Научная статья на тему 'Индекс восприятия коррупции: понятие и оценка его влияния'

Индекс восприятия коррупции: понятие и оценка его влияния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1930
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Уголовное право / коррупция / взятка / антикоррупционная политика / индекс воспри-ятия коррупции / ИВК / Трансперенси Интернешнл. / criminal law / corruption / bribe / anti-corruption policy / corruption perception index / CPI / Trans-parency International.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебренникова А. В., Лебедев Максим Владимирович

Одним из важнейших аспектов международной антикоррупционной политики является сбор инфор-мации о коррупции и объективная оценка коррумпированности того или иного региона. Несмотря на вы-сокий уровень латентности в рассматриваемой категории преступлений существуют достаточно эф-фективные методики по сбору информации о состоянии коррупции на исследуемой территории. Эффек-тивность данных методик заключается в проведении масштабных социологических опросов и многочисленных экспертных оценок. Согласно исследованию, проведенному крупным международным ан-тикоррупционным агентством Трансперенси Интернешнл, каждый четвертый житель планеты, хотя бы раз давал взятку в течении последнего года. Данные подтверждаются результатами опроса более 162 тысяч респондентов экспертов и предпринимателей в государственном секторе 119 стран мира. Исследования Трансперенси Интернешнл составляют сводную таблицу индексов восприятия коррупции (ИВК) Возникает вопрос: насколько же могут быть объективными данные подобных антикоррупцион-ных исследований?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRUPTION PERCEPTION INDEX (CPI): CONCEPT AND ASSESSMENT OF IMPACTS

One of the most important aspects of international anti-corruption policy is the collection of information on corruption and an objective assessment of the corruption of a region. Despite the high level of latency in this category, there are quite effective methods of combating corruption in the study area. The effectiveness of these methods consists in conducting large-scale sociological surveys and numerous expert evaluations. According to a study conducted at RSM by the anti-corruption agent Transparency International, every fourth inhabitant of the planet at least once gave a bribe in the past year. The data confirm the results of a survey of more than 162 thousand respondents. Research Transparency International provides a summary table of Corruption Perception Indexes (CPI) The question is: how objective can the data of anti-corruption research be?

Текст научной работы на тему «Индекс восприятия коррупции: понятие и оценка его влияния»

JURISPRUDENCE / <<Ш1ШетУМ~^®УГМа1>#Щ&4)),2(Ш1

УДК 343.3/.7

Серебренникова А.В.

профессор, д.ю.н.

МГУ им. М.В. Ломоносова Г. Москва Российская Федерация Лебедев Максим Владимирович

аналитик

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина г. Москва, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11836

ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ: ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА ЕГО ВЛИЯНИЯ

Serebrennikova Anna V.,

Doctor of law, Professor of criminal law and criminology Moscow state University. M. V. Lomonosov

Russia, Moscow Lebedev Maksim V. Analyst of Department of National Security Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), Russia, Moscow

THE CORRUPTION PERCEPTION INDEX (CPI): CONCEPT AND ASSESSMENT OF IMPACTS.

Аннотация.

Одним из важнейших аспектов международной антикоррупционной политики является сбор информации о коррупции и объективная оценка коррумпированности того или иного региона. Несмотря на высокий уровень латентности в рассматриваемой категории преступлений существуют достаточно эффективные методики по сбору информации о состоянии коррупции на исследуемой территории. Эффективность данных методик заключается в проведении масштабных социологических опросов и многочисленных экспертных оценок. Согласно исследованию, проведенному крупным международным антикоррупционным агентством Трансперенси Интернешнл, каждый четвертый житель планеты, хотя бы раз давал взятку в течении последнего года. Данные подтверждаются результатами опроса более 162 тысяч респондентов - экспертов и предпринимателей в государственном секторе 119 стран мира. Исследования Трансперенси Интернешнл составляют сводную таблицу индексов восприятия коррупции (ИВК) Возникает вопрос: насколько же могут быть объективными данные подобных антикоррупционных исследований?

