Научная статья на тему 'Проблемы конституционно-правовой ответственности главы государства в российском законодательстве: вопросы теории и практики'

Проблемы конституционно-правовой ответственности главы государства в российском законодательстве: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1243
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL RESPONSIBILITY / IMMUNITY OF THE PRESIDENT / CRIMINAL LIABILITY / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кушхова Бэла Залимовна

В статье освещаются вопросы о возможностях и процессах привлечения главы государства, в случае необходимости, к юридической ответственности в рамках современного российского законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of constitutional and legal responsibility of the head of state in the Russian legislation: questions of the theory and practice

In article questions of opportunities and processes of involvement of the head of state, in case of need, to legal responsibility within the modern Russian legislation are taken up

Текст научной работы на тему «Проблемы конституционно-правовой ответственности главы государства в российском законодательстве: вопросы теории и практики»

PROBLEMS OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF THE HEAD OF STATE IN THE RUSSIAN LEGISLATION: QUESTIONSOFTHETHEORYANDPRACTICE

Kushkhova Bela Zalimovna, PhD of jurisprudence, Senior Professor, Chair of Family and Juvenile Law, Russian State Social University, Pyatigorsk E-mail: bela_0808@mail.ru

In article questions of opportunities and processes of involvement of the head of state, in case of need, to legal responsibility within the modern Russian legislation are taken up

Keywords: legal responsibility; immunity of the President; criminal liability; government; legal responsibility.

УДК 342.51

© Кушхова Б.З., 2014

КУШХОВА Бэла Залимовна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра Гоажданского и уголовного права, филиал Российского государственного университета, Пятигорск bela_0808@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В статье освещаются вопросы о возможностях и процессах привлечения главы государства, в случае необходимости, к юридической ответственности в рамках современного российского законодательства.

Ключевые слова: юридическая ответственность; неприкосновенность Президента; уголовная ответственность;государственная власть;правовая ответственность.

Глава государства в любой стране на каждом историческом этапе несет огромную ответственность за действия, осуществляемые им на данном ответственном посту. Подобное объясняется чрезвычайной важностью функций, им осуществляемых, масштабом деятельности и значимостью ее последствий; наличием исключительных прерогатив.

Руководитель государства несет, безусловно, моральную, политическую ответственность перед своей страной и народом. Злободневной проблемой является вопрос о возможности и процессе привлечения главы государства в случае необходимости к юридической ответственности. Это тем более актуально, что безответственность может привести к самым тяжким последствиям, которые будут разрешаться не в правовом поле, а посредством социальных потрясений и конфликтов. Поэтому ответственность, равно как и юридическая защита главы государства должны быть самым тщательным образом регламентированы в действующем законодательстве.

В России исторически сложилось, что фигуре главы государства придавалась определенная сакральность, не позволяющая даже ставить вопрос о возможности привлечения главы государства именно к юридической ответственности.

Так, император, а также все члены императорской фамилии пользовались в царской России абсолютной неприкосновенностью.

В российском законодательстве до 1906 г. ничего не говорилось ни о безответственности, ни о неприкосновенности императора. А..Д. Градовский объяснял это тем, что "в неограниченной монархии это подразумевается само собой". Если бы кто-либо и как-либо возбудил и осуществил ответственность монарха, этим само собой ограничивалась бы его власть [1,245]. В Основных государственных законах, утвержденных 23 апреля 1906 г. (ст. 5), особа государя императора была объявлена священной и неприкосновенной. Безответственность императора заключалась в том, что он не подлежал привлечению к ответственности ни со стороны органов государственной власти, ни со стороны частных лиц за все сделанное или сказанное, хотя бы в его поведении заключались все элементы правонарушения.

В советский период вопрос о неприкосновенности главы государства потерял свою актуальность, поскольку ни в Советском Союзе, ни во входящих в его состав союзных республиках не было единоличных глав государства. Их функции выполняли различные в разный период коллегиальные органы [2, 262].

Значительно обострился вопрос об ответственности в годы проведения так называемых демократических реформ. 14 марта 1990 г. был принят Закон СССР "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР" [3].

Конституция была дополнена новой главой (гл. 15), в которой определялись основные черты и особенности организации и функционирования президентской власти в СССР и указывалось, что главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР (ст. 127).

В новой главе содержались положения о том, что Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР (ст. 127). Подобное решение принимается не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов Съезда народных депутатов СССР, по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.

Таким образом, Президент СССР не был полностью безответствен. Однако он нес ответственность не за все свои действия, а только за нарушение им Конституции и законов СССР.

Конституция РФ (ст. 80) провозгласила Президента РФ главой государства. Она наделила его неприкосновенностью (ст. 91) и предусмотрела возможность его отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения спе-

циальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против него. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93).

Конституция РФ не раскрывает содержание права Президента РФ на неприкосновенность. Не дает она ответа и на вопрос о том, как соотносится эта неприкосновенность с его ответственностью. Поэтому эти вопросы толковались в юридической литературе по-разному.

По мнению С.А. Авакьяна, неприкосновенность Президента означает, что "никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя ни задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя ни свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей" [4, 27].

