Проблемы лингвистической безопасности китайского информационного агентства Синьхуа
Лагуткина Маргарита Дмитриевна,
ассистент, преподаватель китайского языка, кафедра иностранных языков филологического факультета, Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности регулирования китайских СМИ с точки зрения информационной безопасности, функционирование информационного агентства «Синьхуа» на современном этапе. Автор подробно анализирует партийную систему контроля, нацеленную не только на положительный образ страны, но и создание лингвистических фильтров на различные политические события и их подачу в материале ведущего китайского информационного агентства, а также государственное регулирование в корреспондентских пунктах других стран.
Ключевые слова: «Синьхуа», закон о СМИ, правовые нормы, «запретный список» тем для сотрудников китайского агентства, Синьцзян-Уйгурский автономный район, «жасминовая революция», Валовый Внутренний Продукт.
о с
U
сэ см о см
1Л
В настоящее время китайская система регулирования деятельности национальных СМИ находится на этапе становления. Базовый закон о СМИ в Китае еще не принят. Тем не менее, в сфере массовой информации достаточно широко применяются административно-правовое регулирование и контроль за функционированием печатных, электронных изданий и телерадиовещания, большинство из которых являются собственностью Коммунистической партии Китая.
В регулировании китайских СМИ можно выделить несколько видов контроля за их деятельностью: партийное и государственное регулирование, а также общественное и отраслевое [1, С. 1721].
Необходимо отметить, что в настоящее время регулирование деятельности СМИ в Китае опирается в основном на правовые акты «Об обеспечении обслуживания телевизионного вещания и радиовещания», «О телерадиовещании». 11 августа 1997 г. Государственный Совет КНР принял основной нормативный документ «О телерадиовещании», согласно которому отделы Госсовета осуществляют контроль за деятельностью электронных СМИ всей страны. Исходя из правовых актов, СМИ не должны распространять информацию, способную нарушить единство страны, подрывать государственную власть, разжигать национальную вражду и наносить ущерб репутации Китая.
Руководство информационного агентства «Синьхуа», основанного в 1931 г. и ставшего ведущим государственным информационным агентством после образования КНР в 1949 г., заложило в основу функционирования агентства положения данного постановления. Таким образом, за деятельностью крупнейшего в Китае канала сбора и распространения информации, являющегося одним из крупнейших международных информационных агентств, осуществляется партийное и государственное регулирование [2, С. 34-35].
Информационное агентство «Синьхуа» имеет свои отделения во всех китайских провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Его корреспонденты аккредитованы также на острове Тайвань и в особых административных районах Сянган и Аомэнь. В настоящее время оно имеет свои отделения в 143 странах и районах мира. В Москве, Мехико, Найроби, Каире, Нью-Йорке и Брюсселе им учреждены главные отделения и редакции, имеющие право на прямую передачу информации соответственно на Азиатско-Тихоокеанский регион, на СНГ, Латинскую Америку, Африку, Средний Восток, Северную Америку и Европу. В этой связи китайское правительство
и КПК осуществляют полный контроль над внутренней и международной информацией [3, С. 4546].
Кроме того, можно предположить, что в агентстве «Синьхуа» существует внутренняя цензура. Редакторы должны тщательно проверить изложенную информацию, после чего выпускающий отдел перед обнародованием передает ее контрольным органам. Если содержание текста противоречит дружественным отношениям Китая с другими странами, то данная информация не подлежит обнародованию и направляется для внутреннего пользования руководства агентства и китайских властей.
На основе лексического анализа текстов информационного агентства «Синьхуа» можно прийти к выводу, что международное положение Китая является главным направлением деятельности информационного агентства «Синьхуа». Основная тематика информации - это дружественные отношения Китая с партнерами и соблюдение нейтралитета в освещении крупных политических событий, касающихся суверенитета, территориальной целостности, сухопутных и морских границ. Например, китайское правительство придерживается нейтральной позиции в освещении событий в Южной Осетии, Абхазии и Нагорном Карабахе, так как не признает их независимости. Эти темы входят в запретный или так называемый «черный список» агентства. Для того чтобы зарубежные представительства успешно работали на территории той или иной страны, им рекомендуется не акцентировать внимание на проявления сепаратизма. Это связано с тем, что Китай опасается обострения национальных конфликтов на своей территории, так как Синьцзян-Уйгурский автономный район и Тибет давно вынашивают идею отделения от Китая, создания Восточного Туркестана или присоединения к Индии.
На северо-западных территориях Китая периодически происходят волнения на национальной почве, поэтому правительство, используя СМИ, пытается урегулировать конфликты. Одновременно нерешенность пограничных проблем с соседями, поддержка Пекином Пакистана, индийские ракетные и ядерные программы, а также соперничество с Индией за доминирование в Южной Азии осложняют китайско-индийские отношения. В китайских СМИ можно выявить информационную напряженность в отношении Индии. Противостояние между Китаем и Индией во многом связано с попыткой Индии вытеснить китайские войска из занятых ими районов в Гималаях в 1962 г. Политологи не исключают вмешательства Индии в случае волнений в Тибете [4, С. 5].
