Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / государственные закупки / нарушения законодательства / международное антикоррупционное движение / corruption / public procurement / violations of legislation / international anticorruption movement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.И. Ковалева, И.А Мисинeва

Статья посвящена изучению видов нарушений российского законодательства о государственных закупках, методам борьбы с коррупцией. Проанализирована статистика нарушений в сфере госзакупок и их причины, индекс восприятия коррупции (ИВК) международным антикоррупционным движением Transparency International за 2020 год по странам мира. Рассмотрены нововведения в законодательстве по борьбе с коррупцией в России и других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORRUPTION IN PROCUREMENT ACTIVITIES IN RUSSIA AND ABROAD

The article is devoted to the study of the types of violations of the Russian legislation on public procurement, methods of combating corruption. The statistics of violations in the field of public procurement and their causes, the corruption perception index (CPI) by the international anticorruption movement Transparency International for 2020 for the countries of the world are analyzed. Innovations in anti-corruption legislation in Russia and other countries are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 338.2

ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

М. И. Ковалева Научный руководитель - И. А Мисинева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: marusy767.7@mail.ru, imisineva@mail.ru

Статья посвящена изучению видов нарушений российского законодательства о государственных закупках, методам борьбы с коррупцией. Проанализирована статистика нарушений в сфере госзакупок и их причины, индекс восприятия коррупции (ИВК) международным антикоррупционным движением Transparency International за 2020 год по странам мира. Рассмотрены нововведения в законодательстве по борьбе с коррупцией в России и других странах.

Ключевые слова: коррупция, государственные закупки, нарушения законодательства, международное антикоррупционное движение

PROBLEMS OF CORRUPTION IN PROCUREMENT ACTIVITIES IN RUSSIA

AND ABROAD

M. I. Kovaleva Scientific supervisor - I. A. Misineva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: marusy767.7@mail.ru, imisineva@mail.ru

The article is devoted to the study of the types of violations of the Russian legislation on public procurement, methods of combating corruption. The statistics of violations in the field of public procurement and their causes, the corruption perception index (CPI) by the international anticorruption movement Transparency International for 2020 for the countries of the world are analyzed. Innovations in anti-corruption legislation in Russia and other countries are considered.

Keywords: corruption, public procurement, violations of legislation, international anticorruption movement

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Потери от коррупции снижают социальную эффективность государственной политики, ограничивая государственные средства и возможности [4]. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. Коррупционные нарушения являются одной из наиболее существенных и актуальных проблем российской сферы государственных и муниципальных закупок [3]. Сфера госзакупок считается одной из наиболее коррупционно-емких.

(Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

По статистике Генпрокуратуры, за 11 месяцев 2020 года в сфере госзакупок выявлено на 5,8% нарушений больше, чем в аналогичный период 2019-го. По итогам 11 месяцев 2020 года выявлено 153 767 таких преступлений, а за аналогичный период 2019-го их было 145 375. Кроме того, на 14,4% увеличилось и количество исков прокуратуры в отношении нарушителей. Если в прошлом году надзорные органы обращались в суды 1338 раз, то в этом - 1531 раз. А вот число нарушителей, привлеченных к административной ответственности, осталось практически на прежнем уровне. В статистике отмечается незначительное снижение - на 0,2% (с 12 970 до 12 945 человек). Эксперты отмечают, что главными причинами были ослабленный контроль за сделками во время карантина, а также неправомерное проведение экстренных закупок, якобы связанных с пандемией. Основными нарушениями стали заключения контрактов с единым поставщиком и завышение стоимости товаров со стороны исполнителей. Многие структуры стали пользоваться разрешением проводить экстренные закупки, которые изначально ввели для того, чтобы медучреждения могли в срочном порядке приобретать лекарства и средства индивидуальной защиты. Еще одним распространенным нарушением этого года стала завышенная цена товара у поставщиков. На региональном уровне по-прежнему основным нарушением остается конфликт интересов, аффилированность [2].

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали. Индекс восприятия коррупции (ИВК) — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Значение индекса в 30 единиц характеризует очень высокий уровень восприятия коррупции. В 2020 году Россия набрала на два балла больше, чем в 2018 и 2019. Эти колебания связаны с переменами в значениях индекса для других стран, а также с включением или исключением некоторых стран из индекса. РФ много лет занимает далеко не самые высокие места в Индексе, что отражает отсутствие системного противодействия коррупции, оно подменяется единичными уголовными делами и точечными изменениями в законодательстве. Индекс восприятия коррупции за 2020 год показывает, что коррупция подрывает систему здравоохранения по всему миру и приводит к нарушению демократических принципов, особенно на фоне пандемии COVID-19. В странах с высоким рейтингом в здравоохранение инвестируется больше средств и существуют более широкие возможности для всеобщего охвата населения медико-санитарными услугами. В них с меньшей вероятностью нарушаются демократические нормы и попирается верховенство права.

