УДК 378:338.46
ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Анохина Ю.А., 2017 Воронежский экономико-правовой институт г. Воронеж, Россия
Аннотация: на протяжении значительного количества времени система отечественного высшего образования претерпевала немало трансформаций. Одной из первых элементов «нового» развития стала коммерциализация высшего образования. Автором проведен ретроспективный и сравнительный анализ, сформулированы тезисы по повышению качества высшего образования и рынка образовательных услуг.
Ключевые слова: высшее образование, коммерциализация образования, качество образования, образовательные услуги, образовательные организации.
PROBLEMS OF COMMERCIALIZATION OF HIGHER EDUCATION: SOCIO-CULTURAL AND ECONOMIC ASPECTS
Anohina Yu.A., 2017
Voronezh Institute of Economics and Law, Associate Professor of the Department of Economics,
Voronezh, Russia
Abstract: for a considerable amount of time, the system of domestic higher education has undergone many transformations. One of the first elements of the "new" development was the commercialization of higher education. The author conducted a retrospective and comparative analysis, formulated theses on improving the quality of higher education and the market of educational services.
Key words: higher education, commercialization of education, quality of education, educational services, educational organizations.
В наше время комплексная и глубокая модернизация системы высшего образования является императивом образовательной политики во всем мире, ее главным стратегическим направлением. В сам термин «модернизация» в этом случае вкладываются такие смыслы, как: осознанные скоординированные меры и усилия по улучшению, совершенствованию образования как социального института (со стороны государства, всех субъектов образовательного процесса и общества в целом) [11]; преодоление имеющихся «дефектов» [19]; приведение национальных образовательных систем в соответствие с мировыми требованиями и стандартами в этой сфере [12].
Система высшего образования во всем мире претерпевает кардинальные изменения. Процессы глобализации, маркетизации, дигитализации, миграции трансформируют современное высшее образование. В условиях упадка национальных государств происходит жесткое сокращение государственных расходов на сферу высшего образования, и перед университетами остро встает вопрос не просто развития, а, прежде всего, выживания. В такой ситуации следует обратить пристальное внимание на успешно функционирующие модели университетов, одной из которых является модель предпринимательского университета.
Важной задачей является также возможность показать этапы развития коммерциализации. В качестве основных критериев выделения этих этапов, с помощью исторического анализа нами были выбраны следующие характеристики, как:
- наличие законодательной базы - для закрепления институциональных основ процесса коммерциализации [21];
- наличие частных высших учебных заведений - для реализации базовых коммерциализационных практик [5];
- развитие дополнительных образовательных услуг - для развития перспективной базы процесса коммерциализации [18];
- количество студентов-контрактников - для выявления масштабности процесса коммерциализации 10].
Хронологические рамки первого полноценного этапа коммерциализации высшего образования в нашей стране ограничены провозглашением независимости в 1996 году и принятием и введением в действие Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В этот период коммерциализация отечественного высшего образования находилась в процессе хаотического развития. Отсутствие урегулированных правил, норм и ограничений на фоне экономического кризиса вызывают деформацию сущности высшего образования. За этот период количество лиц, обучающихся «по контракту», значительно увеличивается, появляется такое явление, как «отечественный студент-контрактник», с присущими ему особенностями ценностей (ценностная ориентация на зарабатывание денег и получения высшего образования), норм (диплом - важнее знания) и установок (деньги - в первую очередь, а за них можно «купить» диплом), университетское имущество и помещения активно сдаются в аренду или приватизируются. Происходит переориентация абитуриентов на обучение на экономическом или юридическом направлениях, поэтому увеличивается конкуренция не только за места государственного заказа, но и за места обучения за средства физических лиц (хотя это характерно для конца этого периода).
Второй этап коммерциализации высшего образования также ориентируется на изменения в законодательном поле. Он длился до 2012 года (включительно). Упомянутый этап можно охарактеризовать как этап «наступления рынка». В это время окончательно формируется рынок образовательных услуг, законодательно определяются особенности платного образования в вузах. В то же время, устанавливаются определенные ограничения, деформируют деятельность рынка образовательных услуг.
Этот период можно назвать «ренессансом коммерциализации», поскольку с ростом количества студентов, получающих высшее образование, происходит значительный прирост студентов-контрактников на волне общего экономического развития страны [17].
