Научная статья на тему 'Коммерциализация и новые образовательные программы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования'

Коммерциализация и новые образовательные программы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЗАЦИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНСТРУКТИВНАЯ СХЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMMERCIALIZATION OF THE HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS` ACTIVITY / AUTONOMISATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ECONOMIC ORGANIZATIONS / NEW CURRICULA / TWO-LEVEL SYSTEM OF EDUCATION / COMPETENCE-ORIENTED APPROACH / CONSTRUCTIVE SCHEME OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косинский П. Д., Ашарат А. Г.

В статье рассмотрены проблемы применения новых образовательных программ в системе подготовки кадров высшего профессионального образования. Авторами представлено видение развития образования в условиях реализации государственной политики перехода высших учебных заведений на самофинансирование. На основе краткого критического анализа существующих отечественных и зарубежных систем образования, авторами представлена возможная конструктивная схема высшего образования в России с учетом специфики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION AND NEW CURRICULA IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION PERSONNEL TRAINING

The article considers the problems of applying new curricula in the system of training personnel for higher professional education. The authors presented a vision of education development in conditions of realizing the state policy of transition of higher educational institutions onto self-financing. On the basis of a brief critical analysis of the existing domestic and foreign educational systems, the authors presented the possible constructive scheme of higher education in Russia taking into account the specifics of the country.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация и новые образовательные программы в системе подготовки кадров высшего профессионального образования»

делу «Физическое совершенствование» предусматривалось определение показателей физической подготовленности учащихся, а также контроль правильности выполнения изучаемых двигательных действий. Согласно Госстандарту (2004] школьники, изучавшие физическую культуру на профильном уровне, в конце обучения должны выполнять требования по физической подготовке, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования.

Таким образом, перспективы развития общей физической культуры населения и физической культуры профессионалов в Забайкальском крае носят опережающий, вариативный и непрерывный характер образования в крае, ориентируют образование на целостное развитие и адаптацию образования к широкому кругу запросов и потребностей личности, а также на развитие ценностных смыслов и дальнейшее освоение новых физ-

культурных образовательных технологий для создания в забайкальской системе образования единого физкультурного образовательного пространства.

1. Глущенко И. А. Система профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп. - 2007. - 25 с.

2. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 192 с.

3. Латыпов И. К. О сложностях организации профильного обучения // Физическая культура в школе, 2009. - № 4. - С. 6-9.

4. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография. -М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.

5. Постановление «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае (2010 -2014 годы]» от 11 августа 2009 года.

6. Погудин С. М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и спортивно-военных классов в условиях модернизации образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 2005. - № 5. - С. 23 - 41.

7. Романченко В. А. Организационные модели профильного обучения в школах рабочих поселков (по материалам опытно-экспериментальной работы] // Вестник образования Забайкалья, - 2006. - № 2 (30]. - С. 51 - 54.

УДК / UDC П. Д. Косинский, доктор экономических наук, профессор, заведующий

337.014.3 кафедрой налогообложения, предпринимательства и права Кемеровского

государственного университета, Кемерово, Россия, krishtof1948@mail.ru А. Г. Ашарат, доцент кафедры налогообложения, предпринимательства и права Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия

Petr Kosinskiy, Doctor of economics, head of the Department of Taxation, Entrepreneurship and Legislation of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, krishtof1948@mail.ru

Alexandr Asharat, docent of the Department of Taxation, Entrepreneurship and Legislation of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ commercialization and new curricula in the system of higher professional education personnel training

В статье рассмотрены проблемы применения новых образовательных программ в системе подготовки кадров высшего профессионального образования. Авторами представлено видение развития образования в условиях реализации государственной политики перехода высших учебных заведений на самофинансирование. На основе краткого критического анализа существующих отечественных и зарубежных систем образования авторами представлена возможная конструктивная схема высшего образования в России с учетом специфики страны.

The article considers the problems of applying new curricula in the system of training personnel for higher professional education. The authors presented a vision of education development in conditions of realizing the state policy of transition of higher educational institutions onto selffinancing. On the basis of a brief critical analysis of the existing domestic and foreign educational systems, the authors presented the possible constructive scheme of higher education in Russia taking into account the specifics of the country.

Ключевые слова: автономизация высших учебных заведений, коммерциализация деятельности вузов, хозяйственные общества, новые образовательные программы, двухуровневая система образования, компетент-ностно-ориентированный подход, конструктивная схема высшего образования.

