Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес / экономика / эффективность / кредитоспособность

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М А. Корбашов

В статье рассмотрен вопрос кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

никации в рамках делового общения необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями, однако не забывать, что наиболее оптимальным является состояние Взрослого, при котором могут быть достигнуты наибольшие успехи в решении вопросов и получении выгодных результатов.

Список использованных источников и литературы:

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: ИНФА-М, 2006.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - Спб.: АСТ, 1998.

3. Дивненко О. В. Основы делового общения. Часть 1. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

4. Дивненко О. В. Культура речи и деловое общение. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

5. Дивненко О. В. Основы коммуникативного взаимодействия. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2004.

6. Дивненко О. В. Консалтинг в сфере управления и связей с общественностью. Учебное пособие. - М.: Национальный институт бизнеса, 2008.

7. Селезнев В.Н., Дивненко О. В. Психология. Методические рекомендации. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.

8. Эго-состояния в общении \\ http://www.elitarium.ru

М. А. Корбашов Национальный институт бизнеса Научный руководитель - к.э.н., доцент В. И. Жеребцов

ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, экономика, эффективность, кредитоспособность.

В современном мире вопрос кредитования предприятий малого и среднего бизнеса играет большую роль, так как малые предприятия могут приносить крупный доход стране, но в России малый и средней бизнес пока, к сожалению, находятся на стадии раннего становления. Одновременно с этим в практике многих стран мира предприятия малого и среднего бизнеса формируют значительную часть дохода страны. В России малые предприятия имеют огромный потенциал развития, но им требуется некая поддержка со стороны государства и предоставление своевременной помощи на стартовом этапе, дабы предприятия смогли стать конкурентоспособными и не обанкротились бы раньше времени, так и оставшись незамеченными.

Простой пример уровня развития малого\среднего бизнеса за рубежом-цитата Бориса Титова, его высказывание на втором Российско-Китайском деловом форуме малого и среднего бизнеса (30-31 мая 2016): «В КНР 85% экономически активного населения занято в сфере малого и среднего предпринимательства, которые формируют 60% ВВП страны. К сожалению, мы пока в 3-4 раза отстаем по этим показателям.»

Как мы знаем, Китай является динамично развивающейся страной с крепкой экономикой и стабильным экономическим ростом (6,9% в 2015 году), и это при условии что в 2015 году он считается замедлившимся (против 7,3% 2014 года). Таким образом, вклад малых предприятий в оздоровление экономики России пока явно недостаточен, так как во многих случаях они представляют собой неустойчивую структуру, зависимую от колебаний рынка и нуждающуюся во всесторонней государственной поддержке, информационном обслуживании, подготовке кадров с действительно гибким мышлением и конечно в эффективном кредитовании. Почему же средний и малый (в том числе микро) бизнес действительно важен для экономики и почему следует обратить на него более пристальное внимание?

Чуткость к спросу. В отличие от крупных компаний, в малых предприятиях все находятся в повседневном общении с клиентами. Это позволяет им быстрее и более гибко реагировать на запросы клиентов, и, как результат, предпочтение нередко отдается их товарам и услугам. И это несмотря на то, что их продукты бывают дороже и ниже по качеству.

Адаптивность. Постоянная «борьба за выживание», близость и взаимозависимость от клиента и поставщиков, необходимость непрерывно искать новые возможности снижения расходов препятствуют стагнации и снижению темпов развития. Кто не приспособился- тот неконкурентоспособен.

Инновационность. Быстрота адаптируемости способствует своеобразным прорывам, изобретениям, новым взглядам и подходам к старым проблемам.

Лёгкость объединения. Малые компании в условиях жёсткой конкуренции легче объединяются с целью выживания на рынке, образуя новые сети\кластеры.

Нишевость. Именно малые и средние компании ранее «замечают» и занимают новые ниши пересыщенного рынка. Работая на первых порах с минимальной прибылью, предприятия могут стать полноправными участниками рынка и заполучить достойный источник дохода.

Низкие накладные расходы. Имея небольшой управленческий аппарат, фирме проще его контролировать, удерживая издержки на него в разумных пределах.

Общая полезность. Малые и средние компании создают значительное количество рабочих мест, образуют конкуренцию и являются неплохой альтернативой крупного бизнеса.

Малое предпринимательство отвечает социально-экономическим интересам России, являясь мощным источником развития, позволяющим создавать

новые ценности и приумножать национальное богатство. Но пока еще вклад малых предприятий в оздоровление экономики России недостаточен, так как во многих случаях они представляют неустойчивую структуру, зависимую от колебаний рынка и нуждающуюся во всесторонней государственной поддержке, информационном обслуживании, подготовке кадров с действительно гибким мышлением.

Согласно данным Росстата и Федеральной налоговой службы (ФНС России) по состоянию на 1 января 2013 года в стране зарегистрировано более 6 млн предприятий малого и среднего бизнеса, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых - почти 20% валового внутреннего продукта. Тем не менее, Минэкономразвития России отмечает, что данные показатели существенно ниже, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития и более того - в 2013 году они ухудшались. Снижалась доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле российских банков, уменьшается количество самих предприятий и работников, занятых на них.

За 2014 год количество подобных предприятий незначительно увеличилось ( + ~200 тыс. предприятий и ~100 тыс. человек, занятых в предприятиях), однако уже 2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Государство ввело «налоговые каникулы», одновременно с этим повысив взносы в пенсионный фонд. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - на 14% по сравнению с декабрем 2014 года. Правда, и количество прекративших свою деятельность, к сожалению, также увеличилось.

