Научная статья на тему 'Проблемы контроля пищевой безопасности генетически модифицированных продуктов питания'

Проблемы контроля пищевой безопасности генетически модифицированных продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
286
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля пищевой безопасности генетически модифицированных продуктов питания»

Так, при исследовании Alternaría tennus и Sclerotinia sclerotiorum, развивающихся на семенах подсолнечника, установлено, что их липолитическая активность соответственно в 10 и 15 раз превышает ли-политическую активность собственно семян. Этим объясняется быстрый рост кислотного числа масла в дефектных семенах подсолнечника. Под влиянием грибной микрофлоры в процессе хранения происходит также значительное снижение масличности семян. Это свидетельствует о том, что в процессе плесневения или самосогревания масличность снижается преимущественно за счет потребления липидов микроскопическими грибами, уменьшается содержание токоферолов, каротиноидов, изменяется состав фракции стеро-лов [3], растет массовая доля продуктов окисления в масле.

Глубокие изменения происходят также и в белковом комплексе семян. В основном это изменения во фракционном составе белков зараженных семян: увеличение доли водорастворимой фракции и небелкового азота.

Таким образом, развитие гидролитических и окислительных процессов, вызывающих изменения в ли-

пидном и белковом комплексе, обусловленные микотоксинами, существенно влияют на качество семян подсолнечника.

Авторы выражают благодарность за консультации при написании данной статьи профессору кафедры биохимии и технической микробиологии КубГТУ В.Г. Щербакову.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шарманов Т.Р., Ников П.С., Фадеева Л.М., Бухарбае -

ва А.С. Актуальные проблемы изучения микотоксинов // Вопросы питания. - 1984. - № 1. - С. 7-12.

2. Назарько М.Д., Ксандопуло С.Ю., Барбашов А.В. Повреждение семян подсолнечника грибной микрофлорой и влияние микотоксинов на качество готовой продукции // Изв. вузов. Пищевая технология. - 2004. - № 5-6. - С. 20-22.

3. Лобанов В.Г., Шаззо А.Ю., Щербаков В.Г. Теоретические основы хранения и переработки семян подсолнечника. - М.: Колос, 2002. - С. 315-377.

4. Малышевская М.С. Влияние фитопатогенных бакте -рий на физиолого-биохимические свойства растений. - Киев: Науко -ва думка, 1979. - 216 с.

Кафедра биохимии и технической микробиологии

Поступила 13.12.05 г.

664.004.12

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ПИЩЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Т.Н. ПРУДНИКОВА, Н.В. ИЛЬЧИШИНА,

А.И. ГАМАНЧЕНКО, М.Д. НАЗАРЬКО

Кубанский государственный технологический университет

Вопросы обеспечения качества и безопасности продуктов питания продолжают оставаться актуальными в настоящее время, поскольку возникли новые аспекты этой проблемы, связанные с использованием в производстве пищевых продуктов генетически модифицированных источников (ГМИ) [1-4].

Высказываемые по поводу применения ГМИ в пищевом производстве мнения можно разделить на три группы: сторонников, непримиримых противников ГМ продуктов и «разумных консерваторов» [5-8].

Сторонники использования генных технологий говорят о бессмысленности противодействия и сопротивления со стороны общественности движению научно-технического прогресса, тем более что достижения последнего приносят человечеству существенные преимущества. Трансгенные сорта и гибриды, по их мнению, уже сегодня отличаются высокой урожайностью и устойчивостью к гербицидам, опасным вредителям и болезням, засухе, в отличие от природных культур и полученных с помощью традиционной селекции сортов и гибридов. В то же время сторонники этой позиции не исключают, что в результате взаимодействия чужеродных и собственных генов организма, а также

воздействия мутагенных факторов среды могут возникать не только полезные, но и опасные для здоровья людей и окружающей среды изменения [9-11].

Противники пищевого направления развития биоинженерии уверены в крайней опасности для человека и цивилизации в целом всех проводимых генетических манипуляций и настаивают на их запрете и уничтожении полученных мутантов. Свою правоту они пытаются доказать, приводя зачастую скрываемые от общественности результаты экспериментальных исследований влияния ГМ пищи на лабораторных животных, у которых зафиксированы существенные изменения органов, состава крови, возникновение злокачественных новообразований [12].

Представители группы «разумных консерваторов» видят выход из сложившейся ситуации в серьезных и длительных генетических исследованиях. По их мнению, прежде следует разрабатывать новые научные направления, например, физиологию трансгенного растения. «Чем полнее мы будем знать об изменениях в метаболизме генетически модифицированного организма, тем увереннее сможем сделать вывод о возможности его широкого использования для пищевых или технических целей» [11].

Сейчас трансгенные растения в промышленных объемах выращивают в США, Аргентине, Канаде, Австралии, Китае, Мексике, Испании, Франции, Южной

Африке, Португалии, Румынии, Болгарии, Германии. Общая площадь возделывания генетически модифицированных сельскохозяйственных растений в мире к 2003 г. составила 67,7 млн га (по данным ISAAA -International Service for the Acquisition of Agri-Biotech Application), тогда как в 1999 г. она равнялась 39,9 млн га [13].

