Научная статья на тему 'Проблемы изучения изобразительных средств как способов создания художественного образа'

Проблемы изучения изобразительных средств как способов создания художественного образа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
579
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная башкирская поэзия / изобразительные средства / Тропы / Метафора / Символ / Аллегория / фигуры / Эпитет / Сравнение

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Султанова Г. Р.

Статья посвящена актуальным проблемам башкирского литературоведения. Рассматриваются современные проблемы изучения изобразительных средств (тропов) как способов создания художественных образов на конкретных примерах башкирского фольклора и письменной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения изобразительных средств как способов создания художественного образа»

УДК 821.512.141.09

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ КАК СПОСОБОВ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

© Г. Р. Султанова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена актуальным проблемам башкирского литературоведения. Рассматриваются современные проблемы изучения изобразительных средств (тропов) как способов создания художественных образов на конкретных примерах башкирского фольклора и письменной литературы.

Ключевые слова: современная башкирская поэзия, изобразительные средства, тропы, метафора, символ, аллегория, фигуры, эпитет, сравнение.

Башкирская литература последних десятилетий переживала период активного творческого подъема, связанного с двумя факторами: необходимостью поэтического осмысления пройденного пути и эпохальными изменениями, произошедшими в области общественных отношений. Все происходящее в современном обществе не может не отражаться в башкирской поэзии. Наряду с другими видами литературы, поэзия поднимает новые темы, для раскрытия которых привлекается множество средств художественной изобразительности, в целях создания наиболее объемных поэтических образов.

Традиционно в качестве ведущих средств художественной изобразительности рассматриваются символ, метафора, аллегория и ряд других понятий, объединенных термином «троп». Троп Б. В. Тома-шевский называет «словом в измененном значении» [1]. По его утверждению, в основе возникновения тропа лежит соотнесение двух явлений, из которых одно служит для пояснения другого [1]. Сегодня такая точка зрения мало у кого из исследователей вызывает сомнения или возражения.

Проблемы тропов были и остаются в центре внимания башкирских литературоведов. Первые попытки научного рассмотрения этих средств выразительности были сделаны в книгах по теории литературы, вначале А. И. Харисовым («Теория литературы») [2], а затем К. А. Ахмедьяновым («Теория литературы») [3]. В работе К. А. Ахмедьянова тропы как понятия не просто констатируются и комментируются, а квалифицированно интерпретируются, подкрепляются примерами из родной литературы.

В дальнейшем К. А. Ахмедьянов, исходя из общих положений, развернутых им в своей «Теории литературы» и основываясь на наблюдениях и выводах по поэтике башкирского фольклора и письменной поэзии, создал труды, в том числе -монографию «Поэтическая образность» [4], где ярко и с привлечением широкого спектра иллюстраций раскрываются ассоциативные свойства и формы средств художественной образности, их отношение к действительности.

Основательное научное истолкование находят тропы и стилистические фигуры речи в новых

трудах Г. Б. Хусаинова «Поэтика башкирской литературы» [5] и «Словарь литературоведческих терминов» [6]. В них автор исследует целый комплекс изобразительно-выразительных элеменов в произведениях башкирских авторов.

Среди наиболее употребительных в башкирской поэзии средств изображения следует назвать сравнения, метафоры, аллегории, олицетворения, эпитеты, а также метонимию и синекдоху. Ограничение только этими средствами художественной изобразительности продиктовано тем, что основная часть выделявшихся в истории тропов в настоящее время рассматривается большинством ученых в качестве индивидуально-стилистических приемов того или иного автора.

Именно такой подход отличает исследования К. А. Ахмедьянова «Назар Наджми - мастер стиха» [7] и Р. Т. Бикбаева «Шайхзада Бабич. Жизнь и творчество» [8]. В этих работах тропы рассматриваются с функциональной точки зрения, а именно, как несущие образные конструкции стихотворений и лиро-эпических произведений. Авторы, рассматривая поэтику двух истинных мастеров слова, выделяют при этом свойственные каждому из них способы создания тропов. По определению исследователей, если в поэзии Шайхзады Бабича доминирует ассоциативность мышления, то у Назара Наджми - активное использование многозначности слов.

Следует заметить, что изучение тропов применительно к той или иной литературе, к творчеству ее отдельных представителей не сводится к простому суммированию имеющихся в арсенале средств. И в частностях, и в совокупности тропы бытуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют, хотя интенсивность их применения по разным причинам в разных литературах и в разные эпохи может быть неодинаковой. Например, со времен Аристотеля [9] и до наших дней в мировом и отечественном литературоведении отводилась исключительная роль метафоре как одному из основных тропов в достижении художественной выразительнсоти. При этом считалось, что основу переносного значения

ISSN 1998-4812_Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3

517

составляет подобие между двумя предметами, и что подобие выступает как основополагающее средство познания. Разумеется, метафора - одно из тончайших в поэтическом плане ассоциативных средств изображения. В истории всемирной, да и в каждой национальной литературе она может находить разные употребления. Это явление можно наблюдать и в башкирской литературе.

