Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАХОВОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАХОВОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / КОНТРАКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / МЕХАНИЗМЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ / СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОНТРАКТА / СТРАХОВОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брызгалов Д.В., Грызенкова Ю.В., Цыганов Александр Андреевич

Авторы анализируют процесс развития в России государственно-частного партнерства иконтрактов жизненного цикла (КЖЦ), одним из которых является страховое поручительство. Рассматривают его преимущества и недостатки. Предлагают варианты развития нормативной базы для начала реализации страховых поручительств в целях защиты имущественных интересов участников КЖЦ. Приходят к выводу об актуальности исследования международных инструментов обеспечения выполнения этих контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING INSURANCE SURETY IN THE IMPLEMENTATION OF LIFE CYCLE CONTRACTS

The authors analyze the process of development in Russia of public-private partnerships and life cycle contracts (LCC), one of which is an insurance guarantee. Consider its advantages and disadvantages. They offer options for the development of the regulatory framework for the start of the implementation of insurance guarantees in order to protect the property interests of the LCC participants. They come to the conclusion about the relevance of the study of international instruments to ensure the implementation of these contracts.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАХОВОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА»



DOI: 10.24412/2072-4098-2022-8251-25-33 Проблемы использования страхового поручительства при реализации контрактов жизненного цикла

Д.В. Брызгалов ведущий научный сотрудник Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва) Ю.В. Грызенкова доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва) А.А. Цыганов руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва)

Александр Андреевич Цыганов, al_ts@rambler.ru

В России контракты жизненного цикла (далее также - КЖЦ) пока еще повсеместно не распространены, хотя прецеденты их использования уже есть. Начало было положено с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в котором определялся такой контракт. Но определить не значит внедрить, хотя теоретически у таких контрактов много преимуществ. При заключении КЖЦ можно добиться повышения заинтересованности подрядчика в качестве монтажа и эксплуатации, уменьшить периоды простоя во время ремонта, а также стимулировать работников, привязав показатели личной эффективности к выполнению контрактных обязательств.

В российской практике контракты жизненного цикла применяются при строительстве и эксплуатации автодорог, закупке и последующем обслуживании сложной техники, в том числе медицинской. Предмет регулирования контрактов жизненного цик-

ла содержится в нескольких национальных проектах, в том числе в проекте «Здравоохранение», а в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ставится задача по значительному повышению доли контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах КЖЦ, объединяющего в один контракт различные виды дорожных работ 1. Применительно к автодорогам особенно важно внедрение КЖЦ, так как практически во всех случаях, когда требуется проведение сверхнормативного ремонта, транспортные строители, ремонтники и эксплуатанты перекладывают вину друг на друга, что часто не позволяет определить виновного и понесенные убытки для взыскания с него компенсации.

Еще в конце 2018 года были запланированы четыре пилотных проекта работ по ремонту и содержанию 4-х участков федеральных автодорог общей протяженностью 194,76 километра на двенадцатилетний период - с 2018 по 2030 год. В этих проектах задействованы федеральные казенные

1 Национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги». Ш1_: https://rosavtodor.gov.ru/ about/upravlenie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-kachestvennye-avtomobilnye-dorogi

учреждения Москва - Бобруйск, Кола, Северо-Запад и Волговятскуправтодор 2. По состоянию на конец октября 2019 года доля КЖЦ достигла 8,6 процента 3 от общего числа контрактов в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а к концу декабря план был превышен, и доля контрактов жизненного цикла составила 11,6 процента 4.

Контракты жизненного цикла эффективно используются при закупке и модернизации подвижного состава на транспорте. Например, по информации государственной корпорации ВЭБ.РФ для московского метрополитена в рамках проекта модернизации на принципах реализации контрактов жизненного цикла поставлены 1 200 вагонов стоимостью 75 миллиардов рублей (более 85 процентов от всего объема новых вагонов) 5. Производителям техники и оборудования контракт жизненного цикла позволяет планировать свою деятельность с большим горизонтом, так как появляется бюджет на несколько лет вперед, связанный с эксплуатацией произведенной техники. Субъект федерации - город Москва стал первым субъектом России, где состоялся открытый аукцион на поставку медицинской техники на принципах КЖЦ. В конце 2019 года было объявлено о закупке 16 ангиографов по контракту жизненного цикла в медицинские учреждения города Мо-

сквы на общую сумму более 2,5 миллиарда рублей, а за последние пять лет (2015-2019 годы) было заключено КЖЦ на сумму 466,4 миллиарда рублей 6. Контракт подразумевает поставку, обеспечение работоспособности, техническое обслуживание и ремонт аппаратов в течение 10 лет.

