DOI: 10.24412/2072-4098-2022-8251-25-33 Проблемы использования страхового поручительства при реализации контрактов жизненного цикла
Д.В. Брызгалов ведущий научный сотрудник Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва) Ю.В. Грызенкова доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва) А.А. Цыганов руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва)
Александр Андреевич Цыганов, al_ts@rambler.ru
В России контракты жизненного цикла (далее также - КЖЦ) пока еще повсеместно не распространены, хотя прецеденты их использования уже есть. Начало было положено с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в котором определялся такой контракт. Но определить не значит внедрить, хотя теоретически у таких контрактов много преимуществ. При заключении КЖЦ можно добиться повышения заинтересованности подрядчика в качестве монтажа и эксплуатации, уменьшить периоды простоя во время ремонта, а также стимулировать работников, привязав показатели личной эффективности к выполнению контрактных обязательств.
В российской практике контракты жизненного цикла применяются при строительстве и эксплуатации автодорог, закупке и последующем обслуживании сложной техники, в том числе медицинской. Предмет регулирования контрактов жизненного цик-
ла содержится в нескольких национальных проектах, в том числе в проекте «Здравоохранение», а в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ставится задача по значительному повышению доли контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах КЖЦ, объединяющего в один контракт различные виды дорожных работ 1. Применительно к автодорогам особенно важно внедрение КЖЦ, так как практически во всех случаях, когда требуется проведение сверхнормативного ремонта, транспортные строители, ремонтники и эксплуатанты перекладывают вину друг на друга, что часто не позволяет определить виновного и понесенные убытки для взыскания с него компенсации.
Еще в конце 2018 года были запланированы четыре пилотных проекта работ по ремонту и содержанию 4-х участков федеральных автодорог общей протяженностью 194,76 километра на двенадцатилетний период - с 2018 по 2030 год. В этих проектах задействованы федеральные казенные
1 Национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги». Ш1_: https://rosavtodor.gov.ru/ about/upravlenie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi
учреждения Москва - Бобруйск, Кола, Северо-Запад и Волговятскуправтодор 2. По состоянию на конец октября 2019 года доля КЖЦ достигла 8,6 процента 3 от общего числа контрактов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а к концу декабря план был превышен, и доля контрактов жизненного цикла составила 11,6 процента 4.
Контракты жизненного цикла эффективно используются при закупке и модернизации подвижного состава на транспорте. Например, по информации государственной корпорации ВЭБ.РФ для московского метрополитена в рамках проекта модернизации на принципах реализации контрактов жизненного цикла поставлены 1 200 вагонов стоимостью 75 миллиардов рублей (более 85 процентов от всего объема новых вагонов) 5. Производителям техники и оборудования контракт жизненного цикла позволяет планировать свою деятельность с большим горизонтом, так как появляется бюджет на несколько лет вперед, связанный с эксплуатацией произведенной техники. Субъект федерации - город Москва стал первым субъектом России, где состоялся открытый аукцион на поставку медицинской техники на принципах КЖЦ. В конце 2019 года было объявлено о закупке 16 ангиографов по контракту жизненного цикла в медицинские учреждения города Мо-
сквы на общую сумму более 2,5 миллиарда рублей, а за последние пять лет (2015-2019 годы) было заключено КЖЦ на сумму 466,4 миллиарда рублей 6. Контракт подразумевает поставку, обеспечение работоспособности, техническое обслуживание и ремонт аппаратов в течение 10 лет.
Увеличение случаев использования контрактов жизненного цикла при строительстве и эксплуатации автодорог, приобретении сложной медицинской техники, транспорта и т. д. свидетельствует о востребованности и необходимости такой формы договора. В то же время рядом исследователей подтверждается реальное отсутствие опыта идентификации и управления рисками, их страхования 7, в том числе необходимость установления требования к квалификации специалистов финансового рынка, соответствующих современным требованиям экономики 8.