Вместе с тем, в башкирской поэзии, наряду с метафорой и другими тропами, наиболее активно выделяется такой традиционный вид тропов, как сравнение. Оно распространено весьма широко, и его можно подразделить по разным основаниям и признакам. Следует выделить следующие формы сравнения.

Полные, состоящие из трех элементов: а) субъект сравнения; б) объект сравнения; в) основание для сравнения. В башкирской поэзии эта категория сравнений создается при помощи таких языковых средств, как «кеуек», «Ьымак», «шикелле», «гуйэ», «эйтерЬец дэ», «хэс тэ», «тедле», «ише», «шайы», «тиклем», «хэтлем», «гуйэ». В башкирской поэзии эти сравнения составляют большую часть. Например: Тамырарын батырып ташкалга, Кола с киреп ыжгыр елдэргэ, Калкан булып бадып тора ине, Нимэ булды ошо имэнгэ? Беген бит ул, гуйэ, имэн тугел, Ел дэ талгын, э ул сайкала... Гэжэплэнмэ: геле - Ъейгэнйэре Йерэк серен аскан башкага... [10] Автор Р. Мифтахов, сравнивает дуб со щитом на основании того, что оба предмета крепкие, с той лишь разницей, что дуб - дерево, а щит сделан из металла. В образе дуба, крепкого, как щит, автор создает образ батыра, воина, защитившего родину.

Слитные формы сравнений. В них отсутствуют сравнительные союзные слова. В башкирской поэзии они чаще выражаются с аффиксами -дай/-дэй, -лай/-лэй, -тай/-тэй, аай/--?эй, которые также широко используется в поэтических текстах: Бар шундащар: етэлэр э Тормоштоц бер уренэ, Бэхетшул, тип, кускарэай Кабыгына теренэ [11].

М. Каримов сравнивает человека с улиткой, которая живет только в собственном доме своими проблемами, удачами, радостями. Он ограничивает себя всеми возможностями, и автор отрицает, даже игнорирует принцип ограничиния. С помощью этого сравнения возникает живой образ - человек, живущий только в своем индивидуальном мире.

Наряду с простыми сравнениями широко используются и параллельные сравнения, основанные на противопоставлении. . ..Гуйэ ак болоттар ЙылыЪеткэ тешеп койонган. Кутэрелгэс улар, ЪеттамсыЪы Сэскэ булыптамганмуйылга. (Р. Бикбаев) [12].

Из приведенных примеров следует, что в поэтических произведениях башкирской литературы изобразительные средства, особенно сравнения, используются очень широко и проводятся по различным основаниям внешнего и внутреннего сходства явлений и предметов.

Среди многочисленных исследований о природе метафорических переносов наибольшую известность приобрела работа Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем». «Метафоры,- указывают они,- являются средством характеризации наших концептуальных представлений о действительности в терминах других представлений в том случае, если мы не имеем возможности выразить их другим способом. Различные варианты событий, включая состояния, изменение состояний, действия, процессы, причины и цели, понимаются метафорически через понятия пространства, движения и действия» [13].

В повседневной жизни люди опираются, скорее, на метафорическое определение окружающего. Используемые ими метафорические конструкции во многом взаимосвязаны. Однако стремление отобразить систему человеческих представлений как четко и иерархически организованную структуру, основанную на метафорических переносах, как пишут ученые, не подтверждается языковыми фактами. Возможно, это связано с тем, что в языке используется не конечный набор символов, поддающийся систематизации, а бесконечное разнообразие сочетаний различных представлений, результатом которых является образование новых значений, обусловленных не только метафорическими образами, но и контекстуальными средствами, дополняющими и усиливающими смысл метафорического переноса. Последнее наиболее характерно для устной спонтанной речи и художественных текстов, что заставляет говорить о том, что принципиальная многозначность литературных текстов является их неотъемлемым свойством. Значит, средства художественной изобразительности - структурно необходимый компонент текста, обеспечивающий его функционирование именно в качестве художественного текста.

Метафора - это троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении: по форме, цвету, ценности, функции и т.д. В основе метафоры лежат ассоциации по сходству. Следовательно, метафора предполагает замену одного означающего другим означающим на том основании, что соответствующие означаемые похожи. Метафора - один из важнейших тропов, без нее художественная речь немыслима. Метафора -это поиск двойников; философский смысл ее - в единстве всего сущего: живого, неживого, природного и человеческого.

Метафоры являются одним из самых распространенных средств художественной изобразительности. Как отмечают исследователи, метафорический перенос осуществляется по нескольким осно-

ваниям, что дает возможность выделить различные виды метафор. В башкирской поэзии, как показывает исследованный материал, распространение получили следующие их разновидности, например такие, как: 1) метафора-эпитет, который называет не столько реальный признак предмета, сколько возможный, заимствованный из другой сферы признак: Тулкынлана кылган океан,, Талгынгынаидкэнелменэн. (Р. Назаров) [14].

2) метафоры-олицетворения: Лэкинбына тиыэн иркен кук йвывндэ, Якты булып йэшен уты ялтырай.

Ь эмдэ далаларыыщ сикЪе^ кинлегендэ, Улемквтвп усалдауылкалттырай. (Р. Назаров) [14].

