Научная статья на тему 'Проблемы использования завещаний как источника в изучении религиозности англичан эпохи Реформации в современной британской историографии'

Проблемы использования завещаний как источника в изучении религиозности англичан эпохи Реформации в современной британской историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ / ЗАВЕЩАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / REFORMATION IN ENGLAND / WILLS AS A HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Владимир Николаевич

Рассматриваются подходы современных британских историков к использованию завещаний как исторического источника в изучении религиозности англичан эпохи Реформации XVI-XVII вв. Освещается существующий к настоящему времени спектр мнений по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the approaches of contemporary British historians to the use of wills as a source for the study of religious beliefs during the Reformation in XVI-XVII centuries in England. The author discusses the range of opinion on the problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования завещаний как источника в изучении религиозности англичан эпохи Реформации в современной британской историографии»

2009 История №2(6)

УДК 94 (410)

В.Н. Ерохин

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАВЕЩАНИЙ КАК ИСТОЧНИКА В ИЗУЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ АНГЛИЧАН ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Рассматриваются подходы современных британских историков к использованию завещаний как исторического источника в изучении религиозности англичан эпохи Реформации ХУ1—ХУ11 вв. Освещается существующий к настоящему времени спектр мнений по этому вопросу.

Ключевые слова: Реформация в Англии, завещания как исторический источник.

Одним из источников в исследовании религиозности англичан накануне Реформации и в выявлении динамики утверждения протестантизма в стране в XVI в. могут быть завещания. Вопросами анализа завещаний занимался целый ряд современных британских историков [1. Р. 246-249; 2. Р. 28-43; 3. Р. 320-334; 4. Р. 171-172, 220-221; 5. Р. 58, 76; 6. Р. 15-16; 7. Р. 250-251; 8. Р. 485-486, 629].

К. Хейг считает продуктивным подразделение преамбул завещаний в соответствии с содержащимися в них доктринальными утверждениями на три вида: «традиционные», «нейтральные» и «протестантские». Это позволяет проследить формирование позитивной приверженности главным протестантским идеям и упадок свойственной католикам приверженности к почитанию святых и заупокойным молитвам. Явно протестантские преамбулы использовались в течение долгого времени - до 1580-х гг. - в небольшом числе завещаний [9. Р. 200]. Оценивая познавательное значение завещаний, К. Хейг пишет, что завещания составляли обычно более состоятельные лю -ди, мужчины, то есть представители той категории лиц, которые с относительно большей вероятностью могли быть протестантами. Уверенно определить религиозные взгляды завещателя непросто. Современники, например, не видели отчетливых различий в формулах. Многие историки показали, что завещания не индивидуальны, большинство из них составлено писцами по формуле, взятой из предыдущих завещаний [10; 11]. Углубляясь в изучение отдельных регионов, историки различили даже влияние руки отдельного писца, путём чего распространялись протестантские взгляды [12. Р. 89, 93].

При всех трудностях анализа завещаний С. Бригден тем не менее обнаружила, что лондонские завещания периода 1522-1547 гг. дают ценные сведения об изменениях религиозных верований от католицизма к протестантизму, особенно если внимание обращается не только на преамбулы завещаний, но и на упоминаемые в завещаниях пожертвования на религиозные и благотворительные нужды [13. Р. 333-348]. Но в целом, по мнению П. Кол-линсона, до середины XVII в. эти источники не позволяют вполне адекватно

В.Н. Ерохин

отразить эволюцию общественного мнения и личных религиозных взглядов конкретного человека [14. Р. 197].

Изучением завещаний также специально занимался Дж. Скарисбрик, принадлежащий к числу историков-ревизионистов, которые придерживаются мнения, что англичане не хотели Реформации и большинство из них медленно её воспринимало [15]. В середине 1530-х гг. две трети завещаний всё ещё упоминали необходимость поминальных молитв, а в трети завещаний, как считает исследователь, необходимость заупокойных молитв предполагалась как сама собой разумеющаяся. В среднем в каждом пятом завещании оставлялись деньги монахам. Около 60% завещаний оставляли деньги на ремонт церковных зданий и их оснащение необходимой утварью [15. Р. 3].

