Научная статья на тему 'Проблемы комплексности при реконструкции исторической застройки в Москве, Калининграде и Переславле-Залесском'

Проблемы комплексности при реконструкции исторической застройки в Москве, Калининграде и Переславле-Залесском Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реконструкция / комплексная реконструкция / историческая застройка / ревитализация промышленных территорий / набережная / малые города / reconstruction / complex reconstruction / historical building / revitalization of industrial areas / embankment / small towns

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Брыксина Наталия Витальевна, Гречихина Александра Валерьевна, Зазнова Елизавета Глебовна, Иванова Дарья Сергеевна, Колбасова Юлия Сергеевна

В условиях постоянного изменения городской среды важной задачей становится поиск эффективных форм реконструкции существующих территорий. Такой формой может стать комплексная реконструкция с рассмотрением территории на нескольких уровнях, в контексте ее возможного развития, результатом которой становится ревитализация экономически перспективных зон и интеграция в структуру города новых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Брыксина Наталия Витальевна, Гречихина Александра Валерьевна, Зазнова Елизавета Глебовна, Иванова Дарья Сергеевна, Колбасова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of an integrated approach to the reconstruction of historical towns in Moscow, Kaliningrad and Pereslavl-Zalessky

In the conditions of constant change of the urban environment, an important task is to find effective forms of reconstruction of existing territories. Such a form can be a complex reconstruction with consideration of the territory at several levels, in the context of its possible development. The result of which is the revitalization of economically promising areas and the integration of new functions into the structure of the city.

Текст научной работы на тему «Проблемы комплексности при реконструкции исторической застройки в Москве, Калининграде и Переславле-Залесском»

Н. В. Брыксина, А. В. Гречихина, Е. Г. Зазнова, Д. С. Иванова, 10.24412/cl-35672-2022-1-0060

Ю. С. Колбасова, К. Е. Нечаева, А. В. Титко

N. V. Bryksina, A. V. Grechikhina, E. G. Zaznova, D. S. Ivanova,

Yu. S. Kolbasova, K. E. Nechaeva, A. V. Titko

Проблемы комплексности при реконструкции исторической застройки в Москве, Калининграде и Переславле-Залесском Problems of an integrated approach to the reconstruction of historical towns in Moscow, Kaliningrad and Pereslavl-Zalessky

Ключевые слова: реконструкция, комплексная реконструкция, историческая застройка, ревитализация промышленных территорий, набережная, малые города.

Keywords: reconstruction, complex reconstruction, historical building, revitalization of industrial areas, embankment, small towns.

Аннотация: В условиях постоянного изменения городской среды важной задачей становится поиск эффективных форм реконструкции существующих территорий. Такой формой может стать комплексная реконструкция с рассмотрением территории на нескольких уровнях, в контексте ее возможного развития, результатом которой становится ревитализация экономически перспективных зон и интеграция в структуру города новых функций. Abstract: In the conditions of constant change of the urban environment, an important task is to find effective forms of reconstruction of existing territories. Such a form can be a complex reconstruction with consideration of the territory at several levels, in the context of its possible development. The result of which is the revitalization of economically promising areas and the integration of new functions into the structure of the city.

Городская среда - система, пребывающая в процессе постоянного изменения, связанного со множеством социальных, экономических, демографических и экологических факторов. В условиях непрерывного развития сложившаяся структура городов устаревает, становится неэффективной. Поэтому одним из ключевых аспектов повышения эффективности использования городских земель является поиск методов адаптации городской среды к новым потребностям и процессам.

В данной статье рассмотрено несколько подходов к комплексной реконструкции городской среды: от многоуровневой реконструкции всего городского комплекса небольших городов до более частных приемов реви-тализации экономически перспективных зон больших городов и мегаполисов. Однако общей целью представленных проектов является формирование комфортной среды, базирующееся на сохранении идентичности города, с учетом потребностей населения, а также повышение эффективности использования городских территорий.

Пошаговая комплексная реконструкция наиболее эффективна при работе над небольшими поселениями, в том числе малыми и средними городами. Благодаря такому преимуществу перспективными задачами современного градостроительства становятся возвраще-

ние людей в малые города, за счет создания более здоровой среды для жизни и труда, а также поддержание баланса в структурах расселения. В процессе работы над комплексной реконструкцией малого и среднего города любые предлагаемые архитектурные и градостроительные решения должны быть рассмотрены обязательно в контексте существующих и перспективных демографических, экономических, транспортных и экологических условий.