Увеличение случаев использования контрактов жизненного цикла при строительстве и эксплуатации автодорог, приобретении сложной медицинской техники, транспорта и т. д. свидетельствует о востребованности и необходимости такой формы договора. В то же время рядом исследователей подтверждается реальное отсутствие опыта идентификации и управления рисками, их страхования 7, в том числе необходимость установления требования к квалификации специалистов финансового рынка, соответствующих современным требованиям экономики 8.

В то же время при заключении и исполнении КЖЦ можно оставить небольшие риски и потенциальные ущербы на удержании организации, реализующей контракт, в этом и заключается одно из основных преимуществ этого вида контрактов государственно-частного партнерства. Но в случае стихийного бедствия, серьезной аварии и иного неблагоприятного стечения обстоятельств у организации, реализующей КЖЦ, может не хватить средств на ремонт, стро-

Доклад начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Е.В. Туриева. URL:

https://rosavtodor.gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/materialy-kollegii/2018/ii-kvartal-2018/233151

URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/9315

URL: https://rosavtodor.ru/press-center/news/300841

URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/9335

URL: https://tass.ru/moskva/7335847

Смотри:

Белоусова Т.А. Распределение и страхование (картирование) рисков в контрактах жизненного цикла // Финансы. 2021. № 1. С. 42-46;

Дорожкин А.В. Управление рисками реализации контрактов жизненного цикла / / РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2020. № 4. С. 127-134. Смотри:

Бровчак С.В. Определение границ финансового рынка // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2018. Т. 17. № 4. С. 30-36;

Селиванова М.А., Тюнин Д.А., Богданова М.М. Применение новых технологий в финансовой сфере в современных условиях // Финансовый бизнес. 2018. № 6. С. 56-67;

Современная архитектура финансов / под ред. М.А. Эскиндарова, В.В. Масленникова М., Когито-Центр, 2020;

Цыганов А.А. Страховая защита общественных интересов при реализации контрактов жизненного цикла // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 12 (243). С. 48-57.

2

3

4

5

6

7

8

ительство или приобретение оборудования. Государственные или муниципальные органы управления, заинтересованные в реализации КЖЦ, также должны понимать, что у организации, реализующей такой контракт, должно хватать финансовых ресурсов на безоговорочное и неукоснительное выполнение КЖЦ для быстрейшего возвращения к нормальной эксплуатации после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации 9.

О необходимости использования механизмов страховой защиты свидетельствует и объективное наличие страховых интересов у заказчика (органа государственной власти) и исполнителя, совместно реализующих КЖЦ, поэтому при формировании условий контракта жизненного цикла следует анализировать как риски, так и перспективность формирования страховой защиты для сторон КЖЦ.

На этапе подготовки объекта КЖЦ страховой интерес заказчика реализуется через необходимость защиты от непредвиденных расходов, связанных с задержкой начала эксплуатации объекта КЖЦ по причинам ущерба и повреждения объекта, принятия соответствующего решения исполнительными (или) муниципальными органами, изменений, вносимых в условия подготовки (например строительства) объектов КЖЦ, появления непредвиденных работ свыше нормативного показателя, обусловленных объективными причинами, кибератак на инфраструктурное обеспечение подготовки объекта КЖЦ, робототехнику, используемую при подготовке объекта КЖЦ и рядом других рисков.

На этапе эксплуатации объекта КЖЦ на заказчике лежат имущественные риски, связанные с объектом КЖЦ, в том числе риск утраты (гибели) или повреждения объекта КЖЦ, а также риск наступления ответственности заказчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в связи с эксплуатацией объекта КЖЦ.

В таких условиях страхование является эффективным механизмом защиты от катастрофических для реализации КЖЦ рисков. При этом реализовать концепцию страховой защиты можно двумя способами:

1) установить в условиях конкурса на право заключения контракта обязательность или желательность страхового обеспечения ответственности организации, предполагающей реализацию контракта жизненного цикла (оптимально на основе разъяснений и (или) разработки нормативного регулирования возможности предоставления страховых поручительств);

2) профильные министерства и ведомства могут дать методические рекомендации по страхованию предмета контракта жизненного цикла от рисков утраты или существенного повреждения.