Между тем, неприкосновенность Президента РФ не означает судебный иммунитет вообще. Так, Президент РФ может выступать в качестве ответчика в Конституционном суде РФ в связи с ходатайством о признании его акта неконституционным.

Президент РФ лишается неприкосновенности в случае отрешения его от должности на основании обвинения его в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 93 Конституции РФ). После объявления в ходе специально установленной процедуры импичмента он привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях.

Надо отметить, что статья 93 Конституции РФ устанавливает весьма сложный порядок привлечения к ответственности высшего должностного лица государства, который практически невыполним. И в этом смысле иммунитет Президента РФ абсолютен, а значит недемократичен, несправедлив, неправомерен. Необходимо упростить технологию импичмента и четко закрепить все это в соответствующем законодательстве. Кроме того, совершенно отсутствует практический механизм привлечения Президента РФ куголовной ответственности в случае совершения им уголовного преступления. В данной связи можно согласиться с Г. В. Дегтевым, который, касаясь ст. 91 Конституции РФ, отмечает, что в ней не

■ Ом

i

ё

53

приводится перечень случаев освобождения Президента от ответственности, ничего не говорится о процессуальной стороне решения вопросов неприкосновенности: "Анализ данной конституционной формулы и ее толкование в системе других норм Конституции Российской Федерации и федеральных законов, раскрывающих содержание неприкосновенности должностных лиц государства - членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также судей, позволяет сделать заключение о ничем не ограниченной, абсолютной неприкосновенности Президента Российской Федерации" [5,143].

При этом, исходя из смысла ст. 93 Конституции РФ, видно, что Президенту РФ может быть предъявлено обвинение только в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Между тем, Статья 15 УК РФ в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяет преступления на следующие категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Таким образом, бывшему Президенту РФ может быть предъявлено обвинение в совершении довольно узкого круга преступлений. Он освобождается от ответственности не только за совершение преступлений и небольшой и средней тяжести, но и за особо тяжкие преступления, общественная опасность которых выше, а размер и вид наказания строже, чем за тяжкие преступления. Здесь налицо явный пробел в законодательстве. На наш взгляд, следовало бы указать, что Президенту РФ, а также Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, как и всякому иному лицу, может быть предъявлено обвинение в совершении любого преступления, или, по крайней мере, - ив совершении особо тяжких преступлений.

Нуждается в разрешении и коллизия между Конституцией РФ 1993 г., относящей государственную измену к тяжким преступлениям, и УК РФ 1996 г., согласно которому государственная измена - особо тяжкое преступление.

Кроме того, представляется принципиально неверной сама постановка вопроса о возможности лишения неприкосновенности в зависимости от категорий совершенного преступления. В процессе расследования противоправного деяния "не исключается изменение правовой квалификации, например, вместо ч. 2 ст. 158 УК РФ в постановлении о предъявлении обвинения может появиться

ч. 3 той же статьи, либо вообще кража уступит место грабежу или вымогательству" [6,143].

Практика правоохранительных органов Российской Федерации, а еще ранее - СССР, дает однозначный ответ, что только возбуждение уголовного дела позволяет следственным путем установить все обстоятельства совершенного преступления, в том числе и его категорию [7, 37].

Говоря о несовершенстве нормативных положений, касающихся возможности привлечения к ответственности Президента РФ, следует однозначно признать, что неприкосновенность Президента выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства.

Необходимо не отменять, а совершенствовать иммунитет Президента РФ, разрабатывать новую нормативную базу, регулирующую не только ответственность, но и правовые гарантии главы государства. В этом случае следует признать обоснованность мнения O.E. Кутафи-на, предлагающего принятие Федерального закона "О гарантиях Президента РФ и членам его семьи", который конкретизировал бы положения ст. 91 Конституции [8, 273]. Действительно, существует парадоксальная ситуация, когда гарантии закреплены в отношении бывшего президента, а в отношении действующего они отсутствуют.

Таким образом, проблемы ответственности главы государства существуют и ждут своего дальнейшего правового разрешения.

Примечания:

1. Градовский А.Д. Собр. соч. Т. III. СПб., 1901.- С. 136; Корку-нов Н.М. Русское государственное право. - СПб., 1914.- С. 245.

2. Кутафин O.E. Неприкосновенность в Констиуционном праве Российской Федерации / O.E. Кутафин.- М.: Юристъ, 2004.-407с.

3. Ведомости СССР. 1990. № 12. - Ст. 189.

4. Авакъян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. "Право".- С. 27.

5. Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США/ Г.В. Дегтев.- М.: Юристъ, 2003.159 с.

6. Корнуков В.М., Лазарев В.А. Правовые аспекты системности и связи основных уголовно-процессуальных актов предварительного расследования // Правовая политика и правовая жизнь.- 2001.- № 1.- С. 143.

7. Малько A.B., Суменков С.Ю. Правовой иммунитет: теоретический и практический аспекты //Журнал российского права.-2002. - № 2.- С. 37.

8. Кутафин O.E. Указ. соч.- С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.