С опорой на перечисленные особенности проектирования на территории малых городов в рамках ВКР был разработан проект реконструкции Переславля-Залес-ского. Работа делится на несколько этапов. После проведения многоуровневой аналитики, первым этапом стала реконструкция групповой системы населенных [9] мест Переславля. Проект предполагает объединение основных структур ГСНМ - антропогенной, транспортной, природной и экономической (рис. 1).

Затем была проведена работа в масштабе самого города. Результатом стал проект реконструкции Пере-славля-Залесского, его существующей транспортной, пешеходной и рекреационных тканей, с укреплением связей между композиционными доминантами и общественными пространствами. Цель проекта - повышение

Рис. 1. Экспозиция ВКР «Развитие и реконструкция г. Переславль-Залесский в структуре ГСНМ». Фрагмент реконструкции исторической территории в центральной части города

связности территории, выявление узлов ее будущего развития. За этим шагом последовала проработка одного из выделенных узлов - исторического ядра города, которая предполагала лишь относительно небольшие вмешательства в ткань исторической застройки, касающиеся проработки общественных и рекреационно-ландшафтных пространств.

Итоговым этапом проекта реконструкции стала разработка фрагмента набережной реки Трубеж, которая довела комплекс предыдущих результатов до логического завершения. Данная территория в настоящее время занята фабрикой - ее историческим зданием, которое вскоре должно быть передано музею, а также каркасными производственными и складскими постройками. В рамках проекта решено перенести промышленную функцию из исторического центра города в соседнее поселение Берендеево. Данное решение обусловлено выгодным транспортным расположением села, имеющего на своей территории ж/д станцию, а также поиском более эффективного использования территории, находящейся в историческом ядре Переславля-Залесского

и имеющей прекрасные ландшафтные характеристики. При проектировании в масштабе выделенной территории все принятые решения опираются на возможности, созданные «цепочкой» предыдущих авторских проектов. Вдоль набережной создается многофункциональное общественное пространство, которое связывает центр Переславля с новой университетской функцией, внедренной в ГСНМ на первом этапе реконструкции.

Данный экспериментальный проект демонстрирует, что в процессе работы над комплексной реконструкцией необходимо рассматривать территорию на различных масштабных уровнях - от ее положения в городе, районе, до масштаба области или даже страны. Это обеспечит комплексность проектных решений и выявит вектор развития данной территории в будущем.

Структура же мегаполисов гораздо более изменчива и инерционна, отличается большей скоростью жизни, чем в малых городах, потому планирование этапов реконструкции на далекую перспективу малоэффективно. Ревитализация такой среды обычно заключается в проработке перспективных узлов в ткани города. Такими

Рис. 2. Экспериментальные проекты реконструкции промышленных территорий в Басманном, Лефортово и Головинском районах города Москвы

Рис. 3. Проект культурно-общественного кластера вокруг о. Кант

узлами могут стать промышленные территории, потерявшие свое значение с уходом индустриальной эпохи. Их преимущество обычно заключается в большой площади и выгодном расположении.

В Москве в течение последних 20 лет под воздействием общеэкономических факторов, как и в большинстве других крупных городов мира, произошло резкое сокращение промышленного производства, производственные площадки уменьшаются, меняются режимы их возможного использования. Грамотная реконструкция этих территорий позволит сохранить историческую среду, сделать ее жизнеспособной, востребованной в современных условиях развития города. Этот процесс предполагает различные подходы: реставрацию, реабилитацию, ремонт, регенерацию, благоустройство, новое строительство, которые и были рассмотрены в экспериментальных проектах для Москвы и Калининграда (рис. 2).

В XX веке формирование и дальнейшее наполнение производственных территорий новыми промышленными объектами проводилось хаотично и бессистемно, не учитывались требования к внутритранспортному обслуживанию застройки, что сегодня является одной из ключевых проблем, усложняющих их реконструкцию.

В рамках проектов рассмотрены районы Москвы, примыкающие к Яузе. Здесь располагаются креативные кластеры, образованные на месте бывших промышленных зон (Айр1ау - завод «Манометр», «Арма» - Московский газовый завод, «Винзавод»), а также территория завода «Кристалл», преобразующаяся в общественное пространство сегодня.

