Научная статья на тему 'Проблемы коммерциализации результатов исследований и инновационных разработок'

Проблемы коммерциализации результатов исследований и инновационных разработок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / ИННОВАЦИИ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рясная Софья Игоревна

В статье кратко рассмотрены основные аспекты коммерциализации инновационных научных разработок и выпуска наукоемкого продукта на массовые рынки. Описана актуальность национальной инновационной системы и рассмотрены основные аспекты ее формирования, разобраны основные мировые тенденции национальной инновационной системы. Выделены основные способы коммерциализации научно-технических разработок и представлены практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article briefly describes the main aspects of the commercialization of innovative scientific research and production of hightech products on the market. Described the relevance of the national innovation system and the basic aspects of its formation, dismantled main global trends of the national innovation system. The basic ways of commercialization of research and development and provide recommendations for concrete steps on the path to profit from innovations.

Текст научной работы на тему «Проблемы коммерциализации результатов исследований и инновационных разработок»

Исходя из сути задачи многокритериальной оптимизации, все компоненты векторной функции являются конкурирующими, и на них могут быть наложены дополнительные ограничения [4]. Так, исходя из вышеизложенного, имеем следующую систему совокупности критериев эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода:

( Е(К) = f(flnM, Ок) ^ тах { Cd(K) = f(koi,... kni) ^ min [ Т(К) = f(yv ...уп) ^ min

Исходя из вышеизложенного, блок-схема алгоритма оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода будет иметь вид (рис.2).

В результате реализации предложенного алгоритма становится возможным оценить степень достижения цели нововведения, учитывая динамику трансакционных издержек в результате организационного нововведения (что позволит учесть также влияние неформальных и неинформационных коммуникаций), а также результативность деловых коммуникаций коммерческого предприятия. Считаем, что предложенная методология отражает суть и

специфику организационных инноваций на предприятии, а также позволяет формализовать результаты расчета в целях планирования и прогнозирования инноваций на предприятии.

Литература

1. Введение в институциональный анализ / Под ред. В.Л. Тамбовцева М.:ТЕИС, 1996.

2. Гумба Х. М., Родионова С. В. "Обоснование сущности и эффективности управленческих инноваций на предприятии"// Экономика и предпринимательство. - 2014 №11-3. (С. 645-647)

3. Родионова С. В. "Управление организационными инновациями на предприятии с точки зрения системного подхода»// Экономика и предпринимательство. - 2015 №3 (ч. 2).

4. Трифонов А.Г. Многокритериальная оптимизация // http://matlab.exponenta.ru/optimiz/book_1/16.php (дата обращения 1504.2015)

5. Тюкова С. Ю. Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций: диссертация... доктора экономических наук: 08.00.05 / Тюкова Светлана Юрьевна; [Место защиты: С.-Пе-терб. гос. инженер.-эконом. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 353 с.

ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

Рясная Софья Игоревна

Студентка экономического факультета, кафедра международной экономики, математических методов

и бизнес-информатики АлтГУ, г.Барнаул

АННОТАЦИЯ

В статье кратко рассмотрены основные аспекты коммерциализации инновационных научных разработок и выпуска наукоемкого продукта на массовые рынки. Описана актуальность национальной инновационной системы и рассмотрены основные аспекты ее формирования, разобраны основные мировые тенденции национальной инновационной системы. Выделены основные способы коммерциализации научно-технических разработок и представлены практические рекомендации.

Ключевые слова: коммерциализация, национальная инновационная система, инновации ABSTRACT

The article briefly describes the main aspects of the commercialization of innovative scientific research and production of hightech products on the market. Described the relevance of the national innovation system and the basic aspects of its formation, dismantled main global trends of the national innovation system. The basic ways of commercialization of research and development and provide recommendations for concrete steps on the path to profit from innovations.

Keywords: commercialization, national innovation system, innovation

Введение

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не эти отрасли, еще недавно определявшие «лицо» экономики всех про-мышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий. Например, в Германии, почти 100% прироста ВВП осуществляется за счет использования результатов научных исследований и инноваций. Тайвань, на опыт которого в области использования высоких технологий любят ссылаться многие исследователи, за счет малого и среднего бизнеса обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП своей страны.

Технологический бизнес — один из наиболее прибыльных и почти закрытых областей предпринимательства. Внедрение новых технологий в промышленное производство, как показывает практика, позволяет осуществить качественный прорыв на мировом рынке товаров и услуг.

В группу высокотехнологических производств с технологиями «высокого уровня» обычно включаются производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого продукта, рассчитанного на массового потребителя. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.

