УДК 338.01
ПРОБЛЕМЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
В.Г. Ляшко, В.Э. Комов
Рассмотрены проблемы регулирования в системе контрактных отношений в сфере закупок, а также проблемы государственных закупок лекарственных средств.
Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, контрактная система.
Контрактная система в сфере закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников закупок. Любому заинтересованному лицу предоставляется возможность согласно законодательству РФ и иным нормативно-правовым актам о контрактной системе в области закупок выступать в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя).
В основе конкуренции в процессе осуществления закупок должно находиться соблюдение принципа добросовестной неценовой и ценовой конкуренции участников закупок для определения наилучших условий поставок продукции, выполнения работ, предоставления услуг. При этом, запрещено осуществление специализированными организациями, заказчиками, должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами комиссий, участниками закупок действий, противоречащих законодательно выдвинутым требованиям, включая, ограничения конкуренции, необоснованное ограничение количества участников закупок.
В первую очередь, для формирования конкурентной среды необходимо исключить фактор коррупции в системе.
На данный момент формирование конкурентной среды - один из основных принципов в системе государственных заказов. Основным законодательным актом в системе государственных закупок, направленным на обеспечения принципов конкурентности в процессе государственных заказов является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Данный закон впервые за всю историю обеспечения государственных и муниципальных нужд в официальном порядке закрепляет институт планирования закупочной деятельности.
Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Действующий закон вступал в силу поэтапно, нормы федерального закона №44-ФЗ об обязательном планировании закупок, формировании планов-графиков
вступил в законную силу с 1 января 2016 года.
Закупке лекарственных препаратов, в отличие от других товаров, законодатель всегда уделяет особое внимание, прописывая в законе особенности осуществления таких закупок. В первую очередь такие особенности касаются порядка составления технического задания и формирования лотов.
Так, еще со времен действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов ...» заказчики, закупая лекарственные препараты, в документации о закупке указывали не конкретное торговое наименование лекарственного препарата, а его международное непатентованное наименование (далее - МНН). Данное правило существует и в настоящее время, что отражено в п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и в целом направлено на исключение условий, ведущих к ограничению количества участников закупок [3].
Закупка лекарственных препаратов в соответствии с их торговыми наименованиями допускается в исключительных случаях, если:
1) лекарственный препарат закупается путем проведения запроса предложений на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ;
2) лекарственный препарат закупается у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Другая особенность закупки лекарственных средств касается формирования лотов. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ предметом одного контракта (одного лота) не могут быть:
- лекарственные средства с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 № 929;
- лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Указанные выше особенности порядка составления технического задания и формирования лотов присущи закупкам любых лекарственных препаратов, как включенных, так и не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП). Но эти особенности не единственные, которые необходимо учитывать при закупке лекарственных препаратов, включенных в ЖНВЛП.
Рассмотрим подробнее те положения Закона № 44-ФЗ, которые дополнительно регулируют порядок закупки лекарственных препаратов, включенных в ЖНВЛП.
При расчете и обосновании НМЦК на поставки лекарственных препаратов, включенных в ЖНВЛП, заказчик должен использовать тарифный
метод и ориентироваться на цены, включенные в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, а также - на предельные размеры оптовых надбавок.
Между тем, как упоминалось выше, лекарственные средства закупаются заказчиками по МНН (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В рамках одного МНН обычно зарегистрировано много торговых наименований лекарственных средств, и предельные отпускные цены производителей по ним могут достаточно сильно отличаться.
Например, в государственном реестре предельных отпускных цен на лекарственный препарат «Дротаверин», таблетки 40 мг., 20 таблеток в потребительской упаковке (МНН / лекарственная форма / дозировка / упаковка) зарегистрированы в том числе следующие цены (такое количество цен необходимо учитывать при расчете и обосновании НМЦК):
- все зарегистрированные цены на лекарственные препараты в рамках МНН с одинаковой лекарственной формой и независимо от дозировки и количества таблеток в потребительской упаковке, или
- все зарегистрированные цены на лекарственные препараты с одной и той же лекарственной формой, дозировкой и прочими характеристиками, соответствующими описанию лекарственного препарата в техническом задании заказчика, или
- несколько цен на усмотрение, на основании которых необходимо подсчитать среднюю.
Эти и другие вопросы не решены ни в Законе № 44-ФЗ, ни в Методических рекомендациях по применению методов определения НМЦК, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.
Теоритически при расчете и обосновании НМЦК заказчик может ориентироваться как на самую высокую из всех предельных цен производителей в рамках МНН, так и на самую низкую, а так же- и на среднюю. Использование самой высокой цены приведет к увеличению уровня конкуренции. В соответствующей закупке смогут поучаствовать дистрибьюторы всех производителей. Использование самой низкой цены в большей степени соответствует принципу экономии бюджетных средств. Использование средней цены - некая золотая середина, которая вместе с тем полностью не отвечает ни одному из преимуществ двух предыдущих подходов.
Судя по публикациям СМИ, Счетная палата РФ придерживается мнения, что для целей эффективного расходования бюджетных средств лучше все же использовать самую низкую из зарегистрированных цен, а конкуренцию оценивать не по числу производителей, а по числу возможных дистрибьюторов.