Сегодня страхование ответственности исполнителя контракта в рамках реализации КЖЦ не соответствует российскому страховому праву и уже сложившейся практике, на которую оказала влияние история с введением и отменой страхования ответственности по государственным контрактам 10 и застройщиков в рамках законодательства о долевом жилищном строительстве 11.

9 Подробнее смотри:

Акимов В.А., Рогожин Е.А., Цыганов А.А. Разработка комплексного механизма развития страхования для населения, малого и среднего бизнеса на случай реализации опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2020. № 6. С. 89-99; Дюжиков Е.Ф. Формирование стратегии финансовой защиты от последствий чрезвычайных ситуаций // Страховое дело. 2020. № 3. С. 38-42;

Миллерман А.С. Теория и практика страхования в строительстве. М.: Финансы, 2005; Хужамов Л.Т., Терещенцева П.А. Страхование жилья в России от чрезвычайных ситуаций в свете нового российского законодательства: сравнительный анализ с советским периодом и дореволюционной Россией // Страховое дело. 2020. № 2. С. 36-40.

10 Подробнее см. Батадеев В.А. Страхование ответственности по госконтрактам: необходимы изменения в интересах сторон // Финансы. 2010. № 1. С. 44-46.

11 Смотри:

Лебедева С.Р. Защита дольщиков. Необходимость совершенствования механизмов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 12 (159). С. 65-68;

В настоящее время возможность страхования ответственности исполнителя КЖЦ (страхование ответственности по договору) не сформулирована в каком-либо федеральном законе, а значит, в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не может быть реализована. Следует вспомнить негативный опыт реализации страхования государственных контрактов и страхования ответственности застройщиков жилой недвижимости.

Одним из вариантов разрешения ситуации может стать развитие в российском праве практики страховых поручительств, известных в англосаксонском праве как Surety Bond 12. В этом случае при учете российского и имеющегося иностранного опыта использования страховых поручительств может быть сформирована эффективная страховая защита сторон КЖЦ. В российской научной литературе страховые поручительства рассматривались несколько лет назад, и интерес к ним сохраняется 13.

Принципиальным отличием страхового поручительства от классического договора страхования является его трехсторонний характер, в котором участвуют три стороны:

• страхователь (принципал);

• страховая компания и компании - получатели услуг по КЖЦ (чаще всего - органы государственной или

муниципальной власти либо их представители);

• государственные или муниципальные компании - бенефициары по контракту жизненного цикла и, соответственно, страховому поручительству (см. рис.).

В качестве позитивных моментов применения института страхового поручительства в нашей стране можно выделить следующие:

• страховое поручительство обладает безусловным характером, поэтому страховщик обязан выполнить условие договора о выплате страхового возмещения вне зависимости от причин нарушения страхователем контракта (это снимает большинство справедливых претензий к практике страхования ответственности по государственным контрактам и застройщиков);

• возможность предъявления регрессных требований к страхователю (это обеспечивает отсутствие негативной селекции рисков и нигилистического поведения страхователя по отношению к страховщику);

• страховое поручительство традиционно для зарубежных страховщиков, что формирует предпосылки для использования договоров перестрахования как

Логвинова И.Л. Страхование ответственности застройщиков. Коммерческое или взаимное? // Финансы. 2015. № 2. С. 48-5;

Туленты Д.С. Контроль риска в период действия договора страхования гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика. 2016. № 3 (7); Туленты Д.С. Объективные и субъективные факторы риска наступления гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика, 2016. № 2 (6); Цыганов А.А. Перспективы развития страхования ответственности застройщиков жилой недвижимости в России // Финансовый бизнес. 2015. № 5.

12 Surety bonds - a brief introductory guide. URL: https://www.insurancebusinessmag.com/asia/news/breaking-news/ surety-bonds--a-brief-introductory-guide-169527.aspx

Surety is Different than Insurance. // https://www.suretybondsdirect.com/educate/surety-is-different-than-insurance What is a Surety Bond?// https://www.suretybondsdirect.com/educate/what-is-surety-bond

13 Смотри:

Ахмедов А.Ш. Страхование поручительства: обобщение английской теории и судебной практики // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2;

Балакирева Л.Ю. Имплементация мирового опыта использования страховых поручительств // Страховое право. 2014. № 1 (62);

Дедиков С.В. Страхование поручительства: гражданско-правовой анализ // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 1;

Дедиков С.В. Страхование поручительства: характеристика договора поручительства // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2.