Key words: autonomism of higher educational institutions, commercialization of the higher educational organizations' activity, economic organizations, new curricula, two-level system of education, competence-oriented approach, constructive scheme of higher education.

Известно высказывание древнего мыслителя Аристотеля1 о том, что образование есть функция государства, осуществляемая им для определенных государственных целей [1]. Современные доктрины в области образования этот постулат не без оснований признают без всякой критики. Например, действующий Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 провозгласил, что область образования в России является приоритетной. В преамбуле закона заявлено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся константацией достижения гражданином (обучающимся] установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов]. С тех пор закон изменялся более 50 раз (иногда по пять-шесть раз в году], однако принципиальные цели не менялись. Многие изменения и поправки были направлены на улучшение правового положения студентов, преподавателей, на совершенствование материального обеспечения и образовательного процесса. Авторитет закона укреплялся государственной политикой, в основе которой была Федеральная целевая программа развития образования [2]. Система образования получила организационную основу для практической деятельности на среднесрочный период: 2006-2010 годы.

Цели и задачи Программы, безусловно, актуальны, например:

- обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов в сфере образования,

- обновление структуры и содержания об-

разования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ,

- формирование системы непрерывного образования.

Стратегическими задачами Программы являются: совершенствование содержания и

технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг2; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Целью настоящей статьи является попытка оценить эффективность практического исполнения федерального законодательства об образовании и обязательств, вытекающих из Болонской декларации, (которые по своей сути не должны противоречить, а лишь дополняться преимуществами, включая способы реализации взятых на себя европейских требований] в условиях статусного изменения классического университета в университет предпринимательского типа [3]. Мы исходим из того, что наиболее эффективный способ создания нового образования - технология традиционного Российского обучения с использованием некоторых преимуществ Болонской системы образования. Из последующего анализа (не претендующего на глубокое научное исследование последствий от проникновения идей европейского образовательного сообщества в российскую систему образования] становится вполне очевидным, что идеологии западной и восточной систем не являются взаимоисключающими. Поэтому нет никаких оснований полностью на всем географическом и научном пространстве России устанавливать широко внедряемую двухуровневую систему подготовки выпускников вузов и отбрасывать российскую классическую систему. Полагаем целесообразным применение избирательного способа реализации взятых на себя обязательств Болонской декларации подготовки кадров.

В настоящее время в качестве правовой основы реформы образования по европейскому образцу законодательная власть разрабатывает новый Федеральный закон «Об образовании»3 . Но не только. В 2009 году уже принят Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями

1. Аристотель (др.-греч. рютотеЛп^; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г до н. э. основал Ликей (др.-греч. Айкею Лицей, или перипатетическую школу).

2. Для России более подходило бы «обеспечение качества образовательных функций», а не «образовательных услуг», поскольку государственные цели не выполняются частными лицами и их услугами.

3. Законопроект приобрёл качество непроходного, находится в Государственной Думе РФ длительное время в связи с отсутствием единства по концептуальным и принципиальным вопросам.

хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения] результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ [4]. Этим законом дополнена статья 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №1 27-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [5]. Согласно вновь введенному пункту 3.1. указанной статьи, «... бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества (то есть без согласия государства, а значит и без его ведома] быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами] хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении] результатов интеллектуальной деятельности».

Далее приводится примерный перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые можно доверять предпринимателям: это программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау], исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Аналогичные нормы дополнили Федеральный закон от 22.08.1996 № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [5]: статья 27 дополнена пунктом 8, содержание которого и перечень результатов интеллектуальной деятельности идентичны вышеуказанной норме Закона «О науке и государственно-технической политике».

Можно установить, что государство как субъект права, как собственник научных разработок (а они, безусловно, есть] утрачивает ведущую роль организатора в бизнесе по их реализации. Интеграция деятельности образовательных учреждений в предпринимательство путем учредительства не может быть эффективной в той мере, которая позволила бы не рассчитывать на бюджетное финансирование. А это означает, что при любой степени интеграции университет и его образовательная деятельность должен существовать за государственный счет. Государство не может продать основную функцию -«функция государства, осуществляемую им для определенных государственных целей» (вновь Аристотель].

