Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ'

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫЙ БРАК / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ФРОНТИР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Висягин И.А.

Данная статья посвящена проблемам культурной безопасности в межэтнических браках. Перед супругами в подобном браке стоит сложная задача, им нужно преодолеть специфику своих культур, приспособиться к культурным особенностям партнера. Принимая новые способы взаимодействия, они приходят к определенному равновесию, однако оно на самом деле является довольно хрупким. Ведь привычки и культурные особенности человека сохраняются. Исходя из этого, в данной статье, мы рассмотрим, как сам термин культурная безопасности, так и способы её достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SECURITY CULTURE IN THE INTERETHNIC FAMILY

This article is devoted to the problems of cultural security in interethnic marriages. Spouses in such a marriage face a difficult task, they need to overcome the specifics of their cultures, adapt to the cultural characteristics of the partner. By adopting new ways of interaction, they come to a certain equilibrium, but it is actually quite fragile. After all, the habits and cultural characteristics of a person are preserved. Based on this, in this article, we will consider both the term cultural security itself and the ways to achieve it.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ»

УДК 316.7

Висягин И.А.

магистр 2 курса кафедры социальных наук и этнонациональных процессов ОГУ им. И.С. Тургенева (г. Орёл, Россия)

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ

Аннотация: данная статья посвящена проблемам культурной безопасности в межэтнических браках. Перед супругами в подобном браке стоит сложная задача, им нужно преодолеть специфику своих культур, приспособиться к культурным особенностям партнера. Принимая новые способы взаимодействия, они приходят к определенному равновесию, однако оно на самом деле является довольно хрупким. Ведь привычки и культурные особенности человека сохраняются. Исходя из этого, в данной статье, мы рассмотрим, как сам термин культурная безопасности, так и способы её достижения.

Ключевые слова: этнически смешанный брак, культурная безопасность, адаптация, аккультурация, фронтир.

Межэтническая семья всегда интересна для исследователя, в контексте культурной безопасности данный феномен вызывает ещё больший интерес. Ведь семья является основой любого общества, она призвана сохранять и продолжать культурные традиции. Это один из самых прочных институтов создающий условия преемственности общих ценностей этноса. Но даже термин семья несет в себе различную ценностную ориентацию в разных культурах, где-то это максимально широкий термин, включающий в себе множество родственников. В других культурах, семья максимально узкое понятие, включающие мужа, жену и детей [9, стр.9]. Разница особенно ярко проявляется в межэтнических браках, которую создают ситуацию столкновения различных норм и традиций, и даже

восприятия самой семьи различается [6,1]. В этом плане особенно важно рассмотреть межэтническую семью сквозь призму культурной безопасности.

Для начала, мы разберем сам термин культурная безопасность. В отечественной литературе он трактуется максимально широко и включает в себя поддержку безопасности в культурной сфере, имеется ввиду предотвращения конфликтов на национальной и религиозной почве, разложение духовности, развитие культурного самосознания. Здесь же и защита культуры от угроз и одновременно создание условий для её развития [10]. Можно сказать, что культурная безопасность достигается, когда большинство населения сознательно соблюдает общественные нормы и ценности, принятые в данном обществе [11,12]. В этом плане межэтнический брак, оказывается своего рода фронтиром, в котором существуют представители двух разных культур [7]. Здесь наиболее ярко отображаются проблемы культурной безопасности.

Теперь можно перейти к преодолению возникающих проблем, этот процесс можно разбить на несколько этапах схожих с этапами адаптации после культурного шока [3,4,5]. Первый этап представляет собой начало отношений супругов, полный надежд и счастья и т.п., он быстро сменяется этапом осознания, что ты находишься в другой культуре и среде, где все непривычно и оказывает негативное влияние, степень которого зависит от изначальной разницы между этносами, вступающими в брак. Этот этап самый сложный, так как полон разочарования и желания вернуть в привычную среду, здесь всё зависит от межличностных отношений между супругами и личных качеств. Третий этап пик, где недопонимание либо преодолевается, либо пара распадается. В нём супруги должны лучше понять культуру друг другу, и принять разницу в ценностях. Четвертый этап - оптимистический настрой, который перерастает в пятый - удовлетворение, адаптация к новой культуре [8].

