Научная статья на тему 'Инвестиционное развитие и повышение конкурентоспособности муниципальных образований: проблемы кадрового обеспечения'

Инвестиционное развитие и повышение конкурентоспособности муниципальных образований: проблемы кадрового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LOCAL GOVERNANCE / COMPETITIVENESS / INVESTMENT / SOCIOLOGICAL REVIEW / MUNICIPAL TERRITORIES / CADRE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич, Воронцов Сергей Алексеевич, Игнатова Татьяна Владимировна, Филоненко Виктор Иванович

В статье представлены результаты социологического опроса экспертов 2017 года, которые будут обсуждаться в рамках работы Круглого стола с международным участием «Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований (лучшие отечественные и зарубежные практики)» 27-28 октября в Ростове-на-Дону, в Южно-Российском институте управления филиале РАНХиГС при Президенте РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич, Воронцов Сергей Алексеевич, Игнатова Татьяна Владимировна, Филоненко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS RAISING OF MUNICIPAL TERRITORIES: PROBLEMS OF CADRE SUPPORT

In the article the results of sociological review of experts in 2017 are represented that would be discussed at the round table with international participants “Cadre support of investment development and competitiveness raising of municipal territories (Russian and foreign best practices)” in October, 27-28, 2017 in Rostov-on-Don, South-Russia Institute of Management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие и повышение конкурентоспособности муниципальных образований: проблемы кадрового обеспечения»

АКТУАЛЬНО

УДК 352

DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-13-18

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Понеделков

Александр

Васильевич

Воронцов

Сергей

Алексеевич

Игнатова

Татьяна

Владимировна

Филоненко

Виктор

Иванович

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: raven_serg@mail.ru.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

доктор социологических наук, профессор Института философии и социально-политических наук, директор Центра социально-политических исследований, Южный федеральный университет (344065, Россия, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116). E-mail: soctech@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты социологического опроса экспертов 2017 года, которые будут обсуждаться в рамках работы Круглого стола с международным участием «Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований (лучшие отечественные и зарубежные практики)» 27-28 октября в Ростове-на-Дону, в Южно-Российском институте управления - филиале РАНХиГС при Президенте РФ.

Ключевые слова: местное самоуправление, конкурентоспособность, инвестиции, социологический опрос, муниципальные образования, кадровое обеспечение.

Современная социально-политическая и экономическая ситуация характеризуется усилением интеграционных процессов в российских регионах, поэтому от умело и грамотно организованного кадрового обеспечения инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных территорий во многом зависит не только благополучие жителей муниципальных образований, но и эффективность социально-экономической политики органов власти и управления в регионе в целом.

Кадровое обеспечение и инвестиционное развитие муниципальных территорий в последнее время находится в центре внимания как управленческих структур на региональном и местном уровне (это отражается в массово принимаемых и реализуемых в субъектах РФ и муници-

палитетах соответствующих программах стратегиях, концепциях и т.п.], так и российских ученых: политологов и экономистов, социологов и юристов. Научная проработка этих вопросов достаточно широко представлена в монографиях и статьях, а также в диссертационных исследованиях ученых РАНХиГС, ее институтов и филиалов, включая Южно-Российский институт управления [1-7].

Для раскрытия полного спектра оценок и решений данной проблемы целесообразно обращаться к экспертному мнению специалистов-практиков, осуществляющих государственное и муниципальное управление, в части вопросов, касающихся инвестиционного развития и конкурентоспособности, представителей научного сообщества, занимающихся разработкой данного направления, а также к авторитетному мнению представителей общественно-политических организаций.

Социологический опрос проводился в июне - августе 2017 года на территориях Астраханской области, Волгоградской области, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Курганской области, Московской области, Ростовской области, Ставропольского края, Челябинской области и других субъектов РФ. На данном этапе в исследовании приняли участие 708 экспертов.

Исследование 2017 года ориентировано на выявление экспертных мнений по нескольким проблемным предметно-деятельностным областям:

вопросам эффективности экономической политики местных органов власти, условий успешного инвестиционного развития муниципальных образований; состояния диалога между местными властями и представителями бизнес-сообщества;

определению факторов, препятствующих максимально эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципальных образований; оценке степени интереса муниципальных образований для иностранных и российских инвесторов;

соблюдения основных положений Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; поддержки малого и среднего предпринимательства, в т.ч. бизнес-проектов молодых предпринимателей;

участия региональных отделений политических партий и общественно-политических организаций в привлечении инвестиций; освещения примеров успешной реализации бизнес-проектов в СМИ;

развития инвестиционного сотрудничества между обследуемыми муниципальными образованиями и другими регионами России, другими странами; роли брендинга в инвестиционном развитии муниципальных территорий;

взаимодействия местной власти с представителями научного сообщества для разработки бизнес-проектов, направленных на улучшение экономической ситуации;

обеспечения органов местного самоуправления квалифицированными управленческими кадрами; оценке личностных качеств эффективных работников органов местного самоуправления; ротации управленческих кадров в органах местного самоуправления; формирования кадрового резерва муниципальных образований; пополнения кадрового состава органов местного самоуправления за счет представителей бизнес-сообщества;

переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров органов местного самоуправления; способов и средств повышения качества формирования кадрового состава органов местного самоуправления; целевого распределения для выпускников вузов и др.

