С. Н. Башинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
О. И. Кокорева
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Т. С. Мороз
Национальный институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ
СЕМЬЯХ
В статье рассматривается проблема культурных различий в межнациональных браках как фактора общения и взаимопонимания между супругами. Раскрыты особенности межкультурного взаимодействия в смешанной семье, которые позволяют рассматривать ее в качестве микромодели современного общества. Представлены результаты экспериментального исследования изучения особенностей удовлетворенности браком как культурно-психологического феномена в межнациональных и мононациональных (русских) семьях. Приводится сравнительный анализ результатов исследования ролевых ожиданий и притязаний в браке, согласованности семейных ценностей, уровней семейной адаптации и сплоченности, на основании которых составлен психологический портрет средней межнациональной семьи.
Ключевые слова: межнациональная семья, удовлетворенность браком, межкультурное взаимодействие.
S. N. Bashinova
Kazan (Volga region) Federal University
(Kazan, Russia)
O. I. Kokoreva
Tula State Lev Tolstoy Pedagogy University
(Tula, Russia)
T. S. Moroz
National Institute for advanced training and professional retraining
(Tula, Russia)
ISSUE OF CULTURAL DIFFERENCES IN INTERNATIONAL FAMILIES
The article deals with the problem of cultural differences in interethnic marriages as a factor of communication and mutual understanding between spouses. The paper reveals the features of intercultural interaction in a mixed family, which allow us to consider it as a micromodel of modern society. It presents the results of an experimental study of the characteristics of satisfaction with marriage as a cultural and psychological phenomenon in international and mononational (Russian) families. The authors make a comparative analysis of studies results of role expectations and claims in marriage, the consistency of family values, levels of family
adaptation and cohesion, on the basis of which a psychological portrait of the average inter-ethnic family.
Keywords: Interethnic family, marriage satisfaction, intercultural interaction.
DOI 10.22405/2304-4772-2019-2-4-88-95
В культурно-историческом аспекте брак выступает как основная форма социальной организации отношений между мужчиной и женщиной. В рамках межэтнических отношений проблема межнациональных браков обусловлена культурными отличиями, касающимися социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных условий, в которых росли и воспитывались супруги. Исследование взаимоотношений супругов во все более широко распространяющихся в наше время межнациональных браках с точки зрения интегрированного этнокультурного и психологического подходов дает возможность выявить социально-культурные тенденции развития современного общества, так как семья является для человека основным местом формирования культурной идентичности и проявления социально-культурных и этнических установок, оказывающих влияние на его функционирование в социуме.
Наряду с термином «межнациональный брак» в качестве тождественного широко используется понятие «межкультурный брак», которое также обозначает брачное объединение представителей двух этнических групп с акцентом на культурные различия партнеров, обусловленные их воспитанием в соответствии с культурными традициями своей этнической общности.
В отличие от мононациональных семей, межнациональные браки имеют ряд психологических особенностей, детерминированных разностью культурных традиций и менталитета, религий, языков. Смешанная семья может быть рассмотрена через призму культурной безопасности, когда брак заключается между людьми, которые являются представителями разных культур с разным происхождением, языком и даже религией. Проблема культурных различий рассматривается в качестве важного фактора общения и взаимопонимания в такой семье. Учитывая сложное взаимодействие между двумя культурами, супруги начинают приспосабливаться к культурным особенностям партнера и изучают новые элементы общения и поведения. Благодаря этому сложному процессу партнеры так или иначе приходят к «культурному равновесию» в новой международной культурной среде. Межэтническая семья является результатом интеграции культур, который удовлетворяет обе стороны семейной жизни, создавая новый, единый культурный слой. В свете теории мультикультурализма межнациональные браки могут рассматриваться как феномен межэтнического взаимодействия, обеспечивающего взаимопроникновение элементов этнических культур и формирование общего социокультурного ядра в отношениях представителей разных культур.
Исходя из этого можно констатировать, что в настоящее время смешанная семья представляет собой микромодель современного общества, которое в условиях глобализации, характеризуется, с одной стороны,
стиранием межнациональных и межэтнических границ, с другой, ростом числа конфликтов между представителями разных этнических, национальных и религиозных групп. Таким образом, изучение процессов, происходящих в смешанных семьях как микросоциуме, может способствовать пониманию причин и возможных вариантов развития событий в макросоциальных группах, обусловленных их культурными различиями.