Таким образом, университет (в том числе и предпринимательского типа] будет связан государственными функциями и именно поэтому вынуждено будет уступать позиции в другом виде деятельности - в бизнесе. Следователь-

но, коммерцилизация может рассматриваться как способ некоторого развития учебной базы и легальной финансовой поддержки профессорско-преподавательского состава вуза, не более того. Такое предположение основывается на изначальном противостоянии интересов образовательного учреждения и хозяйственного общества. Особенно в первоначальный период, когда созданное общество будет паразитировать на базе вуза.

Хозяйственное общество, являясь юридическим лицом по определению, вправе самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться переданными ему объектами и результатами интеллектуальной собственности по своему усмотрению и исключительно в своих интересах. Представляется, что вуз как первоначальный собственник научных разработок замкнется на хозяйственном обществе, будет иметь лишь один или пару-тройку вариантов спроса на интеллектуальный продукт - в силу искаженного представление о конъюнктуре рынка. Не образовательное учреждение, как предписывают выше упомянутые законы, а предприниматели будут решать: применить самому или продать интеллектуальную собственность, внедрить в Кузбассе, в Казахстане или в Канаде.

Возникнет проблема выстраивания равноправных отношений с вновь созданным предприятием по нормам гражданского законодательства. А непосредственно в вузе необходимо создавать структуру, курирующую деятельность нового предприятия.

Таким образом, отношения вуза и предприятия должны быть договорными, т. е. рыночными. Поэтому потребуются усилия для разработки не только учредительных документов, но и договоров по передаче, оценке рыночной стоимости и реализации результатов интеллектуальной деятельности, а также о разделе полученных доходов.

Интерес вуза в создании коммерческого предприятия может быть более ценным в случае придания предприятию статуса производственной лаборатории на принципах хозрасчета или по типу бизнес-инкубатора. Обе формы позволили бы заключать договоры о сотрудничестве, связанном с практическим обучением и подготовкой выпускников. Как фактор развития вуза и предприятия, интеграционные процессы на основе создаваемого бизнеса были бы весьма полезны и прогрессивны.

В соответствии с указанным нормативноправовым действующим актом смысл в создании хозяйственных обществ заключается не только в зарабатывании средств для вуза, но

и для развития самой науки. И это правильно, поскольку практика на производстве - это информационные объекты новых исследований и изучений, где вершится познавательная деятельность. Но возникает следующий вопрос: кто, кроме ученых, будет обеспечивать эти процессы интеграции на стыке науки и производства?

Кадровая обеспеченность хозяйственных обществ, создаваемых вузом - серьезная проблема. Кто возглавит управленческие, производственные, исследовательские, коммерческие процессы в хозяйственном обществе: профессора или иные наемные специалисты и бакалавры, окончившие вуз?

На наш взгляд, университет как кузница кадров для этого важного дела в настоящий период времени мало приспособлен. Было бы разумно, не увлекаясь подготовкой бакалавров, параллельно готовить и специалистов (от чего мы, к сожалению, отказались]. В создаваемых предприятиях по преимуществу должны быть наши воспитанники, носители нашей научной школы и нашей идеологии.

Университет, обремененный обязательствами, связанными с номинальным управлением хозяйственным обществом, заключением коммерческих сделок и организацией практических занятий по договорам о сотрудничестве, являясь носителем идеологии коммерциализации учебных заведений, не может согласиться с ролью аутсайдера в экономической сфере по применению и внедрению результатов интеллектуальной деятельности. В этом усматриваются предпосылки будущих противоречий, которые скажутся на жизнеспособности идей законодателей. В итоге есть риск того, что рыночные отношения вуза замкнутся внутри хозяйственного общества, где будет доминировать представитель бизнеса, а не представитель науки.

Почему есть основания опасаться? Реальное изучение общественных запросов велось, ведется и будет вестись в основном практическими специалистами, работающими в коммерческих структурах, для которых важны практические результаты и доходы от их реализации. Снижение доходов может стать предпосылкой для поиска решений по их увеличению, в том числе с помощью науки и образования.

Следовательно, автономизацию, позволяющую развивать процессы интеграции науки в практику (и наоборот], надо всячески поддерживать. Возникает вопрос: на какой основе и кто возьмет на себя роль организации этого процесса?

Известно, что ученые или просто люди науки по своей природе не предприниматели и

зачастую не организаторы. Они устроены по-другому. Ответственных менеджеров, маркетологов, имеющих соответствующий опыт, среди них в большинстве своем нет. Исключительные права, которые принадлежат научным учреждениям, о которых говорится в законе от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, продаются так же, как и любой товар. И не факт, что такие продажи для пользы государства будут преобладать.

