Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРБУЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брутова Марина Алексеевна, Буторина Анастасия Николаевна, Малыхина Елена Владимировна

В статье поднимаются вопросы цифровизации современного общества и образования. Авторы анализируют целый ряд понятий и категорий, которые касаются современного цифрового пространства и тех изменений, которые происходят в нем. Поднимают вопросы неоднозначности его роли в современном образовании. Анализируют положительные и отрицательные стороны данного вопроса. Авторами затрагиваются аспекты социализации и киберсоциализации подрастающего поколения. Рассматривается стихийность данного процесса. Прослеживается его влияние на общение. Отмечается и обозначается роль виртуального общения. В нем происходит не только формирование новых норм, но и перенос этих норм в киберпространство. Что влечет за собой целый ряд трудностей и проблем. Авторами ставится вопрос о возникновении новых видов асоциального поведения, но уже в сети. Поэтому в статье достаточно подробно анализируют понятие «кибербуллинг». Выделяют его черты. Обозначают причины, формы. Описывают последствия кибербуллинга для несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брутова Марина Алексеевна, Буторина Анастасия Николаевна, Малыхина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CYBERSOCIALIZATION IN THE MODERN DIGITAL SPACE

The article raises the issues of digitalization of modern society and education. The authors analyze a number of concepts and categories that relate to the modern digital space. They raise questions about the ambiguity of its role in modern education. Analyze the pros and cons of the problem. The authors touch upon aspects of socialization and cybersocialization of the teenagers. The spontaneity of this process is considered. Its influence on communication is traced. The role of virtual communication is noted and designated. It is not only the formation of new norms, but also their transfer to cyberspace. Which entails a number of difficulties and problems. The emergence of new types of antisocial behavior, but already online. Therefore, the authors analyze the concept of "cyberbullying" in sufficient detail. His features are highlighted. Denote the causes, forms. Describe the consequences of cyberbullying for minors.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Педагогика

УДК 37.06

кандидат педагогических наук, доцент Брутова Марина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Буторина Анастасия Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Малыхина Елена Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск)

ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье поднимаются вопросы цифровизации современного общества и образования. Авторы анализируют целый ряд понятий и категорий, которые касаются современного цифрового пространства и тех изменений, которые происходят в нем. Поднимают вопросы неоднозначности его роли в современном образовании. Анализируют положительные и отрицательные стороны данного вопроса. Авторами затрагиваются аспекты социализации и киберсоциализации подрастающего поколения. Рассматривается стихийность данного процесса. Прослеживается его влияние на общение. Отмечается и обозначается роль виртуального общения. В нем происходит не только формирование новых норм, но и перенос этих норм в киберпространство. Что влечет за собой целый ряд трудностей и проблем. Авторами ставится вопрос о возникновении новых видов асоциального поведения, но уже в сети. Поэтому в статье достаточно подробно анализируют понятие «кибербуллинг». Выделяют его черты. Обозначают причины, формы. Описывают последствия кибербуллинга для несовершеннолетних.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая среда, цифровое пространство, цифровая образовательная среда, киберсоциализация, кибербуллинг.

Annotation. The article raises the issues of digitalization of modern society and education. The authors analyze a number of concepts and categories that relate to the modern digital space. They raise questions about the ambiguity of its role in modern education. Analyze the pros and cons of the problem. The authors touch upon aspects of socialization and cybersocialization of the teenagers. The spontaneity of this process is considered. Its influence on communication is traced. The role of virtual communication is noted and designated. It is not only the formation of new norms, but also their transfer to cyberspace. Which entails a number of difficulties and problems. The emergence of new types of antisocial behavior, but already online. Therefore, the authors analyze the concept of "cyberbullying" in sufficient detail. His features are highlighted. Denote the causes, forms. Describe the consequences of cyberbullying for minors.

Key words: digitalization, digital environment, digital space, digital educational environment, cybersocialization, cyberbullying.

Введение. Современные изменения в обществе вносят существенные изменения и в систему образования в целом. Дистанционные технологии обучения, цифровое пространство, цифровизация образования, цифровая среда и цифровая образовательная среда - прочно вошли в нашу жизнь, раскрыв не только новые грани процесса обучения, но и принеся целый ряд сложностей и проблем, в том числе - связанных с социализацией подрастающих поколений. Исследователи неоднозначно подходят к определению роли и значения цифровой образовательной среды и цифрового образовательного пространства для современного образования. Выделяются как положительные, так и отрицательные стороны влияния цифрового пространства на человека.

Вышесказанное позволяет рассматривать проблемы социализации и киберсоциализации в современном цифровом пространстве и цифровом образовании, затронув аспекты кибербуллинга, его характеристики, черты, причины формирования, последствия для подрастающих поколений.