Микросреда межнациональной семьи может рассматриваться в качестве модели процессов интеграции и естественной ассимиляции культурно-бытового уклада и языка общения, происходящих в социуме в целом. Вступающие в межнациональный брак сталкиваются с культурными различиями между собой и своим партнером и должны определить степень включенности другой культуры в свою жизнь. Для этого имеется несколько вариантов. Во-первых, полное игнорирование культуры супруга и стремление к насаждению своей во всех аспектах семейной жизни. Во-вторых, частичный отказ каждого из партнеров от определенных особенностей своей культуры и интеграция некоторых аспектов культуры супруга в свою жизнь. В-третьих, слияние с культурой супруга при практически полном отказе от своей. В-четвертых, отчуждение от обеих культур, как собственной, так и своего партнера.
Постепенная стабилизация брачных отношений во всех сферах семейной жизни в межнациональных семьях с многолетним стажем совместной жизни характеризуется практическим отсутствием конфликтов по межэтническим причинам и полной адаптации супругов к национальным традициям и специфике друг друга.
Результаты изучения процесса и условий успешности адаптации супругов в межнациональной семье, общественно приемлемых способов преодоления противоречий, обусловленных спецификой национальных культур, могут быть использованы для практического установления межкультурной коммуникации в рамках различных полиэтнических сообществ.
Успешное и эффективное функционирование человека в любой общественной группе во многом зависит от его удовлетворенности своим положением в нем. В семье для супругов очень важным аспектом успешности является удовлетворенность браком.
Удовлетворенность браком рассматривается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности [3]. Она характеризуется степенью сходства и согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам, таким как согласованность установок и представлений о функциях семьи, сходство духовных укладов, соответствие характеров.
В межнациональных браках отмечается обусловленное этнокультурными различиями супругов расхождение в представлениях об исполнении определенных ролей в семье, культуре общения друг с другом и с
друзьями, реализации собственной «Я-концепции» [2]. Аналогичные проблемы можно наблюдать и на макросоциальном уровне. Поэтому ряд причин и факторов, характеризующих удовлетворенность или неудовлетворенность браком в межнациональных семьях можно рассматривать в более широком плане как причины и факторы отношения человека к своему положению в межэтническом социуме с различным национальным составом населения.
Поэтому целью экспериментального исследования явилось изучение особенностей удовлетворенности браком в психологически благополучных и неблагополучных межнациональных и мононациональных (русских) семьях. Для диагностики психологических особенностей удовлетворенности браком были использованы опросники «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А. Н. Волкова); «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опросник FACES-3/Тест Д. Х. Олсона); «Триада любви» (Р. Стернберг); «Установки к сексу» (Г. Айзенк); «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).
В исследовании приняли участие 50 межнациональных (1 подгруппа) и 50 русских (2 подгруппа) семейных пар в возрасте 30-40 лет, имеющих 1-2 детей младшего школьного возраста. В 1 подгруппу входили брачные союзы, в которых один из супругов был русским, второй принадлежал к этническому большинству региона (республика Татарстан) или другой национальности (Тульская область). Большинство представителей пар первой подгруппы изначально принадлежали к разным конфессиям.
Сравнение результатов исследования ролевых ожиданий и притязаний в браке позволили выделить значительные расхождения между подгруппами по шкалам «Личностная идентификация с супругом» и «Хозяйственно-бытовая». Более высокие значения по шкале «Личностная идентификация» в 1 подгруппе (межнациональные семьи), свидетельствуют о значительно более выраженных, чем в русских семьях, разногласиях между супругами в общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и обязанностей по ведению хозяйства. При этом превалируют ответы, касающиеся недооценки наличия общих интересов со стороны мужа и рассогласованности супругов по вопросам ответственности в хозяйственной сфере. В большинстве межнациональных семей супруг недооценивает значимость в семейной жизни общности интересов, потребностей, жизненных целей, не разделяя тем самым ожидания жены в сфере личностной идентификации супругов. Значимость профессионального роста и общественной активности мужа для жены не находят должного отклика со стороны супруга. Ведь он не считает сферу социальной активности достаточно значимой и ценной в межличностных отношениях с супругой, тем самым он не оправдывает ролевые ожидания жены, нацеленные на реализацию профессиональных и общественных интересов.
