Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ И ЛОББИЗМА В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР'

ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ И ЛОББИЗМА В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЛОББИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ / CORRUPTION / LOBBYING / INTERACTION OF BUSINESS AND GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галаов Н.К., Айларова З.А.

В РФ коррупционные явления стали повсеместными, превратившись в автономную политическую силу, способствующую подрыву демократических основ и заставляющую усомниться в возможности экономического развития. Существует настоятельная необходимость узаконения лоббирования как метода взаимодействия власти и бизнеса, прежде всего лоббирования в его институционализированных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORRUPTION AND LOBISM IN THE STRUCTURE OF INTERACTION BETWEEN STATE AND ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES

In the Russian Federation, corruption has become ubiquitous, becoming an autonomous political force, contributing to the erosion of democratic foundations and casting doubt on the possibility of economic development. There is an urgent need to legalize lobbying as a method of interaction between government and business, especially lobbying in its institutionalized forms.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ И ЛОББИЗМА В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР»

УДК 338.2

Галаов Н.К. студент магистратуры кафедра экономики Айларова З.А., к.э.н. старший преподаватель кафедра экономики

Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.

Хетагурова Россия, г. Владикавказ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ И ЛОББИЗМА В СТРУКТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Аннотация: В РФ коррупционные явления стали повсеместными, превратившись в автономную политическую силу, способствующую подрыву демократических основ и заставляющую усомниться в возможности экономического развития. Существует настоятельная необходимость узаконения лоббирования как метода взаимодействия власти и бизнеса, прежде всего лоббирования в его институционализированных формах.

Ключевые слова: коррупция, лоббизм, взаимодействие бизнеса и власти.

Galaov N.K. master of Economics at North Ossetian State University n.a. K. L. Khetagurov

Vladikavkaz, Russia Aylarova Z.A. candidate of economic sciences senior lecturer of economics department at North Ossetian State University n.a. K. L. Khetagurov

Vladikavkaz, Russia PROBLEMS OF CORRUPTION AND LOBISM IN THE STRUCTURE OF INTERACTION BETWEEN STATE AND ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES Annotation: In the Russian Federation, corruption has become ubiquitous, becoming an autonomous political force, contributing to the erosion of democratic foundations and casting doubt on the possibility of economic development. There is an urgent need to legalize lobbying as a method of interaction between government and business, especially lobbying in its institutionalized forms.

Keywords: corruption, lobbying, interaction of business and government.

Несовершенные законные и плодотворные типы взаимодействия между властью и бизнесом стали причиной активизации коррупционных проявлений в нашей стране. Сейчас коррупция проникла во все области социальной

жизни.

В РФ коррупционные явления стали повсеместными, превратившись в автономную политическую силу, способствующую подрыву демократических основ и заставляющую усомниться в возможности экономического развития. Коррупции свойственны такие признаки, как: 1. Вектор государственной политики зависит от частных интересов субъектов, наделенных властью и приближенных к ней. 2. Факультативные и «серые» доходы - главная и неотъемлемая часть дохода власть имущих субъектов. 3. Коррупционные проявления являются нормальными для культуры экономики и права. 4. Органы исполнительной власти постоянно прибегают к «теневым» способам генерирования финансов и стимулирования.

В связи с тем, что в нынешней отечественной экономике отсутствуют четкие и достаточно охраняемые «правила игры», т.е. успешно работающие институты взаимодействия предпринимательства и государства, созданные для контроля над действиями субъектов рынка и возможности прогнозировать их, коррумпированность, став суррогатным «серым институтом» комбинирования бизнес-интересов с бюрократическими проявлениями, стала способом заполнения определенного институционального вакуума, что дало возможность бизнесменам в известной мере продумывать свою стратегию и наличие экономических рисков. Эксперты, представляющие общественное объединение «Технологии — XXI век», представители малого бизнеса расходуют на взятки должностным лицам около 500 млн. долларов ежемесячно, или 6 млрд долларов ежегодно.