Изложение основного материала статьи. Правительством Российской Федерации и профильными министерствами за последние годы принято достаточно большое количество нормативных документов, направленных на урегулирование цифровизации общества и сферы образования нашего государства.

Наличие определенных нормативных документов и реализация проектов и программ позволяет нам акцентировать внимание на характеристике такого явления в современном мире, как цифровое пространство; попытаться проанализировать его проявления и соотношение с понятием цифровая среда.

В настоящее время нет однозначного толкования термина «пространство». Анализ источников позволил выделить следующие точки зрения:

- Пьер Бурдье давал характеристику понятия на основе анализа идей Р. Декарта, И. Ньютона и Г.В. Лейбница и рассматривал пространство не как самостоятельное явление, а как отношения, которые образуются в ходе взаимодействия разными объектами, причем обращал внимание, что вне этой системы взаимодействий пространство не существует [8];

- С.В. Кривых отмечает, что в физическом смысле это понятие можно рассматривать с одной стороны, как своеобразную сцену, на которой происходят все физические процессы, а с другой - как «набор связанных между собой условий, оказывающие влияние (положительное и отрицательное) на человека» [4]. С.В. Кривых отмечает, что содержательно пространство не подразумевается включенность в него человека, в отличии от среды [4].

В связи с этим также нет однозначного толкования понятия «цифровое пространство». В Государственном стандарте республики Беларусь и в «Проекте предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза» [11] эта категория определяется как «пространство, интегрирующее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, информационные ресурсы, а также совокупность цифровых инфраструктур, на основе норм регулирования, механизмов организации, управления и использования» [11].

Однако в нормативных документах, правительственных проектах и программах, публикациях, официальных выступлениях, в терминологии профессиональных сообществ в последнее время чаще всего используется понятие «цифровая среда» как частичный синоним предыдущего понятия. В педагогическом же сообществе исследователи чаще останавливаются на характеристике цифровой образовательной среды, акцентируя внимание на значимости ее в развитии субъектной позиции человека, в развитии системы образования страны в соответствии с тенденциями государственной образовательной политики, развития общества и международных отношений.

В общем смысле мы можем предполагать, что цифровая образовательная среда (пространство) содержательно входит в структуру одного из компонентов современной образовательной среды, и может характеризоваться как открытую совокупность информационных систем, технологий и организованных ресурсов, реализуемых в цифровом формате и

позволяющих обеспечить реализацию различных задач педагогического процесса (организацию обучения и управления, формирование у субъектов компетентности реализовываться в условиях разноуровневого взаимодействия и т.д.).

Поскольку в настоящее время не дано четкого определения сущности рассматриваемых понятий, возникают разногласия и в характеристике структуры самой цифровой среды (пространства). А.В. Данилова, А.Н. Моргун, О.Ф. Природова О.Ф. и О.П. Жигалова выделяют такие компоненты, как «цифровые технологии, цифровые ресурсы и цифровые следы» [7].

В официальных нормативных документах, как компоненты такой среды в образовательных организациях, выделены «данные участников образовательного процесса, платформа цифровой образовательной среды, включая информационные системы и ресурсы образования, цифровой образовательный контент, а также государственные и иные информационные системы и ресурсы, используемые в сфере образования и (или) необходимые для обеспечения работоспособности информационных систем и ресурсов платформы цифровой образовательной среды, информационных систем и ресурсов в сфере образования в единой информационной среде» [9].

Не смотря на наличие большого количества реализуемых в Российской Федерации программ и проектов по развитию цифрового пространства / цифровой образовательной среды, исследователи далеко не однозначны в определении ее роли в образовании, выделяя как ее достоинства, так и недостатки. И если с положительным влиянием распространения цифрового пространства (среды) на развитие системы образования, создание условий для формирования личности обучающихся все единогласны, то с отрицательным влиянием согласны далеко не все исследователи.

К достоинствам влияния цифрового пространства относят: доступность всех уровней образования и образовательных ресурсов, возможность индивидуализации образования, повышение интерактивности образовательного процесса, возможность создания новых образовательных моделей, способствующих повышению качества образования, экономия финансовых средств и другое.

Но помимо этого, расширение цифрового пространства в образовании ведет и к определенным рискам. Среди них отметим лишь некоторые, выделенные Е.А. Бутиной, М.А. Манаковской, И.А. Пфаненштилем, В.И. Панариным, О. Четвериковой и другими: «неапробированность технологий», влияние которых на здоровье обучающихся не изучено; негативные изменения в развитии мозга и психики обучающихся; снижение качественных характеристик психофизиологического состояния обучающихся; снижение количества и качества живого общения и взаимодействия, которые являются важнейшим звеном передачи социального опыта; большие затраты времени на создание цифрового образовательного продукта при его быстром устаревании; возможна дегуманизация и инструментализация образования, девальвации моральных норм и принципов; «расчеловечивание» образования; появление новых видов отклоняющегося поведения и новых видов угроз для детей и подростков.