Abstract.

One of the most important aspects of international anti-corruption policy is the collection of information on corruption and an objective assessment of the corruption of a region. Despite the high level of latency in this category, there are quite effective methods of combating corruption in the study area. The effectiveness of these methods consists in conducting large-scale sociological surveys and numerous expert evaluations. According to a study conducted at RSM by the anti-corruption agent Transparency International, every fourth inhabitant of the planet at least once gave a bribe in the past year. The data confirm the results of a survey of more than 162 thousand respondents. Research Transparency International provides a summary table of Corruption Perception Indexes (CPI) The question is: how objective can the data of anti-corruption research be?

Ключевые слова: Уголовное право, коррупция, взятка, антикоррупционная политика, индекс восприятия коррупции, ИВК, Трансперенси Интернешнл.

Keywords: criminal law, corruption, bribe, anti-corruption policy, corruption perception index, CPI, Transparency International.

Введение. В последние годы международное коррупции заключается в том, что она нарушает сообщество обратило пристальное внимание на права миллионов людей по всему миру, имеет па-проблему коррупции как на международном губное действие на экономику, затрудняет междууровне, так и на национальном уровне отдельно народное сотрудничество, создает основу органи-взятого государства. Коррупция, в наиболее общем зованной преступности, является источником фи-определении, означает: «злоупотребление служеб- нансирования террористический организаций и ным положением в корыстных целях»3. Проблема других. Для того чтобы искоренить преступность,

3 Бухарина Н.П. Основные подходы к пониманию коррупции в международных правовых актах. Юридическая мысль. 2015. № 2 С. 72-76.

необходимо проведение ряда реформ, усовершенствований законодательной базы, практики правоприменения. Особую значимость в борьбе с коррупцией имеют результаты научных исследований и здесь особое значение представляют данные криминологических исследований. Необходимость борьбы с национальной, транснациональной и международной коррупцией не подвергается сомнению. Именно борьба, в отличие от противодействия или контроля, предполагает полное искоренение, борьба, как процесс, предполагает окончательную победу над этим разрушительным явлением. Для надлежащего понимания коррупции как явления особое значение приобретает измерение уровня коррупции и измерение восприятия коррупции. Эти вопросы не являются однозначно установленными и до настоящего момента в научной среде не утихают дискуссии на предмет возможности, целесообразности, объективности проведения измерения коррупции.

Деятельность международных антикоррупционных организаций. Каждый год, 09 декабря, все мировое сообщество празднует Международный день борьбы с коррупцией. Именно в этот день, 09.12.2003 году, ООН была принята Конвенция против коррупции (UNCAC). Среди множества международных организаций, занимающихся антикоррупционной деятельностью, для целей исследования нас интересуют лишь некоторые из них, например: «Международную антикоррупционную академию, Международную ассоциацию органов по борьбе с коррупцией, Международный форум представителей деловых кругов, Независимую комиссия по борьбе с коррупцией, Транспэренси интернэшнл, TRACE International»4.

Вместе с тем, следует отметить, что деятельность международных антикоррупционных организаций вызывает неоднозначное отношение как среди обычных граждан, так и в деловых и в научных кругах. Самым грубым делением представляется возможным провести их сепарацию на сторонников и противников деятельности международных антикоррупционных организаций и их исследований. Противники таких исследований, как правило, представляют страны с низким показателем антикоррупционного индекса. В научных источниках не удалось встретить мнения об отсутствии необходимости создания и функционирования подобных организаций, а скорее встречается критика объективности их исследований, точности представленных ими индексов, их непредвзятости и аффилированности. К принципиальным следует также отнести вопросы о фактической возможности проведения измерений, связанных с коррупцией.

Индекс восприятия коррупции в мире. По

результатам исследований за 2019 г., представленным агентством Трансперенси Интернешнл, борьба с коррупцией находится в состоянии стагнации. Подобное положение характерно для большинства

государств. Вместе с тем, во многих западных государствах странах и странах с развитой рыночной экономикой наблюдается даже определенная динамика снижения.