На этапе анализа проектной территории был выявлен комплекс основных проблем: нарушение связности из-за непроработанного пешеходного и транспортного каркасов, недостаток зеленых зон, труднодоступно сть главной ландшафтной доминанты - реки и ее обособленность от городской ткани, наличие заброшенных территорий, нуждающихся в преобразовании, а также отсутствие единого архитектурного образа.

В экспериментальном проекте реконструкции района предлагается создать современную схему движения, которая заключается в разделении транспортных и пешеходных потоков по высоте, благодаря созданию многоуровневой набережной, строительстве нового пешеходного озелененного моста через Яузу, а также организации парковой зоны набережной и обновлении жилого фонда территории. Принятые проектные решения позволят связать парки Басманного района и Лефортово, находящиеся на противоположных берегах реки Яузы, создать комфортную многофункциональную среду и разнообразить существующую застройку. Кроме того, проект предполагает создание градостроительных акцентов и доминант за счет разновысотно-сти застройки и включения в нее общественных сооружений и пространств, что позволит создать целостный и интересный архитектурный облик обновленного района.

Насыщение района культурными и общественными объектами станет условием для будущего развития территории. Дипломный проект «Культурно-образова-

тельный Арт-кластер», находящийся между Центром современного искусства «Винзавод» и Центром дизайна Artplay, позволит создать крупный центр притяжения творческих членов общества. Он приспособлен для развития потенциала современного населения Москвы и полноценного функционирования в качестве центра поддержки креативных индустрий. Театр, соединенный карманами с основной частью комплекса, создает единый организм, не препятствующий творческому процессу. Проектная территория станет точкой культурного туризма, городского центра образования в сфере искусства, а также будет использоваться как площадка для стартапов и различных культурных инициатив.

Следующей территорией экспериментального проектирования стала промышленная зона «Автомоторная», расположенная в САО Москвы. С юга и северо-востока данный участок окружен железнодорожными путями (МЦК и МЦД-3), а с северо-запада к нему примыкает Головинский район с уже сложившейся жилой застройкой.

Проектом предлагается реконструкция территории под саморазвивающуюся квартальную застройку, состоящую из жилых, общественных, спортивных и офисных кластеров. Также предусмотрено создание обширного ландшафтного парка, соединяющего проектируемые жилые районы, и расширение русла реки Лихобор-ки, что является методом рекультивации нарушенных территорий. Вблизи станций МЦК и МЦД-3 планируется организовать офисные кластеры, так как данные территории являются мощными точками притяжения городского значения. В качестве нового морфотипа застройки, в непосредственной близости железнодорожных путей, в ткань района включаются шумозащит-ные здания, что существенно повышает комфортность внутрирайонной территории.

Тема комплексной реконструкции исторически сложившейся застройки была рассмотрена не только на территории Москвы. В рамках экспериментального проекта были рассмотрены существующие градостроительные проблемы центра Калининграда. Во время Второй мировой войны город сильно пострадал от бомбежки. Его исторический центр не был восстановлен должным образом, руины многих объектов культурного наследия были разобраны, а место старой части города заняли пустыри и парки.

В условиях новых реалий сложившаяся архитектурная среда Калининграда не может считаться удовлетворительной. Географические возможности, градостроительный и культурный потенциал города не сочетаются с незастроенным историческим центром, лишенным современных общественных и рекреационных пространств. Однако богатое историческое наследие средневекового города может стать ориентиром реконструкции утраченной среды.

Одним из предложений общей градостроительной концепции развития Калининграда в рамках экспериментального проектирования является создание культурно-кластерного пояса вокруг острова Кант, включающего в себя реконструкцию территории Портовой

набережной, воссоздание в исторических границах, уничтоженных во время Второй мировой войны Парадной площади и театра, а также повышению эффективности использования территорий, предназначенных для жилой застройки путем их обновления и уплотнения (рис. 3).

Большое внимание уделяется проблемам социокультурного развития города, важнейшими направлениями которого являются культурная, образовательная и туристическая деятельность. Исходя из этого, экспериментальным проектом предусмотрено создание гостиничного комплекса, студенческой резиденции при Институте живых систем им. И. Канта и морского учебно-выставочного центра на Портовой набережной, которые должны оказать существенное влияние на развитие общественного потенциала города. Вместе с тем, принципиальным для Калининграда элементом «городского генетического кода» являются мосты. На основании этой градостроительной традиции предлагается объединить разрозненные части исторического центра на реке Преголя пешеходными мостиками между собой.