В контексте цифрового пространства и его характеристик, особое звучание приобретают аспекты, которые касаются социализации современного подрастающего поколения. Социализация охватывает все стороны жизни человека. И часто рассматривается как процесс и как результат его социального развития [5], предполагает субъектность и объектность человека в этом процессе. Таким образом, человек выступает не только субъектом и объектом своей социализации, но и может стать ее жертвой. Что приобретает особый смысл в контексте цифровизации общества и образования. В современной действительности человек сталкивается с новыми реалиями и в процессе социализации. И некоторые исследователи (А.А. Вербицкий [2], О.И. Воинова [3], В.А. Плешаков [3]) утверждают, что современный человек живет в эпоху киберсоциализации и киберсоциальности. Под киберсоциализацией понимается, прежде всего, социалиализация личности в киберпространстве или виртуальная социализация личности [6]. Что, само по себе, является не столь новым событием, но особое звучание приобретает в контексте тех изменений, которые происходят в обществе и мире в целом. А.А. Вербицкий [2] утверждает, что киберсоциализация носит стихийный характер и связана с активным внедрением цифрового обучения в нашу жизнь. В этой связи закономерно говорить, о так называемом, «цифровом поколении» [2] - поколении детей, которое с самого рождения попадает в виртуальный мир и виртуальное пространтсво, общается с внешним миром преимущественно при помощи мобильных телефонов и компьютеров, при этом имеющее свои особенности и испытывающее особые трудности в процессе социализации.

«Виртуальное общение» обновляет и усиливает привычное социальное общение: происходят новые знакомства; осваиваются разнообразные социальные роли; формируются нормы поведения за счет полной анонимности и отсутствия этических норм. Происходит перенос асоциальных моделей общения в киберпространство. Детская и подростковая травля, отвержение, изоляция набирает обороты агрессивного и насильственного общения в сети. Данные действия стремительно набирают обороты в нашей стране, так и за ее пределами, что подтверждают следующие данные опросов: более 70% школьников России от 8 до 17 лет подвергались онлайн-буллингу, что в 3,5 раза выше, чем еще пять лет назад. Использование ИКТ для оскорбления, запугивания, распространения негативной информации для нанесения психологического вреда личности - очень серьезная проблема современности.

Впервые определение понятию «кибербуллинг» дано Б.Белси. Он представил его как «поведения с использованием ИКТ для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей» [1]. Организация Объединенных наций признает кибербуллинг нарушением Конвенции ООН по правам ребенка в отношении 19 статьи, которая признана гарантировать несовершеннолетним защиту от любых форм физического, психологического и ментального насилии, и уже в 2014 году приняла резолюцию по борьбе с любыми видами насилия.

Кибербуллинг негативно влияет на все компоненты здоровья подрастающего поколения. Поэтому необходимо четко понимать «корни» данной проблемы и выделить следующие характерные черты кибербуллинга:

- открытость и публичность пространства Интернета для действий против личности (все и всем видно и доступно);

- анонимность кибермоббера (киберпреступника), что позволяет ему обеспечивать определенный срок негативной «кибер-активности» в состоянии собственной безопасности;

- непрерывный, постоянный процесс травли (круглосуточность);

- неограниченность аудитории, что позволяет кибермобберу подключать соучастников к процессу травли и онлайн-преследования.

Далее остановимся на причинах онлайн-травли. Так как чаще всего жертвой в киберпространстве становятся те, кто и в реальной жизни были жертвами буллинга, то и причины такие же, как и при обычной травле:

- страх, т.е. боязнь самому не стать жертвой работает на опережение (либо сам становится мобберам, либо вступает к уже существующей группе онлайн-агрессоров);

- авторитет, стремление к превосходству над другими, желание быть у всех на виду, привлекать внимание;

- конфликтность, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями;

- скука, безделье, нежелание что-либо делать, незнание чем себя занять;

- сила, как желание продемонстрировать свое превосходство, позволяют кибер-агрессору наносить удары по своим жертвам;

- комплекс собственной неполноценности, как проекция чувства собственной ущербности на другого;

- личностный кризис в дружбе, любовных отношениях, зависть, ненависть.

Данные причины взаимосвязаны и могут проявляться как по одной, так и вместе.

Представим основные формы кибербуллинга: перепалки (флейминг) - короткие эмоционально-негативные реплики в публичных местах сети; нападки - атаки-сообщения оскорбительного характера на различные онлайн-сообщества; клевета - распространение сообщений, фото, видео оскорбительной лживой информации; самозванство - перевоплощение, подмена ролей «преследователь-жертва»; надувательство - распространение конфиденциальной информации в сети; отчуждение (изоляция) - прекращение общения и контактов, избегание обратной связи; киберпреследование - скрытое преследование жертвы, часто для причинения ей реального вреда; хеппислепинг - дискредитирующая (порочащая неприкосновенность личности) видеосъемка жертвы с последующим ее распространением в сети; открытая угроза физической расправы.