Обзор основных результатов индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2019 год задает векторы исследования определённых видов коррупции. По результатам данных исследований можно проследить динамику изменений. Эта динамика зачастую зависит от политической конъюнктуры, внешних и внутренних факторов отдельных государств. Не удивительно, что нет государств с индексом 100 или 90 (то есть где нет коррупции или она совершенно не значительна). Это наглядно показывает, что коррупция затрагивает все без исключения государства земного шара. Продемонстрируем самые яркие показатели.

1-е место делят Новая Зеландия и Дания: по 87 баллов. Как и многие другие западные страны, за последнее время они тоже ухудшили результаты. За ней следуют Финляндия (86), Швейцария (85), Швеция (85) и Сингапур (85 баллов). Германия, как и в прошлом году, занимает 9-е место, набрав 80 баллов. Последнее место (180) занимает Сомали с 9 баллами, сразу за Суданом, имеющим 12 баллов. Средним показателем является значение в 43 балла, при этом без малого три четверти стран не могут достичь даже отметки в 50 баллов из 100.

Публикация нового глобального индекса восприятия коррупции сопровождалась выражением со стороны «Трансперенси Интернешнл» озабоченности относительно последних тенденций. Как заявили ее представители в ходе презентации в Берлине, более двух третей из охваченных исследованиями 180 стран продемонстрировали стагнацию, а то и регресс в своих усилиях по борьбе с коррупцией. Германия, как и в предыдущем году, набрала 80 из 100 возможных баллов, заняв лишь девятое место.

Ожидаемо, что список, как и в прошлые годы, возглавляют страны Скандинавии, Западной Европы, правовые государства с развитой демократией. Но большинство из них в последние три года демонстрируют негативную тенденцию: 15 из входящих в топ-25 стран с 2016 года снижают свои показатели индекса. Германия относится к редким исключениям.

В Топ-25 государств, получивших наивысший бал по рейтингу «Трансперенси Интернешнл» вошли помимо указанных: Норвегия- (84 балла), Нидерланды- (82 балла), Люксембург- (80 баллов), Германия- (80 баллов), Исландия (78 баллов), Канада- (77 баллов), Великобритания (77 баллов), Австралия (77 баллов), Австрия (77 баллов), Гонконг (76 баллов), Бельгия (75 баллов), Ирландия (74 балла), Эстония (74 балла), Япония (73 балла), ОАЭ (71 балл), Уругвай (71 балл), США (69 баллов), Франция (69 баллов), Бутан (68 баллов).

Государства-члены G7 тоже демонстрируют резкий контраст и сравнительно высокий уровень

4 Антикоррупционные организации.

http: //www. anticorruptionday. org/actagainstcorruption/ru/re

sources/index.html (дата обращения к электронному ресурсу 21.04.2020г.)

восприятия коррупции. В это неформальное объединение наиболее значимых развитых стран мира входят — за исключением Японии — только западные государства. Ровно четыре из семи ухудшили свои показатели по сравнению с предыдущим годом: Канада, Франция, Великобритания и США. «Трансперенси Интернешнл» указывает еще и на то, что показатель США в 69 баллов является наихудшим за последние восемь лет. Великобритания за последнее время также опустилась намного ниже: с 82 баллов в 2017 году до уровня в 77 баллов в 2019.

Безнадежно плетутся в хвосте списка Йемен, Сирия, Южный Судан и Сомали. С 2012 года 22 страны значительно улучшили свое положение в рейтинге коррупции, среди них Эстония и Греция, Австралия и Никарагуа.

Глава «Трансперенси Интернешнл» - Патри-сия Морейра, оценивая приведенные в отчете данные считает, что: «Отсутствие реального прогресса в борьбе с коррупцией в большинстве стран — это печальный факт, чреватый огромными негативными последствия для граждан всего мира»5.