Средние значения в расхождении между группами выявлены по шкалам «Интимно-сексуальная», «Эмоционально-психотерапевтическая» и
«Социальная активность». В межнациональных семьях большинство мужей не
готовы к тому, чтобы их жены больше времени уделяли своей работе и карьерному росту, занятиям общественными делам; считают обязанности по оказанию моральной и эмоциональной поддержки членам семьи прерогативой жены. В свою очередь, жены из обеих подгрупп склонны недооценивать значимость сексуальных отношений в браке, однако в большей степени это характерно для межнационадьных семей.
Равные значения выявлены в обеих группах по шкалам «Родительско-воспитательная» и «Внешняя привлекательность». Мужья обеих исследуемых подгрупп считают, что их жены не в полной мере выполняют свои обязанности по воспитанию детей, при этом мужчины из межнациональных семей в большей степени сами готовы выполнять родительско-воспитательную функцию. Что же касается внешнего вида, то, по мнению мужей обеих подгрупп, в семейной жизни для мужа не столь важно выглядеть модно и красиво. Ролевые ожидания супруги иметь внешне привлекательного партнера не совпадают с готовностью мужа модно и красиво одеваться.
Оценка согласованности семейных ценностей свидетельствует о том, что в межнациональных семьях для супругов наиболее значимыми для семейной жизни являются родительские обязанности и совместное ведение домашнего хозяйства, в то время как в русских семьях - общность интересов, потребностей, жизненных целей мужа и жены, а также внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения, взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи.
В результате исследования семейной адаптации и сплоченности в межнациональных семьях был выявлен разделенный уровень семейной сплоченности и гибкий уровень семейной адаптации, что в совокупности определяет сбалансированный тип семейной системы и составлен психологический портрет средней межнациональной семьи.
Семья принадлежит к функциональному типу. Для нее характерна умеренная сплоченность с некоторой раздельностью в эмоциональных отношениях. Супруги и другие члены семьи высоко ценят проводимое отдельно от семьи время, однако они способны к объединению, совместному обсуждению проблем и принятию коллективных решений оказанию друг другу необходимой поддержки. Как правило, у супругов наблюдается разность интересов и дружеских отношений, но обязательно имеется несколько областей, разделяемых друг с другом и остальными членами семьи. Для семьи характерна умеренная гибкость, проявляющаяся в открытом и активном ведении переговоров, в процессе которых участвуют дети. Роли внутри семьи не имеют жесткого закрепления и могут быть разделены с другими, а при необходимости - изменены. Внутрисемейные правила всегда соотносятся с возрастом членов семьи и могут меняться.
В отличие от межнациональной семьи для большинства русских семей характерен хаотичный уровень семейной адаптации, что дает право определить тип семейной системы как среднесбалансированный. Для него характерна высокая степень непредсказуемости, усиливающаяся в кризисных моментах,
импульсивность и непродуманность решений, недостаточная определенность и частое смещение ролей.
Результаты исследования уровня соответствия супругов по опроснику «Триада любви» в русских и межнациональных семьях выглядят следующим образом: в обеих группах прослеживается одинаковый уровень соответствия супругов в браке. Полное соответствие характерно для 10%, довольно близкое -40%, умеренное несоответствие - 30%, сильное несоответствие - 20% исследуемых семей в каждой группе,
В результате исследования межнациональной и русской семьи было установлено, что у супругов сохранился вид поведения, создающий теплоту в любовных отношениях. Партнеры по браку могут поддерживать откровенное и честное общение, они способны делиться друг с другом горем и радостью, дорожить любимым человеком, они оказывают друг другу эмоциональную поддержку, а при общении друг с другом испытывают счастье. Супруги в одинаковой степени испытывают чувство любви друг к другу и обоюдно готовы выполнять обязательство любить друг друга.
Таким образом, все вышеуказанные параметры позволяют отметить довольно близкое соответствие в отношениях между супругами, на которое не влияет их принадлежность к русской или межнациональной семье.
Для обеих подгрупп характерны практически одинаковые результаты исследования по опроснику «Установки к сексу». Для мужей как в межнациональных, так и в русских семьях группах не важны аспекты отношений любви, не связанные с нетелесными отношениями. У них присутствует тенденция в увлеченности исключительно физической стороной секса, поскольку они уверены в своих возможностях как сильных сексуальных партнеров. Им более интересен акт сексуального общения, в то время как их супруги, испытывают потребность и в других аспектах отношений, относящихся к любви.
Согласно полученным данным явные отличия между подгруппами определяются только по шкале «Удовлетворенность» - средние значения в подгруппе межнациональных семей и высокие значения в подгруппе русских семей. Это позволяет сказать, что принадлежность к межнациональной или русской семье оказывает влияние на сексуальную удовлетворенность партнеров. По всем остальным параметрам семьи не имеют явных отличий.