Результаты социологического опроса экспертов 2017 года обсуждаются в рамках работы Круглого стола с международным участием «Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований (лучшие отечественные и зарубежные практики]» 27-28 октября в Ростове-на-Дону, в Южно-Российском институте управления - филиале РАНХиГС при Президенте РФ.

Именно процесс управления трудовым потенциалом территорий, его эффективность с позиций использования кадровой ресурсной базы и результативности принимаемых управленческих решений в целях повышения конкурентоспособности территорий, а не столько финансово измеримые и оцененные объемы муниципального имущества, местные бюджеты и муниципальные земли, выступает в качестве объекта научного анализа, проводимого авторами докладов и сообщений Круглого стола, его секций.

Основными направлениями кадрового обеспечения инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципального образования, выступают следующие поддающиеся количественной оценке по результату направления деятельности местных органов власти.

Во-первых, содействие развитию социальной инфраструктуры, что способствует росту рождаемости, снижению заболеваемости и смертности, положительному миграционному потоку и в итоге росту численности экономически активного населения в муниципальном образовании. Данное направление включает в себя развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Во-вторых, реализация активной молодежной политики, направленной на закрепление молодежи в муниципальном образовании, повышение ее социальной активности, закрепление норм здорового образа жизни, снижение уровня преступности и правонарушений среди молодежи.

В-третьих, поддержание уровня занятости и содействие созданию новых рабочих мест на имеющихся в муниципальном образовании предприятиях.

В-четвертых, повышение качества окружающей среды, уровня защиты от загрязнений и экологической чистоты территории [8-12].

Реализация указанных направлений требует исследования эффективности проектов и программ освоения количественных методов систематического научного анализа для оценки эффективности местного самоуправления.

Сопоставительный анализ промежуточных результатов социологического опроса экспертов в 2017 г. по различным аспектам проблематики местного самоуправления и вопросам кадрового обеспечения развития муниципальных территорий и позиций аналогичных исследований, проведенных в 2011 и 2014 гг., позволяет сделать следующие выводы.

1. Одним из важнейших приоритетов государственной кадровой политики, проводимой в жизнь местным самоуправлением должна быть ориентация на развитие кадрового потенциала на своей территории и в пределах своей компетенции. Насколько эффективно местная власть занимается формированием кадрового потенциала своих муниципальных образований, было предложено оценить участникам проведенных исследований. В результате было определено, что в той или иной мере эффективным формирование местной властью кадрового потенциала своего муниципального образования считают менее трети участников исследования 2011 года (28%], немногим более трети 2014 года (36,3%). В 2017 г. так же, практически треть принявших участие в опросе экспертов (29,8%) в целом признает эффективность экономической политики местных органов власти. Однако большинство из них указывает при этом на нерешенность некоторых проблем.

2. Оценка экспертным сообществом условий успешного инвестиционного развития в 2017 г. не является однозначной: часть опрошенных считает, что территории муниципальных образований обладают высокой степенью инвестиционной привлекательности (5%) и проблемой является лишь то обстоятельство, что инвестиционные возможности используются не в полной мере (27%). Другая часть экспертов (порядка 30%] условий для привлечения инвестиций практически не видит. Причем большинство экспертов современное состояние диалога между местными властями и представителями регионального бизнес-сообщества в плане эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципальных образований считают вполне удовлетворительным. А отсутствие согласия по ряду вопросов в первую очередь связывают с негативным влиянием таких социально-экономических факторов как низкий уровень доходов населения (37%) и развития региона в целом (19%), дефицит бюджета муниципальных образований (27,5%).

В вопросах инвестиционного развития отечественные специалисты полагаются все же на российских инвесторов, для которых наибольший интерес сосредоточен в таких отраслях народного хозяйства как промышленность (33%), сельское хозяйство (27%), добыча природных ресурсов (20%) для крупных инвесторов; сфера досуга (23%), сельское хозяйство (22%), туризм (19%) и торговля (18%) для небольших частных инвесторов.