Рыночный ассортимент и количественный вал продуктов с использованием ГМИ увеличивается с большой скоростью и в России. В частности в Москве, по данным столичного центра санэпиднадзора, трансгенные продукты встречаются в 15% отечественных товаров и в 25% импортных. По оценкам экологических организаций, проводящих независимый мониторинг продуктового рынка, общее число таких продуктов достигает 40%. По данным Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ), на российском рынке сегодня присутствуют импортные продукты детского питания - каши и сухие молочные смеси, содержащие 50-100% ГМИ от соответствующего компонента [14].

На государственном уровне в России принимаются законы, призванные легализовать и упорядочить использование ГМИ в пищевых продуктах [15-17]. Однако механизмы контроля за их исполнением отсутствуют. К примеру, в постановлении Г лавного санитарного врача РФ от 14.10.2001 г. № 36 указано, что для пищевых продуктов, содержащих более 5% компонентов ГМИ, обязательна информация: «генетически модифицированная продукция», «продукция, полученная из генетически модифицированных источников» или «продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников». Но, по данным Госсанэпидслужбы России, среди исследованных российских продуктов, содержащих ГМИ, 36,4% не имели декларации о наличии ГМИ, а среди импортных таких оказалась почти половина [14]. При этом никаких предусмотренных законом правовых и экономических мер к нарушителям не применяется.

Возникают и другие юридические противоречия. Так, в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, постановлением Г лавного санитарного врача РФ от 05.03.2004 г. с 1 июня 2004 г. порог в 5% снижен до «0,9% и более одного процента». Тем не менее, в действующем в настоящее время СанПиН, продолжают фигурировать прежние нормативы [18]. Урегулировать эти проблемы сейчас невозможно, так как не существует государственного стандарта на проведение количественного анализа содержания ГМИ в пищевых продуктах.

Для Краснодарского края вопросы контроля биобезопасности ГМИ стоят особенно остро. В июне 2002 г. в Краснодаре на базе Всероссийского НИИ биологической защиты растений (ВНИБЗР) проведена международная научно-практическая конференция «Трансгенные растения - новое направление в биологической защите растений», которая популяризовала необходимость широкомасштабного перехода на

трансгенные культуры «в связи с их прибыльностью за счет снижения себестоимости их выращивания» [19]. Во ВНИИБЗР в течение ряда последних лет активно ведутся исследования этих культур и изучаются возможности их выращивания в условиях Краснодарского края. Однако вопрос об оценке экологических рисков генетического загрязнения природных диких и традиционно выращиваемых культур при ожидаемом массовом возделывании трансгенных растений на Кубани остается открытым. Тем более, что в России пока нет утвержденных методик и средств для осуществления фитосанитарного мониторинга и официально признанных тест-систем для выявления ГМ растений [20].

В мае 2004 г. Законодательным собранием края принято постановление «О совершенствовании на территории Краснодарского края контроля за безопасным использованием пищевой продукции и кормов, полученных из генетически модифицированных источников» [21]. В нем приводятся результаты проверки выполнения российских законов в сфере безопасного использования ГМИ и констатируется факт невыполнения постановления Г лавного санитарного врача РФ об обязательной маркировке генетически модифицированных пищевых продуктов. Постановление содержит также сведения о том, что «до настоящего времени не создано действенного механизма по обеспечению системного контроля за такой продукцией; не ведется учет количества импортируемой и производимой на месте продукции; не проводится экспертиза содержания качественных и количественных показателей ГМ компонентов». Последнее утверждение связано с отсутствием «нормативных документов, регламентирующих порядок и методы контроля пищевых продуктов и кормов на наличие в них ГМ компонентов». И главное, «в самих государственных контрольно-надзорных органах нет согласованности в деятельности по обеспечению безопасности использования ГМИ в пищевых продуктах» [21]. Это подтверждает полную неготовность властей сегодня не только гарантировать безопасность пищевых продуктов, полученных из ГМИ, но и обеспечить население информацией о наличии в продуктах питания таких компонентов [22].

Для практической реализации качественного и ко -личественного контроля содержания ГМИ в пищевых продуктах требуются специально оснащенные лаборатории, стоимость которых достигает 50-60 тыс. евро. В Краснодаре имеется несколько лабораторий такого профиля, которые могут установить присутствие в продуктах питания трансгенных компонентов без определения их количественного содержания. Но и эти лаборатории не используются для выполнения постановления ЗСК. Приобретение дорогостоящих лабораторий станет возможно и целесообразно только в том случае, когда будет обеспечено выполнение как российского, так и регионального законодательства по данному вопросу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Генетически модифицированные растения: использова -

ние в пищу и влияние на здоровье человека (краткое изложение доклада Королевского научного общества, февраль 2002 г.) // Аграрная Россия: науч.-производств. журн. - М.: Фолиум, 2005. - С. 4-17.