При корреляционном анализе была установлена статистически значимая прямо пропорциональная взаимосвязь между показателями «Удовлетворенности браком» и «Сексуальной застенчивости» у жен из подгруппы межнациональных семей. Чем больше сексуально застенчива жена, тем выше у нее удовлетворенность браком. Этот факт вполне естественен для жен, относящихся к межнациональным семьям, и объясним тем, что соответствующее целомудренное поведение является важным предметом в воспитании и менталитете определенных наций.
Также была выявлена статистически значимая обратно пропорциональная взаимосвязь между показателями «Удовлетворенности
браком» и «Ролевыми ожиданиями и притязаниями» у мужей из межнациональных семей. Чем больше не удовлетворен мужчина внешним видом своей супруги, тем меньше у него удовлетворенность в интимно-сексуальной сфере, и тем самым проявляется общая неудовлетворенность браком.
Таким образом, проведенное исследование особенностей удовлетворенности браком в межнациональных семьях как культурно-психологического феномена показало, что гибкий уровень семейной адаптации в межнациональных семьях позволяет сформировать функциональный тип семейной системы, что делает отношения в семье гибкими и демократичными. В таких семьях супруги чаще бывают удовлетворены семейной жизнью по сравнению с русскими семьями с непредсказуемостью в семейных отношениях и застреванием при кризисных ситуациях.
Можно сказать, что при равном уровне семейной сплоченности в обеих подгруппах более высокий уровень семейной адаптации в межнациональной семье, очевидно, определяется взаимной необходимостью приспосабливаться к социально-культурным особенностям супругов и разрешать возникающие на этой почве противоречия.
Литература
1. Бичарова М. М. Интернациональная семья как микромодель фронтира и проблемы культурной безопасности // Журнал фронтийных исследований. 2016. № 1. С. 90-99.
2. Галиуллина Г. Р., Ильдарханова Ф. А., Галиева Г. И. Этнокультурн ые традиции как основа укрепления семьи (на примере Тетюшского муниципального района Республики Татарстан) : моногр. Казань: Отечество, 2011. 188 с.
3. Голод С. И. Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты / под ред. Г. М. Романенковой. Л.: Наука, 1984. 136 с.
4. Хачатрян Л. А., Чадова А. А. Межнациональная семья в современном российском обществе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 1 (25). С. 127-135.
5. Купелян А. А. Проблема супружеских взаимоотношений в полиэтнических семьях // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сб. ст. Пермь, 2018. Вып. 24. С. 75-77.
References
1. Bicharova M. M. Internatsional'naya sem'ya kak mikromodel' frontira i problemy kul'turnoy bezopasnosti [International family as a micromodel of the frontier and the problems of cultural security] // Zhurnal frontiynykh issledovaniy [Journal of frontiac research]. 2016. No. 1. Pp. 90-99.
2. Galiullina G. R., Il'darkhanova F. A., Galiyeva G. I. Etnokul'turnyye traditsii kak osnova ukrepleniya sem'i (na primere Tetyushskogo munitsipal'nogo rayona Respubliki Tatarstan) [Ethnocultural traditions as a basis for strengthening the family (on the example of the Tetyushsky municipal district of the Republic of Tatarstan)]: monograph. Kazan: Otechestvo, 2011. 188 p.
3. Golod S. I. Stabil'nost' sem'i: sotsial'nyy i demograficheskiy aspekty [Stability of the family: social and demographic aspects] / ed. by G. M. Romanenkova. Leningrad: Nauka, 1984. 136 pp.
4. Khachatryan L. A., Chadova A. A. Mezhnatsional'naya sem'ya v sovremennom rossiyskom obshchestve [Interethnic family in modern Russian society] // Vestnik Permskogo universiteta.Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya [Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology]. 2016. Vol. 1 (25). Pp. 127-135.
5. Kupelyan A. A. Problema supruzheskikh vzaimootnosheniy v polietnicheskikh sem'yakh [Issue of marital relationships in multi-ethnic families] // Razvitiye sovremennoy nauki: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty [Development of modern science: theoretical and applied aspects]: Perm, 2018. Issue 24. Pp. 75-77.
Статья поступила в редакцию 16.09.2019 Статья допущена к публикации 30.11.2019 The article was received by the editorial staff16.09.2019 The article is approved for publication 30.11.2019