Вместе с тем были высказаны конкретные рекомендации: для снижения уровня коррупции правительства должны, например, уделять особое внимание разделению власти, регулировать лоббистскую деятельность, обеспечивать защиту общественных активистов и журналистов. В целом организация отмечает, что страны, в которых разработаны и строго соблюдаются правила финансирования избирательных предвыборных кампаний, демонстрируют хорошие показатели.

Трансперенси Интернешнл провело исследование на предмет связи уровня коррупции и политической обстановки в странах. В результате анализа был сделан вывод о том, что в странах с более прозрачной политической обстановкой, с активным участием представителей общественности показатели индекса восприятия коррупции ИВК выше, чем в странах, в которых слабая вовлеченность представителей общественности, бизнеса и политики в принятие стратегический, ключевых политический решений.

Индекс коррупции в Германии. В 2008 году Германия потрясла мировые СМИ крупнейшим коррупционным скандалом, немыслимым по своим масштабам. Компания Siemens, была уличена в коррупционных схемах, возведенных в корпоративную этику. «По всему миру - от Бангладеш, Вьетнама, России и Мексики до Греции, Норвегии, Ирака и Нигерии - Siemens давал взятки правительственным чиновникам и государственным служащим»6.

В результате проведенного расследования, компания Siemens выплатила штраф в размере 1,6 миллиарда долларов.

По заявлению Хартмута Боймера - главы «Трансперенси Германия»: «отмечается потребность в улучшениях финансирования политических партий., часто фиксируются случаи скрытия пожертвований и использования пробелов в законодательстве при оказании спонсорской помощи»7. Обвинения в тайном финансировании предвыборных кампаний партии «Альтернатива для Германии» (AfD), а также коррупционная афера в Регенсбурге, четко показали необходимость в большей прозрачности и введения ограничений в сфере финансирования партий». Необходимы примерные наказания. Также требуется установить правила, согласно которым должны обнародоваться данные о пожертвованиях в партийные фонды уже от суммы 2 000 евро. Кроме того, пожертвования должны быть ограничены суммой 50 000 евро на жертвователя в год на одну партию. До сих пор партии обязаны указывать в своих отчетах пожертвования на партийные нужды в сумме от 10 000 евро в год.

С указанным «Трансперенси Интернешнл» подчеркивает, что рейтинг отображает и сравнивает показатели воспринимаемой коррупции, а не фактической, которую практически невозможно измерить, поскольку она находится вне закона, во многих странах случаи раскрытия коррупционных преступлений — большая редкость. Для составления своего рейтинга «Трансперенси Интернешнл» анализирует большое количество источников данных, которые организация считает достоверными и соответствующими единому стандарту, что, как предполагается, должно обеспечить сопоставимость результатов в разных странах за многие годы.

Индекс восприятия коррупции для России. По результатам данного рейтинга в 2019 году, уровень коррупции в России соответствует 29 баллам из 100 возможных, и занимает 138-е место из возможных 1808. Насколько этот результат может отражать объективную реальность? Рассмотрим представленные данные в динамике. Так за последние годы показатели коррупции остаются на стабильной отметке. В 2015 году- 29 баллов - 119-е место, в 2016 году- 29 баллов- 131-е место, в 2017 году-29 баллов- 135-е место; в 2018 году- 28 баллов- 138-е место. Согласно оценке Трансперенси

5 Индекс восприятия коррупции за 2019 год показывает, что антикоррупционные усилия стагнируют в странах. https://www.transparency.org/news/pressrelease/2019_CPI_ efforts_stagnate_in_G7_RU (Дата обращения к электронному ресурсу 19.04.2020г.)

6 Уроки масштабного коррупционного скандала Siemens

десятилетие спустя. https://theconversation.com/lessons-

from-the-massive-siemens-corruption-scandal-one-decade-later-108694 (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

7 Overview of oversight mechanisms of parliamentary budgets in europe https://knowledgehub.transpar-ency.org/helpdesk/overview-of-oversight-mechanisms-of-parliamentary-budgets-in-europe (дата оборащения к электронному ресурсу 18.04.2020г.)

