Секция «Экономика и бизнес»
УДК 101.1
Ю. М. Марьина Научный руководитель - Л. А. Ополева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярска
ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ПЕРИОД ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЙ РЫНКА РФ ИЗ МИРОВОГО КРИЗИСА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Представлен краткий аналитический обзор проблем контроля оборотных средств, а именно дебиторской задолженности предприятий, в свете нестабильной экономической ситуации на рынке России и мер по их не допущению и ликвидации с целью оздоровления финансового состояния.
Как показывает практика, кризис больно ударил по активам предприятий Российской Федерации, принудив их идти на всевозможные меры для того, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции. Вынужденное сотрудничество определяет настроение и политику рыночных агентов, что в свою очередь вынуждает идти на взаимные уступки. В частности, на волне кризиса мировой финансовой системы широкое распространение получило явление под названием «коммерческий платеж» - предполагающий добровольное «обездвиживание собственных оборотных средств», предусматривающее работу с ДЗ [1]. Причин подобной политики несколько: отсутствие у последних свободных денежных средств, желание удержать старых или привлечь новых партнеров, предложив более выгодные условия поставки, платежа и пр. Такая вынужденная практика приводит к тому, что многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самой компании.
Стоит иметь в виду, что проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.
Углубленному изучению актуализированной темы, как полагает автор, должно предшествовать разъяснение цели управления дебиторской задолженностью, которая может быть в общем виде сформулирована как «процесс оптимизации ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние, как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение. Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение деби-
торской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств» [2].
Исходя из обоснованного выше определения, можно сделать вывод о том, что процесс управления дебиторской задолженностью многогранный и требует контроля на всех этапах ведения хозяйственной деятельности, начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. Именно поэтому автор предлагает разработанную последовательность программы управления ДЗ, подразумевающую поступательный переход от задач к процедурам посредством реализации ряда мероприятий.
В целом, весь перечень мероприятий может быть разбит на три этапа:
Этап 1. Проведение преддоговорных процедур;
Этап 2. Заключение договора;
Этап 3. Исполнение договорных обязательств.
Однако приведению в действие изложенных мероприятий должно предшествовать осуществление ряда процедур, на которых автор предлагает заострить внимание ввиду фундаментальности их значимости в общем процессе управления активами предприятия.
Одним из ключевых моментов успешной и грамотно организованной работы является заключение контракта, представляющего собой «соглашение, регулирующее отношения сторон, являющиеся результатом осознанного и свободного выбора экономических субъектов в заданных институциональных рамках». Порядок определен действующим ГК п. 2 ст. 432 ГК, согласно которой договор считается заключенным посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Наиболее типичные характеристики контрактов приведены в матрице, позволяющей оценить степень предполагаемого риска и характер ответственности сторон.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Матрица «Риск-Ответственность»
Тип контракта, характеристики Длительность отношений Степень риска Юридические полномочия
Классический Краткосрочный Низкая Определены законодательными актами
Неоклассический Среднесрочный или долгосрочный Средняя Закреплены изменяемыми юридическими документами
Имплицитный Долгосрочный Высокая Преобладание неформальных отношений
Исходя из данных сведенных в матрице, можно сделать следующее заключение: если обе стороны контракта нейтральны к низкому риску в одинаковой степени, то лучше всего для них заключить классический контракт. Если стороны готовы пойти на очень большой риск, то оптимальный вариант -имплицитный контракт.
Не менее трудоемким процессом в рамках изучаемо механизма является разработка кредитной политики, представляющей свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Значительному упрощению работы, как полагает автор, сможет поспособствовать градация контрагентов (партнеров) согласно коэффициентам их платежеспособности. В целом метод может быть описан следующим образом: все клиенты разбиваются на категории по трем критериям: срокам платежа, объемам заказов и регулярности заявок. Каждый из критериев имеет максимальное количество баллов равное 8. Согласно набранным баллам клиенты делятся на группы:
- Клиенты риска.
- Клиенты повышенного внимания.
- Надежные клиенты.
- Золотые клиенты.
После определения категории контрагента в зависимости от его статуса можно предложить ему
особые условия - кредитования - расчета суммы которого осуществляется следующим образом:
ИДЗ = ОРК х КСЦ х (ППК х ПР)г,
где ИДЗ - инвестиции в дебиторскую задолженность; ОРК - планируемый объем реализации продукции в кредит; КСЦ - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции; ППК - средний период предоставления кредита покупателям (в днях); ПР - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (в днях) [3].
Существуют и иные инструменты управления ДЗ, к числу которых могут быть отнесены торговые скидки, система штрафных санкций, система мотивации персонала, особые методы и шаблоны работы в программе управления торговли и прочее. Этот список далеко не полный перечень мероприятий и процедур по работе с дебиторской задолженностью, однако, масштаб исследования не позволяет раскрыть его более детально.
Результаты проведенного анализа позволяют автору представить заявленную общую схему управления активами, в общем виде состоящую из следующих этапов:
- выявление областей управления ДЗ,
- формулировка задач по оптимизации работы над этими аспектами,
- распределение задач между специалистами
- постоянный контроль руководителя над происходящими процессами.
Немаловажно также отметить, что секрет успеха многих организаций, по мнению автора, кроется далеко не в «KNOW HOW», а скорее в строгом соблюдении старых правил и оперативном контроле и при необходимости исправлении недостатков и изъянов системы бухгалтерского учета. Грамотное управление своими активами - фундаментальное требование к перспективным организациям.
Библиографические ссылки
1. Брунгильд С. Г. Управление дебиторской задолженностью. М. : Книжный дом, 2004.
2. Степашина В. Н. Вопросы управления // Бизнес. 2009. № 18. С. 34-37.
3. Вахрушина Н. В. Все о дебиторской задолженности // Финансовый директор. 2005. № 5. С. 26-29.
© Марьина Ю. М., Ополева Л. А., 2010
УДК 332.1:001.76
А. Г. Овчинников Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается понятие технологического кластера, анализируются основные принципы его формирования, приводится зарубежный и отечественный опыт формирования кластерных структур. Исследуется возможность создания аэрокосмического кластера в городе Красноярске.