: Великая Е.Г., Дорошенко Ю.А. Высоко сижу, далеко гляжу. Управление деятельностью промышленной корпорации // Российское предпринимательство, 2004, № 8, с. 62-65.

контрагента, деятельность склада партнера, работу транспортных компаний и пр. Для достижения максимального результата, оптимизацию логистики следует начинать с оптимизации самого отдела логистики. Практика показывает, что пересмотр самой работы логистики компании сразу позволяет вскрыть массу «нелогичных» точек, которые обуславливают потери, как финансовые, так и временные.

После построения системы логистики компании необходимо переходить к оптимизации отдельных функционалов. Начинать нужно с оптимизации управления запасами, так как именно запасы являются основным источником издержек в логистике.

За последние два десятилетия уровень запасов в мировой экономике снизился в разы. Наиболее эффективные компании снижают его до уровня «страховых запасов» и «запасов в пути». Управление запасами с использованием современной мощной логистической платформы встает во главу угла любого бизнеса. Знаменитый принцип компании «Тойота» «запас — всегда потеря» разделяют все большее число компаний. Следует рассчитать необходимый объем запасов на складе, минимальный страховой запас, размер товаров в пути, разработать графики поставок и проплат. Это существенно сократит издержки компании5.

Не стоит также забывать и о транспортировке. Необходимо добиться в первую очередь надежности транспортировки по срокам и сохранности груза, так как это позволяет использовать транспорт фактически как склад на колесах, существенно сокращая затраты на складское хранение.

Необходимо помнить, что во главе оптимизации логистики стоит системный подход. Как только компании удается выстроить целостную систему и приучить сотрудников к постоянному планированию и принятию решений на основании расчетов, а не традиций, оптимизация логистических процессов будет происходить автоматически, в рабочем порядке.

В современных экономических условиях очень важна оптимизация логистических затрат на всем протяжении цепочек поставок, но с обязательным обеспечением максимального уровня качества логистического сервиса внутренних и внешних клиентов. Для этого важен фокус на повышении эффективности операций и производительности ресурсов, а также на повышении профессиональных компетенций логистического персонала, важна его мотивация на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.

5 См.: Пономарева Т.Н., Старикова М.С. Маркетинговая логистика: учебное пособие. Белгород: Изд-во БГТУ, 2007, 144 с.

Следует отметить, что для большинства предприятий значимой проблемой является выбор ключевых показателей при проведении логистического контроллинга. Как правило, оценивая работу производственной системы, перед руководителями формируется сложная «картина», состоящая из множества взаимосвязанных показателей. Ее многоразмерность не позволяет получить объективную общую оценку эффективности логистического управления и выбрать адекватные этой оценке решения при оптимизации потоковых процессов6.

Каждому конкретному предприятию необходимо выбрать свой ряд показателей, которые будут отражать эффективность логистических решений связанных с оптимизацией процесса продвижения материальных потоков. Оценка динамики данных показателей и факторов, вызвавших их изменения, позволят определить эффективность продвижения материальных потоков в производственной системе. Причем эффективность работы предприятия видится в обеспечении потенциально возможного уровня функционирования материального потока в производственной системе в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, и в таком случае эффективность производства может выражаться в виде сопоставления результатов фактического движения и использования материального потока с потенциальными возможными.

С этих позиций можно представить методику расчета экономической эффективности функционирования материальных потоков в виде формулы 1.

1 п кф

е щ- г

п ;=1 кп.а.

Кэ = * * 1,0 (1)

где КЭ - показатель экономической эффективности функционирования материального потока, доли ед.; п - количество показателей, принятых для расчета; I - наименование показателя;

ф,п.в.

к' - соответственно, фактические и потенциально возможные значения показателей, принятых при расчетах;

ф,п.в.

К

1>дв - показатели, характеризующие движение материальных потоков, например: выполнение обязательств по срокам, длительность периода выполнения заказа, интервал запаздывания реакции на изменения спроса, уровень гибкости и ритмичности производства;

6 См.: Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Трунова Е.В. Применение систем показателей функционирования предприятий в целях управления // Экономический анализ: теория и практика, 2004, № 10, с. 3-9.

ф,п.в.

К

'>исп - показатели, характеризующие использование материальных потоков, к примеру: надежность системы управления, эффективность использования информационных потоков, величина запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции, оборачиваемость материальных запасов;

Wi - «вес» ьго показателя.

Данная методика позволит провести логистический контроллинг и определить эффективность продвижения материальных потоков в производственной системе. Кроме того, мониторинг и оценка динамики критерия экономической эффективности функционирования материальных потоков до начала реализации комплекса мероприятий и после (при условии неизменности в данный период потенциально возможных значений показателей) позволит определить степень эффективности проведенных мероприятий.

Пономарева Т.Н. Проблемы логистического управления на предприятиях. В статье рассматривается проблема логистического управления с позиций системного подхода. Обозначены основные проблемы предприятий, возникающие в процессе развития логистики. Предложен ряд показателей оценки экономической эффективности продвижения материальных потоков.

Ключевые слова: логистика, системный подход, логистический аутсорсинг, оптимизация, логистический контроллинг.

Ponomareva T.N. The problems of enterprising logistics management. The

problem of logistics management system approach. The major issues companies involved in making the development of logistics. A number of indicators to measure the cost-effectiveness of promotion material flows.

Keywords: logistics, systems approach, logistics outsourcing, optimization, logistics controlling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.