ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 658.310.9:[342:35] ББК 65.291.6+67.401.02
DOI 10.22394/1682-2358-2018-1-4-17
S.A. Vorontsov, Doctor of
Sciences (Law), Professor of the Procedural Law Department, South Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
A.V. Ponedelkov, Doctor
of Sciences (Politics), Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Head of the Department of Political Science and Ethnopolitics, South Russian Institute of ¡Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
PROBLEMS OF STAFFING IN THE MUNICIPAL TERRITORIES INVESTMENT DEVELOPMENT
Problems of staffing the investment development of municipal territories are analyzed. The priorities of the state personnel policy are determined, and conclusions and proposals on the need to reconfigure personnel work and its investment reinforcement are formulated.
Key words and word-combinations: public administration, modernization policy, personnel support and investment development, corruption.
С.А. Воронцов, доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
А.В. Понеделков, доктор политических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой политологии и этно-политики Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация. Анализируются проблемы кадрового обеспечения инвестиционного развития муниципальных территорий. Определяются приоритеты государственной кадровой политики, формулируются выводы и предложения о необходимости перенастройки кадровой работы и ее инвестиционного подкрепления.
Ключевые слова и словосочетания: государственное и муниципальное управление, модер-низационная политика, кадровое обеспечение и инвестиционное развитие, коррупция.
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1
ВВ ходе выступления на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017) Президент РФ В.В. Путин определил контуры новой модернизационной политики. Глава государства акцентировал внимание на «цифровой экономике», судебной реформе и инвестициях в развитие [1]. Необходимость модернизации обусловлена тем, что наша страна переживает достаточно сложный период.
Сегодня как никогда справедлива формула В.И. Ленина о том, что «империалистические монополии ведут борьбу за территории, за районы наиболее выгодных рынков, за источники сырья, объекты приложения капитала. Погоне финансового капитала за все новыми прибылями соответствует... международная политика, которая сводится к борьбе великих держав за экономический и политический раздел мира...» [2, с. 383].
В современный период экономические и политические факторы лежат в основе попыток США создать однополярный мир, в котором должны существовать национальные интересы исключительно этой страны, без учета интересов других стран. В складывающихся условиях возникает необходимость приведения государственного и муниципального управления в соответствие с новыми политическими и экономическими реалиями. Подобные изменения происходят не только в России, но и других странах, даже самые благополучные из которых вынуждены модернизировать свой государственный аппарат, пересматривать используемые управленческие модели и методы.
12 ноября 2016 г. под председательством Президента РФ прошло совместное заседание Президиума и консультативной комиссии Госсовета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов, где было подчеркнуто, что современная социально-политическая и экономическая ситуация характеризуются усилением интеграционных процессов в российских регионах. От умело и грамотно организованного кадрового обеспечения инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных территорий во многом зависит не только благополучие жителей муниципальных образований, но и эффективность социально-экономической политики органов власти и управления в регионе в целом [3].
Отметим, что в последние годы кадровое обеспечение и инвестиционное развитие муниципальных территорий поставлено в центр внимания управленческих структур на региональном и местном уровнях. Подтверждением этому служат принятые и разрабатываемые в субъектах РФ и муниципалитетах соответствующие стратегии, концепции, программы. Научное сопровождение данной деятельности осуществляют представители российской науки: политологи, юристы, экономисты, социологи. Особое место в этом процессе занимают ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), ее институтов и филиалов, которые в монографиях, научных статьях и диссертационных исследованиях отражают алгоритмы решения существующих проблем с учетом региональных особенностей.
Анализ проблем кадрового обеспечения муниципальных образований в связи с необходимостью реализации стратегий их социально-экономического
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1 5
развития проведен Ю.В. Астаховым и Р.И. Мельниковой [4, с. 34]. Необходимость инновационного развития муниципальных образований и роль кадрового потенциала в достижении современного конкурентного уровня, обеспечивающего устойчивое и опережающее развитие территорий, обосновали В.И. Патрушев и Ю.В. Астахов [5].
