Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудник Т.А., Дубовка Е.Ю.

В статье рассматриваются актуальные проблемы в области конкурентоспособности российского производственного сектора. Авторы выделяют проблемные аспекты в системе конкуренции товаров и услуг России на мировом рынке, приводится анализ состояния конкурентоспособности производства на сегодняшний день. Авторами также были изучены причины, способствующие появлению проблем в российской конкурентной среде. В статье предлагаются перспективные решения по данной проблеме.The article deals with topical issues in the field of competitiveness of Russian manufacturing sector. The authors identify the problematic aspects of the competition system Russian goods and services on the world market, an analysis of the state of competitiveness of production today. The authors were also examined reasons for the problems in Russia's competitive environment. The article offers advanced solutions for this issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дудник Т.А., Дубовка Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

Дудник Т.А. преподаватель кафедра «Экономика предприятий» Кубанский государственный аграрный университет

Дубовка Е. Ю. студент 2 курса факультет «Финансы и кредит» Россия, г. Краснодар ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются актуальные проблемы в области конкурентоспособности российского производственного сектора. Авторы выделяют проблемные аспекты в системе конкуренции товаров и услуг России на мировом рынке, приводится анализ состояния конкурентоспособности производства на сегодняшний день. Авторами также были изучены причины, способствующие появлению проблем в российской конкурентной среде. В статье предлагаются перспективные решения по данной проблеме.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, отечественная продукция, отечественные товаропроизводители, качество.

The article deals with topical issues in the field of competitiveness of Russian manufacturing sector. The authors identify the problematic aspects of the competition system Russian goods and services on the world market, an analysis of the state of competitiveness of production today. The authors were also examined reasons for the problems in Russia's competitive environment. The article offers advanced solutions for this issue.

Tags: competition, competitive, domestic production, domestic producers, quality.

В современном мире, развивающемся быстрыми темпами, огромную роль играет производственные возможности государств, а точнее то насколько их товар выдерживает конкуренцию на мировом рынке, и какой уровень экспорта может себе позволить страна. Рассматривая конкурентоспособность Российской Федерации, необходимо охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на современном этапе, причины отсталости и возможные пути преодоления кризиса. Сегодня в России

сложилась стабильная ситуация, характеризующаяся ухудшением состояния экономики: геополитическая напряженность, нестабильность национальной валюты, неопределенность экономической обстановки, падающая цена на нефть. Современная Россия недостаточно производит, а продукция отличается низким качеством и неспособностью конкурировать с товарами и услугами, произведенными за рубежом. Политические события всегда влияли и продолжают влиять на состояние национальной экономики, события последних двух лет стали тому наглядным подтверждением -

присоединение Крыма к Российской Федерации и введенные вслед за этим санкции повлекли множество отрицательных последствий, влияющих на экономику и сегодня. Но видя только негативные моменты, введенных ограничений, мы не замечаем открывшихся перспектив для развития внутреннего экономического механизма и повышение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке.

Самой главной проблемой российского менеджмента - проблема качества. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики.

Особо выделяется проблема современного менеджмента в России, связанная с механизмом глобализации[1]. В последние годы происходят огромные изменения в мире, касающиеся не только всех сторон внутренней жизни стран, но и всего мирового порядка.

Конечно, любая проблема обусловлена определенными причинами и упадок конкурентоспособности российских производителей также имеет свои истоки. Катастрофический упадок конкурентоспособности экономики России в мировом пространстве при переходе к рыночному способу производства был обусловлен глубоким экономическим спадом. Конкурентоспособность любой страны, как известно, представляет собой суммарную конкурентоспособность ее предприятий, фирм и организаций, соответственно одним из путей выхода из состояния спада для России может быть стимулирование роста конкурентоспособности на уровне предприятия [2]. В-первую очередь данная проблема должна быть решена на

предприятиях, которые работают в реальном секторе экономики. К таким предприятиям следует отнести промышленные предприятия, уровень развития которых существенно влияет на повышение уровня и качества жизни населения России.

