Научная статья на тему 'Проблемы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности'

Проблемы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности»

Л.Г.Загорский

ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В течение последних 10-15 лет в мировой экономике завершилась четвертая технологическая революция, связанная с интеллектуализацией производства. Ведущие фирмы мира изменили свой подход к вопросам экономического роста, перейдя к экономике, основанной на получении, использовании и передаче знаний.

По данным Минпромнауки России, в промышленно развитых странах 80-95% прироста валового продукта приходится на новые знания, реализуемые в технике и технологиях, т.е. эти страны идут путем инновационной экономики. Во всем мире в хозяйственном обороте наукоемкой продукции находится 2,3 трлн. долл. США, а наша страна, располагая крупной технической научной базой и квалифицированными кадрами (12% ученых в мире), имеет не более 1%, в то время как США -36, Япония - 30, Китай - 6%.

В настоящее время результаты интеллектуальной деятельности, знания, опыт, новые технологии - главный ресурс развития. При вовлечении объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в экономический оборот они становятся основными активами предприятий. В этой связи актуален ряд проблем и, в первую очередь, правильное понимание понятия ОИС, позволяющее использовать его в качестве эффективного ресурса экономического развития предприятия.

Как известно, результаты интеллектуальной деятельности нематериальны. Чтобы они могли быть признаны интеллектуальной собст-

вечностью, им должна быть обеспечена правовая охрана в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, интеллектуальная собственность является особым объектом гражданских прав и включает:

1) промышленную собственность, под которой понимаются, главным образом, права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и наименование мест происхождения товаров;

2) авторское право и смежные права.

Закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется охранными документами-патентами, авторскими свидетельствами и товарными знаками.

Так, в соответствии со ст. 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, «признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг».

Для большинства наших предприятий характерно бесхозяйственное отношение к результатам интеллектуальной деятельности и ОИС. Это подтверждено первой приватизацией, когда ОИС не становились активной частью бухгалтерского баланса и, естественно, занижались их стоимостные показатели в акциях многих открытых акционерных обществ, что позволило конкурентам, особенно зарубежным, решить свои проблемы, за бесценок купив предприятия, производящие наукоемкую продукцию, и сохранив за собой приоритет в большинстве отраслей промышленности.

Процесс вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности начинается с инвентаризации и создания реестра для определения наиболее приоритетных объектов, нуждающихся в соответствующей правовой защите. Это позволяет выбрать из общего числа ОИС наиболее перспективные для последующего коммерческого использования.

Действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» направлено на выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в хозяйственном гражданском обороте.

В настоящее время уже создана достаточно развитая законодательная база для коммерциализации и создания организационного механизма вовлечения ОИС в хозяйственный оборот:

- Патентный закон РФ;

- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»;

- Закон РФ «О правовой охране монополий интегральных микросхем»;

- Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Все эти законы обеспечивают закрепление за государством и субъектами Российской Федерации прав на соответствующие объекты. Однако необходимо усилить защиту ОИС.

В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается ряд изменений к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». При слушании во втором чтении этот закон получил 350 поправок, что затрудняет принятие его новой редакции. Кроме того, необходимо рассмотреть и принять Закон о коммерческой тайне. В мировой практике все большее распространение находит такой способ правовой охраны, как сохранение в тайне от конкурентов секретов производства, или «ноу-хау», что позволяет при меньших затратах на длительный период обеспечить преимущества на товарных рынках. Отсутствие этого закона создает условия для утечки конфиденциальной информации и неоднозначного толкования ряда вопросов, связанных с имущественными правами научных организаций.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны ОИС позволит создать условия для их более эффективного использования и коммерциализации.

Важнейшей проблемой является оценка интеллектуальной собственности с точки зрения современного плюралистического понимания стоимости интеллектуальной собственности. Российский рынок услуг в части стоимостной оценки прав на ОИС сравнительно молод. В настоящее время в соответствии с действующим Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2001 г. № 519, ОИС подлежат стоимостной оценке, которая производится при:

- продаже прав на патенты и ноу-хау;

- передаче прав на основе лицензионного соглашения;

- оценке стоимости предприятия в случае приватизации, ликвидации, разгосударствления и продажи;

- подготовке инвестиционного проекта;

- оценке ущерба от несанкционированного использования;

- формировании залога;

- определении уставного капитала создаваемых предприятий;

- включении стоимости ОИС в состав нематериальных активов бухгалтерского учета предприятий.

Для стоимостной оценки ОИС используются три классических подхода: затратный; доходный; рыночный. Затратный подход основан на сумме затрат, необходимых для создания ОИС, где при расчете используют следующие параметры: начальные затраты; стоимость замещения; восстановительная стоимость. Начальные затраты включают все фактические затраты на создание ОИС с учетом морального износа. При расчете стоимости замещения имеется в виду цена аналога. Восстановительная стоимость ОИС на день оценки состоит из совокупности затрат на сырье, материалы и комплектующие изделия, производство, энергоносители и зарплату работников предприятия.

Доходный подход основывается на «работоспособности» ОИС, возможности вложения их в другие активы. Для этого подхода используются методы, основанные на разделении прибыли, снижении уровня издержек или получении дополнительного совокупного дохода.