В то же время при заключении и исполнении КЖЦ можно оставить небольшие риски и потенциальные ущербы на удержании организации, реализующей контракт, в этом и заключается одно из основных преимуществ этого вида контрактов государственно-частного партнерства. Но в случае стихийного бедствия, серьезной аварии и иного неблагоприятного стечения обстоятельств у организации, реализующей КЖЦ, может не хватить средств на ремонт, стро-
Доклад начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Е.В. Туриева. URL:
https://rosavtodor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/materialy-kollegii/2018/ii-kvartal-2018/233151
URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/9315
URL: https://rosavtodor.ru/press-center/news/300841
URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/9335
URL: https://tass.ru/moskva/7335847
Смотри:
Белоусова Т.А. Распределение и страхование (картирование) рисков в контрактах жизненного цикла // Финансы. 2021. № 1. С. 42-46;
Дорожкин А.В. Управление рисками реализации контрактов жизненного цикла / / РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2020. № 4. С. 127-134. Смотри:
Бровчак С.В. Определение границ финансового рынка // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2018. Т. 17. № 4. С. 30-36;
Селиванова М.А., Тюнин Д.А., Богданова М.М. Применение новых технологий в финансовой сфере в современных условиях // Финансовый бизнес. 2018. № 6. С. 56-67;
Современная архитектура финансов / под ред. М.А. Эскиндарова, В.В. Масленникова М., Когито-Центр, 2020;
Цыганов А.А. Страховая защита общественных интересов при реализации контрактов жизненного цикла // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 12 (243). С. 48-57.
2
3
4
5
6
7
8
ительство или приобретение оборудования. Государственные или муниципальные органы управления, заинтересованные в реализации КЖЦ, также должны понимать, что у организации, реализующей такой контракт, должно хватать финансовых ресурсов на безоговорочное и неукоснительное выполнение КЖЦ для быстрейшего возвращения к нормальной эксплуатации после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 9.
О необходимости использования механизмов страховой защиты свидетельствует и объективное наличие страховых интересов у заказчика (органа государственной власти) и исполнителя, совместно реализующих КЖЦ, поэтому при формировании условий контракта жизненного цикла следует анализировать как риски, так и перспективность формирования страховой защиты для сторон КЖЦ.
На этапе подготовки объекта КЖЦ страховой интерес заказчика реализуется через необходимость защиты от непредвиденных расходов, связанных с задержкой начала эксплуатации объекта КЖЦ по причинам ущерба и повреждения объекта, принятия соответствующего решения исполнительными (или) муниципальными органами, изменений, вносимых в условия подготовки (например строительства) объектов КЖЦ, появления непредвиденных работ свыше нормативного показателя, обусловленных объективными причинами, кибератак на инфраструктурное обеспечение подготовки объекта КЖЦ, робототехнику, используемую при подготовке объекта КЖЦ и рядом других рисков.
На этапе эксплуатации объекта КЖЦ на заказчике лежат имущественные риски, связанные с объектом КЖЦ, в том числе риск утраты (гибели) или повреждения объекта КЖЦ, а также риск наступления ответственности заказчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в связи с эксплуатацией объекта КЖЦ.
В таких условиях страхование является эффективным механизмом защиты от катастрофических для реализации КЖЦ рисков. При этом реализовать концепцию страховой защиты можно двумя способами:
1) установить в условиях конкурса на право заключения контракта обязательность или желательность страхового обеспечения ответственности организации, предполагающей реализацию контракта жизненного цикла (оптимально на основе разъяснений и (или) разработки нормативного регулирования возможности предоставления страховых поручительств);
2) профильные министерства и ведомства могут дать методические рекомендации по страхованию предмета контракта жизненного цикла от рисков утраты или существенного повреждения.
Сегодня страхование ответственности исполнителя контракта в рамках реализации КЖЦ не соответствует российскому страховому праву и уже сложившейся практике, на которую оказала влияние история с введением и отменой страхования ответственности по государственным контрактам 10 и застройщиков в рамках законодательства о долевом жилищном строительстве 11.
