Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения аграрного производства Украины в условиях его интеграции и интернационализации'

Проблемы кадрового обеспечения аграрного производства Украины в условиях его интеграции и интернационализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения аграрного производства Украины в условиях его интеграции и интернационализации»

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

2. Карчевская, Е.Н. // Развитие туризма в проблемном регионе: научно-методические подходы к территориальной организации и управлению / Е.Н. Карчевская. - Saarbrüchen.: «LAP LAMBERT Academic Publishung GmbH & Co. KG», 2011.

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

МихайловА.Н., к.э.н., доцент Сумский национальный аграрный университет, Украина

Организационно-экономические трансформации в аграрном секторе экономики Украины непосредственным образом отразились на уровне кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий, использовании трудоспособного сельского населения, а также на формировании, использовании и развитии человеческого капитала сельской местности. Поэтому целью нашего исследования и является изучение состояния кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства; выявление тех расхождений в сферах формирования, использования и развития человеческих ресурсов, между формальными правилами игры, которые устанавливаются законодательно нормативными актами и официально поддерживаются некоторыми предприятиями, а также правилами, которые действуют в действительности.

Исследования показывают, что происходит значительное высвобождение работников из аграрных предприятий общественного сектора: численность наемных работников сократилась против 2000 г. почти в четыре раз и составила 704 тыс.чел. на 01.01.2012 г., или 7,2% численности занятых в Украине; а количество штатных работников в сельском хозяйстве на 01.01.2012 г. составило 506 тыс.чел, что почти в четыре раза меньше против в 2000 г., и только 6,1 процентов от общего показателя занятых по Украине [1].

С одной стороны, такие тенденции являются полностью правомерными и тождественными тем, которые происходят в высокоразвитых странах мира, в которых численность занятых в сельском хозяйстве является незначительной и составляет 2-3 %.. Процессы высвобождения работников из сельского хозяйства, которые происходят благодаря стремительным техническим и технологическим преобразованиям, сопровождаются государственными программами занятости, требованиями и определенными условиями муниципальных органов к функционированию субъектов хозяйствования в сельских местностях. Следует отметить, что сельское хозяйство продолжает оставаться преобладающим видом деятельности в неформальном секторе аграрного рынка труда. Преимущественным образом, 72% - это лица, проживающие в сельской местности, в возрасте 60-70 лет. Количество содержащих личные хозяйства составляет в Украине составляет 4,6 млн. чел, или 21,8% всех работающих. То есть, неформальный сектор экономики для каждого второго из сельской местности является местом приложения своего труда.

Под влиянием глобализации экономики в аграрном секторе Украины продолжаются организационно-экономические трансформации, которые проявляются вхождением иностранного капитала, созданием высокотоварных предприятий - агрохолдингов, которые имеют в обработке от 10 до 400 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Они специализируются преимущественно на производстве пшеницы, подсолнечника, ячменя, рапса и кукурузы, предназначенных для экспорта на мировые рынки продовольствия. Последнее приводит к тому, что большая часть безработных в Украине является жителями сельской местности, прежними работниками сельскохозяйственных предприятий. Так, в последнее время среди лиц, зарегистрированных в службе занятости Украины, жители сельской местности составляют большую половину или 53 процента. В Сумской области

ситуация еще худшая: 75 процентов безработного населения работоспособного возраста составляют жители сельской местности.

Территориальные государственные инспекции по контролю труда, которые, в свою очередь являются немногочисленными, оказываются несостоятельными осуществлять проверки во всех сельхозпредприятиях, особенно, агрохолдингах, главный офис которых находится иногда удаленно от места использования работников. Впрочем, из зарегистрированных с начала 2009 г. больше 1200 обращений и жалоб по вопросам несоблюдения трудового законодательства в инспекцию труда в Сумской области только незначительная часть поступила от работников сельского хозяйства [2].

Важной и определяющей причиной пополнения аграрного рынка труда является мотивация в сельском хозяйстве. До сих пор стоимость товара - рабочая сила - в сельском хозяйстве Украины остается практически самой низкой среди всех отраслей народного хозяйства и составляет около 60 % по отношению к средней заработной плате [1]. Даже законодательное установление минимальной заработной платы из 01.01.2012 г. в размере 1054 грн. (почти 100 евро) не гарантирует его соблюдение работодателями.

Ввиду одной из особенностей сельскохозяйственного производства -территориальной ограниченности - соблюдение таких требований является тяжелым испытанием для односельчан. Арендная плата, что может выступать составляющей мотивации к труду для лиц, которые являются одновременно работниками и арендодателями, является незначительной, даже, мизерной и составляет 100-300 грн/гектар (10-30 евро). Снижение, а то и полное отсутствие социальной ответственности некоторых субъектов хозяйствования в сельских местностях влечет разрушение и упадок последних, деградацию человеческого капитала сельскому населению через его безработицу, социальную изоляцию (если занятость только в хозяйствах населения), потерю профессиональных навыков и конкурентоспособности на рынке труда. Вместе с тем безответственность и беспомощность местных и отраслевых органов управления обусловливает то, что 12,2 процента работающего населения страны (это в первую очередь работники сельского хозяйства) получают заработную плату, которая является ниже прожиточного минимума.