Необходимость смены существующих в настоящее время жестко запрограммированных управленческих структур формированиями быстрого и гибкого реагирования обосновала Л.В. Прибыткова. По ее мнению, в основу управленческих структур нового типа должен быть положен принцип быстрого формирования на контрактной основе временных коллективов для решения конкретных проблем [6].
С.Е. Прокофьев отметил необходимость внесения изменений в интеллектуальную составляющую системы управления. В этих целях он предложил выделить обучение субъекта управления, используемого в процессах развития муниципальных территорий на основе реализации инвестиционных планов в качестве самостоятельной субтехнологии [7]. Это предложение представляется правильным, так как применение подобного типа структур в практике функционирования местного самоуправления должно обеспечиваться интеллектуально развитым кадровым потенциалом муниципальных территорий и стать одной из задач стратегии их развития.
Проблемы кадрового обеспечения муниципальных образований исследовались в рамках Гайдаровского форума [8]. Большую работу проводят ученые ИГСУ РАНХиГС, которые совместно с научным корпусом региональных филиалов в течение последних десятилетий анализируют многочисленные проблемы, связанные с эффективностью инструментария управления муниципальными территориями, направлениями совершенствования их кадрового потенциала, выявлением негативных тенденций в работе местных органов власти и выработкой адекватных мер противодействия этим негативным тенденциям, поиском оптимального алгоритма взаимодействия местного самоуправления с государственной службой, структурами гражданского общества, контролирующими и надзорными структурами. Особое место в поиске наиболее эффективных путей кадрового обеспечения инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных территорий занимают научные конференции, круглые столы, социологические исследования.
В рамках подготовки к круглому столу с международным участием «Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований (отечественные и зарубежные практики)», проведенному 27—28 октября 2017 г. в г. Ростове-на-Дону, 31 октября 2017 г. в г. Пятигорске, 2 ноября 2017 г. в г. Кургане, Лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления Южно-Российского института управления РАНХиГС (далее — Лаборатория) в июне — августе 2017 г. на территориях республик в составе Российской Федерации (Карачаево-Черкесии, Карелии, Северной Осетии — Алании; Волгоградской, Ростовской, Московской, Архангельской, Астраханской, Курганской и Челябинской областей; Краснодарского и Ставропольского краев) осуществлен социологический опрос, в котором приняли участие 889 экспертов [9].
6 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1
По профессиональной категории 46,2% экспертов отнесли себя к государственным и муниципальным служащим; 15,1% — к предпринимателям и бизнес-сообществу; 12,5% — к представителям инфраструктуры инновационного развития; 9,2% — к депутатам и активистам политических партий; 9% — к работникам сферы образования, культуры, представителям научного сообщества; 7,3% — к представителям СМИ. По стажу работы в должности 32,5% — до 5дет; 31,2% — от 5 до 10 лет; 17,7% — от 10 до 20 лет; 12,2% от 20 до 30 лет; 6,4% — свыше 30 лет. По месту постоянного проживания 43% представляют крупные города; 40,1% — малые и средние города; 16,9% — сельскую местность. 50,7% экспертов женского пола, 49,3% — мужского. По возрасту до 29 лет — 15,1% экспертов; от 30 до 39 лет — 31,2%; от 40 до 49 лет — 32,5%; от 50 до 59 — 14,3%; от 60 лет и старше — 6,9%.
Социологический опрос ориентирован на выявление экспертных мнений по следующим вопросам:
— оценка эффективности экономической политики местных органов власти;
— наличие (отсутствие) на территории муниципального образования необходимых условий для успешного инвестиционного развития;
— современное состояние диалога между местными властями и представителями бизнес-сообщества в плане эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципального образования;
— факторы, в наибольшей степени препятствующие эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципального образования;
— соблюдение основных положений Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», осуществляемой в форме капитальных вложений» в регионе;
— осуществление в муниципальном образовании поддержки малого и среднего предпринимательства посредством бизнес-инкубаторов;
— осуществление в муниципальном образовании поддержки стартапов (бизнес-проектов) молодых предпринимателей;
— освещение в региональных и местных средствах массовой информации примеров успешной реализации стартапов молодых предпринимателей на территории муниципального образования;
— участие региональных отделений политических партии и общественно-политических организаций в привлечении инвестиций, направленных на развитие региона и муниципальных территорий;
— взаимодействие местных властей с представителями научного сообщества для разработки бизнес-проектов, направленных на улучшение экономической ситуации;
— обеспеченность органов местного самоуправления квалифицированными управленческими кадрами, способными обеспечить инновационное развитие;
— эффективность ротации управленческих кадров в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования;
— основные препятствия для формирования управленческого кадрового резерва для решения новых задач, связанных с повышением конкурентоспособности муниципальных территорий;
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1 /
— личностные качества, которыми должен обладать эффективный работник органов местного самоуправления;
— роль брендинга (создание и продвижение бренда) инвестиционного развития территорий;
— меры, которые необходимо предпринять для эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципального образования.