Рыночный подход основан на купле-продаже ОИС и определяется методом сравнительных продаж по аналогичным сделкам.

В последнее время, особенно за рубежом, объектом оценки становится товарный знак, а также брэнд, который может относиться к отдельному продукту (брэнд-продукт) или компании в целом (корпоративный брэнд). В основе брэнда - товарный знак, охраняемый в соответствии с действующим законодательством. Стоимостные показатели брэндов некоторых компаний в миллиардах долларов США составляют: «Marlboro» - 33, «Coca-Cola» - 25, «Nescafe» - 12, «Microsoft» - 10, «Kodak» - 10.

Товарные знаки оцениваются совокупностью количественных и качественных показателей с учетом следующих подходов: затратный, доходный, рыночный и «гудвил». «Гудвил» может поддерживать хоро-

шую репутацию товарного знака. Он определяется разницей между стоимостью предприятия и суммой его активов и обязательств.

Все вышеизложенное относится к созданию рынка высоких технологий с использованием финансовых инструментов для вовлечения ОИС в качестве залога, изменения курсовой стоимости акций и условий рынка страховых услуг в целях привлечения средств инвесторов.

Анализ инвестиционной деятельности в нашей стране показывает, что основным препятствием для получения средств инвестора является отсутствие достаточно надежных гарантий погашения кредитов (задолженностей) заемщиком, особенно в сфере высоких технологий.

Для успешной коммерциализации ОИС необходимы такие принципиально новые меры, как: развитие системы венчурного (высоко рискового) инвестирования; развитие малого бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры (техно-инновационные парки, инкубаторы и т.д.); страхование кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции; восстановление ранее существовавшей кооперации между образовательными, исследовательскими организациями и промышленными предприятиями; использование системы внебюджетных фондов для поддержки НИОКР; улучшение системы подготовки и переподготовки управленческого персонала.

Как показывает опыт промышленно развитых стран, политика активизации инновационной деятельности должна быть направлена на повышение финансовой ответственности промышленности за достижение и использование научных результатов. Для этого применяются следующие механизмы:

- государственные кредиты или государственные гарантии для получения банковских кредитов;

- госзаказ на разработку, производство и поставку стратегически важной наукоемкой продукции;

- долевое участие в финансировании заказываемых промышленностью научных исследований (как правило, до 50%).

Одним из эффективных элементов перехода к рынку высоких технологий могло бы явиться создание биржи высокотехнологичной продукции при участии финансовых групп, банков, консалтинговых компаний и юридических фирм с регулярными торговыми сессиями (для начала 2-3 раза в неделю). На бирже необходимо формировать «лоты наукоемкой продукции». Это может быть технология:

- производства нового вида товара;

- улучшения потребительских качеств уже имеющегося на рынке товара;

- снижения себестоимости производимого товара;

- создания новых материалов и т.д.

Это могут быть также имеющиеся результаты или разработки, которые требуют дополнительных средств для завершения.

Лоты могут содержать лицензионные соглашения, а также бизнес-планы инвестиционных проектов. Наиболее актуальной проблемой стимулирования инновационной деятельности предприятия является создание механизмов льготного налогообложения: включение части расходов на НИОКР в себестоимость продукции; отсрочка уплаты налогов до начала поступления прибыли от реализации наукоемкой продукции; снижение налога на прибыль пропорционально приросту затрат на НИОКР; отмена НДС с лицензионных соглашений. Таким образом, при формировании инновационного процесса налоги с инновационной фирмы переносятся в сферу товарных отношений, иначе говоря, на того, кто производит товар. Учитывая вышеизложенное, использование объектов интеллектуальной собственности, вовлекаемых в хозяйственный оборот экономики России, позволит нашей стране перейти к инновационному развитию и повысить уровень использования наукоемких продуктов для достижения социально-экономического роста благосостояния граждан. Интеллектуальная собственность, как достояние нации, должна сыграть значительную роль в подъеме российской экономики.

Список литературы

1. Леонтьев Б.Б. Оценка интеллектуальной собственности в России: Вчера, сегодня, завтра // Патенты и лицензии. — М., 2003. — № 4.

2. Материалы Конференции четвертого международного форума «Высокие технологии XXI века». - М., 2003.

3. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности / Минимущества России. — М., 2002.

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая ред.). Офиц. изд. — М.: Экономика, 2000. — 424 с.

5. Мнеян М.Г. Инновационный вызов времени. — М.: Сумма технологий, 2002. — 195 с.

6. О государственном регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. — М.: Наука, 2002.

7. Патент от идеи до прибыли / Блинников В.И., Дубровская В.В., Сергиевский В.В. и др. - М.: Мир, 2002. - 333 с.

8. Правовые аспекты передачи технологий на коммерческой основе / Корчагин А.Д., Золотых Н.И., Зубкова Е.А. и др.; Рос. агентство по патентам и товар. знакам. -М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. - 122 с.

9. Рекомендации по учету и стоимостной оценке прав на РИД, финансируемой из федерального бюджета в научно-технической сфере / Минпромнауки России. - М., 2000.

10. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации / Корчагин А.Д., Джермакян В.Ю., Полищук Е.П. и др.; Рос. агентство по патентам и товар. знакам. - М.: ИНИЦ Роспатента, 1999. - 552 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.