8 Делия Феррейра Рубио Доклад председателя Transparency International https://www.transparency.org/cpi2019 (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

Интернешнл Российская Федерация разделяет равную позицию с таким странами, как Ливан, Кения, Мавритания, Уганда9.

В отчете отмечается, что «кроме того, Россия не ратифицировала Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию»10. Эта Конвенция, по мнению исследователей, является важной прежде всего тем, что содержит предписание для стран-участников, а именно, компенсировать ущерб, понесенный потерпевшим в следствии коррупционного преступления.

Указанные выше колебания, по мнению составителей отчета, связаны не только с переменами в рейтинге других стран и с включением или исключением некоторых стран из индекса, но и с тем, что системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, а указанная Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию по-прежнему не ратифицирована.

Аналогичную позицию высказал директор Трансперенси Интернешенл- Р А.В. Поминов: «Антикоррупционные меры российских властей носят точечный характер, в то время как политической воли к системным изменениям нет» 11.

С другой стороны критики ИВК обоснованно указывают на явную политизированность антикоррупционных организаций, указывая на: «очевидную политизированность проблемы коррупции (как в национальном, так и в глобальном контекстах), которая существенно затрудняет ее объективный научный анализ»12. Например, в своей работе Руденкин В.Н. приходит к выводу о том, что не нужно придавать особого значения международным рейтинговым агентствам и создаваемым ими рейтингам, а также воспринимать в качестве адекватных источников, отражающих реальную коррумпированность любого из государств. Кроме того нельзя не согласиться с тем (или совершенно не учитывать то обстоятельство), что коррупцию нельзя измерить ввиду ее исключительного латентного проявления, поскольку «... как любое латентное явление, она не поддается непосредственному наблюдению и измерению -достоверные данные

обо всей совокупности коррупционных деяний в

13

государстве в принципе получить невозможно»13.

На самом деле методика, используемая для ИВК и разработанная немецким ученым Йоханом Граф Ламбсдорфом, довольно спорна. Многие ученые высказывают сомнения в том, что уровень восприятия коррупции позволяет делать выводы о фактическом положении с коррупцией. В этой связи следует указать на вызвавшее большой интерес исследование от 2016 года, показывающее, что данный индекс является достоверным только для высокоразвитых правовых государств.

Заключение и выводы. Рейтинг ИВК охватывает только государственный сектор, в частности, подкупы и взяточничество в сфере государственного управления и политики, хищения общественных и государственных средств, эффективность наказания коррумпированных чиновников, узурпацию государственной власти группами влияния, доступ к информации о государственных делах и объем бюрократии. Не учитывается коррупция в частном секторе, налоговые махинации, незаконные финансовые потоки, отмывание денег или теневая экономика. Поскольку «коррупция представляет собой один из доминантных факторов современного политического процесса и одну из базовых институциональных характеристик современного государства»14 - здесь крайне необходима выборка количественных показателей, а также распространение и ограничение их использования. Ввиду значимости приводимых в ИВК показателей, требуется обеспечение достоверности данных исследований, а для этого необходима, с учетом латентного признака, «...оценка валидности, то есть соответствия данному признаку используемых для его отражения и измерения показателей»15, соответственно важнейшей составляющей количественного измерения такого явления как коррупция должен стать именно анализ валидности всех авторитетных индексов коррупции, ведущих антикоррупционных организаций.

