УДК 316.7
Висягин И.А.
магистр 2 курса кафедры социальных наук и этнонациональных процессов ОГУ им. И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия)
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ
Аннотация: данная статья посвящена проблемам культурной безопасности в межэтнических браках. Перед супругами в подобном браке стоит сложная задача, им нужно преодолеть специфику своих культур, приспособиться к культурным особенностям партнера. Принимая новые способы взаимодействия, они приходят к определенному равновесию, однако оно на самом деле является довольно хрупким. Ведь привычки и культурные особенности человека сохраняются. Исходя из этого, в данной статье, мы рассмотрим, как сам термин культурная безопасности, так и способы её достижения.
Ключевые слова: этнически смешанный брак, культурная безопасность, адаптация, аккультурация, фронтир.
Межэтническая семья всегда интересна для исследователя, в контексте культурной безопасности данный феномен вызывает ещё больший интерес. Ведь семья является основой любого общества, она призвана сохранять и продолжать культурные традиции. Это один из самых прочных институтов создающий условия преемственности общих ценностей этноса. Но даже термин семья несет в себе различную ценностную ориентацию в разных культурах, где-то это максимально широкий термин, включающий в себе множество родственников. В других культурах, семья максимально узкое понятие, включающие мужа, жену и детей [9, стр.9]. Разница особенно ярко проявляется в межэтнических браках, которую создают ситуацию столкновения различных норм и традиций, и даже
восприятия самой семьи различается [6,1]. В этом плане особенно важно рассмотреть межэтническую семью сквозь призму культурной безопасности.
Для начала, мы разберем сам термин культурная безопасность. В отечественной литературе он трактуется максимально широко и включает в себя поддержку безопасности в культурной сфере, имеется ввиду предотвращения конфликтов на национальной и религиозной почве, разложение духовности, развитие культурного самосознания. Здесь же и защита культуры от угроз и одновременно создание условий для её развития [10]. Можно сказать, что культурная безопасность достигается, когда большинство населения сознательно соблюдает общественные нормы и ценности, принятые в данном обществе [11,12]. В этом плане межэтнический брак, оказывается своего рода фронтиром, в котором существуют представители двух разных культур [7]. Здесь наиболее ярко отображаются проблемы культурной безопасности.
Теперь можно перейти к преодолению возникающих проблем, этот процесс можно разбить на несколько этапах схожих с этапами адаптации после культурного шока [3,4,5]. Первый этап представляет собой начало отношений супругов, полный надежд и счастья и т.п., он быстро сменяется этапом осознания, что ты находишься в другой культуре и среде, где все непривычно и оказывает негативное влияние, степень которого зависит от изначальной разницы между этносами, вступающими в брак. Этот этап самый сложный, так как полон разочарования и желания вернуть в привычную среду, здесь всё зависит от межличностных отношений между супругами и личных качеств. Третий этап пик, где недопонимание либо преодолевается, либо пара распадается. В нём супруги должны лучше понять культуру друг другу, и принять разницу в ценностях. Четвертый этап - оптимистический настрой, который перерастает в пятый - удовлетворение, адаптация к новой культуре [8].
Интересную схему культурного взаимодействия в межэтническом браке предложена Макрофом. Он приводит несколько стратегий:
- одностороннее приспособление: один партнер приспосабливается к культурным особенностям другого;
- попеременное приспособление: осознанно выбирается попеременно культурная модель поведения одного партнера, затем другого;
- компромисс: партнеры принимают решение действовать в соответствии с создавшейся ситуацией, не отдавая предпочтение ни одной из культур или моделей поведения;
- смешанное приспособление: объединение культур, когда партнеры, действую строго в рамках своих культур, постоянно совмещают их.
- творческое приспособление: партнеры решают отказаться от своих собственных культурных традиций и стереотипов, и создают новые самобытные, характерные именно для их семьи, модели поведения [2].
В заключении, хочется сказать, что мы лишь кратко рассмотрели проблемы культурной безопасности в межэтнической семье, данная проблема требует постоянных и более обширных исследований. Однако, даже исходя из этой небольшой статьи уже можно сказать о том огромном потенциале, который несет в себе межэтнический брак и семья, ведь решения проблем внутри отдельной ячейки в обществе, со временем позволит решить и проблемы межкультурного взаимодействия и культурной безопасности в рамках целой страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Heaton, T. & Albrecht S. (1996) The changing pattern of interracial marriage. Social Biology. Vol. № 43. P. 203.
2. Markoff, R. (1997) Intercultural marriage: Problem areas. Adjustment in Intercultural Marriage. Honolulu. С. 39.
3. Айгумова З.И., Айгунов В.Р. Мотивация выбора супруга / З.И. Айгумова, В.Р. Айгунов / - М.: «Прометей» МПГУ, 2010. - 216 с.
4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. -320 с.
5. Калинин, А.Ф. Семья как социальный институт / А.Ф. Калинин. - Чита: Поиск, 1999. - 112 с.
6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. □ М.: Гардарики, 2005. □ 320 с.
7. Козлов, В.И. Этническая демография / В.И. Козлов. - М.: Статистика, 1977. □ 240 с.
8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
9. Любарт, М. К. Семья во французском обществе: XVIII - начало ХХвека. /М.К. Любарт - М.: Наука, 2005. - 296 с.
10. Романова А. П., Якушенков С. Н., Хлыщева Е. В. & Топчиев М. С. Чужой и культурная безопасность. /А.П. Романова, С.Н. Якушенко, Е.В. Хлышева -Москва: РОССПЭН.2013 - 215 с.
11. Романова, А. П. ,Топчиев, М. С. Конфессиональная политика и конфессиональная безопасность Прикаспия. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2011.
12. Флиер, А. Я. Культура как фактор национальной безопасности. /А.Я. Флиер - Общественные науки и современность. № 3.- 1998
Visyagin I.A.
2nd year Master of the Department of Social Sciences and Ethnonational Processes I.S. Turgenev OSU (Orel, Russia)
PROBLEMS OF SECURITY CULTURE IN THE INTERETHNIC FAMILY
Abstract: this article is devoted to the problems of cultural security in interethnic marriages. Spouses in such a marriage face a difficult task, they need to overcome the specifics of their cultures, adapt to the cultural characteristics of the partner. By adopting new ways of interaction, they come to a certain equilibrium, but it is actually quite fragile. After all, the habits and cultural characteristics of a person are preserved. Based on this, in this article, we will consider both the term cultural security itself and the ways to achieve it.
Keywords: ethnically mixed marriage, cultural security, adaptation, acculturation, frontier.