Касаясь международного положения, политика «Синьхуа» в отношении арабских государств также является дружественной. Китай опасается действий террористов, и в этой связи всячески пытается позиционировать себя на Ближнем Востоке только в качестве делового партнера. Китай до последних дней поддерживал режим ливий-
ского лидера М. Каддафи. Однако после прихода к власти Временного переходного правительства китайское агентство сменило свою позицию в освещении событий, назвав происходившее не революцией и политическим переворотом, а свержением Каддафи «правящей администрацией». Ливийские повстанцы стали называться вооруженными силами оппозиции. Китайские СМИ избегают употребления слов «революция», «переворот», «мятеж».
Непосредственно термин «революция» («гэ-мин») начал распространяться в Китае в 1903 г. после выхода в свет работы Цзоу Жуана «Армия революции». Термин «гэмин» означал политический переворот. В начале XX в. политолог Лян Цичао опубликовал свой труд «Учение об обновлении народа», в котором он объяснял термин «революция» как большие перемены и реформы. Однако правительство Китая, ориентируясь на построение социализма с китайской спецификой, не спешит проводить радикальные перемены и реформы. По мнению руководства, население страны также не должно задумываться об этих проблемах, в связи с чем информационное агентство «Синьхуа» старается нейтрально освещать события, происходящие за пределами Китая, чтобы не подвергать эти темы обсуждению. На страницах китайских СМИ в свое время отсутствовали сообщения о «жасминовой революции» в Тунисе, так как в Китае жасмин является символом чайной церемонии.
На основе анализа новостной ленты информационного агентства «Синьхуа» можно предположить, что марши протеста и митинги именуются как манифестации, а беспорядки - как инциденты с применением насилия или столкновения. В китайских СМИ не рекомендуется употреблять слово «демократия», даже в тех случаях, если его произносят первые лица страны. По мнению руководства «Синьхуа», упоминание о демократических институтах может спровоцировать отдельные слои населения на активное участие в общественной жизни и в принятии политических решений, то есть КПК по-прежнему старается сохранить монополию на власть. Опасения возможной активизации деятельности оппозиции как внутри страны, так и за ее пределами может осложнить положение в Китае. Сохранение единства и предотвращение раскола общества становится актуальной проблемой для китайского руководства. В официальных СМИ идеи демократии не находят отражения. Кроме того, пространство интернета в последнее время также жестко контролируется китайскими органами надзора.
Крупнейшая мировая держава Китай выбирает себе в союзники Иран, Северную Корею и Россию. В отношениях с Южной и Северной Кореей китайское правительство придерживается официальной позиции Пхеньяна, а северные и южные корейские территории в новостной ленте «Синьхуа» именуются как КНДР и Республика Корея. Что касается Курильских островов, принадлежащих
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
России, в китайских СМИ данные территории называются четырьмя Южно-Курильскими островами, а в скобках обязательно стоит их японское название «Северные японские территории». В данном случае Китай старается не портить отношений ни с Россией, ни с Японией.
Для самого Китая в настоящее время проблема Тайваня стоит наиболее остро. Присоединение Тайваня является важнейшей целью Китая и рассматривается как окончательное объединение страны. В этой связи о Тайване рекомендуется писать, как о самостоятельном государстве. Обычно в китайских статьях и других материалах высшие органы государственной власти острова вовсе не упоминаются, а отношения Китая и Тайваня описываются журналистами «Синьхуа» как «отношения континентального Китая и Тайваня между двумя берегами Тайваньского пролива». В Китае существуют опасения, что признание независимости Тайваня может стать прецедентом для активизации сепаратистских движений в Тибете и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, и может привести к расколу страны. Современная позиция по поводу Тайваня сформулирована Цзян Цзэминем в 1995 г., согласно которой китайское правительство придерживается линии «одна страна - две системы». Она предполагает существование единого Китая при отказе Пекина изменить политическую систему острова [6, С. 51-52].
Другой темой, занесенной в «черный список» китайского информационного агентства, стала религия. Долгие годы китайцы верили только в себя и в коммунизм, оставаясь страной без религии. Тем не менее, религия продолжает играть важную роль в формировании сознания населения страны, а также национального менталитета. Кроме того, религия дает определенные наставления и рекомендации, а также вырабатывает модели поведения и образцы характера. В то же время главная роль принадлежит не культовому, а философско-этическому направлению, дающему четкие ориентации и установки. Китайское правительство пытается не допускать народных выступлений на религиозной почве. В этой связи не рекомендуется публиковать статьи о православии, ограничения также действуют в отношении католической церкви, несмотря на широкое распространение католицизма в Китае. На страницах СМИ практически отсутствует информация о Папе Римском, так как в Китае существует национальный совет католических епископов, который приравнивается к священному синоду [7, С. 18-19].
Уйгуры и дунгане, являющиеся национальными меньшинствами Китая, исповедуют ислам. Чтобы избежать конфликтов, информация о важных событиях этих народностей периодически публикуется. Это относится и к сторонникам буддизма, но са-5 мосожжения среди буддистов вне Тибета препод-§ носится «Синьхуа» как результат пропагандистской сепаратистской деятельности Далай-ламы. ° Трудности китайского языка, неразвитость ав общественно-политической мысли, высокая
неграмотность и аполитичность многих слоев китайского общества во многом определили особенности пропаганды, жанровые особенности печатных текстов.