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ закрепил существующие на тот момент практики из различных явных и латентных проявлений коммерциализации. Особенно это касается оформления контрактной формы обучения, создания предпосылок для увеличения роли студентов-контрактников в целях выживания и развития университетов, поскольку именно средства, полученные от обучения студентов за счет физических лиц, составляют по разным оценкам до 75% всех внебюджетных источников финансирования высшего образования. Такое положение вещей приводит зависимость вузов от количества студентов контрактной формы обучения, часто приводит к снисходительному отношению преподавателей к неуспеваемости таких студентов. А в результате - к такой установке студентов-контрактников, если они плохо учиться, их все равно не отчислят, поскольку от этого зависят ставки преподавателей и благополучие высшего учебного заведения.
Третий этап начался после проведения активной государственной политике (в лице Рособрнадзора) по проверке деятельности ВУЗов и сейчас находится в своей заключительной фазе. Фактически, это этап выхода российского рынка образовательных услуг на новый уровень, поскольку в результате аккредитационных и лицензионных проверок с рынка ушли многие «институты-однодневки». Об этом сигнализируют изменения в законодательстве, направленные на дальнейшее развитие коммерциализационных практик образовательных организаций высшего образования, и декларируемый государственный курс на полноценную интеграцию в европейское образовательное пространство. К тому же, в условиях экономического кризиса существует настоятельная необходимость дальнейшего развития негосударственных источников финансирования системы высшего образования, вполне реально с привлечением европейского и мирового образовательных рынков.
На наш взгляд, именно такая важная ориентация высшего образования, как выход на глобальный образовательный рынок отечественной системы высшего образования, вызывает начало нового этапа в развитии коммерциализации в высших учебных заведениях страны.
В свете современных глобальных изменений в системе высшего образования - процессов глобализации, информатизации, коммерциализации - происходит пересмотр роли университетов в развитии общества: они начинают рассматриваться не просто как научные и образовательные центры, а как экономические и культурные центры, вокруг них концентрируются культурная, социально экономическая и политическая элиты [3; 13].
В настоящее время проводятся существенные изменения в вузах. В области внутренней организации вуза. В частности, к традиционным структурным подразделениям (факультетам, кафедрам) добавились другие структурные элементы: институты, технологические подразделения, междисциплинарные исследовательские институты, институты и кафедры непрерывного образования и повышения квалификации. Новые структурные элементы и формы академической деятельности формируют новый вид вузов.
Изменения в области ролей и задач академических деятелей. Происходят изменения в традиционной иерархии ролей, основанной на верховенстве академических функций. Роль «вспомогательного» персонала для успешного функционирования университета теперь определяется такой же степенью важности, как и роль академического персонала. Все больше сотрудников вузов совмещают «академические» и «неакадемические» роли, то есть происходит размывание разграничений между ролями.
Изменения в сфере организационных и корпоративных культур. Традиционно университет представлял собой особый вид общественного института, который отличался от политических и рыночных организаций [14]. Отличие заключалось в независимости от внешних воздействий и коллегиальности как способа организации внутренней деятельности. С изменением традиционных академических ценностей, наступлением структурных изменений в организации академической деятельности университеты начали терять свою исключительность. В условиях формирования общества знаний происходит стирание границ между академическими институтами и другими типами организаций.
Следует обозначить, что роль образования в обществе значительно изменяется при переходе от стадии индустриального до постиндустриального развития. Принципиально новыми в этом переходе, по мнению современных исследователей являются:
- замена технологий обучения, что фактически знаменуется переходом к применению новых методов и моделей обучения [20] (применение он-лайн курсов, тренингов, кейс-стада, проектной деятельности т.д.);
- массовое обновление кадров, что работают в высшей школе [16]. То есть этот показатель предусматривает наличие профессоров, научных работников и управленцев высшего уровня. Конечно, создается условия, при которых вузы стремятся занимать лучше позиции в рейтинге, и должны брать на работу именно высококвалифицированных сотрудников;
- расширение территорий университетов и строительство многофункциональных университетских корпусов;
- появление центров профессионального развития, новейших технологий обучения, мощных центров сотрудничества между университетом и работодателем [4].
На постсоветском пространстве университеты ищут новые методы продвижения своих программ. Особенно важным это становится в случае их стремление повысить свою конкурентоспособность для выхода на международный рынок образовательных услуг. Тогда все подразделения учебного заведения начинают ориентироваться на конкурентоспособность. Сейчас предложен такой универсальный методический подход к повышению конкурентоспособности, как бенчмаркинг и бустрэппинг [6]. Последний является одновременно инновационным маркетинговым инструментом и концепцией, что позволяет университету использовать новые идеи на практике и повышать свою конкурентоспособность.