Заметим, что те цены, которые показались Счетной палате РФ «завышенными», исходя из государственного реестра предельных отпускных цен, не являлись самыми высокими. Очевидно, что Счетная палата РФ исходит из главного для себя критерия- экономии бюджетных средств. Ско-
рее всего, такое же мнение и у контрольных органов в сфере закупок. Поэтому для расчета НМЦК целесообразно ориентироваться либо на минимальную цену из всех зарегистрированных цен, либо на цену в размере не выше средней цены.
Что касается вопроса- какое количество цен необходимо учитывать при расчете и обосновании НМЦК, то данный вопрос является актуальным, если заказчик решил ориентироваться на некую среднюю цену. При этом, расчет НМЦК необходимо осуществлять, используя все зарегистрированные цены лекарственных препаратов, соответствующих описанию заказчика, планируемому для включения в техническое задание. В противном случае выборка цен по принципу «на усмотрение заказчика» может показаться нелогичной контрольным органам в сфере закупок, ведущей к возможному ограничению количества участников закупок и (или) неэффективному расходованию бюджетных средств.
Кроме того, нерешенным остается вопрос- можно ли (нужно ли) увеличивать расчетную цену на размер оптовых надбавок? С одной стороны, предельные размеры оптовых надбавок подлежат государственному регулированию (ст. 60 Закона № 61 -ФЗ), и если следовать логике ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, данные надбавки должны быть учтены при расчете и обосновании НМЦК.
С другой стороны, оптовая надбавка - это величина, которая применяется к фактически отпускной цене (цене, по которой производитель продает лекарственный препарат дистрибьютору), а не к предельной отпускной цене, которую производитель регистрирует в государственном реестре предельных отпускных цен. Если же заказчик в силу прямого указания в ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ и ст. 60 Закона № 61-ФЗ для расчета НМЦК должен ориентироваться на предельные отпускные цены, а надбавки к ним не применяются, то такие надбавки не должны учитываться при расчете НМЦК.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (о применении которой говорится ниже), скорее всего, контрольные органы в сфере закупок будут исходить из того, что оптовые надбавки не должны учитываться при расчете и обосновании НМЦК.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. При закупке лекарственных препаратов, включенных в ЖНВЛП, заказчик обязан использовать тарифный метод расчета и обоснования НМЦК.
2. Для обоснования НМЦК целесообразно использовать цены не выше средней, рассчитанной с учетом предельных отпускных цен всех лекарственных препаратов, имеющихся в Государственном реестре предельных отпускных цен и соответствующих описанию заказчика, планируемого для включения в техническое задание. Оптовые надбавки при расчете и
обосновании НМЦК целесообразно не учитывать, хотя их учет и использование не противоречит Закону № 44-ФЗ.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 15.02.2016 г.) // Российская газета. 12.08.1998. С. 153-154.
2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №24-ФЗ. Ч. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.04.2013. № 6056.
4. Федеральный закон от 31.12.2014 №498-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.01.2015. № 6572.
5. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.09.2013, № 35, ст. 4516.
6. Васильев М. О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд // Налоговый вестник. 2013. № 6.
7. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 2009.
8. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. ООО «Новая правовая культура», 2014.
9. Дышлевая К.А., Золотухина М.В., Комов В.Э. Анализ состояния и перспективы развития информационно-коммуникационной деятельности в РФ // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. 2015. С. 152-154.
Ляшко Виктор Григорьевич, канд. пед. наук, доц. [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Комов Валерий Энгельсович, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ
PROBLEMS CONTRACTUAL PROCUREMENT SYSTEM V.G. Lyashko, V.E. Komov
The article considers the problems of regulation in the system of contractual relations in the sphere of procurement, considers the problems of public procurement of medicines.
Key words: state order, state purchases, contractual arrangements.
Lyashko Victor Grigorievich, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of «Economics, management and marketing», [email protected], Russia, Tula, Tula branch financial University under the Government of the Russian Federation.
Komov Valeryi Engelsovich, cand. of economic science, associate professor of the chair «State and municipal management», [email protected], Russia, Moscow, financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 338.45
УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧИМ КАПИТАЛОМ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
Я.В. Медведев
Рассмотрены основные методы анализа рабочего капитала, используемые в процессе управления предприятием. Для этого исследована структура показателей рабочего капитала и определены существующие инструменты экономического анализа. Предложен алгоритм использования экономико-математических методов на практике и описаны необходимые условия подготовки базы данных.
Ключевые слова: рабочий капитал, управление производством, управление оборотными активами, факторный анализ.
Одним из важнейших параметров эффективности управления предприятием в условиях конкуренции являются показатели возврата денежных средств, вложенных в дело. Операционная работа предприятия требует масштабного обеспечения ресурсами, как в рамках запланированных затрат, так и в случае незапланированного развития событий, в то время, как дефицит денежных средств сужает свободу действий. Для производственного предприятия данный вопрос приобретает особую важность, так как оно обладает многоступенчатым циклом обработки материалов, ограниченным емкостью оборудования, и зависящим от стабильности и качества энергоснабжения, трудозатрат и т. д. Это значит, что для такого предприятия цикл обращения денег в продукцию и продукции в деньги, во-первых, длителен во времени, во-вторых имеет сложноструктурированную локали-