Государству не удалось удержать уже существующие фирмы, и на апрель 2015 года была прекращена деятельность свыше 5 млн предприятий малого бизнеса. Статистика за наш, 2016 год, скорее всего будет ещё более удручающей в связи с тяжёлым экономическим положением, санкциями, инфляцией и падением уровня реального дохода населения. Плюс ко всему из-за частого закрытия средне-малых предприятий банки не желают иметь дела с данным сегментом рынка, выбирая более крупные и стабильные компании.

Таким образом стоит выделить реальные проблемы, причины по которым банки, кредитные учреждения не желают иметь дела с малым и средним бизнесом (уменьшая предложение).

1.Недостаточная информированность банков о малых предприятиях.

2.Высокие операционные издержки, связанные с необходимостью оцен-ки\обслуживания каждого кредита, при условии что предприятий крайне много.

3.Высокие риски. Как показывает статистика, в течение пяти лет после создания около 70 % малых предприятий проходят процедуру банкротства. Та-

ким образом, приходится иметь дело со значительными рисками (особенно при долгосрочном кредитовании).

4.Отсутствие у банков достаточного запаса квалифицированных сотрудников. Открывая филиал в свежепостроенном районе города, где уже начало распространяться малое предпринимательство, банк скорее всего не сможет обеспечить его грамотными специалистами, разбирающимися в вопросе кредитования предприятий.

5.Отсутствие надёжной правовой базы, обеспечивающей двустороннюю прозрачность процесса кредитования и его контроля.

Из-за перечисленных проблем возникают другие, отбивающие у предпринимателей желание брать кредиты (сокращая спрос).

1. Растёт время ожидания рассмотрения заявки

2. Увеличивается бумажная волокита

3. Ограничение кредитного срока в связи с рисками банкротства предприятия

В России многие банки декларирую программы, которые по идее должны помогать развивать малые и средние фирмы, но на деле такие кредиты довольно сложно получить в связи с уже описанными проблемами. Малые предприятия предпочитают прибегнуть к частным займам или потребительским кредитам, не связываясь со сложными процедурами кредитования бизнеса и уводя своё предприятие в теневой сектор экономики, тем самым подрывая её.

Пути разрешения и развития кредитования действительно существуют, при этом не являясь чем-то запредельно сложным.

1.Создание правовой базы.

2.Подготовка квалифицированных кадров для работы с большим количеством кредитов.

3.Разработка оптимальных условий кредитования для среднего и малого бизнеса при поддержке государства.

4.Разработка или пересмотр взглядов на оценку кредитоспособности предприятия.

5.Создание системы поддержки малого и среднего бизнеса, в т.ч. возможность кредитования при наличии гарантий и лишь части материального обеспечения.

6.Снижение себестоимости кредита (понижение ключевой ставки ЦБ).

Таким образом, банки получили бы приток большого количества денежных средств при этом диверсифицируя риски потерь, часть предприятий вышло бы из теневого сектора экономики, начав приносить доход государству, способствуя последнему в преодолении финансового кризиса.

Список использованных источников и литературы:

1.Малый бизнес в России: цифры и факты, Екатерина Быркова, Май 2015

2.Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, Анна Малышева, Апрель 2008

З.Мацнев М.И. Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в российских условиях // Российское предпринимательство. — 2011. — № 7-2 (188)

А. М. Дорофеева Национальный институт бизнеса Научный руководитель - к.э.н., доцент В. И. Жеребцов

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ

ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА

Аннотация. В статье рассмотрены инструменты интернет-маркетинга, которые могут быть эффективно использованы компаниями для формирования своего имиджа в сознании потребителей. Даны рекомендации по практическому применению ряда специальных инструментов интернет-маркетинга.

Ключевые слова: имидж компании; инструменты интернет-маркетинга; интернет-реклама; инструменты интернет-рекламы.

Независимо от желаний самой организации имидж - объективный фактор, играющий существенную роль в оценке организации, в том, как ее воспринимают клиенты, сотрудники, да и сам руководитель. Имидж - это мощный инструмент, овладев которым руководитель может достичь неимоверных высот. Кроме того, формирование имиджа предприятия действует как важнейший фактор укрепления конкурентных позиций, способствует успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, подчеркивает компетентность менеджмента, увеличивает известность, что отражается на уровне продаж и облегчает распознавание продукции предприятия на рынке.

Одним из инструментов формирования имиджа компании является интернет-маркетинг. Интернет-маркетинг - это мероприятия, проводимые с целью продвижения товаров и услуг в сети, повышения узнаваемости бренда, лояльности покупателей к продукции рекламируемой фирмы.

Если смотреть глобально, то это борьба за доверие и внимание каждого человека. То есть мы должны сделать так, чтобы превратить «узнал», «понравилось» и «начал доверять» в «попробовал», «купил», «купил повторно» и «рекомендовал».

Важно понимать, что маркетинг - это система, это бизнес-процесс, способный регулярно приносить прибыль. Любой бизнес, независимо от его отраслевой принадлежности сегодня становится бизнесом по принципу: «онлайн-офлайн». И задачи такого маркетинга сосредоточены на привлечении клиентов в сети, чтобы в дальнейшем стимулировать их действия офлайн.

Одним из инструментов формирования имиджа компании является интернет-маркетинг. Интернет-маркетинг - это мероприятия, проводимые с целью продвижения товаров и услуг в сети, повышения узнаваемости бренда, лояльности покупателей к продукции рекламируемой фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.