Коммерциализация, по пути которой пошли большинство стран рассматривает образование как определенный рычаг для получения дополнительных доходов [2]. Например, существует достаточное количество частных (негосударственных) ВУЗов в нашей стране, причем большинство из них готовят экономистов, юристов и менеджеров. Эта тенденция объясняется тем фактом, что в основе их работы лежит тезис о коммерциализации образования. Нужно было бы говорить об экономизации образования, однако, это уже стратегическая цель. В таком бы случае государство должно регулировать потоки абитуриентов.
В свете подобных трансформаций вновь актуальной становится модель предпринимательского университета, которая может дать ответы на существующие вызовы. Начнем рассмотрение этой модели с трактовки самого термина «предпринимательство», который был введен И. Шумпетером еще
в начале ХХ века, и с тех пор он получил массу дефиниций. Однако для нашей работы мы используем формулировку, предложенную профессором Гарвардской школы бизнеса Говардом Стивенсоном: «Предпринимательство - это поиски возможностей за пределами контролируемых в данный момент ресурсов».
Многие современные исследователи отмечают, что некоторые университеты, называя себя предпринимательскими, на самом деле таковыми не являются. В частности, можно привести некоторые распространенные в научной мысли требования к университетам, которые считают себя предпринимательскими:
1) университет как организация должна демонстрировать предпринимательское поведение [8];
2) члены университета - преподаватели, студенты, сотрудники - должны быть предпринимателями [15];
3) взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к «структурному сообщению» университета и региона [23].
Однако к перечисленным выше требованиям можно предъявить ряд замечаний. В частности, по предложенному первому пункту, следует отметить, что соответствие этому критерию с большой вероятностью приведет к деформации образовательной функции университета и преобразования высшего образования на обезличенный товар, без своей особой специфики, что подчиняется базовым рыночным механизмам, - это будет фактически концом качественного высшего образования.
Что касается второго тезиса, то утверждение о предпринимательстве всех преподавателей, сотрудников и студентов университета, безусловно, некорректно. Конечно, среди них должны быть и предприниматели, и готовые к предпринимательству люди. В то же время, и об этом неоднократно упоминал основной разработчик идеи предпринимательского университета Бертон Кларк, костяк высшего учебного заведения должны составлять классические преподаватели и сотрудники.
Такой подход к пониманию предпринимательского университета приводит к упрощению и деформации классической модели предпринимательского университета, повлечет за собой крайне негативные последствия в случае применения этой модели в системе отечественного образования.
В то же время, дефиниция понятия «предпринимательский университет» заслуживает внимания, поскольку предпринимательский университет - это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и внедрении знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой. Подобное определение отлично вписывается в теоретическую модель предпринимательского университета, разрабатываемую на постсоветском пространстве.
Также в последнее время в рамках концепции предпринимательского университета значительное влияние получила так называемая концепция «тройной спирали». Суть ее заключается в расширении роли знаний в современном обществе и университетов в экономике [1]. Сама модель тройной спирали, описывающая процесс инновационного развития как сбалансированные отношения университета, государства и бизнеса, строится на лидирующей роли университета в этих отношениях. Согласно этой модели, в отношении государства и бизнеса, университеты играют лидирующую роль в обществе, основанном на знаниях по причине наличия системы производства знания в виде научных исследований, концентрации значительной части молодых людей [7]. Лидирующая роль университета предполагает и изменение его миссии. Этот процесс, по мнению авторов модели «Тройная спираль», имеет ключевой статус и выражается во второй академической революции - появление в университетах новой функции - предпринимательства, инкубации и создания собственных компаний.
В целом, реализация предложенных мероприятий позволит сделать решительный шаг в направлении развития отечественного рынка наукоемкой продукции и ресурсного обеспечения высшей школы, а также станет существенным вкладом в модернизацию всей отечественной экономики [9]. Формирование цивилизованного рынка предполагает создание его адекватной социальной базы - опору на цивилизованных производителей: приоритетную поддержку соответствующих видов деятельности и профессий; развитие тех секторов рынка, которые приносят пользу обществу, а не истощают невозобновляемые сырьевые ресурсы [22]. Поэтому развитие
предпринимательской деятельности университетов необходимо не только для адаптации науки к рынку, но и для придания отечественному рынку цивилизованного вида.