Вопрос об автономизации учебных учреждений - это государственное дело, которое требует законодательной регламентации. Нельзя позволить, чтоб оправдался расчет некоторых недобросовестных деятелей, сумевших в девяностые годы скупить производственные мощности страны и свести до минимума производство в стране. Есть вполне обоснованные опасения, что в условиях автономизации и отсутствия продуманной государственной политики могут быть приватизированы и школа, и наука, и доходы от внедрения тех или иных изысканий.

Каким образом исключить негативный вариант развития автономизации образовательных учреждений высшей школы, исключить бизнес от неизбежного «поглощения» образовательных учреждений?

Известен опыт некоторых экономически развитых стран Европы, который в определенной степени ограничивает образование от приватизации. В российских условиях речь могла бы идти о создании малых предприятий высокого организационного уровня, которые, не являясь покупателями интеллектуального продукта, были бы способны отслеживать результаты научной деятельности, воспринимать ценность и значимость научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и других научных направлений деятельности, главной целью которых являлся бы поиск покупателей на интеллектуальный продукт и менеджеров для организации его производства и внедрения. Важным статусным условием такого малого предприятия могла бы быть, с одной стороны, его автономность от образовательного учреждения и, с другой - независимость его от бизнеса.

Требует уяснения суть модернизации по типу Болонского процесса. В поисках качественно нового подхода было обращено внимание на двухуровневую модель высшего образования. В соответствии с ней вся европейская высшая школа делится на два уровня - бакалавриат и магистратуру.

По некоторым оценкам, диплом бакалавра в нашей стране должен восприниматься как диплом о полноценном высшем образовании. А между тем главная характеристика статуса ба-

калавра есть общее высшее образование (как говорится - почувствуйте разницу]. Бакалавр -выпускник вуза, имеющий область общей компетенции и не имеющий специальности в этой области. Некоторых представителей общества такое положение дел может вполне удовлетворить - общее высшее образование престижно. Но только и всего. Политика в сфере образования должна быть нацелена на государственный интерес. Насколько удалось выяснить, спрос на бакалавров на кузбасском рынке труда близок к нулю. Центры занятости в Кемерово, Новокузнецке работу бакалаврам пока не предлагают и сферу деятельности не обозначили. Создается впечатление, что идеологи новой реформы в образовании над темой занятости бакалавров еще только работают.

Надеемся, что в будущем народному хозяйству бакалавры понадобятся, необходимо только определить перспективы и сферу применения, а вот специалисты, как ни странно, уже не нужны. Откуда возникла идея замещать специалистов бакалаврами? И в связи этим что же мы наблюдаем в стенах Кемеровского государственного университета?

С 2010 учебного года по всем специальностям на основании жестких распоряжений меняются рабочие программы, целевое назначение которых - подготовка бакалавров за четыре года, вместо специалистов, которых выпускали, как известно, через пять лет.

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки проектирование рабочих программ по дисциплинам должно быть компетентносто-ориен-тированным и соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования4.

В методических рекомендациях теоретического обучения и производственной практики (которые в безусловном порядке - то есть в приказном порядке - должны быть выполнены] утверждаются противоречивые требования: компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.

По нашему мнению, если речь идет о компетенции выпускника, о будущей «деятельности с предметами и объектами труда», значит, речь должна идти о подготовке того же специалиста,

но по сокращенной программе. Данная система ориентирует выпускника вуза на те же профильные специальности при наименьших затратах.

Таким образом, за четыре года обучения бакалавриат должен обеспечить студенту результативное профессиональное образование5. К сожалению, модернизация государственного образования, которая осуществляется в настоящее время, создает угрозу классической русской и российской системам обучения и воспитания молодого поколения, подменяя знания для постижения и решения практических народно-хозяйственных задач некоей интуицией, основанной на общих понятиях и сообразительности. Нельзя исключать и того, что в дальнейшем это «модернизированное» образование может завести в тупики коммерциализированного, частного, корпоративного, национального или недружественного образования, опасного внутренним гражданским противостоянием, поскольку существует риск разрушения единства взглядов на нравственные ценности в обществе в целом.