Все это предопределяет конкурентоспособность инновационных предприятий региона на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую ситуацию в стране[1].

Особенностью развития экономики России на современном этапе является формирование социально-экономической системы, в которой доминирующую роль играет инновационная деятельность, как фактор, обеспечивающий конкурентные преимущества высшего порядка. В целом построение инновационной экономики и системы управления ею заключается в принципиальной реструктуризации направлений развития, новых подходах к обоснованию приоритетов, значительной модернизации методов и форм использования ресурсов на всех уровнях инновационной системы, коренной трансформации взаимодействия «науки — бизнеса — власти — общества».

Национальная инновационная система.

Роль инноваций определяется их функциями в общественном развитии.

Во-первых, они являются каналом воплощения в жизнь научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере его движения от ступени к ступени).

Во-вторых, с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).

В-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда).

В-четвертых, концентрация инноваций в этой или иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно -техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара — научно-технической продукции и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Таким образом, для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

При этом потенциал научных и научно-технических знаний представляет собой интеллектуальный продукт, который не имеет рыночной стоимости, но является весьма важным вкладом в процесс инновационной деятельности. По сути дела, появление новых машин, приборов, аппаратов и других нововведений связано с длительным циклом инновационной деятельности, называемой инновационным процессом. Научно-технический потенциал является ресурсным фактором инновационной деятельности организаций.

Элементы инновационной инфраструктуры интегрируются на метауровне в единую инновационную систему. Такая система получила в последнее время название национальной инновационной системы (НИС).

Концепция формирования НИС начала разрабатываться в 80-х гг. прошлого века. При этом определение «национальная» однозначно трактуется как «государственная».

В настоящее время во многих странах в основном заканчивается формирование национальных инновационных систем, ориентированных на построение постиндустриальной экономики. Решающая роль в управлении этим процессом принадлежит государству, которое, с одной стороны, устанавливает правила функционирования НИС, с другой — обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование. Лидерство государства в создании и развитии национальных инновационных систем является общим положением для всех стран. Во всем же остальном НИС разных стран существенно разнятся. Нет в мире двух одинаковых НИС, если учитывать особенности структуры и функционирования. Каждая НИС имеет структурно-функциональные и отраслевые особенности. Пример первых — взаимоотношения между субъектами НИС; вторых — выбор главного сегмента приложения усилий. Это может быть сырьевой, перерабатывающий или какой-то иной сектор, определяемый приоритетами национальной научно-технической и промышленной политики. Однако, безусловно, стратегические цели и мотивация создания различных НИС являются близкими и даже едиными в условиях создания экономик, основанных на знаниях. Современное условие конкурентоспособности страны — это сильная НИС.

Среди наиболее существенных тенденций развития инновационной деятельности в мире необходимо отметить следующие:

- рост инвестиций в знания, измеряемые затратами на НИОКР;

- сокращение доли государственных расходов в финансировании НИОКР;

- интернационализация инноваций;

- установление национальных приоритетов инновационной политики в соответствии с мировыми направлениями научных исследований;

- усиление кооперации и сотрудничества между фирмами, научно-исследовательскими организациями и государственными университетами.

Сфера научно-технических достижений как генератор новаций (подсистема «Фундаментальные и прикладные НИР» и подсистема «Изобретения и патенты») и долгосрочных прогнозов развития науки и техники (подсистема «Приоритетные и критические технологии» и «Долгосрочное планирование») воздействует на экономическую сферу опосредованно, через сферу НИС, основу которой составляет подсистема «Инфраструктурное обеспечение». Совместно с четырьмя другими подсистемами «Образовательное обеспечение», «Организационное обеспечение», «Законодательное обеспечение» и «Финансовое

обеспечение» происходит реализация инновационных процессов (преобразование новаций в инновации) в экономической сфере и управление ими на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и на уровне конкретных предприятий. Взаимодействие и взаимосвязь выделенных сфер осуществляется через двунаправленные интерфейсы: интерфейс «НТД-НИС» и интерфейс «НИС-Эко-номика».

Относительно российской НИС в настоящий момент можно сказать: уже произошло осознание необходимости ее создания на современном мировом уровне; происходит интенсивный процесс ее концептуального становления и формирования команды разработчиков за счет объединения сил профессионалов, способных в едином идеологическом ключе наполнить содержанием подсистемы и интерфейсы НИС.