9 Подробнее смотри:
Акимов В.А., Рогожин Е.А., Цыганов А.А. Разработка комплексного механизма развития страхования для населения, малого и среднего бизнеса на случай реализации опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2020. № 6. С. 89-99; Дюжиков Е.Ф. Формирование стратегии финансовой защиты от последствий чрезвычайных ситуаций // Страховое дело. 2020. № 3. С. 38-42;
Миллерман А.С. Теория и практика страхования в строительстве. М.: Финансы, 2005; Хужамов Л.Т., Терещенцева П.А. Страхование жилья в России от чрезвычайных ситуаций в свете нового российского законодательства: сравнительный анализ с советским периодом и дореволюционной Россией // Страховое дело. 2020. № 2. С. 36-40.
10 Подробнее см. Батадеев В.А. Страхование ответственности по госконтрактам: необходимы изменения в интересах сторон // Финансы. 2010. № 1. С. 44-46.
11 Смотри:
Лебедева С.Р. Защита дольщиков. Необходимость совершенствования механизмов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 12 (159). С. 65-68;
В настоящее время возможность страхования ответственности исполнителя КЖЦ (страхование ответственности по договору) не сформулирована в каком-либо федеральном законе, а значит, в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не может быть реализована. Следует вспомнить негативный опыт реализации страхования государственных контрактов и страхования ответственности застройщиков жилой недвижимости.
Одним из вариантов разрешения ситуации может стать развитие в российском праве практики страховых поручительств, известных в англосаксонском праве как Surety Bond 12. В этом случае при учете российского и имеющегося иностранного опыта использования страховых поручительств может быть сформирована эффективная страховая защита сторон КЖЦ. В российской научной литературе страховые поручительства рассматривались несколько лет назад, и интерес к ним сохраняется 13.
Принципиальным отличием страхового поручительства от классического договора страхования является его трехсторонний характер, в котором участвуют три стороны:
• страхователь (принципал);
• страховая компания и компании - получатели услуг по КЖЦ (чаще всего - органы государственной или
муниципальной власти либо их представители);
• государственные или муниципальные компании - бенефициары по контракту жизненного цикла и, соответственно, страховому поручительству (см. рис.).
В качестве позитивных моментов применения института страхового поручительства в нашей стране можно выделить следующие:
• страховое поручительство обладает безусловным характером, поэтому страховщик обязан выполнить условие договора о выплате страхового возмещения вне зависимости от причин нарушения страхователем контракта (это снимает большинство справедливых претензий к практике страхования ответственности по государственным контрактам и застройщиков);
• возможность предъявления регрессных требований к страхователю (это обеспечивает отсутствие негативной селекции рисков и нигилистического поведения страхователя по отношению к страховщику);
• страховое поручительство традиционно для зарубежных страховщиков, что формирует предпосылки для использования договоров перестрахования как
Логвинова И.Л. Страхование ответственности застройщиков. Коммерческое или взаимное? // Финансы. 2015. № 2. С. 48-5;
Туленты Д.С. Контроль риска в период действия договора страхования гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика. 2016. № 3 (7); Туленты Д.С. Объективные и субъективные факторы риска наступления гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика, 2016. № 2 (6); Цыганов А.А. Перспективы развития страхования ответственности застройщиков жилой недвижимости в России // Финансовый бизнес. 2015. № 5.
12 Surety bonds - a brief introductory guide. URL: https://www.insurancebusinessmag.com/asia/news/breaking-news/ surety-bonds--a-brief-introductory-guide-169527.aspx
Surety is Different than Insurance. // https://www.suretybondsdirect.com/educate/surety-is-different-than-insurance What is a Surety Bond?// https://www.suretybondsdirect.com/educate/what-is-surety-bond
13 Смотри:
Ахмедов А.Ш. Страхование поручительства: обобщение английской теории и судебной практики // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2;
Балакирева Л.Ю. Имплементация мирового опыта использования страховых поручительств // Страховое право. 2014. № 1 (62);
Дедиков С.В. Страхование поручительства: гражданско-правовой анализ // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 1;
Дедиков С.В. Страхование поручительства: характеристика договора поручительства // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2.
Содержание и схема взаимодействий сторон КЖЦ в интересах государства
по страховому поручительству 14
методологической базы и финансовой поддержки страхования в России.