2. Генная инженерия растений / Дж. Дрейпер, Р. Скотт, Ф.

Армитидж и др. - М.: Мир, 1991. - 408 с.

3. Картель Н.А. Биоинженерия: методы и возможности. -Минск: Уражай, 1989. - 144 с.

4. Киль В.И., Исмаилов В.Я., Надыкта В.Д. Выгоды и преимущества возделывания трансгенных растений // Достижения науки и техники АПК. - 2003. - № 10. - С. 26-30.

5. Генно-инженерные технологии. Информационный дай -джест // Центр «Биоинженерия» РАН. - 2001. - № 6. - 28 с.

6. Там же. - № 7. - 24 с.

7. Там же. - 2002. - № 8. - 28 с.

8. Там же. - № 9. - 32 с.

9. Шевелуха В. Генная инженерия: достижения науки и тревога общества // Кубань сегодня. - 2000. - № 30.

10. Донченко Л.Д., Надыкта В .Д. Безопасность пищевой продукции. - М.: Пищепромиздат, 2001. - 525 с.

11. Саляев Р.К. Физиология трансгенного растения. Проблемы и перспективы // Вестн. Башкирского ун-та. - 2005. - № 2 (11). - С. 37-39.

12. Светова Т. Запретный плод генетики // Природа и человек. - 2004. - № 4. - С. 3 8-40.

13. Borlaug N.E. // Plant physiology. - 2000. - 124. -

P. 487-490.

14. Смольякова Т. Паспорта для мутантов // Российская га -зета. - 2004. - № 76.

15. Федеральный закон от 05.07.96 № 386 «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 28. - Ст. 3348; Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 29. - Ст. 3005.

16. Положение о государственной регистрации генно-инже -нерно-модифицированных организмов // Российская газета. - 2001.

17. Постановление Главного государственного санитарно -го врача РФ «О проведении микробиологической и молекулярно-ге -нетической экспертизы генетически модифицированных микроор -ганизмов, используемых в производстве пищевых продуктов» от 16.09.2003 г. № 149.

18. Санитарные правила и нормы. Продовольственное сы -рье и пищевые продукты. - М.: Книга-сервис, 2005. - 176 с.

19. Максименко М. Трансгены - пища XXI века // Кубань сегодня. - 2002.

20. Вонский М.С., Курчакова Е.В., Борхсениус С.Н. Диагностика генетически модифицированного организма - проблемы и решения // Аграрная Россия: науч.-производств. журн. - М.: Фоли -ум, 2005. - С. 17-27.

21. Постановление Законодательного Собрания Краснодар -ского края от 25 мая 2004 г. № 809-11 «О совершенствовании на территории Краснодарского края контроля за безопасным использова -нием пищевой продукции и кормов, полученных из генетически мо -дифицированных источников».

22. Дайте россиянам выбрать здоровье // Экологический вестн. России. - 2004. - № 3. - С. 59-62.

Кафедра биохимии и технической микробиологии

Поступила 13.12.05 г.

664.004.12.004.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В.П. САЛОВАРОВА

Иркутский государственныйуниверситет

В настоящее время оптимальным решением продовольственной проблемы признается создание таких продуктов питания растительного и животного происхождения, которые в малых количествах удовлетворяют потребность человека в полноценном белке, незаменимых аминокислотах, витаминах, микроэлементах и других важных веществах. При этом содержание в них опасных для здоровья человека компонентов необходимо свести к минимуму, либо исключить вообще.

Наиболее перспективное направление в решении этой задачи - применение достижений биотехнологии, в частности генной инженерии, обеспечивающей создание и применение генетически модифицированных источников пищи (ГМИ).

В настоящее время разрешены для использования в питании несколько десятков ГМИ, среди которых можно назвать сою, занимающую 62% от всей площади возделывания, кукурузу - 21%, хлопок - 12%, рапс

- 5%, а также картофель, тыкву, томаты, кабачки, сахарную свеклу.

Генетически модифицированные растения (ГМР) обладают мощным экономическим потенциалом, во всем мире растет объем их посевных площадей. Основную долю трансгенных растений (ТР) составляют гербицидоустойчивые - 71%, затем устойчивые к насекомым - 28%, на долю растений с другими типами устойчивости приходится 1%. В последнее время ведутся интенсивные разработки для получения томатов с увеличенным содержанием ликопинов и флавоноидов

- биологически активных веществ, снижающих риск развития онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Основные преимущества использования ГМР обу -словлены тем, что, во-первых, ТР способствуют росту продуктивности за счет своей устойчивости к вредителям и болезням. Это позволяет сохранять ту часть урожая, которая ранее терялась из-за воздействия факторов биотического стресса и неэффективной защиты. Во-вторых, благодаря фактору самозащиты растений сокращается количество вносимых для защиты химических соединений, снижается их остаточное количество в окружающей среде. В-третьих, помимо устойчивости, ТР можно придать и другие полезные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.