Вместе с тем даже среди экспертов каждый третий респондент затрудняется оценить соблюдение основных положений Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», что к числу обозначенных экспертами проблем требует, вероятно, отнести проблемы, лежащие в правовой плоскости: это и вопросы правовой подготовки специалистов, и проблемы несовершенства законодательства, и вопросы информированности (сами эксперты признают слабую информационную поддержку региональных и местных СМИ, например, при успешной реализации стартапов молодых предпринимателей).

3. Решение проблем инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований, как и ряда других социально-экономических и социально-политических проблем, эксперты связывают в числе прочих и с блоком кадровых проблем реализации современной муниципальной и региональной экономической политики. По оценке экспертов органы местного самоуправления не обеспечены квалифицированными управленческими кадрами в должной мере (так считает каждый третий из числа опрошенных респондентов]. Управленческим кадрам, работающим в органах местного самоуправления не достаточно знаний в сфере управления проектами (38%) и правового обеспечения муниципальной экономики (15%). Есть вопросы у экспертов и к ротации кадров в муниципалитетах: только 5% представителей экспертного сообщества видят ощутимые результаты ротации, отмечая высокую степень ее эффективности.

4. Основными препятствиями для формирования управленческого кадрового резерва, способного решать новые сложные задачи повышения конкурентоспособности муниципальных территорий специалисты называют, нехватку бюджетных средств (29%), низкий профессиональный уровень резервистов (19%), отсутствие условий для проведения практической подготовки резервистов (18%), восполнение кадрового состава органов местного самоуправления на основе родственных и дружеских связей (17,6%). При этом каждый четвертый из числа опрошенных экспертов уверен, что администрации муниципальных образований заинтересованы в использовании новых возможностей для профессионализации кадров, хотя многие при этом констатируют отсутствие стратегии профессионализации кадров и резерва у руководства администраций муниципальных образований (18%). Особое мнение выразили эксперты в отношении профессионализма депутатов муниципальных образований: практически половина экспертов считают, что действующие депутаты не оказывают существенного влияния на формирование условий инновационного развития и потенциал депутатов лишь отчасти соответствует новым задачам.

5. Ранжируя личностные качества работников органов местного самоуправления, эксперты выделили в числе базовых, непосредственно влияющих на эффективность работы муниципалитетов, такие качества, как ответственность (40%), честность (31%), открытость к диалогу с населением (25%) и целеустремленность (22,5%). Приоритет отдан исполнительским и простым рабочим навыкам. А инициатива, креативность, лидерство, сочетаемое с командными навыками замыкают оценочный ряд. На уровне экспертного сообщества, имеющего дело с развитием муниципальных образований и их территорий, это уже вполне осознается. Также как и то, что и на региональном уровне руководители и специалисты ни в чем не должны уступать кадрам частных компаний, более того, их превосходить. Но для этого нужна существенная перенастройка кадровой работы и ее инвестиционное подкрепление.

6. Вопрос о мерах повышения качества формирования кадрового состава органов местного самоуправления является центральным в настоящем исследовании. Согласно данным опроса общего массива опрошенных экспертов экономические стимулы продолжают оставаться в числе приоритетных мер по повышению мотивации кадрового состава органов местного самоуправления. Решение проблемы качества кадрового состава муниципалитетов практически каждый третий эксперт видит в регулярной ротации кадров с учетом целевого направления на учебу, профпереподготовку перспективной молодежи, активных специалистов инфраструктуры муниципальных образований, в изучении и применении наиболее успешных региональных практик формирования кадрового резерва, а также в повышении информированности населения муниципальных образований о порядке формировании кадрового резерва. Однако следует отметить, что управленческое решение данной проблемы должно вырабатываться с учетом региональных условий, в которых функционируют муниципалитеты, поскольку линейные распределения ответов респондентов на поставленные в исследовании вопросы в зависимости от их региональной принадлежности существенно разнятся. Так, если мнение экспертов Ростовской области в целом укладывается в выявленные по общему массиву направления, то в Ставропольском крае подавляющее большинство экспертов к числу первоочередных мер повышения кадрового состава органов местного самоуправления относят борьбу с коррупцией в органах местного самоуправления, борьбу с восполнением кадрового состава органов местного самоуправления на основе родственных и дружеских связей.