В настоящее время страховые поручительства российским страховым законодательством не запрещены, но и не регламентированы. Для устранения этой коллизии необходимо внести поправки в российское страховое право о формализации нового вида страхования - страхового поручительства. Также потребуется введение возможности использования страховых поручительств в качестве обеспечительной меры в Закон № 44-ФЗ.
Проблематика страховых поручительств рассматривалась в России в 2010-е годы. Об этом говорилось и в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, в которой предполагалось в целях интенсификации развития страхового дела «формирование законодательных и нормативно-правовых особенностей деятельности страховщиков
по заключению договоров поручительства в качестве поручителей» 15. Однако дискуссия привела к пониманию достаточности законодательного регулирования для начала практической реализации поручительств страховыми компаниями и к необходимости формирования нормативной базы на основе обобщения новой практики, не препятствующей внедрению страховых поручительств в практику деятельности российских страховщиков. Но существующий сегодня законодательный режим регулирования поручительств не позволяет заключать договоры перестрахования, поэтому считаем целесообразным внести изменения в статью 929 ГК РФ в части введения страхового поручительства как отдельного вида страхования. Эта возможность обсуждалась и включена в рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 16.
14 Схема разработана авторами статьи.
15 См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1293-р.
16 Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совер-
шенствованию гражданского законодательства от 25 сентября 2020 года № 202/оп-1/2020.
Возможность предоставления страховых поручительств предусмотрена законодательством Казахстана и Армении 17, при этом соглашением о создании Евразийского экономического союза предусматривается создание единого страхового рынка содружества (далее - ЕАЭС). Соответственно, отсутствие в России законодательного и нормативного обеспечения страховых поручительств не приведет к их отсутствию на рынке, но создаст ситуацию регуляторного арбитража и искусственные преимущества у стран - членов ЕАЭС, в которых этот вид страхования полностью имплементирован.
Особенности заключения договоров поручения с участием страховых организаций уже сейчас могут быть установлены Банком России, который может это сделать, внеся поправки в положение от 10 января 2020 года № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» (далее - Положение № 710-П), которое изменяет методики расчета показателей, применяемых при определении финансовой устойчивости страховой организации. В частности, собственные средства страховой организации определяются как разница между активами и обязательствами страховщика, величины которых рассчитаны согласно пункту 1.1 Положения № 710-П. Также в пункте 1.1 отмечается, что при расчете величины обязательств, используемой при расчете собственных средств, включаются все обязательства страховщика. В пункте 4.5 Положения № 710-П отдельно указывается, что суммарная стоимость обязательств по выданным страховщикам поручительствам, размещенным на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, рассчитывается в размере ответственности страховщика.
Из этого нормативного документа следует, что при развитии института поручительства, в том числе по проектам КЖЦ, страховщик должен будет на размер выданной гарантии формировать резерв собственных средств для сохранения необходимого соотношения собственных средств и принятых обязательств. Применительно к КЖЦ это означает долгосрочный характер сохранения резерва собственных средств вне зависимости от этапа и успешности реализации КЖЦ, вполне вероятного снижения степени риска со временем. Эти обстоятельства должны учитываться при формировании страховых резервов и определении достаточности собственных средств страховых организаций 18.
Вместе с тем финансовый механизм выданных страховых поручительств является аналогом договора страхования, который в соответствии с МСФО ^ЯБ) 17 «Договоры страхования» (вступает в силу с 1 января 2023 года) оценивается через разницу входящих и исходящих денежных потоков (актуарный метод наилучших оценок).
Представляется целесообразным уравнять в методах оценок обязательства по договорам страхования и по поручительствам страховых компаний по КЖЦ для стимулирования развития страховой защиты последних. Для этого представить пункт 4.5 Положения № 710-П в следующей редакции: «4.5. Суммарная стоимость обязательств некредитного характера, в том числе по выданным страховой организацией поручительствам (за исключением страховых поручительств по контрактам жизненного цикла) и независимым гарантиям, аналитический учет которых осуществляется по внебалансовым счетам второго порядка в соответствии с Положением Банка России № 486-П,
См. Научный доклад «Исследование подходов к гармонизации законодательства на страховых рынках Евразийского экономического союза». М.: НИФИ, 2016. Подробнее смотри:
Брызгалов Д.В. Сравнительный анализ надзорного, бухгалтерского и международного подходов к формированию страховых резервов // Страховое дело. 2019. № 3 (312). С. 6-15;
Кириллова Н.В. Требования к финансовой устойчивости страховых организаций: необходимость и достаточность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 9. С. 85-91.