Таким образом, кибербуллинг влияет на все составляющие жизни детей и подростков. Постоянный страх, тревога, снижение иммунитета, нарушение психических процессов, разрушение социальных отношений в реальной жизни может и приводит подростков и молодых людей к суициду, а точнее к «буллициду - доведению до самоубийства путем психологического насилия» [10]. Поэтому очень важно видеть и понимать существующую проблему. Нужны комплексные программы для педагогов и родителей по профилактике кибербуллинга среди несовершеннолетних. Необходимо обеспечить безопасность в информационном пространстве, надо учить детей и подростков принципам кибер-этики, правилам безопасного поведения в сети с целью сохранения психологического, физического и социального здоровья подрастающего поколения.

Выводы. Подводя итог сказанному выше отметим, что в последние годы наблюдается достаточно интенсивная цифровизация общества и сферы образования, что, в свою очередь, регулируется большим количеством нормативных документов на государственном уровне. Поэтому возникает необходимость обратиться к характеристике новых категорий в современном образовании, таких как пространство и цифровое пространство, цифровая среда и цифровая образовательная среда, цифровые технологии и цифровые ресурсы, киберсоциализация и кибербуллинг. Данные категории, на наш взгляд, требуют особого внимание не только исследователей, занимающихся данной проблематикой, но и педагогов, работающих в современных образовательных организациях, изучение положительных и отрицательных сторон влияния цифрового пространства на человека. Бесспорными достоинствами цифрового пространства и цифрового образования являются доступность всех уровней образования, образовательных ресурсов, интерактивность образования и ряд других. К некоторым недостаткам могут быть отнесены «неапробированность технологий», их негативное влияние на здоровье человека, снижение количества и качества живого общения, возникновение новых, мало изученных, видов отклоняющегося поведения, а так же новые грани социализации ребенка в цифровом пространстве.

Изучение проблемы киберсоциализации в современном цифровом пространстве предполагает рассмотрение вопросов цифровизации образования и общества в целом. Нами рассмотрены ключевые понятия, затрагивающие аспекты цифрового пространства, цифровой среды и цифрового образования в целом, опираясь на научные подходы и нормативные документы. Киберсоциализация предполагает, прежде всего, социализацию личности в виртуальном пространстве, в процессе виртуального общения и взаимодействия человека (в нашем случае - ребенка) с современными гаджетами в сети Интернет. Данное явление, от части, носит стихийный характер и имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Одной из отрицательных сторон данного процесса является кибербуллинг, основные характеристики которого, а так же черты, характеристики, причины возникновения, формы и последствия рассмотрены в данной работе.

Литература:

1. Баранов, А.А. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2015. - №11. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kiberbulling-novaya-forma-ugrozy-bezopasnosti-lichnosti-podrostka (дата обращения: 05.01.2022).

2. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2019. - №1(6). - URL: http://journal.homocyberus.ru/ (дата обращения:

29.12.2021).

3. Воинова, О.И. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». - 2018. - № 1(4). - URL: http://journal.homocyberus.ru/ (дата обращения: 29.12.2021).

4. Кривых, С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С.В. Кривых. - Москва: Научная онлайн-библиотека PORTALUS.RU, 06 марта 2011. - URL: http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?start_from=20&archive=&subaction=&id=& (дата обращения:

16.01.2022).

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2005. - 200 с.

6. Плешаков, В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен / В.А. Плешаков // Преподаватель XXI век. - 2009. - №3. - С. 32-39.

7. Природова, О.Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты / О.Ф. Природова, А.В. Данилова, А.Н. Моргун // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 1. - С. 9-30. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 14.01.2022).

8. Пьер Бурдье. Социальное пространство: поля и практики. Сборник статей / [Н.А. Шматко]; составление, общая редакция перевода и послесловие Н.А. Шматко. - М.: 2005. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3707/3708 (дата обращения: 01.01.2009).

9. Российская Федерация. Приказы. Целевая модель цифровой образовательной среды: Приказ № 649: [утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации 02 декабря 2019 г. - Москва. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 16.01.2022).

10. Фетисова, Т.А. Воздействие Интернета на суицидальное поведение молодежи / Т.А. Фетисова, Е.И. Ключко // Вестник культурологии. - 2015. - №4 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 05.01.2022).

11. Цифровая трансформация. Термины и определения: СТБ 2583-2020, введен в действие 01 марта 2021 г. - Минск: Госстандарт, 2020. - URL: https://tnpa.by/#!/DocumentCard/502253/635313 (дата обращения: 16.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.