УДК 331.108.2
Холошина А.А. студент магистратуры 3 курса институт «Экономики и управления» «Белгородский государственный национальный исследовательский
университет (НИУ «БелГУ») научный руководитель: Шаповал Ж.А.
доцент Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ГОРОД ЛИСКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности кадрового обеспечения в администрации городского поселения город Лиски Воронежской области. Определен профессиональный уровень кадров, выявлены тенденции и перспективы развития кадрового потенциала администрации городского поселения город Лиски. Выявлены основные направления построения эффективной кадровой политики в муниципальном образовании.
Ключевые слова: кадровый состав, муниципальная служба, кадровая политика, муниципальные служащие, повышение квалификации, профессиональная подготовка, мотивация.
Rholoshina A.A. student of a magistracy 3 course, Economy and Management institute Belgorod State National Research University
Russia, Belgorod Research supervisor: Shapoval ZH.A.
Associate Professor PROBLEMS OF THE PERSONNEL SUPPORT OF MUNICIPAL SERVICE IN THE URBAN SETTLEMENT CITY OF LISKS VORONEZH
REGION
Summary:
The article discusses the features of staffing in the administration of an urban settlement, the town of Liski, Voronezh Region. The professional level of personnel has been determined, trends and prospects for the development of the personnel potential of the administration of the urban settlement, the town of Liski, have been identified. The main directions of building an effective personnel policy in the municipality are identified.
Keywords: Personnel structure, municipal service, personnel policy, municipal employees, professional development, vacancies, vocational training, administration of the city of Liski, motivation.
Одной из приоритетных задач органов местного самоуправления любого муниципального образования является кадровая политика. Ее содержание включает принципиальные позиции муниципалитета по отношению к подготовке, развитию персонала органов местного самоуправления, муниципальных служащих. От организации кадровой работы в муниципальном образовании во многом зависит результативность деятельности этих органов, решение установленных вопросов местного значения, а также реализация госполномочий, передаваемых на муниципальный уровень, и в целом жизнедеятельность данной конкретной территории и её населения.
К основным направлениям кадровой политики в органах местного самоуправления можно отнести[1]:
- установление определенных требований при поступлении на муниципальную службу с целью обеспечения высокопрофессиональными специалистами;
- организацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников муниципальной службы;
- создание условий для карьерного и профессионального роста кадров;
- оценку персонала (проведение аттестации, квалификационного экзамена);
- совершенствование организации труда, обеспечение техники безопасности;
- стимулирование и мотивацию, социальные гарантии и выплаты служащим;
- развитие системы профориентации молодежи, нацеленной на поступление на муниципальную службу.
Рассмотрим проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления на примере города Лиски - административного центра Лискинского муниципального района Воронежской области.
Структуру органов местного самоуправления города Лиски составляют: Совет народных депутатов городского поселения город Лиски -представительный орган; глава городского поселения; администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная комиссия[2].
Муниципальная власть - это действительно самая близкая власть к людям: все насущные вопросы, определяющие качество повседневной жизни граждан (обеспечение порядка в ЖКХ, благоустройство, развитие социальной структуры) решаются на уровне муниципальной власти, зачастую именно по работе органов местного самоуправления народ судит о работе власти в целом.
Основными задачами в работе органов местного самоуправления города было и остается исполнение полномочий, возложенных на
муниципальных служащих Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие исчерпывающих мер, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности, динамическое и поступательное развитие города и удовлетворение жизненных потребностей его жителей.
В настоящее время кадровой работой в администрации городского поселения город Лиски занимается общий отдел. Основные задачи отдела в сфере кадровой работы заключаются в следующем:
- подбор и расстановка кадров;
- формирование резерва кадров на должности муниципальной службы;
- подготовка и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- организация переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
- кадровое обеспечение деятельности администрации города и организационно-штатная работа;
- ведение компьютерного учета кадрового состава;
- подготовка и проведение аттестации муниципальных служащих, составление отчетов и разработка мероприятий по реализации предложений и выводов аттестационных комиссий;
- подготовка и проведение квалификационного экзамена муниципальных служащих администрации города;
- ведение трудовых книжек, личных дел, реестра муниципальных служащих;
- организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих;
- консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы и др.