Анализ результатов социологического опроса экспертов позволяет сконцентрировать внимание на следующих, на наш взгляд, основных приоритетах.
1. Эффективность экономической политики местных органов власти, %
1 Полностью эффективна, приносит ощутимые результаты 12,3
2 Скорее эффективна, результаты есть, но не решены некоторые проблемы 37,5
3 Скорее неэффективна, результатов практически нет 22,4
4 Абсолютно неэффективна, экономическая обстановка ухудшается 17,2
5 Затрудняюсь ответить 10,6
Почти 50% экспертов оценили эффективность экономической политики местных органов власти как эффективную или скорее эффективную, но пока еще не решившую всех проблем. При этом 22,4% экспертов считают, что экономическая политика местных органов власти скорее неэффективна, а лишь 17,2%, что экономическая политика абсолютно неэффективна и экономическая обстановка ухудшается. Таким образом, объективно возникает задача внести соответствующие коррективы в реализацию экономической политики местных органов власти.
2. Создание на территории муниципального образования необходимых условий для успешного инвестиционного развития, %
1 Да (муниципальное образование обладает высокой степенью инвестиционной привлекательности) 15,4
2 Скорее да, чем нет (инвестиционный потенциал высокий, но его возможности используются не в полной мере) 32,7
3 Скорее нет, чем да (условия для привлечения инвестиций практически отсутствуют) 28,5
4 Нет (инвестиционный климат, сложившийся в муниципальном образовании, абсолютно неблагоприятный) 14,2
Менее половины экспертов оценивают инвестиционный потенциал своей территории как высокий или скорее высокий; 14,2% считают, что инвестиционный климат, сложившийся в их муниципальном образовании, абсолютно неблагоприятный. Приведенные данные показывают, что имеется существенный разрыв в инвестиционной привлекательности территорий. Требуется анализ причин подобного положения и принятия мер по укреплению муниципальных образований с неблагоприятным инвестиционным климатом, кадрами имеющими соответствующий опыт.
8 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1
3. Состояние диалога между местными властями и представителями бизнес-сообщества в регионе по эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышению конкурентоспособности муниципального образования, %
1 Диалог весьма продуктивен 23,4
2 Диалог налажен, но по ряду вопросов нет окончательного согласия 44,1
3 Согласие отсутствует по большинству вопросов 22,7
4 Диалог между местными властями и бизнес-сообществом отсутствует 3,3
5 Затрудняюсь ответить 6,5
Более половины экспертов считают, что диалог в целом продуктивен и лишь четверть экспертов полагает, что диалог отсутствует. На наш взгляд, положительную роль в налаживании диалога между местными властями и представителями бизнес-сообщества в регионе сыграло введение Указом Президента РФ В.В. Путина должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, который отвечает за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов; урегулирование возникающих споров между бизнесом и органами власти [10]. Одновременно с созданием федерального института по защите прав предпринимателей в регионах были учреждены собственные институты уполномоченных.