Таким образом, как показывает анализ мнений экспертов по исследуемым вопросам, общими для многих муниципальных образований являются проблемы эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности, налаживания с этой целью

эффективного взаимодействия бизнеса и местных органов власти. Ключевыми направлениями эффективной реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципальных образований в рассматриваемых регионах РФ, эксперты считают:

- разработку мер, направленных на улучшение инвестиционного климата территории, повышение ее инвестиционной привлекательности; усиление ответственности органов власти регионального и муниципального уровней управления за результативность реализуемой инвестиционной политики;

- устранение административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки (существующие барьеры при процедурах получения земельных участков, согласовании строительства, подключении к инфраструктуре и др.];

- повышение квалификации управленческих кадров в сфере подготовки и принятия инвестиционных решений;

- создание условий для устойчивого экономического, экологического и социального развития территории; развитие инвестиционной инфраструктуры (сегодня наблюдаются низкая доступность земли и производственной недвижимости - недостаточное количество производственных площадок с современной производственной инфраструктурой, недостаточный уровень развития индустриальных парков и низкий уровень развития дорожной инфраструктуры].

Кроме того, по мнению экспертов, эффективному взаимодействию бизнеса и местных властей с целью реализации инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности муниципальных образований будут способствовать:

- создание выгодных условий для ведения бизнеса на территории муниципального образования; борьба с коррупцией, снижение рисков ее проявления;

- повышение эффективности кадровой политики, ротация кадров; формирование потенциала трудовых ресурсов необходимой инвесторам квалификации и специальностей;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;

- создание структур, способствующих осуществлению взаимодействия бизнеса и местной власти, в том числе на основе муниципально-частного партнерства; осуществление конструктивного диалога в рамках неформального общения между представителями муниципальной власти и бизнес-сообщества;

- максимальная поддержка реализуемых на территории муниципального образования инвестиционных проектов; создание выгодных условий для легализации бизнеса;

- развитие инструментария поддержки новых бизнес-игроков на территории муниципального образования; формирование инвестиционного имиджа муниципального образования;

- содействие муниципальным предприятиям в привлечении инвестиций; привлечение местного сообщества к обсуждению планов по реализации инвестиционного потенциала и повышению конкурентоспособности муниципального образования; повышение информированности населения о перспективах инвестиционного развития муниципального образования.

Литература

1. Аверин А.Н., Понеделков А.В. Публичный партнер государственно-частного и муниципально-частного партнерства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016 . № 1 (68]. С. 124-129.

2. Буров А.В., Овакимян М.А. Стратегии развития территорий - важное условие обеспечения национальной безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 129-135.

3. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Потенциал местного самоуправления в управлении государственной собственности на территории // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 4 (59].

5. Локота О.В., Овакимян М.А. Развитие кадрового потенциала местного самоуправления как фактор обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности муниципального образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88]. С. 28-33.

6. Понеделков А.В., Магомедов К.О., Воронцов С.А., Островский В.А. Кадровое обеспечение развития

муниципальных территорий: теоретический и прикладной аспект // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88]. С.111-114.

7. Рудой В.В. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. С. 7-17.

8. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Попова Е.А., Лопатин Н.Н. Инвестиционная деятельность и муни-

ципально-частное партнерство в социальной сфере муниципальных образований // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88]. С. 79-83.

9. Арсеньева В.А.. Коваленко О.А., Яланский А.П. Инвестиционное развитие муниципальных обра-

зований: теоретические аспекты анализа, оценки и регулирования инвестиционных проектов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88]. С. 16-21.

10. Золочевская ЕЮ., Загудайлова Д.А., Сивакова Я.Е. Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышение конкурентоспособности муниципальных образований (лучшие отечественные и зарубежные практики] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88). С. 21-24.

11. Игнатова Т.В., Полянин А.В. Управление факторами «труд» и «предпринимательство» в целях повышения конкурентоспособности муниципалитетов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88). С. 24-28.

12. Черкасова Т.П., Нувахов Т.А., Акимова Т.М. Муниципальная политика кластеризации как драйвер развития агротерриторий // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 9 (88]. С. 140-145.

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Vorontsov Sergey Alexandrovich, Doctor of Legal Science, Professor, Professor of Cathedra of Process Law; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: raven_serg@mail.ru

Ignatova Tatiana Vladimirovna, Doctor of Economic Science, Professor Economic Theory and Entre-preneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tignatova@uriu.ranepa.ru

Filonenko Victor Ivanovich, Doctor of Sociololy, Professor of Instituite of Pholosophy and SocioPolitical Science, Director of Center of Socio-Political Researh; South Federal University. (105, Bol. Sa-dovaya St., Rostov-on-Don, 344007, Russian Federation). E-mail: soctech@mail.ru

INVESTMENT DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS RAISING OF MUNICIPAL TERRITORIES: PROBLEMS OF CADRE SUPPORT

Abstract

In the article the results of sociological review of experts in 2017 are represented that would be discussed at the round table with international participants "Cadre support of investment development and competitiveness raising of municipal territories (Russian and foreign best practices)" in October, 27-28,2017 in Rostov-on-Don, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Keywords: local governance, competitiveness, Investment, sociological review, municipal territories, cadre support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.