В России сложилась устойчивая ситуация, характеризующаяся усилением притока на российский рынок товаров зарубежного производства, что показывает ограниченность ассортимента отечественной промышленной продукции, непродуктивность применяемых технологий и раскрывает проблему, связанную с качеством и безопасностью производимой продукции. Таким образом, повышение уровня конкурентоспособности российских товаров и услуг является ключевой задачей для повышения научно-технологического развития всей страны.

Согласно существующей международной классификации есть два пути к мировой конкурентоспособности стран - «верхний» и «нижний» - Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику и дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Причина заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира[3].

Сегодня, в условиях всех примененных к России ограничений и тяжелой политической ситуации, важным аспектом было и продолжает оставаться развитие конкурентоспособности отечественного производства. Для этого необходимо проанализировать все имеющиеся недостатки, выявить реально существующие проблемы и подобрать рациональные пути преодоления индивидуально для каждого предприятия.

Для улучшения технических характеристик выпускаемой продукции с меньшими совокупными расходами, обязательно нужно провести эффективный анализ составляющих конкурентоспособности продукции. Это существенно обеспечит рост производства и увеличит сумму прибыли[4]. Суть анализа в оценке влияния качества продукции на показатели рентабельности предприятия. Анализ конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

- изучение рынка, сбор информации о конкурентах и выявление основных потребностей покупателей;

- формулировка требований к продукции при ее оценке;

- расчет уровня единичных и вторичных параметров, определение интегрального показателя;

- планирование различных акций.

Реализация стратегии развития менеджмента в глобализирующейся экономике требует особого подхода в России к региональному и муниципальному менеджменту в силу наличия целого ряда специфических проблем.

Довольно сложная ситуация в нашей стране сложилась и на микроуровне, так как одновременный переход к рынку и глобальной информационной экономике затрудняет принятие долгосрочных инвестиционных решений большинством предприятий.

Учитывая все особенности и самобытность российского менеджмента, необходимо выбрать тот путь, который при всех недостатках и общей отсталости, будет наиболее рациональным и позволит вывести производство в России на мировой уровень и позволит конкурировать с импортными товарами. Для этого необходимо предпринять следующие шаги:

- снижение уровня коррумпированности современной экономики РФ, пресечение «откатов» при получение крупных государственных заказов;

- снижение избыточной численности государственных управленцев и наоборот увеличение числа топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых ранках.

- повышение качества российской продукции, инновационные внедрения, которые в будущем будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке.

Подводя к итогу все вышесказанное, можно сделать вывод, что конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка. Для любого предприятия конечная цель - достижение определенных

результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, то есть от того на сколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий.

Проблема конкурентоспособности выходит на первый план как для национальной экономики в целом, так и для предприятий в отдельности. Сегодня России необходима экономическая система, которая будет одновременно эффективной, социально справедливой, конкурентоспособной и обеспечит стабильное политическое, экономическое и социальное развитие страны в условиях жесткой внешней и внутренней конкуренции.

Управление конкурентоспособностью - обеспечение оптимального соотношения названных составляющих, направление основных усилий на решение таких задач как: повышение качества продукции, экономичности, уровня обслуживания и повышение экономичности.

Стимул к нововведениям - движущая сила конкуренции. Нововведения позволяют повысить качество продукции, улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Для России важным аспектом является именно инновационная составляющая, которая будет способствовать повышению качества отечественной продукции и конкурентоспособности по сравнению с зарубежными товарами и услугами.

Использованные источники:

1. Проблемы и перспективы развития российского менеджмента/ Инновационная экономика: материалы международной конференции (г. Казань, октябрь 2014). - С.155.

2. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность/ М.Г. Миронов. - М.: Альфа - Пресс, 2014. - С. 2.

3. Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия/ Капитал страны, 2010.

4. Конкурентоспособность продукции предприятия/ Biznes-info, 2014.

5. Дудник Д.В. «Механизм экономической оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в РФ », Экономика и Социум, 2015 № 2-2

(15).

6. Дудник Т.А. «Безработица в молодежной среде: причины и пути решения», Экономика и социум, 2015 № 2 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.