Довольно интересны в этом отношении исследовательского проекта Фонда ИНДЕМ «Изучение коррупции в РФ: социологическое исследование», в соответствии с которыми свыше 75% лиц, оказавшихся в коррупционных обстоятельствах, использовали подвернувшуюся возможность. При этом 10% из них регулярно и целенаправленно пользуются коррупционными отношениями с чиновниками и извлекают таким образом личную выгоду для себя и членов семьи или друзей. Процент бизнесменов, дающих взятку, равен 82%. К сожалению, коррупция стала негласным социальным образцом действий граждан и бизнесменов. Ими были созданы обоюдно скоординированные действия и механизм «епйгвтеп^а» заключенных соглашений с неофициальным лозунгом «если закон запрещает, но очень надо, то можно» согласно закрепленной стоимости «серых» услуг должностных лиц. Согласно неофициальному мнению отечественных бизнесменов, в российской действительности среди традиционных способов осуществления предпринимательства, таких как консалтинг, аутсорсинг, маркетинг, франчайзинг, инжиниринг, лизинг, наиболее успешным следует назвать «откатинг», при котором взятки передаются разноуровневым должностным лицам.

Исконно коррупцию рассматривают в качестве злоупотребления чиновником своими должностными полномочиями для того, чтобы получить нелегальную выгоду.

Итак, главное свойство коррупции состоит в желании получить нелегальный доход. Она имеет место в ситуациях, когда чиновник, формально прикрывая свое коррупционное поведение законодательными нормами и должностными инструкциями, получает нелегальный доход, используя свои должностные полномочия. Причем выгода, получаемая им, может иметь денежное, натуральное либо функциональное выражение. Это значит, что взятку ему могут давать финансовыми средствами, акциями, недвижимостью, туристической поездкой за границу, предоставлением рабочего места, услугами учителей, работников медицины и пр. На природу этого явления не воздействует тот факт, кому именно предоставляется нелегальная выгода: сам коррумпированный индивид или его приятели, родные или руководитель.

На возможность обретения нелегальной выгоды может влиять монопольный характер статус коррупционера. Коррупционеры позволяют себе использовать свои полномочия и рабочие обязанности, потому что их действия оказываются замаскированными при помощи нормативных актов, должностных инструкций и пр. Таким образом почти все принимаемые коррупционером решения обретают формально законную силу. При отсутствии подобной возможности коррупционные явления было бы несложно выявить, к тому же они не имели бы отличия от таких преступлений, как хищение или кража.

Но толкование термина «коррупция», под которой понимается злоупотребление должностными полномочиями с целью получить личную выгоду, по нашему мнению, неточное и не может в полной мере раскрыть природу этого деяния. Мы полагаем, что необходимо установить несколько факультативных признаков данного преступления. 1. Участниками коррупционного соглашения должны быть не меньше двух лиц, обретающих нелегальную выгоду при помощи третьей стороны, которая в данном случае представлена государством. Лица, участвующие в сделке, предоставляют друг другу те или иные преимущества и при помощи обмена достигают необходимых результатов. То есть мотив и стимул подобных действий представлены взаимным стремлением к достижению конкретного преимущества за счет нелегальных действий. По нашему мнению, в этом и заключается важнейшее условие появления данного негативного явления.

Существенная специфика коррупции состоит в то, что она обладает повторяющимся характером, то есть коррумпированные отношения могут проявляться многократно. В связи с этим можно сказать что с первой взятки человек становится коррупционером, так как сторона, дающая взятку, в любой момент может вновь вступить в коррупционную связь, используя шантаж. Кроме того, с первой взяткой человек перестает быть независимым, и он не может выйти из коррупционной деятельности и перестать оказывать нелегальные услуги вне зависимости от наличия спроса на них.

Другая важная специфика рассматриваемого явления состоит в том, что коррупция является преднамеренной. Желание получить нелегальную выгоду, сделать свои должностные полномочия товаром, прикрывать свое

нелегальное поведение формальными нормативными актами указывают на осознанный характер поведения коррупционера, который сознает нелегальность действий, но осуществляет их или намеренно потворствует их реализации.

Итак, специфические свойства коррупции состоят в следующем. Лицо принимает решение, которое противоречит законодательству или неофициальным общественным правилам. Участники незаконной сделки действуют на основании взаимного согласия. Каждый из участников обретает нелегальные преимущества. Подобные сделки обладают повторяющимся и преднамеренным характером.

Если предположить, что коррупцию можно отнести к экономическим сделкам, которым свойственна своя особенность, это даст возможность изучения причин появления, результатов и методов противостояния данному преступлению с позиций пользы и расходов на ее реализацию, подобно всяким сделкам экономического характера.