Эти пессимистические рассуждения стали поводом для более внимательного исследования Болонской декларации от 19.06.1999 [6] и Сорбонской декларации от 25 мая 1998 года как источников международного права, оказывающих столь серьезное влияние на российскую систему образования. Декларации вполне определенно стали предметом регулирования образовательной деятельности университетов, т. е. установили преимущества верхнего уровня высшего образования. Следовательно, это в полной мере относится и к другим вузам.

Очень важный момент, который позволяет другим вузам (отраслевым институтам, военным училищам] без нарушения обязательств, вытекающих из присоединения России к Болонской декларации, традиционно готовить инженеров, учителей, врачей, военнослужащих и других специалистов, востребованных на российском пространстве и не претендующих на работу в Европе. По этому поводу в Сорбонской декларации утверждается, что отдельные страны могут применять более конструктивную схему. То есть схему, учитывающую специфику страны, в этом плане Россия свободна в своем выборе.

Наша конструктивная схема подготовки выпускников высшей школы может выглядеть следующим образом:

- для университетов - бакалавр, специалист, магистр;

4. Здесь также возникает вопрос: можно ли говорить о профессиональном образовании, если в университете будет даваться общее высшеее, а не высшее профессиональное образования для подавляющего большинства выпускников?

5. Мы оставим за рамками наших рассуждений магистерское образование. В нашей стране со скромным достатком оно будет доступно небольшой части талантливой и обеспеченной молодёжи.

- для институтов и приравненных к ним учебных заведений - специалист, магистр;

В качестве примера можно привести градацию высших учебных заведений Германии:

- Hochschule и Fachhochschult - готовят специалистов, срок обучения 4 года,

- Universitet и Technische Universitet - студенты занимаются чисто научной деятельностью, им присваиваются академические степени - магистр, доктор, звание доцента и др.

В Италии самая верхняя - третья - ступень высшего образования, именуемая Corsi di Dottrato di Ricerca, DR Corsi di Perfizionamento, Scuole di Specializzaione, готовит специалистов и докторов. Лишь первая ступень высшего образования готовит бакалавров в течение трех лет.

Таким образом, европейская система обучения позволяет студенту получить в государственных образовательных учреждениях диплом специалиста, бакалавра, академическую степень магистра, доктора и другие выпускные квалификации выпускников.

Напрашивается вывод: активное продвижение реформ образования в России при всей адекватности развития европейского и российского мирововоззрения на образовательные процессы вызывает определенное недоверие в способах реализации этих реформ. Полагаем, что среда обитания российского образования не является благоприятной для безусловного внедрения идей западных систем образования в силу масштабных разрывов по территории культивирования знаний, отсутствия или слабого обеспечения центров образования учебными принадлежностями и образовательной литературой, а также недостаточного бюджетного финансирования на обозримый период.

Другое направление инноваций в образова-

нии формируется новой политикой государства по переходу университетов на самофинансирование путем создания хозяйственных обществ на базе образовательного учреждения и коммерциализации образовательных процессов.

Стремительность изменений в университете, на наш взгляд, в корне может принизить его статус, помешать естественному развитию высшего образования путем чрезмерного администрирования процессов реформации и не позволит на практике выявить преимущества и недостатки нововведений.

На данный период времени власть, определяющая политику в сфере образования, не выработала концептуальные положения оптимального образовательного процесса в России. Поэтому отказываться от подготовки специалистов в условиях коммерциализации вузов преждевременно. Мы исходим из того, что наиболее эффективным способом создания нового образования является технология традиционного обучения с использованием некоторых преимуществ Болонской системы на основе в основном государственного финансирования.

1. Лебедев А. В. Перипатетическая школа // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803; в редакции от 05.05.2007].

3. Информационный бюллетень № 3 от 10.03.2011 ГУЦЗН Центра города Кемерово.

4. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения] результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ.

5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 (ред. от 03.12.2011] с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.02.2012.

6. Текст Болонской декларации (Версия для печати] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html.

УДК / UDC С. Г. Костюк. кандидат технических наук, директор филиала Кузбасского

377 государственного технического университета, Россия, Кемеровская

область, г. Прокопьевск, kuzstu@rambler.ru

Svetlana Kostyuk, PhD in Technical sciences, head of Prokopyevsk branch of Kuzbass State Technical University, Russia, Kemerovo region, Prokopyevsk, kuzstu@rambler.ru

ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ innovation oriented system of professional education as terms of specialists training

В статье предложены материалы, обосновы- ванной системы профессионального образо-вающие понимание инновационно ориентиро- вания; осуществлен анализ основных понятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.