В целом, можно выделить следующие основные потенциальные последствия коммерциализации высшего образования. Для сферы культуры основными потенциальными последствиями являются:
- появление прямой конкуренции в группах преподавателей, ученых, управленцев и студентов;
- переход от коллективного сознания к индивидуализированному.
Для политической сферы:
- усиление автономии университетов;
- уменьшение количества вузов.
В экономической сфере:
- уменьшение государственных расходов на высшее образование;
- увеличение расходов инновационной бизнес-среды на подготовку специалистов с высшим образованием;
- рост кредитной задолженности по образовательным кредитам.
В социальной сфере:
- уменьшение общего числа студентов.
Следовательно, вполне закономерно, что предпринимательский университет предстает высшим учебным заведением, который прилагает усилия к генерации знаний, превращения их в практику, создание новых видов деятельности, систематического изменения и модификации внутренней среды. Значительные ограничения в вышеупомянутых сферах связаны с нехваткой финансовых и информационных ресурсов. Кроме того, немалую роль в этом процессе играет человеческий фактор. Применение вышеприведенных ресурсов воспринимается как признак предпринимательства. Тем не менее, без наличия таких ресурсов предпринимательская деятельность университета является невозможной, ведь традиционные университеты решают проблему ресурсов как задачу, которая должна быть решена окружением, в котором они функционируют. Однако если это действительно происходит, то тогда предпринимательский потенциал университетов значительно снижается.
Таким образом, модель предпринимательского университета является достаточно привлекательной с точки зрения привлечения дополнительного финансирования, развития университетской структуры, выживания университета. Внедрение этой концепции в реалии современной системы высшего образования может способствовать модернизации университетов, повышению их конкурентоспособности, успешному выходу на международный образовательный рынок. В то же время, значение возможных барьеров для трансформации в предпринимательскую модель может «отпугнуть» неготовых к этому процессу вузы, не решающихся пойти на такой высокий риск, что значит, фактически поставить на кон существование самого университета. Упомянутое обстоятельство, безусловно, является важным критерием создания предпринимательского университета, ведь готовность к риску и грамотное планирование своей деятельности являются одними из важнейших характеристик предпринимательства как такового.
Список литературы
1. Аблаев И.М. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Экономические науки. 2012. № 96. С. 197-201.
2. Артеменко Д.А., Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Гончаров А.И., Иванова В.А., Иванов Р.А., Иншакова А.О., Казаченок О.П., Качалов Р.М., Клейнер Г.Б., Константиниди Х.А., Кривошеева Е.В., Овчар О.В., Пименов Г.Г., Рубин А.Г., Рыженков А.Я., Сорокожердьев В.В., Соколов А.А., Успенская С.Н., Щепакин М.Б. и др. Перспективы и ограничения устойчивого социохозяйственного развития России. - Москва, Краснодар, 2016. - 365 с.
3. Арутюнов Ю.А., Шаранин А.С. Развитие диктует перемены. Инновационное развитие как экономическая категория // Креативная экономика. 2011. № 2. С. 8-12.
4. Горяйнов С.Г. Инновационные технологии в туризме как инструмент влияния на социально-экономические процессы // В сборнике: Глобальный мир: многополярность, антикризисные императивы, институты материалы конференции: в 3-х томах. 2014. С. 328-333.
5. Демин С.С. Методология управления инновационной модернизацией высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики России: автореф. ... дисс. докт. экон. наук. -Санкт-Петербург, 2012. - 39 с.
6. Исрафилов Н.Т. Бутстрэппинг: поиск лучшего пути // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017. № 1 (46). С. 214-218.
7. Казанская Л.Ф. Качество системы образования как индикатор повышения конкурентоспособности транспортной отрасли // В сборнике: Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке Сборник трудов X Санкт-Петербургского конгресса. Министерство образования и науки РФ, Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по науке и высшей школе, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. 2016. С. 221-224.
8. Капитонов И.А. Эколого-экономические проблемы и перспективы перехода к шестому технологическому укладу в мире и в России // Вестник экономической интеграции. 2012. № 1. С. 8691.
9. Каширин В.В., Тихонов Г.В., Грачёв Н.Н. Механизм восстановления инновационной активности научно-технического потенциала России // Экономика и управление в машиностроении. 2015. № 4. С. 29-34.
10. Окунев О.Б. Модели динамики демографических показателей населения России // Инновации и инвестиции. 2010. № 4. С. 20-23.
11. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. - Таганрог, 2007. - 111 с.
12. Поповкин А.В., Коваленко С.Г. Этика государственного служения: реформы в Китае и России в горизонте поиска новых этических оснований политики // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 154170.