Содержание и схема взаимодействий сторон КЖЦ в интересах государства

по страховому поручительству 14

методологической базы и финансовой поддержки страхования в России.

В настоящее время страховые поручительства российским страховым законодательством не запрещены, но и не регламентированы. Для устранения этой коллизии необходимо внести поправки в российское страховое право о формализации нового вида страхования - страхового поручительства. Также потребуется введение возможности использования страховых поручительств в качестве обеспечительной меры в Закон № 44-ФЗ.

Проблематика страховых поручительств рассматривалась в России в 2010-е годы. Об этом говорилось и в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, в которой предполагалось в целях интенсификации развития страхового дела «формирование законодательных и нормативно-правовых особенностей деятельности страховщиков

по заключению договоров поручительства в качестве поручителей» 15. Однако дискуссия привела к пониманию достаточности законодательного регулирования для начала практической реализации поручительств страховыми компаниями и к необходимости формирования нормативной базы на основе обобщения новой практики, не препятствующей внедрению страховых поручительств в практику деятельности российских страховщиков. Но существующий сегодня законодательный режим регулирования поручительств не позволяет заключать договоры перестрахования, поэтому считаем целесообразным внести изменения в статью 929 ГК РФ в части введения страхового поручительства как отдельного вида страхования. Эта возможность обсуждалась и включена в рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 16.

14 Схема разработана авторами статьи.

15 См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1293-р.

16 Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совер-

шенствованию гражданского законодательства от 25 сентября 2020 года № 202/оп-1/2020.

Возможность предоставления страховых поручительств предусмотрена законодательством Казахстана и Армении 17, при этом соглашением о создании Евразийского экономического союза предусматривается создание единого страхового рынка содружества (далее - ЕАЭС). Соответственно, отсутствие в России законодательного и нормативного обеспечения страховых поручительств не приведет к их отсутствию на рынке, но создаст ситуацию регуляторного арбитража и искусственные преимущества у стран - членов ЕАЭС, в которых этот вид страхования полностью имплементирован.

Особенности заключения договоров поручения с участием страховых организаций уже сейчас могут быть установлены Банком России, который может это сделать, внеся поправки в положение от 10 января 2020 года № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» (далее - Положение № 710-П), которое изменяет методики расчета показателей, применяемых при определении финансовой устойчивости страховой организации. В частности, собственные средства страховой организации определяются как разница между активами и обязательствами страховщика, величины которых рассчитаны согласно пункту 1.1 Положения № 710-П. Также в пункте 1.1 отмечается, что при расчете величины обязательств, используемой при расчете собственных средств, включаются все обязательства страховщика. В пункте 4.5 Положения № 710-П отдельно указывается, что суммарная стоимость обязательств по выданным страховщикам поручительствам, размещенным на внебалансовых счетах бухгалтерского учета, рассчитывается в размере ответственности страховщика.

Из этого нормативного документа следует, что при развитии института поручительства, в том числе по проектам КЖЦ, страховщик должен будет на размер выданной гарантии формировать резерв собственных средств для сохранения необходимого соотношения собственных средств и принятых обязательств. Применительно к КЖЦ это означает долгосрочный характер сохранения резерва собственных средств вне зависимости от этапа и успешности реализации КЖЦ, вполне вероятного снижения степени риска со временем. Эти обстоятельства должны учитываться при формировании страховых резервов и определении достаточности собственных средств страховых организаций 18.

Вместе с тем финансовый механизм выданных страховых поручительств является аналогом договора страхования, который в соответствии с МСФО ^ЯБ) 17 «Договоры страхования» (вступает в силу с 1 января 2023 года) оценивается через разницу входящих и исходящих денежных потоков (актуарный метод наилучших оценок).

