Научная статья на тему 'Проблемы изъятия, хранения и уничтожения оборудования как предмета правонарушений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр'

Проблемы изъятия, хранения и уничтожения оборудования как предмета правонарушений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1511
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НЕЗАКОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР / ИГОРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРОНИКНОВЕНИЕ В ПОМЕЩЕНИЯ / ИГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА / ХРАНЕНИЕ ИЗЪЯТОГО ИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов Тимур Ринатович

Цель: Изучение методики выявления незаконной организации и проведения азартных игр, способов противодействия данному виду правонарушения, особенностей изъятия, хранения и уничтожения игрового оборудования как предмета правонарушения. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, системного анализа и другие. Результаты: В статье рассмотрены проблемы, связанные с изъятием, хранением и уничтожением оборудования, используемого в незаконной организации и проведении азартных игр. Освещены способы и методы, используемые злоумышленниками для воспрепятствования деятельности правоохранительных органов при проведении мероприятий по борьбе с незаконным игорным бизнесом. Предложены эффективные меры противодействия незаконной организации и проведению азартных игр. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является попыткой разработать методику изъятия игрового оборудования как предмета административных правонарушений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of withdrawal, storage and destruction of the equipment as an object-related offenses illegal organization and conduct of gambling

Purpose: To study the methods of detection of an illegal organization and conduct of gambling, ways to counteract this type of offenses, the study features seizure, storage and destruction of play equipment as a matter of the offense. Methodology: Use of private-scientific methods of learning: formal, legal, comparative legal, system analysis and others. Results: In the article the problems of law enforcement agencies relating to the seizure, storage and destruction of equipment used in an illegal organization and conduct of gambling. When covering the methods and techniques used by hackers to obstruct the work of law enforcement agencies in conducting activities to combat illegal gambling. Propose effective measures against illegal organization and conduct of gambling. Novelty/originality/value: This article has a high scientific value, as an attempt to develop a method of removal of play equipment as a matter of administrative offenses related to the illegal organization and conduct of gambling.

Текст научной работы на тему «Проблемы изъятия, хранения и уничтожения оборудования как предмета правонарушений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр»

Юсупов Т.Р.

ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ, ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТА ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ АЗАРТНыХ ИГР

Цель: Изучение методики выявления незаконной организации и проведения азартных игр, способов противодействия данному виду правонарушения, особенностей изъятия, хранения и уничтожения игрового оборудования как предмета правонарушения.

Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, системного анализа и другие.

Результаты: В статье рассмотрены проблемы, связанные с изъятием, хранением и уничтожением оборудования, используемого в незаконной организации и проведении азартных игр. Освещены способы и методы, используемые злоумышленниками для воспрепятствования деятельности правоохранительных органов при проведении мероприятий по борьбе с незаконным игорным бизнесом. Предложены эффективные меры противодействия незаконной организации и проведению азартных игр.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является попыткой разработать методику изъятия игрового оборудования как предмета административных правонарушений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр.

Ключевые слова: административные правонарушения, незаконные организация и проведение азартных игр, игорные заведения, проникновение в помещения, игорное оборудование, изъятие имущества, хранение изъятого имущества.

Yusupov T.R.

PROBLEMS OF WITHDRAWAL, STORAGE AND DESTRUCTION OF THE EQUIPMENT AS AN OBJECT-RELATED OFFENSES ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING

Purpose: To study the methods of detection of an illegal organization and conduct of gambling, ways to counteract this type of offenses, the study features seizure, storage and destruction of play equipment as a matter of the offense.

Methodology: Use of private-scientific methods of learning: formal, legal, comparative legal, system analysis and others.

Results: In the article the problems of law enforcement agencies relating to the seizure, storage and destruction of equipment used in an illegal organization and conduct of gambling. When covering the methods and techniques used by hackers to obstruct the work of law enforcement agencies in conducting activities to combat illegal gambling. Propose effective measures against illegal organization and conduct of gambling.

Novelty/originality/value: This article has a high scientific value, as an attempt to develop a method of removal of play equipment as a matter of administrative offenses related to the illegal organization and conduct of gambling.

Keywords: administrative offenses, illegal organization and conduct of gambling, gambling establishments, infiltration, and gaming equipment, seizure of property, possession of the seized property.

Правовой основой, регулирующей порядок организации и проведения азартных игр и устанавливающей ограничения осуществления данной деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Его положения предусматривают ряд ограничений для осуществления данной деятельности, в частности, запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи вне игорных зон.

Несмотря на имеющиеся ограничения и предусмотренную уголовным и административным законодательством ответственность за подобную деятельность вне игорных зон, на территории страны продолжается рост количества заведений, осуществляющих проведение азартных игр с использованием различного игорного оборудования (игровых автоматов, терминалов, покерных столов, рулеток, компьютерного оборудования). В настоящее время формат незаконной игорной деятельности приобрел очертания легального бизнеса, например, в форме государственной бестиражной лотереи. Это, с позиции автора, является своего рода следствием недостаточного объема информации, вкладываемой в понятия игрового автомата и лотерейного оборудования.

