ПОНИМАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ НЕВЕРНОСТИ СУПРУГАМИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ БРАКЕ
Ахмадеева Елена Владимировна
ассистент кафедры общей психологии Башкирского государственного университета, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
E-mail: [email protected] Сыч Анна Олеговна
студент 2 курса Башкирского Государственного Университета, РФ,
Республика Башкортостан, г. Уфа E-mail: [email protected]
THE UNDERSTANDING OF ADULTERY SPOUSES IN AN INTERCULTURAL MARRIAGE
Elena Axmadeeva
assistant of the Department of General Psychology Bashkir State University, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa
Anna Sych
second course student Bashkir State University, Russia, Republic of Bashkortostan,
Ufa
АННОТАЦИЯ
В статье излагаются результаты исследования, направленного на выяснение понимания измены супругами в межнациональном браке, определение степени удовлетворенности браком, а также согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Уточнены понятия «супружеская неверность», «межнациональный брак».
ABSTRACT
The article presents the results of the research aimed at clarifying the understanding of treason spouses in an intercultural marriage, determination of the degree of satisfaction of their marriage, and also the consistency of family values and the role-based installations in married couples. It also clarified the concept of "adultery", "interethnic marriage".
Ключевые слова: семья; супружеская неверность; межнациональный брак; семейные ценности; удовлетворенность браком.
Keywords: family; marital infidelity (adultery); interethnic marriage; family values; contentment marriage.
Среди многочисленных проблем, возникающих в браке, проблема супружеской неверности занимает особое место, поскольку она является достаточно болезненной. Анализ литературных источников показал, что, несмотря на многочисленные исследования в данной сфере эта проблема не теряет своей актуальности и носит междисциплинарный характер.
Её изучают как зарубежные, так отечественные психологи, педагоги, социологи (Айзенк, Андреева Т.В., Делис Д., Харли У., труды по супружеским изменам Артамоновой Е.И, Волковой А.Н., Гурко Т.А., Крукс Р., Львовой А.И., Рипинской М.И., Рязанцевой И.А., Рюрикова Ю.Б., Хмарук И.Н., труды исследователей этнических групп — Агранович М.Л., Андреева Г.М., Безрукова О.Н., Вундт В., Кон И.С., Стефаненко Т.Г., Чуйко Л.В., современные работы по трансформации межэтнических браков таких авторов, как Елизаров А.Н., Мархинин В.В., Некрасова А.Н., Столярова Г., Устинова М.Я., проблема устойчивости межнациональных семей — Багарян Р.А. и др.). Однако исследований, связанных с таким социальным явлением, как супружеская неверность в межнациональных семьях, крайне мало.
Межнациональный брак — это форма межличностных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые граждански принадлежат к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований. Отрицательными сторонами такого брака являются несоответствие культур, традиций и обычаев супругов, а также подходов воспитания детей. В ряде случаев такие пары сталкиваются с непониманием, неодобрением и осуждением близких, родных, друзей. Но помимо отрицательных, можно выделить и положительные стороны. По мнению ряда исследователей, межнациональные браки считаются более устойчивыми: супруги учатся терпимости, взаимному приспособлению в новой
для них культурной среде дети в подобных браках отличаются здоровьем и оригинальными способностями.
Зачастую, история доказывает, что мужчины в отношении себя придерживаются более «разрешающих» взглядов, чем в отношении женщин. Женщины же придерживаются более «равноправных» взглядов [1, с. 124].
Культуры разных народов веками формировали обычаи, нравы, нормы взаимоотношений. Эти обычаи, нормы и нравы предъявляют требования к поведению всех членов семьи, но в большей степени предъявляют требования к поведению супругов. Можно только подчеркнуть, что у многих народов отношение к супружеской неверности совсем неоднозначное.
Супружеская неверность — это вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или не состоящими в браке (с одинокими мужчинами или женщинами) [5]. В некоторых случаях измена рассматривается как проявление сексуальной зависимости одного из партнеров [3].
Цель нашего исследования заключается в изучении понимания супружеской неверности, а также отношения к этому явлению мужчин и женщин в межнациональном браке.
Мы предположили, что в межнациональных браках у партнеров существует различное понимание супружеской неверности, которое проявляется в ценностях, социально-психологических параметрах и выражается в разной степени удовлетворенности браком.
Для достижения поставленной цели нами разработана анкета «Отношение к супружеской измене», выявляющая у мужчин и женщин, принадлежащих к разной национальности, понимание понятия «супружеская измена», а также отношение к супружеской измене; тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) [2, с. 316—318]; методика Шварца для изучения ценностей личностей [4]; шкала социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г. Почебут) [6, с. 216—218]; определение
согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н. Волкова) [2, с. 336—344].
Базу эмпирического исследования составили 10 пар, представляющих следующие национальности: 3 пары — муж-татарин, жена-башкирка; 1 пара: муж — чуваш, жена — татарка; 2 пары: муж — татарин, жена — русская; 4 пары: муж — русский, жена — татарка, состоящих в официальном браке, проживающих в городе Уфа. Стаж пар в браке составил от 1 года до 35 лет. В исследовании участвовали пары, как с детьми, так и без детей, а также с высшим и средне профессиональным образованием.