В РФ на протяжении длительного времени работала система, когда только у некоторых конкретных групп была возможность воздействовать на процесс принятия решений в области экономики. В результате в РФ произошло формирование искаженной структуры лоббизма. По словам знаменитого В.В. Лепехина, изучавшего этот вопрос в своем труде «Лоббизм», лоббирование в настоящее время в РФ базируется не на договорах и официальных соглашениях между органами государственной власти и представителями бизнеса, а все чаще на подпольных контрактах, которые подписывают представители бизнес-сообществ с должностными лицами. Сформировавшаяся противозаконная структура взаимодействия между предпринимательством и государством с компонентами коррумпированности являлась самодостаточной, а потому ей не требовались подобные институты.

На данный момент отечественной экономике необходимы профессиональные лоббисты, а власти необходимо сформировать гражданское общество. Действенная структура взаимоотношений между властью и предпринимательством через законные организации подразумевает, что должна быть создана соответствующая среда. Гэлбрейт Дж. К. считает, что если государственные и частные предприятия функционируют на основе взаимовыручки, происходит усиление власти благодаря разделению труда. В связи с этим становится возможным функционирование лоббистов.

В государствах с развитой экономикой данную систему активно применяют профессиональные и иные общественные объединения, чья деятельность направлена на охрану интересов населения в разных областях жизни, а также СМИ. Субъекты лоббирования представлены разными лоббистскими компаниями: рекламными и консалтинговыми агентствами, аналитическими организациями и пр. При этом лоббизм ориентирован в первую очередь на цели экономического характера, и вопрос лоббирования касается в первую очередь предпринимательство и предпринимательские

объединения. Соответствующие отношения наступают в части принятия определенных законов и других хозяйственно-нормативных актов, предоставления кредитов и льгот, квотирования и лицензирования.

В России же аналогичные организации долгое время не участвовали в процессе подготовки и принятия решений, играя чисто «факультативную» роль. Некоммерческий сектор часто в России воспринимается только как совокупность благотворительных, экологических организаций, различных фондов, занятых распределением грантов.

Действительно, у лоббизма и коррупции совпадают цели, задачи, субъекты и объекты отношений. Лоббизм, как и коррупция направлен на «приватизацию» государственной власти. Субъектами лоббизма и преступлений коррупционной направленности являются представители органов государственной власти и органов государственного управления. Однако следует помнить, что коррупционные действия представителей исполнительной и законодательной власти направлены на использование официальных полномочий и возможностей занимаемой должности вопреки интересам общества или государства и осуществляется из корыстной или иной личной заинтересованности. А деятельность лоббистов направлена на решение проблем общества.

На наш взгляд, следует различать эти два понятия. С неправильным толкованием самого понятия «лоббизм», очевидно, во многом связано и порой отрицательное отношение к различным формам лоббистской деятельности предпринимательских структур и их объединений.

Лоббизм - один из значимых механизмов взаимосвязи власти и бизнеса, общества и государства. Лобби представляют собой систему разного рода организаций (предпринимательских, профессиональных, а также религиозных, культурных и т. д.), члены которых действуют официально, не заявляя о преследовании специфических интересов. Нередко лобби именуют «группами интересов» или «группами давления», причем сила их влияния во многом определяется количеством и составом членов организации, ее экономическим могуществом и ее ролью в обществе. Лобби отличаются от политических партий тем, что не ставят целью завоевать власть, а ограничиваются давлением на нее.

Основанием для возникновения лоббистского отношения является наличие в обществе социально оформленных интересов. Оформление интереса предполагает наличие в структуре гражданского общества групп, имеющих один или несколько интересов и выдвигающих требования к другим группам для реализации этих интересов. Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления.

Лоббирование нами понимается как процесс деятельности в органах законодательной и исполнительной власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп. Здесь происходит влияние на принятия решения извне, не предполагающее

установление постоянных и обязывающих отношений. Для этого выработаны соответствующие механизмы, формы и методы деятельности, обеспечивающие принятие государственными структурами таких решений, которые соответствуют лоббирующей группе. Представитель государственной власти, отвечающий за разработку и принятие законопроектов, касающихся экономической жизни, является субъектом принятия решений. Очевидно, основной предпосылкой верного (то есть, отвечающего как интересам экономических агентов, так и национальным интересам) решения является информированность этого субъекта. Открытое лоббирование должно быть направлено на обеспечение представителя государства объективной информацией о вариантах реализации возможных решений.