4. Факторы, препятствующие эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципального образова-
ния, %
1 Высокий уровень безработицы 15,0
2 Нестабильная политическая ситуация / недоверие местным властям 9,2
3 Высокие административные барьеры 13,7
4 Недобросовестная конкуренция 13,1
5 Неэффективные закупки за счет бюджетных средств 5,9
6 Криминогенная обстановка 2,3
7 Неблагоприятная экологическая обстановка 7,8
8 Низкий уровень экономического развития региона 19,3
9 Низкий уровень доходов населения 36,6
10 Слабо развита транспортная инфраструктура 9,8
11 Дефицит бюджета муниципального образования 27,5
12 Нехватка квалифицированных управленческих кадров 14,7
13 Высокий уровень коррупции 8,2
14 Несовершенство законодательной базы 10,5
15 Малые запасы природных ресурсов 6,9
16 Отсутствие диалога между местными властями и бизнес-сообществом 4,6
17 Другое 0,0
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1
Эксперты видят в качестве факторов, препятствующих эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципального образования, прежде всего материальные факторы: низкий уровень доходов населения (36,6%), дефицит бюджета муниципального образования (27,5%), низкий уровень экономического развития региона (19,3%). Вторую позицию занимают высокие административные барьеры (13,7%), недобросовестная конкуренция (13,1%), недоверие местным властям (9,2%) и высокий уровень коррупции (8,2%).
Примечательно, что угрозы криминогенного характера эксперты оценили в 2,3% — это в несколько раз меньше, чем угрозы, формируемые коррумпированными государственными и муниципальными служащими.
5. Отрасли на территории муниципального образования, представляющие интерес для инвесторов, %
№ п/п Отрасли Крупные инвесторы Частные инвесторы
1 Здравоохранение 13,1 11,8
2 Сфера досуга 14,4 22,9
3 Промышленно сть 33,0 11,8
4 Культура 3,3 6,9
5 Спорт 7,5 10,1
6 ЖКХ и благоустройство территории 9,5 15,0
7 Экология 8,5 6,2
8 Молодежная политика 1,0 4,2
9 Образование 5,6 7,8
10 Сельское хозяйство 27,1 22,2
11 Транспорт 5,9 4,2
12 Торговля 16,0 18,0
13 Туризм 10,5 19,3
14 Добыча природных ресурсов 19,9 11,4
15 Энергетика 12,1 4,9
Эксперты выделили в качестве отраслей, представляющих интерес для инвестора, промышленность, сельской хозяйство, торговлю, добычу природных ресурсов. Образование (5,6 и 7,8%), культура (3,3 и 6,9%), молодежная политика (1,0 и 4,2%) и спорт (7,5 и 10,1%) заняли наиболее низкие позиции.
Это вызывает определенную обеспокоенность в связи с тем, что именно
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2018. ^>1. 18. № 1
эти отрасли существенно влияют на уровень подготовки будущих управленческих кадров, их патриотический настрой, морально-волевые качества. Экспертами явно недооценено значение инвестиций в транспортную сферу
(5,9 и 4,2%).
6. Соблюдение норм Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», осуществляемой в форме капитальных вложений», %
1 Да (закон соблюдается в полной мере) 21,1
2 Скорее да, чем нет (соблюдается большинство положений закона) 31,2
3 Скорее нет, чем да (положения закона слабо соблюдаются) 7,6
4 Нет (положения закона абсолютно не соблюдаются) 9,7
5 Затрудняюсь ответить 30,4
Представляется позитивным, что более половины экспертов указали, что нормы закона соблюдаются, скорее соблюдаются или слабо соблюдаются; лишь 9,7% экспертов считают, что положения закона абсолютно не соблюдаются.
При этом настораживает то обстоятельство, что 30,4% экспертов затруднились с ответом; это, вероятно, свидетельствует о их незнании данного правового акта.
7. Участие региональных отделений политических партии и общественно-политические организаций в привлечении инвестиций, направленных на развитие региона и муниципальных территорий, %
№ п/п Форма участия Регион Муниципальные образования
1 Да, принимают активное участие 16,9 16,2
2 Принимают участие в привлечении инвестиций только для наиболее значимых отраслей 15,8 19,2
3 Слабо участвуют в данном процессе 19,4 23,6
4 Нет, не принимают никакого участия 16,8 15,1
5 Затрудняюсь ответить 31,1 25,9
Как показывают экспертные оценки, политические партии и общественно-политические организации проявили себя в привлечении инвестиций, в большей части направленных на развитие муниципальных территорий.