Международные сопоставления экономических систем осуществляются на основе их возможностей генерировать, внедрять и реализовывать знания. В ряде стран экономическая политика нацелена не только на повышение качества и эффективности, но и на продвижение инноваций. Абсолютный уровень расходов на НИОКР — один из важнейших показателей национального инновационного развития, возможности стимулирования экономического роста и обеспечения конкурентоспособности страны в глобальной экономике.

Коммерциализация НИОКР

Коммерциализация инновационных разработок представляет собой процесс разработки и реализации ряда мероприятий, с помощью которых результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок можно предложить на рынках товаров и услуг с коммерческими целями.

Коммерциализация приборных изделий предполагает поиск и отбор разработок для финансирования, привлечение инвестиций, внедрение разработок в производство и их дальнейшее сопровождение.

В процессе коммерциализации есть обязательно два участника: продавец и покупатель. Наука, выступающая в роли продавца, до коммерциализации уже доросла: идея коммерциализации овладевает умами руководителей институтов. Они стали понимать, что государство сегодня не в состоянии тратить деньги на эти цели и, самое главное, брать на себя риски. Государство теперь не единственный партнер для участников процесса превращения результатов исследований и разработок в товар, хотя ни в одной стране без его поддержки коммерциализация не может широко развиться[3].

Взаимодействие российских научно-технических и промышленных предприятий в новых рыночных условиях - одна из основных существующих сегодня проблем. Промышленные предприятия, которые должны выступать в этой роли, не рассматривают технологию как лежащий на поверхности ресурс. Для них интересны такие ресурсы как реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя поиск и внедрение новых технологий тоже постепенно входят в сферу интересов предприятий.

Опыт показывает, что в реальных условиях от идеи создания нового продукта до поступления первых доходов от его продажи на рынке обычно проходит года три-четыре, в редких случаях - меньше. Это период инновационного проекта. Для того чтобы довести разработку от лабораторного прототипа до опытной партии нужно около 1-2 млн. долларов [2].

В общем виде процесс коммерциализации включает в себя несколько основных этапов. На первом этапе

происходит отбор наиболее выгодных с коммерческой точки зрения научно-технических разработок. При выборе того или иного продукта происходит анализ потенциального рынка (определение сегмента рынка, возможной доли продаж, востребованность продукта у потенциального покупателя и т.д.). Для успешного продвижения научно-технической продукции на рынок организация должна спрогнозировать все проблемы, которые могут возникнуть в дальнейшем.

После проведения анализа рынка необходимо выделить функциональные характеристики разработки, которые интересны рынку и на которые предъявляется платежеспособный спрос. На данном этапе также возможно привлечение промежуточного инвестора, который вкладывает определенные средства в доработку технологии и придание ей товарного вида. Общей целью промежуточного инвестора является продажа технологии стратегическому инвестору, который обеспечит ее доведение до стадии серийного или массового производства.

На втором этапе коммерциализации происходит формирование необходимых финансовых средств, а также закрепление и распределение прав между всеми участниками процесса. Следующий этап коммерциализации подразумевает запуск инновационной разработки в производственный процесс. Участники процесса комме -рциализации состоят из двух основных групп: авторы технологических разработок и потенциальные инвесторы. Авторы технологических разработок представлены такими категориями, как: университеты и институты, которые финансируются за счет отечественных и международных грантов, прямых инвестиций и т.д.; научные коллективы, которые не имеют потенциальных инвесторов и финансируются небольшими разовыми грантами; малые инновационные компании, в которых работают ученые и инженеры, проводящие целенаправленно коммерциализацию своих разработок; ученые и изобретатели, которые по различным причинам отделились от научных институтов и работают самостоятельно. Участники этой группы могут предложить достаточно большое количество разработок, но при этом они часто ограничены в финансовых средствах. При этом в процессе коммерциализации часто принимают участие посредники, которые осуществляют привлечение финансовых средств и поиск технологий. В качестве посредников могут выступать консалтинговые компании, оказывающие различные услуги по продвижению разработки на рынок. Основным моментом в процессе коммерциализации научно-технической продукции является выбор способа коммерциализации.