3) метафора-антитеза: Шатлыгыла, газабыла, Ьунеп бвткэн, Ъыуынып бвткэн. (Р. Бикбаев) [12].

Особую разновидность метафор представляют собой индивидуально-стилистические (авторские) метафоры. Характерной их особенностью является повышенная эмоциональность, усиливающая образное восприятие текста:

Ап-ак кубеккэ тврвнэ, Яыарынмуйыл. (М.Карим) [15]. В качестве такого рода метафор выступают названия: 1) минералов, драгоценных камней: Ьуыып алтын керпектэрен Кояш ерые куылэй. У л уыенещ ЬвйвклвЬвщ Наыламайса туымэй. (Р. Назаров) [14].

2) ткани, одежды: Йэп-йэшел балас вствндэ -

Киске ашуыгарылды. (М. Карим) [15].

3) времен года, состояние природы: Бвгвргэ телэне

Елдэрзещ кырысы. Тэнемдэ уйнаны

Йэшендэркылысы. (М. Каримов) [11].

4) растений, плодов, ягод:

Эдагалар тейэме ни ташка -

Эллэоскон, эллэ кар сэскэ. (Р. Бикбаев) [12].

5) животных, растений: Яуыз кара йыландарыыщ

Оывк барлыкюлдары!(Р. Назаров);

6) обозначения чувств, мыслей, переживаний человека:

Эй, ауылым! Кущел тойголарым Сэскэ твслв усЬен кырыщда. Ьищэ булган якты мвхэббэтем Урын алыр йврэк йырымда Ьин бит бирыещмищэ йэшэуквсвн Канат куйыыщ хыял-уйыма. (Р. Назаров) [14]. Также метафоры нередко используются в названиях художественных произведений. В этом случае они приобретают высокую степень

обобщения, выражая основную идею произведения: А. Каипова «Тормош - узе батырлык», «Йэшен -шагир», Ф. Тугузбаева «Йондозло шэл», Г. Юнысова «Мощ шишмэЬе» и т.д.

Таким образом, метафора позволяет создать художественный образ в наиболее выразительном ракурсе.

Пути и возможности изучения поэтики тропов довольно широки. Значительный опыт по их теоретическому рассмотрению, как мы уже заметили, накоплен башкирскими литературоведами в связи с созданием трудов по теории литературы, выявлению творческой индивидуальности видных башкирских поэтов, систематизации и научной интерпретации отдельных средств ассоциации [16, 17]. Заслуживает внимания опыт определения форм и способ исторического функционирования тропов в связи с созданием истории и теории поэтических жанров башкирской литературы [18, 19].

Предстаявляет значительный интерес точка зрения профессора Р. Н. Баимова, согласно которой изучение образных средств художественной типизации, например, аллегория, символика и др. в общем русле, в системе Восточной поэтики обещает стать перспективной [20].

Таким образом, исследование истории и поэтики тропов в башкирском литературоведении остается до сих пор проблемой фундаментальной как в плане изученного, так и в плане перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томашевский Б. В. Стилистика. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. С. 288.

2. Харисов А. Теория литературы. Уфа, 1944. С. 162. (на башк. яз.).

3. Ахмедьянов К. А. Теория литературы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1971. С. 387. (на башк. яз.).

4. Ахмедьянов К. А Поэтическая образность. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. С. 152. (на башк. яз.).

5. Хусаинов Г. Б. Поэтика башкирской литературы. Уфа: Гилем, 2006. С. 402. (на башк. яз.).

6. Хусаинов Г. Б. Словарь литературоведческих терминов. Уфа: Гилем, 2006. С. 248. (на баш. яз.).

7. Ахмедьянов К. А. Назар Наджми - мастер стиха. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1974. С. 165. (на башк. яз.).

8. Бикбаев Р. Т. Шайхзада Бабич: Жизнь и творчество. Уфа: Китап, 1995. С. 304. (на башк. яз.).

9. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 180.

10. Мифтахов Р. Кояш шаЬит. Офв: Китап, 1999.- 245 б.

11. Кэримов М. Тэгэрэй гумерем йомгагы. - Офв: Китап, 1999. -256 б.

12. Бикбаев Р. Айкургэндэй, кояш аландай. - Офв: Китап, 1998. -325 б.

13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004. С.254.

14. Назаров Р. Йэшен. Офв: Китап, 1998. -345 б.

15. Кэрим М. Эсэрзэр. I том. - Офв: Китап, 1995. -390 б.

16. Шарипова З. Я. Изобразительные средства в башкирской литературе. Уфа: ГУП Уфа полиграфкомбинат, 2003. С. 128. (на башк. яз.).

17. Шарипова З. Я. Как рождается образ. Уфа: 2003. С. 64.

18. Бикбаев Р. Т. Замандыщ шигри йылъязмаЬы. Офв: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. -270 б.

19. Кунафин Б. С. Замандарзыщ рухи балкышы. Офв: Китап, 2006. -492 б.

20. Байымов Р. Н. Йвз // Ватандаш. №1. 2000. Б. 70-79.

Поступила в редакцию 14.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.