Вместе с тем следует отметить, что технологии сбора, накопления и обработки различной информации прогрессируют с каждым днем вслед за развитием общества и возможно, в скором будущем,

9 Данные ежегодного отчета Трансперенси Интернешнл за период 2012-2019гг. https://www.transparency.org/cpi2019

10 Россия и Кения поделили 137-е место в индексе восприятия коррупции.

https://www.rbc.ru/society/23/01/2020/5e2912d69a794750a dc67abc (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

11 137-е место в индексе восприятия коррупции поделили Россия и Кения https://www.gumilev-center.ru/137-e-mesto-v-indekse-vospriyatiya-korrupcii-podelili-rossiya-i-keniya/ (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

12 Руденкин В.Н. Проблема измерения коррупции:

возможны ли объективные международные коррупцион-

ные рейтинги? // Вестник Уральского института эконо-

мики, управления и права. 2017. №2 (39). URL:

https://cyberlenmka.ru/artide/n/proЫema-izmeremya-korraptsii-vozmozhny-H-obektivnye-mezMunarodnye-korraptsюnnye-reytmgi (дата обращения: 26.04.2020).

13 Методика измерения коррупции (2012) // Отечественные записки. № 2(47) http://www.strana-oz.rU/2012/2/metodiki-izmereniya-korrupcii (дата обращения к электронному ресурсу 24.04.2020г.)

14 Нисневич Ю. А., Методологические проблемы измерения коррупции. Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 149-162. https://publications.hse.ru/articles/187757419 (дата обращения к электронному ресурсу 19.04.2020г.)

15 Мангейм, Дж. Б. Контент-анализ / Дж. Б. Мангейм, Р. К. Рич. // Политология: Методы исследования. — М.: Весь Мир, 1997. -С. 269-291

JURISPRUDENCE / <<Ш1ШМиМ~^®и©Ма1>#Щ&4)),2©2©

благодаря совершенствуемой технике и усовершенствованным техническим решениям, а также работе ученых, будут разработаны более точные и совершенные инструменты, которые позволят более эффективно бороться с коррупцией и своевременно предотвращать совершение коррупционных преступлений.

Список использованных источников.

1. 137-е место в индексе восприятия коррупции поделили Россия и Кения https://www.gumilev-center.ru/137-e-mesto-v-indekse-vospriyatiya-korrupcii-podelili-rossiya-i-keniya/ (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

2. Антикоррупционные организации. http://www.anticorruptionday.org/actagainstcorruption /ru/resources/index.html (дата обращения к электронному ресурсу 21.04.2020г.)

3. Бухарина Н.П. Основные подходы к пониманию коррупции в международных правовых актах. Юридическая мысль. 2015. № 2 С. 72-76.

4. Данные ежегодного отчета Трансперенси Интернешнл за период 2012-2019гг. https://www.transparency.org/cpi2019

5. Делия Феррейра Рубио Доклад председателя Transparency International https://www.transparency.org/cpi2019 (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

6. Индекс восприятия коррупции за 2019 год показывает, что антикоррупционные усилия стагнируют в странах. https://www.transparency.org/news/pressrelease/2019 _CPI_efforts_stagnate_in_G7_RU (Дата обращения к электронному ресурсу 19.04.2020г.)

7. Мангейм, Дж. Б. Контент-анализ / Дж. Б. Мангейм, Р. К. Рич. // Политология: Методы исследования. — М.: Весь Мир, 1997. -С. 269-291

8. Методика измерения коррупции (2012) // Отечественные записки. № 2(47) http://www.strana-oz.ru/2012/2/metodiki-izmereniya-korrupcii (дата обращения к электронному ресурсу 24.04.2020г.)

9. Нисневич Ю. А., Методологические проблемы измерения коррупции. Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 149-162. https://publications.hse.ru/articles/187757419 (дата обращения к электронному ресурсу 19.04.2020г.)

10. Россия и Кения поделили 137-е место в индексе восприятия коррупции. https://www.rbc.ru/society/23/01/2020/5e2912d69a79 4750adc67abc (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

11. Руденкин В.Н. Проблема измерения коррупции: возможны ли объективные международные коррупционные рейтинги? // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-izmereniya-korruptsii-vozmozhny-li-obektivnye-mezhdunarodnye-korruptsionnye-reytingi (дата обращения: 26.04.2020).