13. Романова М.М., Кульгачёв И.П. Инновационные технологии в туризме и гостеприимстве // Вестник Академии. 2017. № 2. С. 105-110.
14. Селеменева Т.А. Концептуальные основы проектной деятельности в условиях современного вуза // В сборнике: Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания Сборник материалов XXXIX Молодежной международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. 2017. С. 81-86.
15. Сизова Т.В. Научное обеспечение профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 3. С. 27-29.
16. Скопа В.А. Организация работы и подготовка статистиков на Алтае в конце XIX - начале XX вв // В сборнике: Алтайское село: история, современное состояние, проблемы и перспективы социально-экономического развития Международная научно-практическая конференция. 2005. С. 404-411.
17. Сычева И.Н. Занятость как фактор трансформации социальной структуры региона. -Барнаул, 1998. - 160 с.
18. Тошпулотов А.А., Павлова Г.Ш. Effectiveness of budget spending on education of astrakhan region // В сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 136-139.
19. Янгузин А.Р. Трансформация духовных ценностей в России // Евразийский юридический журнал. 2016. №10 (101). С.372-374.
20. Bichurina S.U., Gabitova E.M. Structurally functional model of formation transprofessional competences of the future experts an average link // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 9. С. 2287-2298.
21. Shashkova A.V. Study manual on bases of russian law. - Cambridge, 2015. - 30 с.
22. Volkov A., Sedov A., Chelyshkov P., Pavlov A., Kievskiy L. Promising energy and ecological modeling in computer-aided design // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. T. 11. № 3. C. 1645-1648.
23. Volkov Y.G., Kulikov S.P., Krotov D.V., Salogub A.M., Gnatyuk M.A. Role of creative social practices in the development of united activities in russian society //International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 16. C. 9398-9409.
УДК 371.7
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Нестеренко Д.В., 2017 Северо-Кавказский Федеральный университет, аспирант, Ставрополь
Аннотация: формирование у обучающихся здоровьесберегающих компетенций на сегодняшний день является одним из ключевых критериев здоровья нации. Автор подчеркивает необходимость «научить» будущих учителей «прививать» любовь к собственному здоровью.
Ключевые слова: здоровьесбережение, компетенции, обучающиеся, здоровье нации, подготовка педагогов.
PROBLEMS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE FORMATION OF HEALTHY SAVING COMPETENCIES OF STUDENTS
Nesterenko D.V., 2017 North-Caucasian Federal University, graduate student, Stavropol
Abstract: formation of health-saving competences for students is one of the key criteria of the nation's health. The author emphasizes the need to "teach" future teachers to "instill" love for one's own health.
Key words: health preservation, competence, trainees, health of the nation, training of teachers.
На современном этапе развития педагогической науки наряду с проблемами внедрения инновационных технологий, форм и методов организации подготовки специалистов в высших учебных заведениях, важнейшей задачей образования возникает формирование физического, психического и духовного здоровья подрастающего поколения. Актуальность данной проблемы побуждает к совершению комплекса действий по подготовке соответствующих специалистов, способных на высоком профессиональном уровне воспитывать всесторонне здоровую молодежь при использовании всего ресурса системы среднего образования. Для решения определенной задачи в рамках нашего исследования попробуем решить основные проблемы подготовки будущих учителей основ здоровья к воспитанию здоровых учащихся подросткового возраста в процессе обучения.
Выполнение первой задачи нашей работы потребовало определения направлений анализа научной и учебно-методической литературы. Специфика нашего исследования обусловила определение трех направлений анализа литературных источников. Это, во-первых, анализ работ, в которых раскрываются общие аспекты профессиональной подготовки будущих учителей, в частности, их подготовку к внеклассной работе. Во-вторых, научные работы и учебно-методическая литература, посвященные вопросам формирования отдельных аспектов здоровья школьников во внеклассной деятельности. В-третьих, труда по подготовке будущих учителей к воспитанию всесторонне здоровой молодежи и непосредственно подготовке будущих учителей основ здоровья в высших учебных заведениях.
Для анализа литературы по первому направлению, отметим, что мы не ставили перед собой цель подробно характеризовать существующие на сегодня исследования в контексте указанных выше направлений. Между тем, отметим, что на сегодняшний день указанному контексту посвящено значительное количество научных работ отечественных и зарубежных ученых, среди которых особое внимание привлекают научные разработки в сфере концептуальных идей профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе, а также формирование их готовности к будущей педагогической деятельности.