евразийская

> 6 (19) 2015 <

адвокатура

Терминология, применяемая законодателем в федеральном законодательстве, регулирующем деятельность по организации и проведению азартных игр и лотерей, схожа до степени смешения и не позволяет в полной мере разграничить два понятия: игровой автомат и лотерейное оборудование. Так, согласно законодательству, регулирующему деятельность по организации и проведению азартных игр, игровой автомат трактуется как «игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников». В то же время Федеральный закон № 138-Ф3 от 11.11.2003 «О лотереях» определяет лотерейное оборудование как «устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи». Таким образом, исходя из представленных определений, игровой автомат вполне можно визуализировать в виде электронного технического устройства - лотерейного оборудования, а элементы материального выигрыша завуалировать «счастливой» лотерейной комбинацией, что позволяет организаторам игорных заведений осуществлять свою деятельность под видом проведения лотереи.

Грамотный подход к существующей проблеме функционирования незаконных игорных заведений (в том числе и под видом проведения лотерей), качественное документирование неправомерных действий организаторов незаконной игорной деятельности, включая установление собственников помещений, ответственных лиц, дохода и используемого программного обеспечения, позволят эффективно противодействовать данному виду правонарушений.

Как показывает практика, в настоящее время основным инструментом противодействия незаконному игорному бизнесу являются нормы уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр. Так, ч. 1 ст. 14.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридических лиц за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр в размере от семисот тысяч до

одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования. Уголовный кодекс РФ предусматривает по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ наступление уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - за деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2, если они совершены организованной группой, сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере и совершены лицом с использованием своего служебного положения.

На первый взгляд, может показаться, что противодействовать незаконному игорному бизнесу не сложно, имея в распоряжении эффективную нормативную базу. Однако на самом деле правоохранительные органы зачастую сталкиваются с целым рядом проблем при пресечении незаконной игорной деятельности и документировании деяний лиц, занимающихся организацией и проведением азартных игр. В рамках представленной публикации автор акцентирует внимание на трудностях, возникающих у правоохранителей на этапах изъятия, хранения, уничтожения либо реализации изъятого имущества, являющегося предметом административного правонарушения.

При проведении мероприятий по противодействию незаконному игорному бизнесу на одном из начальных этапов у правоохранительных органов вполне обоснованно возникает вопрос об изъятии предмета административного правонарушения, то есть непосредственно самого игрового оборудования. Применительно к данному составу правонарушения обязательность процедуры изъятия не подвергается сомнению, так как в противном случае организатор азартных игр продолжит свою незаконную деятельность, используя это оборудование.

Данный этап предполагает четкое описание изымаемого предмета административного правонарушения с указанием его идентификационных признаков. Как правило, тот или иной вид игрового оборудования могут являться по сути идентичными друг другу, то есть иметь одинаковый внешний вид и элементы конструкции (корпусы, клавиши, экраны). Зачастую этим пользуются организаторы игорной деятельности, снимая с аппаратов таблички с серийными номерами, удаляя логотипы и подменяя установленные заводские запчасти на изготовленные кустарным способом. Поэтому при проведении подобного рода меро-

eurasian

> 6 (19) 2015 <

advocacy

приятий целесообразно привлекать технических специалистов, обладающих необходимыми познаниями, например в области программного обеспечения. С помощью специалиста можно выявить такие элементы идентификации, как наименование программного обеспечения, установленного в аппарате, а также наименование игры или комплекса игр. Кроме того, нелишним будет склонение к сотрудничеству администраторов, операторов игорного заведения, а также лиц, осуществляющих техническое обслуживание игрового оборудования. Целью склонения их к сотрудничеству является наличие у них специальных ключей, позволяющих открыть корпус аппарата, где находятся электронные платы и мониторы с необходимыми для идентификации реквизитами. При идентификации конкретного оборудования одним из вариантов может являться присвоение ему порядкового номера и нанесение бирок на аппараты с указанием времени, места проведения мероприятий и данных должностных лиц, участвующих в изъятии.

Можно отметить, что организаторы нелегального игорного бизнеса зачастую прибегают к различным изощренным способам противодействия, чтобы максимально усложнить задачу правоохранителям по изъятию предмета административного правонарушения (игрового оборудования). Так, злоумышленники могут забетонировать основания игровых аппаратов, спаять оборудование между собой либо закрепить его к неподвижным элементам конструкции помещения. Действительно, подобные случаи значительно усложняют процедуру изъятия и затягивают данный процесс по времени. В этой ситуации целесообразно привлечение к проведению мероприятий работников муниципальных жилищно-коммунальных хозяйств с применением специальных инструментов, однако и данная мера не всегда бывает эффективной с учетом проведения мероприятий в позднее и ночное время. Выходом из подобной ситуации представляется изъятие не самого игорного оборудования, а электронных плат с данными о размере дохода, полученного в результате проведения азартных игр, который является квалифицирующим признаком при определении меры ответственности организатора игорной деятельности. Доход может быть выражен в виде суммы внесенных в игровой аппарат средств и отражен в статистических данных на изымаемых платах в виде единиц, очков или по-интов.