определяется в размере ответственности (предела обязательств) страховой организации».
Таким образом, при предложенном варианте пункта 4.5 Положения № 710-П расчет поручительств по контрактам жизненного цикла будет осуществляться в соответствии с пунктом 4.1 этого Положения, то есть на основании данных бухгалтерского учета страховой организации, что подразумевает применение для страховых поручительств КЖЦ метода наилучших оценок. В дальнейшем в ходе развития законодательства и при появлении возможности перестрахования страховых поручительств режим их регулирования может быть дополнительно либерализован.
Выделение страховых поручительств именно по контрактам жизненного цикла связано с большей консервативностью при осуществлении и реализации таких контрактов, существенно большем контроле со стороны контрольно-счетных органов к организациям, реализующим КЖЦ. После обобщения практики использования страховых поручительств в контрактах жизненного цикла целесообразно будет вернуться к обсуждению регулирования страховых поручительств для более широкого круга контрактов и договоров.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги». URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/upravle nie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-ka chestvennye-avtomobilnye-dorogi (дата обращения: 05.07.2022).
3. Доклад начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных
дорог Е.В. Туриева. URL: https://rosavtodor. gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/materialy-kollegii/2018/ii-kvartal-2018/233151 (дата обращения: 05.07.2022).
4. Москва заключит два контракта жизненного цикла в сфере медицины почти на 1,5 млрд рублей. URL: https://tass. ru/moskva/7335847 (дата обращения: 05.12.2020).
5. Белоусова Т. А. Распределение и страхование (картирование) рисков в контрактах жизненного цикла // Финансы. 2021. № 1. С. 42-46.
6. Дорожкин А. В. Управление рисками реализации контрактов жизненного цикла // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2020. № 4. С. 127-134.
7. Бровчак С. В. Определение границ финансового рынка // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2018. Т. 17. № 4. С. 30-36.
8. Селиванова М. А., Тюнин Д. А., Богданова М. М. Применение новых технологий в финансовой сфере в современных условиях // Финансовый бизнес. 2018. № 6. С. 56-67.
9. Современная архитектура финансов / под ред. М. А. Эскиндарова, В. В. Масленникова. М. : Когито-Центр, 2020, 488 с.
10. Цыганов А. А. Страховая защита общественных интересов при реализации контрактов жизненного цикла // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 12 (243). С. 48-57.
11. Акимов В. А., Рогожин Е. А., Цыганов А. А. Разработка комплексного механизма развития страхования для населения, малого и среднего бизнеса на случай реализации опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2020. № 6. С. 89-99.
12. Дюжиков Е. Ф. Формирование стратегии финансовой защиты от последствий чрезвычайных ситуаций / / Страховое дело. 2020. № 3. С 38-42.
Также в статье использована информация, размещенная на официальных сайтах Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.
*
13. Миллерман А. С. Теория и практика страхования в строительстве. М. : Финансы, 2005. 258 с.
14. Хужамов Л. Т., Терещенцева П. А. Страхование жилья в России от чрезвычайных ситуаций в свете нового российского законодательства: сравнительный анализ с советским периодом и дореволюционной Россией // Страховое дело. 2020. № 2. С. 36-40.
15. Батадеев В. А. Страхование ответственности по госконтрактам: необходимы изменения в интересах сторон // Финансы. 2010. № 1. С. 44-46.
16. Лебедева С. Р. Защита дольщиков. Необходимость совершенствования механизмов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 12 (159). С. 65-68.
17. Логвинова И. Л. Страхование ответственности застройщиков. Коммерческое или взаимное? // Финансы. 2015. № 2. С. 48-5.
18. Туленты Д. С. Контроль риска в период действия договора страхования гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика. 2016. № 3 (7). С. 82-86.