На данный момент выделяют три основных способа коммерциализации инноваций с точки зрения степени передачи прав на разработку: самостоятельное использование разработки, предусматривающее организацию производства и выведение на рынок разработки, производство и передача оборудования в лизинг (передача прав пользования оборудованием и самой инновацией), а также инжиниринг. При использовании данного способа коммерциализации разработчики обладают всеми правами на разработку, получают максимально возможный доход в случае успешного позиционирования и продвижения продукта на рынке. Среди недостатков способа можно отметить: очень высокие риски, большой срок окупаемости, наличие высоких стартовых затрат для организации собственного производства; переуступка части интеллектуальных прав на разработку в виде: продажи лицензий (владелец предоставляет определенные права на исполь-

зование патента на свою разработку на конкретной территории, в течение конкретного периода и за определенное вознаграждение); франчайзинга (приобретение лицензии на использование патента для производства продукции такой же торговой марки на конкретной территории за определенную плату); подряда на совместную разработку (договор с потребителем готовой продукции о создании нового предприятия с целью совместного использования всех его ресурсов); передачи секретов производства (передача знаний и прав на их использование в объеме, предусмотренном в лицензионном договоре). Достоинства способа: невысокие затраты при осуществлении деятельности; небольшие риски в связи с переуступкой части прав собственности; возможен выход на рынок за счет других компаний; платежи от использования роялти. Среди недостатков нужно отметить то, что при этом способе коммерциализации доходы достаточно низкие и существует большой риск нарушения патентных прав; полная передача интеллектуальных прав на разработку подразумевает: отчуждение от прав (безвозвратная передача авторских прав) или продажу патентных прав (передача полностью всех прав лицензиату на установленный срок). К преимуществам способа можно отнести невысокий уровень затрат, маловероятность рисков, быструю окупаемость. Среди недостатков основными считаются: высокие затраты на поиск и привлечение покупателя прав, затраты на юридические консультации, риск недополучения значительных доходов от использования разработки в будущем.

Заключение

Таким образом, для научно-технических разработок узкоцелевой направленности, которые востребованы на ограниченном количестве предприятий или на которые

существует только один или несколько покупателей, целесообразно использовать второй или третий способы коммерциализации. Третий способ рационален, если разработчику научно-технической продукции проблематично в будущем использовать разработку в коммерческих целях и экономически целесообразней направить усилия на созданий новой продукции, а не на организацию серийного или массового производства уже созданного товара. Для разработок, которые могут быть предложены с коммерческой целью значительному количеству потребителей на рынке, не связанных друг с другом, предпочтителен первый способ коммерциализации, так как использование разработки при таких условиях может дать значительный экономический эффект в будущем, который невозможно адекватно оценить при продаже прав на разработку на текущий момент времени. Для эффективной коммерциализации приборных изделий следует уделять большое внимание выбору способа коммерциализации, так как от него зависит размер эффекта, получаемый разработчиком в перспективе.

Список литературы

1. Корчагин П.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. Проблемы современной экономики. 2011. N1 (37)..

2. Зинов В.Г. Проблемы коммерциализации результатов исследований и разработок. Вестник Московского университета. Серия "Химия". 1999. N7

3. Цуканова О.А., Шашкова Е.В. Особенности коммерциализации научно-технической продукции в России. Современные проблемы науки и образова-ния.2013. N 2

ИННОВАЦИОННЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Сабиров Айдар Айратович

Аспирант, аспирант кафедры экономической кибернетики, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный

аграрный университет», г. Казань Сабиров Айрат Мансурович

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и природопользования, ФГБОУ ВПО

«Казанский государственный аграрный университет», г. Казань Хузиахметов Рифкат Хабибрахманович Кандидат химических наук, доцент кафедры технологии неорганических веществ и материалов, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань

Царегородцев Евгений Иванович

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов, ФГБОУ ВПО "Марийский государственный

университет", г. Йошкар-Ола

АННОТАЦИЯ

Проведен анализ эффективности различных видов азотных удобрений, применяемые в сельском хозяйстве и рассмотрены основные формы их производства химической промышленностью. Представлены динамика производства минеральных удобрений и изменение цен на них за период с 2009 по 2011 гг. в России. Проанализировано состояние производства удобрений в мире и потребления их в сельскохозяйственном производстве, где суммарные действующие мощности по производству аммиака в России составляют около 9% от мировых (третий показатель в мире после Китая и США). Даны характеристика и оценка основным азотным удобрениям производимыми промышленностью. Авторами предложены новые формы азотных удобрений - карбамидо-формальдегидные удобрения (КФУ), которые характеризуются как медленнорастворимые и хорошо усваиваемые растениями в течение вегетационного периода, в результате гарантирующие экономическую выгоду. Разработанные авторами медленнорастворимые азотные удобрения при весеннем однократном внесении положительно влияют на качество урожая (повышают клейковину в зерне яровой пшеницы, уменьшается содержание нитратов в зеленых кормах), повышают сохранность выход сеянцев сосны и не требуют дополнительного внесения в виде подкормки в летнее время, что в результате уменьшает материальные затраты и увеличивает экономическую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.