Следует указать на важности подготовки и постоянного повышения квалификации кадров. Впрочем, подавляющая часть существующих сельскохозяйственных предприятий вообще не разрабатывает никаких организационно экономических мероприятий на развитие знаний, профессиональных навыков, оздоровления и воспитания кадров. За нашими исследованиями, в 2009 г. только 0,5 % численности работников сельского хозяйства повысили свою квалификацию (в промышленности - 15,2 %, а в целом по народному хозяйству - 9,6%); вместе с тем в 2002 г. таких работников было соответственно: 1,3 %, 14,9 % но 8,9 %. Такое положение вещей отражается на уровне конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, на деградации человеческого капитала и снижает национальную безопасность страны [3].

В Украине следует ускорить процесс формирования цивилизованных институтов рынка труда, составным элементом которого является и Трудовой кодекс. Потому что процессы глобализации, интеграции и интернационализации в аграрном секторе экономике обострили множество социально-трудовых отношений, требующих урегулирования: вопросы вовлечения сельских жителей к официальному труду; проблемы достойной оплаты труда; законодательного урегулирования аутсорсинга персонала; защиты от «произвола» работодателей при нормировании труда и т.д.

Считаем целесообразным еще на этапе заключения инвестиционных соглашений и регистрации новых предприятий, используя рычаги государственного управления, руководствоваться потребностями регионов, отстаиванием социально-экономических интересов территориальных обществ, относительно обеспечения сбалансированного развития сельской экономики, сельских территорий, содействия занятости сельского населения и охраны окружающей среды.

С целью формирования достойного мотивационного механизма наемных работников в сельском хозяйстве считаем следующее: оплата труда наемных работников должна быть законодательно закреплена; введение административной ответственности руководителей предприятий за соблюдение требований относительно размеров оплаты труда; приведение стоимости товара «рабочая сила» в соответствии с мировыми тенденциями формирования цен на ресурсы и продукцию сельского хозяйства [4]. Совершенствование институциональных аспектов развития аграрного рынка труда будет способствовать реализации евроинтеграционных намерений Украины, но, главное, непременным условием эффективного использования человеческих ресурсов сельских территорий, развития и накопления их человеческого капитала, что выступает фактором его конкурентоспособности на мировом рынке труда и национальной безопасности страны.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. www.ukrstat.gov.ua

2. Вертшь О. Скарги розглядае шспекщя пращ / Олександр Вертшь. - Урядовий кур'ер, 28 листопада 2009 р., № 222.

3. Михайлова Л.И., Турчина С.Г., Харченко Т.Н. Организационно - методические аспекты усовершенствования кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Украины //Актуальные проблемы повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса: сб. докладов Международной научно - практической конференции 24-26 ноября 2010г. Ч. 1 / Белорусский государственный аграрный университет. - Минск, 2010. - С. 169-172.

4. Костер У., Шуман К., Люсггса А. 1нформацшна система та аграрна освгга в Украш - заклик до реформи /Ульрiх Костер, Крютофер Шуман, Алекс Лiсiтса/. Шмецько-украшський аграрний дiалог.- К,: 1нститут економiчних дослщжень та полггичних консультацш. - 2010, лютий.

О ПРОБЛЕМАХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Володин В. М., д.э.н., профессор Институт Экономики и Управления Пензенского государственного университета, КильдюшкинаИ. Г., к.и.н., доцент, вед. научный сотрудник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Важным условием обеспеченности России продовольствием является своевременность выполнения технологических процессов в агропроизводстве, сопряженная с использованием производственных возможностей АПК на основе мобилизации имеющихся резервов. Серьезным ограничителем роста сельхозпродукции в настоящее время выступает состояние основных фондов. Вследствие сокращения оснащенности техникой и резкого старения машинно-тракторного парка (МТП) организаций и предприятий агросервиса уменьшилась плотность механизированных работ, увеличились сроки и снизилось их качество, возросли затраты на ее поддержание в работоспособном состоянии и себестоимость выпускаемой продукции. Дефицит финансирования препятствует подъему технического потенциала села за счет пополнения парка машин зарубежными высокопроизводительными агрегатами, цена которых зачастую превышает стоимость отечественных. Преодоление технико-технологического отставания, применение новейших технологий агропроизводства, техническое перевооружение, повышение квалификации кадров и развитие рыночной инфраструктуры, наряду с повышением эффективности деятельности отечественных образцов агротехники, устраняет обозначенные проблемы и ведет к рациональному использованию ресурсов, росту производительности труда, сокращению издержек и увеличению объемов сельхозпродукции. Названные негативные тенденции актуальны для территорий, имеющих значимый вес АПК в структуре ВРП.

Республика Мордовия как индустриально-аграрный регион с высокоспециализированным производством располагает значительным производственно-экономическим потенциалом. Основной источник формирования продовольственных ресурсов -региональный АПК, играющий роль стабилизатора социально-экономической ситуации в силу особой производственной значимости и специфики отраслевой структуры, мотивирующего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.