В число трудностей, возникающих у правоохранителей на первоначальном этапе противо-

действия незаконному игорному бизнесу, входит непосредственно транспортировка оборудования к месту дальнейшего его хранения. Здесь важно обеспечить сохранность и целостность изымаемого имущества. В противном случае наличие каких-либо дефектов, полученных при транспортировке, может являться предметом иска к правоохранительным органам, проводившим мероприятия. Погрузка и транспортировка - достаточно длительный и трудоемкий процесс, так как он не может проводиться без привлечения значительного количества людей (грузчиков, водителей). Кроме того, для транспортировки имущества также может понадобиться несколько единиц техники, так как игровые залы могут вмещать в себя до сотни единиц игрового оборудования.

Сложная ситуация возникает у правоохранительных органов при определении места хранения изъятого имущества. Предполагается, что изъятое имущество должно быть размещено на территории органа внутренних дел в комнате для хранения вещественных доказательств. Однако с учетом объема изымаемого имущества не всегда представляется возможным вместить игровое оборудование в специально приспособленные для этого помещения. В практической деятельности нередки случаи, когда изымаемое имущество располагалось в иных служебных помещениях органа внутренних дел (гаражах и ангарах), однако в подобных условиях не всегда удается обеспечить его сохранность в связи с нарушениями температурного режима и влажности, что может привести к повреждению указанного оборудования. В то же время, если мероприятия по противодействию игорному бизнесу проводятся регулярно, то и указанных площадей для хранения имущества может оказаться недостаточно. В таких случаях значительную помощь в размещении изъятого имущества могут оказать администрации муниципальных образований путем передачи органу внутренних дел во временное безвозмездное пользование помещений, находящихся на их балансе.

После проведения всех необходимых мероприятий резонно возникает вопрос: что делать с изъятым имуществом?

Проблема кроется в том, что на этапе проведения проверочных мероприятий бывает невозможно установить организаторов незаконной игорной деятельности, а подозреваемые лица отрицают свою причастность к использованию игрового оборудования, поскольку санкция закона предусматривает не только конфискацию, но и крупный денежный штраф. Соответственно вер-

евразийская

> 6 (19) 2015 <

адвокатура

нуть конфискованное имущество конкретному лицу не представляется возможным.

В этом случае возможно обращение с исковым заявлением органов прокуратуры в суды о признании изъятого имущества бесхозяйным, обращение его в собственность государства и передача для уничтожения в территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Однако следует учитывать, если имущество изъято в порядке обеспечения производства по делу об административном правонарушении в качестве предмета административного правонарушения и вещественного доказательства, оно не может быть предметом спора в порядке гражданского судопроизводства до завершения производства по делу об административном правонарушении. Поскольку игровое оборудование не изъято из гражданского оборота, оно не может быть передано для уничтожения в порядке п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП без привлечения конкретного лица к административной ответственности (см. п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Его конфискация по нормам административного законодательства возможна лишь в качестве санкции при назначении наказания виновному лицу.

Поэтому обязательное предварительное условие обращения с заявлением в суд - вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по

основаниям, предусмотренным административным законодательством [1].

Лишь после вступления в законную силу постановления органа административной юрисдикции о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть реализовано право на возбуждение гражданского дела.

Таким образом, при противодействии незаконной организации и проведению азартных игр на пути у правоохранительных органов возникает значительное количество трудностей, как в процессе проведения подобного рода мероприятий, так и при применении норм административного законодательства. Поэтому только высокое профессиональное мастерство и юридическая грамотность позволят эффективно противодействовать данного рода правонарушениям.

Пристатейный библиографический список

1. Игбаева Г.Р. Содействие совершенствованию и модернизации законодательства Российской Федерации: Обзор конкурса проектов нормативных правовых актов «Законотворец Республики Башкортостан» // Евразийский юридический журнал. 2012. № 7 (50). С. 151-153.

References (transliterated)

1. Igbaeva G.R. Sodejstvie sovershenstvovaniju i modemizadi zakonodatel'stva Rossijskoj Federadi: Obzor konkursa proektov normativnyh pravovyh aktov «Zakonotvorec Respubliki Bashkortostan» // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2012. № 7 (50). S. 151-153.

НСЯвуТщ|0|1|Мщ§1|А

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Мы рады представить вашему вниманию

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПР01Л1М ПРАВА

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация: Website: www.eurasniipp.ru E-mail: [email protected] Телефон: +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.