Представляется целесообразным уравнять в методах оценок обязательства по договорам страхования и по поручительствам страховых компаний по КЖЦ для стимулирования развития страховой защиты последних. Для этого представить пункт 4.5 Положения № 710-П в следующей редакции: «4.5. Суммарная стоимость обязательств некредитного характера, в том числе по выданным страховой организацией поручительствам (за исключением страховых поручительств по контрактам жизненного цикла) и независимым гарантиям, аналитический учет которых осуществляется по внебалансовым счетам второго порядка в соответствии с Положением Банка России № 486-П,

См. Научный доклад «Исследование подходов к гармонизации законодательства на страховых рынках Евразийского экономического союза». М.: НИФИ, 2016. Подробнее смотри:

Брызгалов Д.В. Сравнительный анализ надзорного, бухгалтерского и международного подходов к формированию страховых резервов // Страховое дело. 2019. № 3 (312). С. 6-15;

Кириллова Н.В. Требования к финансовой устойчивости страховых организаций: необходимость и достаточность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 9. С. 85-91.

определяется в размере ответственности (предела обязательств) страховой организации».

Таким образом, при предложенном варианте пункта 4.5 Положения № 710-П расчет поручительств по контрактам жизненного цикла будет осуществляться в соответствии с пунктом 4.1 этого Положения, то есть на основании данных бухгалтерского учета страховой организации, что подразумевает применение для страховых поручительств КЖЦ метода наилучших оценок. В дальнейшем в ходе развития законодательства и при появлении возможности перестрахования страховых поручительств режим их регулирования может быть дополнительно либерализован.

Выделение страховых поручительств именно по контрактам жизненного цикла связано с большей консервативностью при осуществлении и реализации таких контрактов, существенно большем контроле со стороны контрольно-счетных органов к организациям, реализующим КЖЦ. После обобщения практики использования страховых поручительств в контрактах жизненного цикла целесообразно будет вернуться к обсуждению регулирования страховых поручительств для более широкого круга контрактов и договоров.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги». URL: https://rosavtodor.gov.ru/about/upravle nie-fda/nacionalnyj-proekt-bezopasnye-i-ka chestvennye-avtomobilnye-dorogi (дата обращения: 05.07.2022).

3. Доклад начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных

дорог Е.В. Туриева. URL: https://rosavtodor. gov.ru/about/kollegiya-rosavtodora/materialy-kollegii/2018/ii-kvartal-2018/233151 (дата обращения: 05.07.2022).

4. Москва заключит два контракта жизненного цикла в сфере медицины почти на 1,5 млрд рублей. URL: https://tass. ru/moskva/7335847 (дата обращения: 05.12.2020).

5. Белоусова Т. А. Распределение и страхование (картирование) рисков в контрактах жизненного цикла // Финансы. 2021. № 1. С. 42-46.

6. Дорожкин А. В. Управление рисками реализации контрактов жизненного цикла // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2020. № 4. С. 127-134.

7. Бровчак С. В. Определение границ финансового рынка // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2018. Т. 17. № 4. С. 30-36.

8. Селиванова М. А., Тюнин Д. А., Богданова М. М. Применение новых технологий в финансовой сфере в современных условиях // Финансовый бизнес. 2018. № 6. С. 56-67.

9. Современная архитектура финансов / под ред. М. А. Эскиндарова, В. В. Масленникова. М. : Когито-Центр, 2020, 488 с.

10. Цыганов А. А. Страховая защита общественных интересов при реализации контрактов жизненного цикла // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. № 12 (243). С. 48-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Акимов В. А., Рогожин Е. А., Цыганов А. А. Разработка комплексного механизма развития страхования для населения, малого и среднего бизнеса на случай реализации опасных природных процессов на Северо-Западном и Центральном Кавказе // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2020. № 6. С. 89-99.

12. Дюжиков Е. Ф. Формирование стратегии финансовой защиты от последствий чрезвычайных ситуаций / / Страховое дело. 2020. № 3. С 38-42.

Также в статье использована информация, размещенная на официальных сайтах Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

*

13. Миллерман А. С. Теория и практика страхования в строительстве. М. : Финансы, 2005. 258 с.

14. Хужамов Л. Т., Терещенцева П. А. Страхование жилья в России от чрезвычайных ситуаций в свете нового российского законодательства: сравнительный анализ с советским периодом и дореволюционной Россией // Страховое дело. 2020. № 2. С. 36-40.

15. Батадеев В. А. Страхование ответственности по госконтрактам: необходимы изменения в интересах сторон // Финансы. 2010. № 1. С. 44-46.

16. Лебедева С. Р. Защита дольщиков. Необходимость совершенствования механизмов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 12 (159). С. 65-68.