Это можно объяснить стремлением удовлетворить запросы своих избирателей. То обстоятельство, что треть экспертов затруднилась с ответом, косвенно свидетельствует о недостаточно эффективной работе политических партий и общественно-политических организаций в привлечении инвестиций.
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1 11
8. Взаимодействие местных органов власти с представителями научного сообщества в разработке бизнес-проектов, направленных на улучшение экономической ситуации, %
№ п/п Форма взаимодействия Регион Муниципальные образования
1 Да, взаимодействие носит регулярный характер 18,8 15,8
2 Взаимодействие налажено, но носит скорее ситуативный характер 34,5 28,6
3 Местные власти не взаимодействуют с представителями научного сообществ 21,8 28,6
4 Затрудняюсь ответить 24,9 27,0
Не более 20% экспертов оценивают данное взаимодействие как регулярное, треть отмечает его ситуационный характер. Настораживает, что почти половина экспертов считают, что местные власти не взаимодействуют с представителями научного сообщества либо затрудняются ответить на данный вопрос.
9. Эффективность привлечения представителей научного сообщества для решения экономических проблем, %
1 Высокоэффективны, активно внедряются 5,7
2 Эффективными оказывается большинство предложений, разработок 25,0
3 Эффективность достаточно низкая 23,1
4 Абсолютно неэффективны 7,3
5 Затрудняюсь ответить 38,9
Лишь треть экспертов считают, что результаты привлечения представителей научного сообщества для решения экономических проблем эффективны. Почти 70% экспертов отмечают низкую эффективность научной поддержки либо затруднились ответить.
10. Обеспеченность органов местного самоуправления квалифицированными управленческими кадрами, %
1 Органы местного самоуправления полностью обеспечены квалифицированными кадрами 11,6
2 Необходимой квалификацией и профессионализмом обладает большая часть управленческих кадров 32,5
3 Только незначительная часть управленческих кадров обладает необходимой квалификацией 37,4
4 В органах местного самоуправления отсутствуют высококвалифицированные кадры 12,2
5 Затрудняюсь ответить 6,3
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2018. ^>1. 18. № 1
Около половины экспертов считают, что органы местного самоуправления обеспечены квалифицированными кадрами, либо, что необходимой квалификацией обладает большая часть управленческих кадров. Остальные эксперты полагают, что лишь незначительная часть управленческих кадров обладает необходимой квалификацией, либо высококвалифицированные кадры в органах местного самоуправления вообще отсутствуют. Конечно, нет обособленного кадрового потенциала какого-либо муниципального образования, он включен составной частью в кадровый потенциал региона, страны. Но, как сигнализируют эксперты, есть местные проблемы развития кадрового потенциала, которые необходимо решать в соответствии с нормативной базой.
11. Направления развития управленческих кадров в органах местного самоуправления, %
1 Управление проектами 48,2
2 Регулирование межнациональных, межэтнических, межконфессиональных отношений 10,6
3 Правовое обеспечение муниципальной экономики 20,4
4 Кадровая политика 19,1
5 Другое 1,7
Эксперты полагают, что современным специалистам органов местного самоуправления необходимы в первоочередном порядке знания по управлению проектами, правовому обеспечению муниципальной экономики, кадровой политике, регулированию межэтнических и межконфессиональных отношений.
12. Формирование кадрового резерва муниципального образования, %
1 Да, кадровый резерв сформирован и состоит из квалифицированных специалистов 22,4
2 Кадровый резерв сформирован, но профессиональный уровень кадров не полностью соответствует предъявляемым требованиям 29,0
3 Кадровый резерв сформирован лишь частично 27,6
4 Нет, у органов местного самоуправления отсутствует кадровый резерв 7,9
5 Затрудняюсь ответить 13,1
Почти 80% экспертов указали, что кадровый резерв муниципальных образований, которые они представляют, сформирован полностью либо частично. Вместе с тем эта работа требует дальнейшего совершенствования. Затруднившиеся с ответом 13,1% экспертов утверждают необходимость более широкого информационного освещения формирования кадрового резерва среди различных групп населения. Люди должны лучше ориентироваться в правовых вопросах функционирования местного самоуправления, его реальных возможностях и ответственности за развитие муниципальных территорий, в том числе в сфере развития кадрового потенциала.