Интересную схему культурного взаимодействия в межэтническом браке предложена Макрофом. Он приводит несколько стратегий:

- одностороннее приспособление: один партнер приспосабливается к культурным особенностям другого;

- попеременное приспособление: осознанно выбирается попеременно культурная модель поведения одного партнера, затем другого;

- компромисс: партнеры принимают решение действовать в соответствии с создавшейся ситуацией, не отдавая предпочтение ни одной из культур или моделей поведения;

- смешанное приспособление: объединение культур, когда партнеры, действую строго в рамках своих культур, постоянно совмещают их.

- творческое приспособление: партнеры решают отказаться от своих собственных культурных традиций и стереотипов, и создают новые самобытные, характерные именно для их семьи, модели поведения [2].

В заключении, хочется сказать, что мы лишь кратко рассмотрели проблемы культурной безопасности в межэтнической семье, данная проблема требует постоянных и более обширных исследований. Однако, даже исходя из этой небольшой статьи уже можно сказать о том огромном потенциале, который несет в себе межэтнический брак и семья, ведь решения проблем внутри отдельной ячейки в обществе, со временем позволит решить и проблемы межкультурного взаимодействия и культурной безопасности в рамках целой страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Heaton, T. & Albrecht S. (1996) The changing pattern of interracial marriage. Social Biology. Vol. № 43. P. 203.

2. Markoff, R. (1997) Intercultural marriage: Problem areas. Adjustment in Intercultural Marriage. Honolulu. С. 39.

3. Айгумова З.И., Айгунов В.Р. Мотивация выбора супруга / З.И. Айгумова, В.Р. Айгунов / - М.: «Прометей» МПГУ, 2010. - 216 с.

4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. -320 с.

5. Калинин, А.Ф. Семья как социальный институт / А.Ф. Калинин. - Чита: Поиск, 1999. - 112 с.

6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. □ М.: Гардарики, 2005. □ 320 с.

7. Козлов, В.И. Этническая демография / В.И. Козлов. - М.: Статистика, 1977. □ 240 с.

8. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

9. Любарт, М. К. Семья во французском обществе: XVIII - начало ХХвека. /М.К. Любарт - М.: Наука, 2005. - 296 с.

10. Романова А. П., Якушенков С. Н., Хлыщева Е. В. & Топчиев М. С. Чужой и культурная безопасность. /А.П. Романова, С.Н. Якушенко, Е.В. Хлышева -Москва: РОССПЭН.2013 - 215 с.

11. Романова, А. П. ,Топчиев, М. С. Конфессиональная политика и конфессиональная безопасность Прикаспия. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2011.

12. Флиер, А. Я. Культура как фактор национальной безопасности. /А.Я. Флиер - Общественные науки и современность. № 3.- 1998

Visyagin I.A.

2nd year Master of the Department of Social Sciences and Ethnonational Processes I.S. Turgenev OSU (Orel, Russia)

PROBLEMS OF SECURITY CULTURE IN THE INTERETHNIC FAMILY

Abstract: this article is devoted to the problems of cultural security in interethnic marriages. Spouses in such a marriage face a difficult task, they need to overcome the specifics of their cultures, adapt to the cultural characteristics of the partner. By adopting new ways of interaction, they come to a certain equilibrium, but it is actually quite fragile. After all, the habits and cultural characteristics of a person are preserved. Based on this, in this article, we will consider both the term cultural security itself and the ways to achieve it.

Keywords: ethnically mixed marriage, cultural security, adaptation, acculturation, frontier.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.