Значительная эффективность и технологичность работы по поиску и отбору новых специалистов обеспечивается правильно выбранными критериями и способами, хорошо проработанными процедурами, точными положениями и инструкциями, регламентирующими эту работу. Все перечисленное входит в должностные обязанности начальника общего отдела администрации городского поселения город Лиски.
Важным шагом к повышению эффективности кадровой политики является комплексная оценка имеющегося кадрового потенциала муниципальной службы, для которой может быть использована соответствующая система мониторинга. Основные цели проведения мониторинга кадровой политики в исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления сводятся к следующим позициям:
1. Определение профессионального уровня кадров, комплексная оценка кадрового состава.
2. Оперативное и постоянное информирование руководящего состава о кадровом потенциале.
3. Прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития кадрового потенциала для своевременного и оперативного принятия решений по предотвращению дефицита (переизбытка) кадров, планирования карьеры служащих, формирования кадрового резерва.
Исходя из этого, для анализа были выбраны следующие параметры диагностики:
- выявление социально-демографических характеристик муниципальных служащих;
- анализ образовательного уровня муниципальных служащих;
- анализ трудового стажа муниципальных служащих;
- анализ уровня профессионального развития муниципальных служащих;
- анализ ведущих факторов мотивации деятельности муниципальных служащих;
- анализ эффективности применяемых кадровых технологий.
С целью эмпирической диагностики данных показателей в администрации городского поселения город Лиски был проведен анализ официальных статистических данных о кадровом составе администрации города Лиски, а также авторский социологический опрос сотрудников администрации городского поселения город Лиски (N=23).
В администрации городского поселения городе Лиски почти половина муниципальных служащих (43%) находятся в возрасте от 41 до 50 лет, и (22%) в возрасте 51 год и старше, в то время как молодых специалистов в возрасте от 18-30 лет всего 9%. Таким образом, средний возраст муниципальных служащих на 2018 г. составил 43 года.
Больше половины муниципальных служащих города Лиски имеют высшее образование (57%) и не малый процент (28%) занимают муниципальные служащие, имеющие среднее профессиональное образование. Данные результаты показывают высокий уровень образования у руководителей и специалистов муниципальной службы в администрации городского поселения город Лиски.
Согласно официальным данным администрации городского поселения город Лиски, почти все муниципальные служащие проходили специальное обучение и подготовку по направлениям муниципальной службы. 57% работников проходили повышение квалификации, это высокий показатель.
38% муниципальных служащих имеют стаж более 10 лет, в то время как всего 5% специалистов занимают должность муниципальной службы менее 3-х лет. В связи с этим, для 38% муниципальных служащих при формировании учебных планов подготовки и повышения квалификации необходимо ориентироваться в большей степени на материалы инновационного характера. А для другой группы специалистов, имеющих
стаж менее трех лет, необходимо формировать учебные планы с акцентом на практические вопросы, для преподавания в данной группе необходимо привлекать специалистов-практиков.
В рамках авторского социологического опроса респонденты задавался вопрос о сфере деятельности служащих до прихода в органы местного самоуправления. Ответы служащих распределились следующим образом: промышленное предприятие - 17%; учреждения образования или культуры -22%; коммерческие структуры, бизнес - 19%; сельское хозяйство - 16%; архитектура - 5%; сфера ЖКХ, дорожное хозяйство - 11%; другое - 10%. Таким образом, большая часть (22%) муниципальных служащих в администрации города Лиски лиц до прихода на муниципальную службу осуществляли свою трудовую деятельность в сфере образования или культуры. При планировании профессионального развития с помощью программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации этой группы специалистов необходимо учитывать данный факт и формировать учебные планы подготовки и переподготовки муниципальных служащих, включающие законодательные основы местного самоуправления, вопросы, связанные технологиями планирования, инновациями, с управлением социальной сферой, сферой жилищно-коммунального хозяйства, маркетинга территории, управленческие дисциплины и т.д.