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1
13. Личные качества, которыми должен обладать эффективный работник органов местного самоуправления, %
1 Лидерские навыки 19,9
2 Честность 31,4
3 Целеустремленность 22,5
4 Трудолюбие 20,9
5 Креативный подход 16,3
6 Ответственность 40,2
7 Открытость к диалогу с населением 24,8
8 Умение работать в команде 20,6
9 Дисциплинированность 10,1
10 Строгое соблюдение нормативов, правил 13,7
11 Другое 0,3
Вызывает беспокойство то обстоятельство, что, ранжируя личностные качества работников органов местного самоуправления, эксперты выделили в числе базовых, непосредственно влияющих на эффективность работы муниципалитетов такие черты, как ответственность (40,2%), честность (31,4%), открытость к диалогу с населением (24,8%) и целеустремленность (22,5%). Следовательно, эксперты отдали приоритет исполнительским и простым рабочим навыкам. При этом креативность, лидерство, сочетаемое с командными навыками, занимают более низкие позиции. Можно утверждать, что отбор подобных «эффективных» управленцев не составляет труда и не потребует больших вложений в их развитие и продвижение, но отдача от таких управленцев будет невелика. Фактически это кадровая ориентация на обеспечение статус-кво сложившейся ситуации. В условиях решения задач развития или парировании угроз и рисков, ожидаемого эффекта подобные кадры не дадут. На уровне экспертного сообщества, имеющего дело с развитием муниципальных образований и их территорий, это уже вполне осознается, как и то, что и на региональном уровне руководители и специалисты ни в чем не должны уступать кадрам частных компаний, более того, должны их превосходить. Но для этого необходима существенная перенастройка кадровой работы и ее инвестиционное подкрепление.
14. Меры, направленные на повышение качества формирования кадрового состава органов местного самоуправления, %
1 Регулярная ротация кадров с учетом целевого направления на учебу / профпереподготовку перспективной молодежи, активных специалистов инфраструктуры МО 27,5
2 Изыскание средств для регулярной переподготовки и повышения квалификации кадров 15,0
ВиПейп о£ Ае Region о£ АЛш^^айоп • 2018. ^>1. 18. № 1
3 Повышение мотивации кадрового состава с помощью экономических стимулов 35,0
4 Более тесное взаимодействие с вузами (стажировки для студентов и т.д.) 17,6
5 Повышение информированности населения о формировании кадрового резерва 15,0
6 Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей формирование кадрового состава и кадрового резерва 4,6
7 Привлечение представителей научного сообщества для выработки решений по оптимизации формирования кадрового резерва 8,8
8 Борьба с коррупцией в органах местного самоуправления 9,8
9 Борьба с восполнением кадрового состава органов местного самоуправления на основе родственных и дружеских связей 14,1
10 Восполнение кадрового резерва за счет граждан, активно занимающихся общественной деятельностью 10,8
11 Изучение и применение наиболее успешных практик формирования кадрового резерва, реализуемых в других регионах РФ, а также зарубежного опыта 18,0
12 Другое 0,3
В числе мер, направленных на повышение качества формирования кадрового состава органов местного самоуправления, эксперты выделили необходимость повышения мотивации кадрового состава с помощью экономических стимулов (35,0%), регулярную ротацию кадров с учетом целевого направления на учебу или переподготовку перспективной молодежи, активных специалистов инфраструктуры муниципальных образований (27,5%), изучение и применение наиболее успешных практик формирования кадрового резерва, реализуемых в других регионах Российской Федерации, а также зарубежного опыта (18,0%), более тесное взаимодействие науки и производства.