Рассуждая о возможности клишированного характера завещаний, Дж. Скарисбрик отмечает, что писец, конечно, мог повлиять на составление завещания, но трудно представить, что составитель, писавший текст, мог побудить завещателя давать средства нескольким церковным приходам или монахам - ведь завещания составляли представители белого духовенства или служащие судов. Завещания знати наверняка составлялись по точному слову завещателя. Так что, по мнению ученого, в большинстве завещаний мы действительно слышим голос завещателя [15. Р. 11]. Во многих завещаниях, пишет Дж. Скарисбрик, видна подлинная религиозность, когда бедный человек детально расписывал в завещании передачу церкви предметов из своего небольшого имущества [15. Р. 17-18].

К. Лиценбергер в своей работе «Английская Реформация и светские лица: Глостершир, 1540-1580» (1997) [16] проанализировала материалы церковных судов из Глостерской епархии, рассмотрела финансовое состояние церковных приходов, уделив особое внимание приходам Тьюксбери и Сент-Майклз в Глостере, а также проделала очень большую работу по анализу 3,5 тыс. завещаний, представив результаты в своём исследовании в таблицах и схемах. От периода 1541-1580 гг. по стране в целом сохранились примерно 8 тыс. завещаний. Преамбулы этих завещаний, как считает К. Лиценбергер, можно сгруппировать в три типа: традиционные, протестантские и двусмысленные. Исследователи в последнее время приходят к выводу, что следует анализировать не только преамбулу завещания. Предлагается выявить, кому и какое имущество оставляется в завещании, каковы распоряжения завещателя об организации похорон, кем предположительно были свидетели и исполнители завещания по их религиозным взглядам, но даже после этого обычно всегда остаются неясности. В то же время К. Лиценбергер очень осторожно подошла к истолкованию завещаний: например, ни в один из годов между 1541-м и 1580-м она не смогла найти более 10 завещаний с отчётливо протестантскими преамбулами, но в то же время к 1550 г. в завещаниях прекращаются упоминания о необходимости молитв за умерших, что можно считать явно протестантским признаком. Вряд ли также стоит рассматривать неопределённо-двусмысленные завещания, составленные через несколько десятилетий после начала Реформации, как оппозиционные по отношению к протестантизму: например, между 1570 и 1580 гг. 88% завещаний, составленных в народной среде, были двусмысленными. В дореформационных

завещаниях постоянными были упоминания о молитвах у алтаря, заупокойных молитвах и мессах, о мортуариях (панихидах), о десятинах на помин души, так что их отсутствие по умолчанию всё же, по её мнению, можно рассматривать как свидетельство распространения протестантизма. Многие современные британские историки склоняются к мнению, что заметные свидетельства укоренения протестантизма в Англии можно отнести к 1580-м гг.

Литература

1. Zell M.A. The Use of Religious Preambles as a Measure of Religious Belief in the Sixteenth Century // Bulletin of the Institute of Historical Research. 1977.

2. SpuffordM. The Scribes of Villagers’ Wills in the Sixteenth and Seventeenth Centuries and Their Influence // Local Population Studies. 1971. Vol. VII.

3. Spufford M. Contrasting Communities: English Villagers in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Cambridge, 1974.

4. Dickens A.G. Lollards and Protestants in the Diocese of York, 1509-1558. Oxford, 1959.

5. Clark P. English Provincial Society from the Reformation to the Revolution: Kent 1500-1640. Hassocks, 1977.

6. Sheils W. J. The Puritans in the Diocese of Peterborough, 1558-1610. Northamptonshire Record Society, 1979.

7. PalliserD.M. Tudor York. Oxford, 1979.

8. Brigden S. London and the Reformation. L., 1979.

9. Haigh C. English Reformations. Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxford, 1993.

10. Aslop J.D. Religious Preambles in Early Modern English Wills as Formulae // JEH. 1989. Vol. 40.

11. Zell M.L. The Use of Religious Preambles as a Measure of Religious Belief in the Sixteenth Century // BIHR. 1978. Vol. 51.

12. MoirM. Church and Society in 16th Century Herefordshire. M. Phil. Thesis. Leicester, 1984.

13. Brigden S.E. The Early Reformation in London, 1520-1547. Cambridge Ph. D. thesis, 1977.

14. Collinson P. The Religion of Protestants: The Church in English Society, 1559-1625. N. Y., 1982.

15. Scarisbrick J.J. The Reformation and the English People. Oxford, 1984.

16. Litzenberger C. The English Reformation and the Laity, Gloucestershire, 1540-1580. Cambridge, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.