В результате исследования получены следующие данные. Анализ авторской анкеты «Отношение к супружеской измене» показал, что 80 % опрошенных как мужчин, так и женщин положительно относятся к межнациональным бракам; 85 % тестируемых считают, что измена одинаково непростительна мужчине и женщине; 85 % — считают, что национальная принадлежность не влияет на факт измены; 80 % опрошенных участников не видят причин для оправдания измен, а 15 % считают, что оправданием измены может являться различия в национальных, религиозных традициях и обычаях.
На вопрос о том, что может являться причиной, по которой нельзя изменить ответы респондентов распределились следующим образом: 45 % опрошенных называют главной причиной — мировоззрение; 15 % считают, что нельзя изменить по причине религии (веры); 10 % — полагают, что главная причина, по которой нельзя изменить — дети; 30 % дали свой вариант ответа, в котором отразили совокупность всех предложенных вариантов.
Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романовой показал, что 75 % респондентов, среди которых большинство мужчин относят свою семью к абсолютно благополучным; 20 % среди которых большинство женщин считают свою семью благополучной; 5 % полагают, что их семья скорее благополучная.
Если определить степень удовлетворенности у пары в целом, то получим вне зависимости от национальной принадлежности: 50 % — абсолютно
благополучная семья; 40 % — абсолютно благополучная / благополучная; 10 % — абсолютно благополучная/ скорее благополучная.
Средний показатель удовлетворенности браком равен 41,05 баллов. Таким образом, в среднем выборка характеризуется, как абсолютно благополучная. Причем показатель удовлетворенности браком у мужчин (42,7 балла) несколько выше, чем у женщин (39,4 балла).
Анализ результатов методики Шварца для изучения ценностей личностей выявил следующее. К ценностям, имеющим наиболее высокую значимость, респонденты отнесли: безопасность (30 % мужчин и 20 % женщин), доброту (30 % мужчин и 30 % женщин), гедонизм (30 % мужчин и 10 % женщин), достижения (10 % мужчин и 20 % женщин), самостоятельность (20 % женщин).
К ценностям, имеющим наиболее низкую значимость респонденты отнесли: традиции (20 % мужчин и 10 % женщин), универсализм (10 % мужчин), гедонизм (20 % мужчин и 30 % женщин), стимуляцию (30 % мужчин и 10 % женщин), власть (10 % мужчин и 40 % женщин), конформность (10 % женщин), достижения (10 % мужчин).
Также отметим, что только у 20 % супругов совпали результаты высокой и низкой значимости ценности.
Как показывают результаты исследования, оценка значимости ценности не зависит от национальности, так как и мужчины и женщины разных национальностей выбирали одну и ту же ценность. Можно предположить, что оценка ценностей больше зависит от среды воспитания, от круга общения.
Результаты исследования по Шкале социальной дистанции (шкала Богардуса, вариант Л.Г. Почебут) получились следующие. 100 % респондентов могут принять людей любых национальностей в качестве родственников посредством брака, личных друзей, коллег, как граждан своей страны.
Согласно данным, полученным в ходе тестирования по методике «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» выяснилось, что 100 % опрошенных пар имеют определенную согласованность представлений о семейных ценностях.
Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы, только у 20 % супругов наблюдается рассогласование по пункту «социальная активность».
100 % пар, проходивших тестирование, продемонстрировали рассогласование ожиданий и притязаний в различной степени. Данным парам характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию.
Согласно проведенному исследованию, можно сделать вывод, что пары, участвующие в исследовании положительно относятся к межнациональным бракам. Также все пары считают свой брак благополучным. Парам присуща согласованность представлений о семейных ценностях, но все же присутствует рассогласование ожиданий и притязаний.
Значительная часть респондентов (85 %) считают, что измена одинаково непростительна мужчине и женщине. Такое же количество считают, что национальная принадлежность не влияет на факт измены.
Только 15 % опрошенных считают, что оправданием измены может являться различия в национальных, религиозных традициях и обычаях, остальные 85 % считают, что оправданий для измены нет.
Таким образом, в межнациональных браках у партнеров понимание супружеской неверности не различается, степень удовлетворенности браком и ценности личности не зависят от национальной принадлежности супругов.
Учитывая наблюдаемую тенденцию к межнациональным бракам, данная тема требует дальнейшего тщательного экспериментального изучения.
Список литературы:
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. М.: Эксмо, 2006 .— 416 с.: ил
3. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Понимание супружеской измены пользователями интернет-пространства. // Вестник Башкирского университета. — 2013. — Т. 18. — № 1. — С. 232—235
4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство СПб.: Речь, 2004, — 70 с.
5. Сексологическая энциклопедия он-лайн [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://enc-dic.com/enc sex/Adjulter-11 .html
6. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей СПб.: Речь, 2004. — 408 с.