15. Почти 75% экспертов высказались за восстановление целевого распределения выпускников вузов, %
1 Да, это позволит эффективно формировать кадровый состав всех органов местного самоуправления 42,2
2 Скорее да, это позволит решать кадровые вопросы местного самоуправления, особенно для села 23,2
3 Скорее нет, это применимо только для узкого круга специальностей (например, ГМУ) 12,1
4 Нет, в подобной практике нет необходимости 13,6
5 Затрудняюсь ответить 8,9
Анализ мнений экспертов по указанным вопросам показывает, что общими для многих муниципальных образований являются проблемы эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспо-
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1
собности, налаживания с этой целью эффективного взаимодействия бизнеса и местных органов власти.
Ключевыми направлениями эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципальных образований в регионах Российской Федерации, в которых проводился социологический опрос, эксперты считают следующее:
— разработку и внедрение комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата территории, повышение ее инвестиционной привлекательности;
— продолжение работы по устранению административных барьеров, затрудняющих вход на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки (существующие барьеры при процедурах получения земельных участков, согласовании строительства, подключении к инфраструктуре и др.);
— усиление ответственности должностных лиц органов власти регионального и муниципального уровней управления за результативность реализуемой инвестиционной политики;
— повышение квалификации управленческих кадров в сфере подготовки и принятия инвестиционных решений;
— создание условий для устойчивого экономического и социального развития территории;
— обеспечение устойчивого экологического состояния территории, как важнейшего фактора инвестиционного развития муниципальных территорий;
— развитие инвестиционной инфраструктуры (сегодня наблюдаются низкая доступность земли и производственной недвижимости — недостаточное количество производственных площадок с современной производственной инфраструктурой, недостаточный уровень развития индустриальных парков и низкий уровень развития дорожной инфраструктуры).
Кроме того, по мнению экспертов, эффективному взаимодействию бизнеса и местных властей с целью реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципальных образований будут способствовать конкретные меры: создание выгодных условий для ведения бизнеса на территории муниципального образования; борьба с коррупцией, снижение рисков ее проявления; повышение эффективности кадровой политики, ротация кадров; формирование потенциала трудовых ресурсов необходимой инвесторам квалификации и специальностей; совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление инвестиционной деятельности на территории муниципального образования. Необходимы также создание структур, способствующих осуществлению взаимодействия бизнеса и местной власти, в том числе на основе муниципально-частного партнерства; осуществление конструктивного диалога в рамках неформального общения между представителями муниципальной власти и бизнес-сообщества; максимальная поддержка реализуемых на территории муниципального образования инвестиционных проектов; создание выгодных условий для легализации бизнеса; формирование инвестиционного имиджа муниципального образования; привлечение местного сообщества к обсуждению планов по реализации
16 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 1
инвестиционного потенциала и повышению конкурентоспособности муниципального образования; повышение информированности населения о перспективах инвестиционного развития муниципального образования.
1. Владимир Путин обозначил основные направления развития России. URL: https://news-landxom/community/poHtic/content/vladimir-putin-oboznacMl-osnovnye-napravleniia-razvitiia-rossii/5858791
2. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч. Т. 27. С. 383-387.
3. Совместное заседание президиума и консультативной комиссии Государственного совета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/53245/video s
4. Астахов Ю.В., Мельникова Р.И. Кадровое обеспечение реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2016. № 24 (245), вып. 38.
5. Патрушев В.И., Астахов Ю.В. Кадровое обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона и муниципальных образований // Регионология Regionology. 2016. № 1. URL: http://regionsar.ru/ru/node/1441
6. Прибыткова Л.В. Местное самоуправление: организация и самоорганизация // Человеческий капитал. 2014. № 8. С. 38-40.
7. Прокофьев С.Е. Устойчивое развитие муниципальных территорий с применением комплексных инвестиционных планов // Вестник Университета (ГУУ). 2013. № 20. С. 103-109.
8. Гайдаровский форум. 2018. URL: http://gaidarforum.ru/news/
9. Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований (отечественные и зарубежные практики) / О.В. Локота, А.Ю. Шутов (руков.), В.И. Корниенко, А.В. Понеделков, Т.В. Игнатова (зам. руков.) [и др.] // Информационно-аналитические материалы Круглого стола с международным участием. Роство н/Д, 2017.
10. Указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей». URL: http://base.garant. ru/70192424/
Библиографический список
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 1