По мнению опрошенных, наиболее актуальными программами повышения квалификации для них являются следующие (диаграмма 1).
2%
7%
12%
15%
19%
22%
13%
^ Другое
и Бухгалтерский учет Юриспруденция
* Кадровое обеспечение
- Основы управления проектами
Диаграмма 1. Актуальные программы повышения квалификации.
Большая часть муниципальных служащих отметили актуальность обучения навыкам работы с компьютером, что, в свою очередь, наталкивает на вывод о недостаточно высоком уровне знаний в сфере информационных технологий.
Анализ следующего блока вопросов был направлен на выявление мотивации деятельности муниципальных служащих. На вопрос «Устраивает ли Вас Ваша работа в целом?» большая часть (62%) муниципальных служащих в администрации города Лиски ответили «Да, устраивает». Затрудняются с ответом 29% муниципальных служащих и всего 9% не устраивает работа в органах муниципальной службы.
Большая часть муниципальных служащих не удовлетворены большим объемом работы и сверхурочной работой, чрезмерной нагрузкой, говорит о высокой занятости муниципальных служащих. Также следует отметить, что 11% муниципальных служащих не устраивает размер заработной платы, что, в свою очередь, не мотивирует сотрудников к улучшению работоспособности.
Давая оценку вопросу «Отметьте, пожалуйста, факторы, которые на Ваш взгляд сделают Вашу работу более привлекательной, повысят Вашу производительность труда?» респонденты выделили, что основным мотивирующим фактором для муниципальных служащих является повышение заработной платы (17%). Также не менее важным является возможность продвижения по службе (14%). Важными мотивирующими факторами выступают также: признание и одобрение со стороны руководства хорошо выполненной работы, хорошие отношения с коллегами по работе, хорошие отношения с непосредственным начальником, атмосфера в коллективе (диаграмма 2).
Затрудняюсь ответить Хорошие отношения с начальством п Хорошие отношения с коллегами по работе
Обучения и повышения квалификации
Выполнять работу, позволяющую думать самостоятельно
Совершенствовать свои способности Признание со стоны руководства Справедливое распределение объемов работы
Повышение ЗП
Продвижения по службе
7%
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% 18%
Диаграмма 2. Факторы, влияющие на производительность труда.
Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости проведения более активной кадровой политики в администрации города, направленной на профессиональное развития служащих. Анализ структуры кадрового состава администрации городского поселения города Лиски, что происходят следующие изменения. Увеличилась численность кадрового корпуса муниципальных служащих (с 11 до 23 человек за последние пять лет). Наблюдается уменьшение доли муниципальных служащих в группе со стажем менее 3-х лет (5%) и одновременно увеличение группы со стажем
более 10 лет (38%). Это свидетельствует о недостаточном количестве молодых кадров на муниципальной службе и, как следствие, отсутствии у «возрастного» состава перспективной молодой смены. Однако по-прежнему остается невысоким процент муниципальных служащих, имеющих профильное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление», что, в свою очередь, приводит к «пробелам» научных знаний в области муниципального управления и информационных технологий управления. Кроме того, к числу проблем реализации кадровой политики в городском поселении город Лиски можно отнести: несовершенство механизма профессионального развития муниципальных служащих и прогнозирования потребности в кадрах; отсутствие комплексной системы подбора и закрепления кадров в кадровый резерв, а также работы с ним.
В целом, профессиональный уровень муниципальных служащих администрации городского поселения город Лиски, нуждается в постоянном развитии и самосовершенствовании. Повышение профессионального уровня муниципального служащего требует постоянного увеличения объема профессиональных знаний и практического опыта эффективного управления экономическими, социально-культурными и политическими процессами на территории муниципального образования для достижения целей местного самоуправления - удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения и развития территории.
Использованные источники:
1. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф» Разд. «Законодательство».
2. Устав городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области [Текст] : утвержден Решением Совета народных депутатов городского поселения город Лиски решением от 23 августа 2005 г. № 812. - Режим доступа: http : //adminliski .ru/charter/.