В последние годы мировое сообщество воспринимает Китай как быстро и стабильно развивающуюся сверхдержаву. Экономика Поднебесной стала крупнейшим конкурентом США на мировом рынке. Высокие темпы ВВП, агрессивная торговая экспансия, многомиллиардные инвестиции определяют доминирующее положение Китая. Тем не менее, в настоящее время внутри страны сохраняется социальная напряженность. Нищета и безработица затронули население сельской местности. Сохраняется разница уровня качества жизни между городским и сельским населением, а также жителями восточных прибрежных районов и западных провинций Китая. По мнению политологов, сохраняющееся положение жителей наиболее отсталых районов может привести к выступлениям [8, С. 64-65].
Роль и место Китая на мировой арене зависит от того, удастся ли китайскому правительству обеспечить социально-экономическую стабильность и в условиях либерализации экономики, а также от того, какие социальные группы будут определять внутренний и внешнеполитический курс страны. Таким образом, китайское правительство всецело опирается на национальные СМИ, чтобы сформировать положительный образ страны и избежать инакомыслия.
Литература
1. Бо Пин. Мэйти Бяньгэ. Чжунго чуаньмэй цзи-туань цзучжи чжуаньсин юй чунсу. Преобразование СМИ - Организационные трансформации медиа-групп в Китае. - Шанхай: Вэньхуа чубаньшэ,- 2010. - С. 23.
2. Глухарев Д.С. Медиапространство как элемент информационной безопасности// Вестник ЮУрГУ: Политология и социология, № 9(226), 2011[Электронный ресурс]: Психология человека URL: https://psibook.com/ sociology/mediaprostranstvo-kak-element-informatsionnoy-bezopasnosti.html (дата обращения: 2.02.2020 г.)
3. Глушач Н.Н. Возрастающая роль средств массовой информации в воспитательно-образовательном процессе молодёжи// Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. М.: РУДН, 2018. - С. 211-215.
4. Гу Липин. Журналистские законы. - Пекин: Изд-во китайского радио и телевидения, 2009.- С. 210-213.
5. Машкин А. Информационный шум, а также последствия переизбытка информации [Электронный ресурс]. URL: http://avmashkin.ru (дата обращения: 3.02.2020 г.)
6. Полудина В.П. Информационный шум в интернете как проблема потребления коммуникации
[Электронный ресурс]: СМИ «Обозник» URL: http://www.oboznik.ru/?p=50344 (дата обращения: 3.02.2020 г.) 7. Лагуткина М.Д. Национальные особенности реализации политики мягкой силы КНР в дискурсивном анализе китайских СМИ// Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. - Российский университет дружбы народов (РУДН). 2018. С.275-280.
THE ISSUES OF LINGUISTIC SECURITY CHINESE XINHUA INFORMATION AGENCY
Lagutkina M.D.
Peoples' Friendship University of Russia
Article is devoted to the fundamental laws which govern the activities of Chinese media. The author elaborates on the basic instruments which set out legal rules news agency Xinhua. The author analyzes in detail the party control system aimed not only at the positive image of the country, but also the creation of linguistic filters for various political events and their presentation in the material of the leading Chinese news agency, as well as state regulation in correspondent offices of other countries.
Keywords: Xinhua News Agency, media law, legal regulations, "forbidden list" of topics for employees of the Chinese agency, Xin-
jiang Uyghur Autonomous Region, "jasmine revolution", Gross Domestic Product.
References
1. Bo Ping. Mati Biange. Zhongguo Chuanmei Zituan Zuzhi Zhu-ansing Yu Chunsu. Media Transformation - Organizational transformation of media groups in China. - Shanghai: Wenhua Chubanshe,- 2010. - P. 23.
2. Glukharev D.S. Media as an element of information security // Bulletin of SUSU: Political Science and Sociology, No. 9 (226), 2011 [Electronic resource]: Human psychology URL: https://psibook.com/sociology/mediaprostranstvo-kak -element-informatsionnoy-bezopasnosti.html (reference date: 2.02.2020).
3. Glushach N.N. The increasing role of the media in the educational process of youth // Mass media in a multipolar world: problems and prospects. M.: RUDN University, 2018. - S. 211-215.
4. Gu Liping. Journalistic laws. - Beijing: Publishing House of Chinese Radio and Television, 2009. - P. 210-213.
5. Mashkin A. Information noise, as well as the consequences of an overabundance of information [Electronic resource]. URL: http://avmashkin.ru (accessed date: 02/03/2020)
6. Poludina V.P. Information noise on the Internet as a problem of communication consumption [Electronic resource]: Oboznik mass media URL: http://www.oboznik.ru/?p=50344 (accessed: February 3, 2020)
7. Lagutkina M.D. National features of the implementation of the soft power policy of the PRC in the discursive analysis of the Chinese media // Mass media in a multipolar world: problems and prospects. - Peoples' Friendship University of Russia (RUDN). 2018.S. 275-280.