Коррупция, в том числе и в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - явление, знакомое всем без исключения странам мира. По оценкам Transparency International в мире ежегодно не менее 400 млрд. долл. теряется в результате взяточничества и коррупции в области государственных закупок, что повышает государственные затраты на 20-25% [5]. Лидируют в индексе Дания и Новая Зеландия, набрав по 88 баллов. США с результатом 67 баллов занимают самую низкую позицию в ИВК с 2012 года. Среди причин не только предполагаемые конфликты интересов и злоупотребления служебным положением на самом высоком уровне, но и слабый контроль над использованием беспрецедентного пакета помощи для борьбы с COVID-19 в размере 1 триллиона долларов. Более двух третей стран набрали менее 50 баллов. Сирия, Сомали и Южный Судан занимают последние строчки с результатами 14, 12 и 12 баллов. С 2012 года, который является отправной точкой для сравнения стран с применением нынешней методологии ИВК, 26 стран значительно повысили свой рейтинг, в том числе: Эквадор (39), Греция (50), Гайана (41), Мьянма (28) и Южная Корея (61). Рейтинг 22 стран резко снизился, в их числе Босния и Герцеговина (35), Гватемала (25), Ливан (25), Малави (30), Мальта (53) и Польша (56). Позиции половины стран в индексе не изменились за прошедшие десять лет. В зарубежных странах, несмотря на пандемию, за прошедший год был принят ряд важных

шагов по предупреждению коррупции в государственном секторе. Так, в начале года во Франции были обновлены правила работы по совместительству и порядок регулирования «вращающейся двери»; документы, уточняющие применение подобных ограничений, были приняты и в Таиланде. В Абхазии введена обязанность декларирования доходов и активов, в Малайзии - необходимость публикации в открытом доступе деклараций членов Парламента. В Казахстане установлен полный запрет на получение подарков государственными служащими, в законодательстве Украины и Бразилии появились положения, касающиеся защиты заявителей, а в Мексике и Армении введена возможность конфискации незаконно нажитого имущества. Кроме того, в Ватикане был принят нормативный акт, устанавливающий меры по предупреждению коррупции в государственных закупках. Заметно трансформировали свое антикоррупционное законодательство сразу несколько стран Балканского полуострова: в Сербии вступил в силу новый антикоррупционный закон, в Словении был уточнен порядок работы и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции, особенности получения подарков и некоторые иные положения антикоррупционного законодательства, а в Хорватии - выпущено руководство по регулированию конфликта интересов. В целом ряде стран были внесены изменения в порядок применения мер ответственности за коррупционные преступления: так, в Индонезии появился единый алгоритм определения надлежащего наказания в зависимости от объективных сторон преступления, в Колумбии осужденным к лишению свободы запретили отбывать половину срока наказания под домашним арестом, в Казахстане установили ответственность должностных лиц - вплоть до увольнения - за совершение коррупционных преступлений их подчиненными. Отдельными странами также принимались меры, направленные на совершенствование проводимых расследований коррупционных преступлений: в Украине в тестовом режиме запущена электронная система, позволяющая следить за ходом расследований уголовных дел, в Южной Корее был создан специальный орган для расследования случаев коррупции среди высокопоставленных должностных лиц, в Узбекистане - Антикоррупционное агентство, наделенное, среди прочего, функциями проведения административных расследований по делам о коррупционных правонарушениях [1]. Кроме того, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством заявило о планах по созданию независимой международной прокуратуры Европейского Союза, которая будет заниматься расследованием, судебным преследованием и вынесением решений по делам об уголовных преступлениях, затрагивающих финансовые интересы ЕС.

Библиографические ссылки

1. Антикоррупционные итоги 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://anticor.hse.ru/main/news_page/antikorruptsionnye_itogi_2020_goda.

2. Меры по противодействию коррупции в системе государственных и муниципальных закупок [Электронный ресурс]. URL: https://zakonguru.com/goszakupki/protivodejstvie-korrupcii.html.

3. Официальный сайт Transparency International -https://www.transparency.org/en/cpi/2020/index/nzl.

4. Подходы к противодействию коррупции в системе государственных закупок [Электронный ресурс]. URL: https://387233/pravo/podhody_protivodeystviyu_korruptsii_sisteme_ gosudarstvennyh_ zakupok.

5. Чупанова А.Ч., Гасаналиева А.Ш. Коррупция в сфере государственных (муниципальных) закупок и пути ее преодоления. М.: Юридический Вестник ДГУ. Т. 17. 2016. №1 21-26 с.]

© Ковалева М.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.