Важнейший принцип разработанной концепции проекта состоит в воссоздании морфотипов исторической застройки на основании имеющихся старых карт и фотофиксаций. Так, например, для ревитализации разрабатываемых в проекте набережных, значительную роль играет их портовое прошлое, что позволяет воспользоваться приемом «архитектурного цитирования» в современных формах плотности и структуры бывших здесь портовых шпайхеров, продолжая образную традицию и память места. А основным решением территорий, реконструируемых театра и Парадной площади, гостиничного комплекса является сохранение сложившейся планировки квартального центра Калининграда в их прежних довоенных габаритах.

В описанных экспериментальных проектах поднимаются такие важные вопросы современного градостроительства, как реконструкция малоэффективной, но перспективной городской среды, ревитализация ландшафтного и экологического потенциала исторических территорий, возможности организации комфортной и современной среды за счет изменения функционального каркаса территории и поиска более эффективного «конструктора» застройки. В основе данных проектов лежит поиск механизмов реконструкции с учетом всех ограничений, накладываемых существующей организацией пространства, однако главным вектором такой реконструкции должна оставаться комплексность и гибкость всех принимаемых проектных решений.

Список цитируемой литературы:

1. Алексашина, В. В. Градостроительный аспект реорганизации производственных территорий мегаполиса на примере Москвы / В. В. Алексашина // Academia. Архитектура и строительство. - 2010. - С: 54-62. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=15188265 (дата обращения: 09.12.2021).

2. Горохов, В. А. Инженерное благоустройство городских территорий и населенных мест: Учебник для вузов по спец. "Коммунальное строительство и хозяйство" / В. А. Горохов, О. С. Расторгуев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Стройиз-дат, 1994. - 458 с. - (Учебники для высших учебных заведений).

3. Данилова, А. Е. Исследование «спящих функций» в проекте активизации территорий, окружающих Спасо-Ан-дроников монастырь / А. Е. Данилова, А. А. Малинов. - // Наука, образование, экспериментальное проектирование. -

2020. - С. 352-358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-spyaschih-funktsiy-v-proekte-aktivizatsii-territoriy-okruzhayuschih-spaso-andronikov-monastyr/viewer (дата обращения: 09.12.2021).

4. Ефимчук, В. В. Освоение "неудобных" территорий / В. В. Ефим-чук // Научно-технический сборник №36. Коммунальное хозяйство городов. - Москва, 2002. - С. 53-57.

5. Кестер, Б. Кенигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени. С приложением: Кнайпхоф. Чертёжные реконструкции и мысли по поводу восстановления исторического вида города / Б. Кестер. - Хузум, 2000.

6. Лапидус, А. А. Редевелопмент промышленных территорий городской среды / А.А. Лапидус, Д. В. Топчий. - Москва,

2021. - 154 с.

7. Некрасов, А. Б. Воссоздание утраченной исторической застройки (на примере города Калининграда) / А. Б. Некрасов // Academia. Архитектура и строительство. - 2019. - №2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vossozdanie-utrachennoy-istoricheskoy-zastroyki-na-primere-goroda-kaliningrada (дата обращения: 28.11.2021).

8. Реорганизация промзон под строительство / Е. В. Доронина, М. П. Веремьева, Н. И. Татаринцев [и др.] // Московский экономический журнал. - 2019. - С:350-358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reorganizatsiya-promzon-pod-stroitelstvo (дата обращения: 09.12.2021).

9. Ткаченко, А. А. Ключевые понятия теории расселения: попытка переосмысления / А. А. Ткаченко // Вестник московского университета. Серия 5. География. - 2018. - № 2.

10. Толпинская, Т. П. Основные направления реновационного процесса в преобразовании промышленных территорий под общественные пространства / Т. П. Толпинская, Е. В. Альзе-менева, Ю. В. Мамаева // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. - 2019. - № 3. - С. 52-63.

11. Хасанов, Р. Р. Принципы архитектурно-градостроительной организации устойчивых городских набережных / Р. Р. Хасанов, Н. С. Киносьян // Известия КазГАСУ - 2018. - №2 (44). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-arhitekturno-gradostroitelnoy-organizatsii-ustoychivyh-gorodskih-naberezhnyh (дата обращения: 28.11.2021).

12. Чернышова, Н. А. Современные проблемы реорганизации производственных зон Москвы / Н. А. Чернышова // Вестник Московского университета. Серия 5. География. - 2010. -С: 72-77. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-reorganizatsii-proizvodstvennyh-zon-moskvy/viewer (дата обращения: 09.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.