12. Уроки масштабного коррупционного скандала Siemens десятилетие спустя. https://theconversation.com/lessons-from-the-massive-siemens-corruption-scandal-one-decade-later-

108694 (дата обращения к электронному ресурсу 20.04.2020г.)

13. Heywood P.M. (2015) Measuring corruption: perspectives, critiques and limits / Routledge Handbook of Political Corruption / Heywood Paul M. (ed.). Routledge. P. 137-153. https://books.google.ru/books?id=d8iXDwAAQBAJ& pg=PA358&lpg (дата обращения к электронному ресурсу 23.04.2020г.)

14. Overview of oversight mechanisms of parliamentary budgets in europe https://knowledgehub.trans-parency.org/helpdesk/overview-of-oversight-mecha-nisms-of-parliamentary-budgets-in-europe (дата обо-ращения к электронному ресурсу 18.04.2020г.)

List of sources used

1. 137th place in the corruption perception index was shared by Russia and Kenya https://www.gumilev-center.ru/137-e-mesto-v-indekse-vospriyatiya-korrup-cii-podelili-rossiya-i-keniya/ (date access to the electronic resource 04/20/2020)

2. Anti-corruption organizations. http://www.anti-corruptionday.org/actagainstcorruption/ru/re-sources/index.html (date of access to the electronic resource 04/21/2020)

3. Bukharina N.P. The main approaches to understanding corruption in international legal acts. Legal Thought. 2015. No. 2 S. 72-76.

4. Data of the annual report of Transparency International for the period 2012-2019. https://www.trans-parency.org/cpi2019

5. Delia Ferreira Rubio Report of the Chairman of Transparency International https://www.transpar-ency.org/cpi2019 (date of access to the electronic resource 04/20/2020)

6. The 2019 Corruption Perceptions Index shows that anti-corruption efforts stagnate in countries. https://www.transparency.org/news/pressre-lease/2019_CPI_efforts_stagnate_in_G7_RU (Date of access to the electronic resource 04/19/2020)

7. Mannheim, J. B. Content analysis / J. B. Mannheim, R. K. Rich. // Political Science: Research Methods. - M .: All World, 1997.-S. 269-291

8. Methodology for measuring corruption (2012) // Domestic notes. No. 2 (47) http://www.strana-oz.ru/2012/2/metodiki-izmereniya-korrupcii (date of access to the electronic resource 04/24/2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nisnevich Yu. A., Methodological problems of measuring corruption. Social sciences and modernity. 2016. No. 3. P. 149-162. https://publications.hse.ru/ar-ticles/187757419 (date of access to the electronic resource 04/19/2020)

10. Russia and Kenya shared 137th place in the corruption perception index. https://www.rbc.ru/soci-ety/23/01/2020/5e2912d69a794750adc67abc (date of access to the electronic resource 04/20/2020)

11. Rudenkin V.N. The problem of measuring corruption: are objective international corruption ratings possible? // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2017. No2 (39). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/problema-izmereniya-korruptsii-vozmozhny-li-obektivnye-mezhdunarod-nye-korruptsionnye-reytingi (accessed: 04/26/2020).

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#12îâ4),2©2© / JURISPRUDENCE

12. Lessons from Siemens' massive corruption scandal a decade later. https://theconversation.com/les-sons-from-the-massive-siemens-corruption-scandal-one-decade-later-108694 (date of access to the electronic resource 04/20/2020)

13. Heywood P.M. (2015) Measuring corruption: perspectives, critiques and limits / Routledge Handbook of Political Corruption / Heywood Paul M. (ed.). Routledge P. 137-153.

https://books.google.com/books?id=d8iXDwAAQBAJ &pg=PA358&lpg (date of access to the electronic resource 04/23/2020)

14. Overview of oversight mechanisms of parliamentary budgets in europe https://knowledgehub.trans-parency.org/helpdesk/overview-of-oversight-mecha-nisms-of-parliamentary-budgets-in-europe (accessed to the electronic resource 04/18/2020. )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.