19. Туленты Д. С. Объективные и субъективные факторы риска наступления гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика. 2016. № 2 (6). С. 33-38
20. Цыганов А. А. Перспективы развития страхования ответственности застройщиков жилой недвижимости в России // Финансовый бизнес. 2015. № 5. С. 13-18.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Surety bonds - a brief introductory guide. URL: https://www.insurancebusiness-mag.com/asia/news/breaking-news/surety-bonds--a-brief-introductory-guide-169527.
aspx (дата обращения: 01.12.2020).
23. Ахмедов А. Ш. Страхование поручительства: обобщение английской теории и судебной практики // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2. С. 6174.
24. Балакирева Л. Ю. Имплементация мирового опыта использования страховых поручительств // Страховое право. 2014. № 1 (62). С. 13-20.
25. Дедиков С. В. Страхование поручительства: гражданско-правовой анализ // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 1. С. 8-18.
26. Дедиков С. В. Страхование поручительства: характеристика договора поручительства // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2. С. 8-24.
27. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1293-р. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
28. Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования : одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25 сентября 2020 года № 202/оп-1/2020. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
29. Научный доклад «Исследование подходов к гармонизации законодательства на страховых рынках Евразийского экономического союза». М. : НИФИ, 2016.
30. Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков : положение Центрального банка Российской Федерации от 10 января 2020 года № 710-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Брызгалов Д. В. Сравнительный анализ надзорного, бухгалтерского и международного подходов к формированию страхо-
вых резервов // Страховое дело. 2019. № 3 (312). С. 6-15.
32. Кириллова Н. В. Требования к финансовой устойчивости страховых организаций: необходимость и достаточность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 9. С. 85-91.
Ч Единый
1 Г К ресурс
I застройщиков
33. Surety is Different than Insurance. URL: https://www.suretybondsdirect.com/educate/ surety-is-different-than-insurance (дата обращения: 01.12.2020).
34. What is a Surety Bond? URL: https:// www.suretybondsdirect.com/educate/what-is-
surety-bond (дата обращения: 01.12.2020).
* *
КАК БУДЕТ СОДЕРЖАТЬСЯ ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО В МЖК, И КТО БУДЕТ ИМ УПРАВЛЯТЬ
На Официальном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О малоэтажных жилых комплексах, управлении общим имуществом малоэтажных жилых комплексов». Законопроектом регулируются отношения, связанные с возникновением у собственников индивидуальных жилых домов (ИЖД) в малоэтажных жилых комплексах (МЖК) права общей долевой собственности на общее имущество, расположенное в границах таких комплексов, с управлением таким общим имуществом. Кроме того, законопроектом устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества собственников ИЖД в МЖК.
Под общим имуществом собственников ИЖД в МЖК подразумеваются расположенные в границах территории МЖК объекты капитального строительства, а также иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников в МЖК. К общему имуществу относятся, например, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктур, предназначенные для обслуживания расположенных в границах территории МЖК индивидуальных жилых домов, включая:
• котельные;
• водонапорные башни;
• тепловые пункты;
• проезды и велосипедные дорожки;
• пешеходные переходы, тротуары и элементы благоустройства;
• детские и спортивные площадки;
• места отдыха, парковочные площадки;
• площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Законопроект вводит понятие «Паспорт МЖК». Под ним понимается совокупность сведений
о МЖК, таких как:
• местонахождение;
• состав общего имущества;
• состав имущества, которое предоставлено в пользование собственникам ИЖД, в том числе за плату;
• размер такой платы с перечнем объектов имущества, за которые такая плата взимается;
• способ управления общим имуществом.
Согласно законопроекту, паспорт МЖК формируется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство малоэтажного жилого комплекса), товариществом собственников ИЖД или управляющей организацией. Законопроектом предусмотрено, что:
• форма паспорта МЖК будет устанавливаться Минстроем России;
• общее имущество находиться в общей долевой собственности собственников ИЖД, расположенных на земельных участках в границах МЖК;
• доля собственника ИЖД в праве общей собственности на имущество общего пользования равна отношению площади принадлежащего ему, в том числе на праве аренды, земельного участка (ЗУ), на котором расположен ИЖД, к общей площади ЗУ, расположенного в границах такого МЖК.
Окончание на с. 69