Таким образом, сущность взаимодействия государства и бизнеса посредством лоббирования кроется в следующем: экономические союзы обращаются к государству за помощью для защиты их коллективных интересов, решения таких задач, которые невозможно выполнить самостоятельно. Государство признает часть их требований в качестве «общественного интереса», связывает их со своими целями и поручает союзам осуществить соответствующие политические программы. В результате, используя инструменты государства, союзы расширяют поле деятельности в пользу своих членов, а государство освобождается от бремени заниматься исполнением своей экономической политики.

Лоббизм обеспечивает полноценный обмен информацией между обеими сторонами, в том числе и о ситуации после принятия определенных мер. Лоббизм на Западе не претендует на радикальные и революционные перемены, а только на постепенные и последовательные изменения. Лоббизм является орудием развития гражданского общества и создания правового государства, защищает интересы бизнес - структур.

В России следует изменить негативное отношение к лоббизму, институциализировать его, принять соответствующий закон и обучить навыкам "цивилизованного" лоббизма. Лоббирование может быть открытым, если осуществляется в соответствии с законодательством, или скрытым, если такое законодательство, регулирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. В этом случае действует так называемый «коридорный лоббизм». Суть последнего заключается в проталкивании угодного и торможении или полном отказе от принятия неугодного решения с помощью «своих» людей на ключевых постах.

Необходимо законодательное регулирование лоббистской деятельности. Оно позволяет сформировать цивилизованную систему обеспечения интересов отдельных секторов экономики и значительно снижает уровень коррупции, способствуя нормальному взаимодействию бизнеса с властью. «Лоббизм подобен айсбергу, имеющему надводную и подводную, невидимую часть. Цивилизованное общество принимает законы, которые регулируют лоббистскую деятельность, делают ее прозрачной для

государства и общественности, т. е. сводят подводную часть айсберга к минимуму. К сожалению, в России такой айсберг состоит практически только из подводной (по сути коррупционной) части».

Во многом из-за отсутствия необходимой законодательной базы органы государственной власти могут игнорировать полезные предложения российских союзов. Чиновники за последние годы привыкли выполнять либо указания вышестоящего начальства, либо — представителей крупного бизнеса. Аналогичное «факультативное» отношение к союзам сложилось и в крупном бизнесе, который, как отмечалось выше, привык непосредственно взаимодействовать с органами государственной власти.

Помимо того основные направления деятельности организаций лоббизма включают: обмен мнениями и выработку общей политики и позиций; обеспечение представительства предпринимателей в отношениях с государственными органами и средствами массовой информации; предоставление специализированных услуг; ведение коллективных переговоров; регулирование спорных вопросов и трудовых конфликтов с профсоюзами. Как свидетельствует американский опыт, расходы корпорации на содержание лоббистов не только окупаются, но и приносят крупные доходы.

Мировой опыт показывает, что дееспособным, серьезным предпринимательским союзам может быть безболезненно передано достаточно большое число государственных регулирующих функций. А что касается защиты прав потребителей — это уже традиционно негосударственная сфера для стран с развитой рыночной экономикой. Качество продукции, этические характеристики бизнеса от расширения сфер саморегулирования только улучшаются, а само государство выигрывает за счет разгрузки своих подразделений от лишней работы и экономии бюджетных средств.

Налицо, таким образом, настоятельная необходимость узаконения лоббирования как метода взаимодействия власти и бизнеса, прежде всего лоббирования в его институционализированных формах. Вот почему в дорабатываемый ныне Закон о регулировании лоббистской деятельности следовало бы, думается, ввести положение об обязательном представительстве во всевозможных консультативно-совещательных структурах законодательной и исполнительной власти различного рода общественных объединений и движений, в первую очередь предпринимательских и профессиональных союзов, олицетворяющих интересы доминирующих субъектов социально ориентированной рыночной экономики.

Использованные источники:

1. Акоева М.А., Развитие реального сектора экономики России.//Экономика и предпринимательство. 2017. № 11 (88). С. 178-181.

2. Багратуни К.Ю., Ситохова Т.Е., Аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.//Экономика и

предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 648-651.

3. Дзодзикова Ф.В., Региональная специфика развития сектора малого предпринимательства ( на примере республики Северная Осетия -Алания).//Экономика и предпринимательство. 2017. № 11 (88). С. 477-482.

4. Дзокаева З.М. Стоимость бизнеса как экономическая категория и основной критерий оценки стратегии развития.//В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова» в 2 томах. ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова». 2017. С. 663-667.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.