17. Логвинова И. Л. Страхование ответственности застройщиков. Коммерческое или взаимное? // Финансы. 2015. № 2. С. 48-5.

18. Туленты Д. С. Контроль риска в период действия договора страхования гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика. 2016. № 3 (7). С. 82-86.

19. Туленты Д. С. Объективные и субъективные факторы риска наступления гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства // Корпоративная экономика. 2016. № 2 (6). С. 33-38

20. Цыганов А. А. Перспективы развития страхования ответственности застройщиков жилой недвижимости в России // Финансовый бизнес. 2015. № 5. С. 13-18.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Surety bonds - a brief introductory guide. URL: https://www.insurancebusiness-mag.com/asia/news/breaking-news/surety-bonds--a-brief-introductory-guide-169527.

aspx (дата обращения: 01.12.2020).

23. Ахмедов А. Ш. Страхование поручительства: обобщение английской теории и судебной практики // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2. С. 6174.

24. Балакирева Л. Ю. Имплементация мирового опыта использования страховых поручительств // Страховое право. 2014. № 1 (62). С. 13-20.

25. Дедиков С. В. Страхование поручительства: гражданско-правовой анализ // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 1. С. 8-18.

26. Дедиков С. В. Страхование поручительства: характеристика договора поручительства // Юридическая и правовая работа в страховании. 2010. № 2. С. 8-24.

27. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1293-р. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

28. Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования : одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25 сентября 2020 года № 202/оп-1/2020. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

29. Научный доклад «Исследование подходов к гармонизации законодательства на страховых рынках Евразийского экономического союза». М. : НИФИ, 2016.

30. Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков : положение Центрального банка Российской Федерации от 10 января 2020 года № 710-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

31. Брызгалов Д. В. Сравнительный анализ надзорного, бухгалтерского и международного подходов к формированию страхо-

вых резервов // Страховое дело. 2019. № 3 (312). С. 6-15.

32. Кириллова Н. В. Требования к финансовой устойчивости страховых организаций: необходимость и достаточность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 9. С. 85-91.

Ч Единый

1 Г К ресурс

I застройщиков

33. Surety is Different than Insurance. URL: https://www.suretybondsdirect.com/educate/ surety-is-different-than-insurance (дата обращения: 01.12.2020).

34. What is a Surety Bond? URL: https:// www.suretybondsdirect.com/educate/what-is-

surety-bond (дата обращения: 01.12.2020).

* *

КАК БУДЕТ СОДЕРЖАТЬСЯ ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО В МЖК, И КТО БУДЕТ ИМ УПРАВЛЯТЬ

На Официальном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О малоэтажных жилых комплексах, управлении общим имуществом малоэтажных жилых комплексов». Законопроектом регулируются отношения, связанные с возникновением у собственников индивидуальных жилых домов (ИЖД) в малоэтажных жилых комплексах (МЖК) права общей долевой собственности на общее имущество, расположенное в границах таких комплексов, с управлением таким общим имуществом. Кроме того, законопроектом устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества собственников ИЖД в МЖК.

Под общим имуществом собственников ИЖД в МЖК подразумеваются расположенные в границах территории МЖК объекты капитального строительства, а также иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников в МЖК. К общему имуществу относятся, например, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктур, предназначенные для обслуживания расположенных в границах территории МЖК индивидуальных жилых домов, включая:

• котельные;

• водонапорные башни;

• тепловые пункты;

• проезды и велосипедные дорожки;

• пешеходные переходы, тротуары и элементы благоустройства;

• детские и спортивные площадки;

• места отдыха, парковочные площадки;

• площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

Законопроект вводит понятие «Паспорт МЖК». Под ним понимается совокупность сведений

о МЖК, таких как:

• местонахождение;

• состав общего имущества;

• состав имущества, которое предоставлено в пользование собственникам ИЖД, в том числе за плату;

• размер такой платы с перечнем объектов имущества, за которые такая плата взимается;

• способ управления общим имуществом.

Согласно законопроекту, паспорт МЖК формируется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство малоэтажного жилого комплекса), товариществом собственников ИЖД или управляющей организацией. Законопроектом предусмотрено, что:

• форма паспорта МЖК будет устанавливаться Минстроем России;

• общее имущество находиться в общей долевой собственности собственников ИЖД, расположенных на земельных участках в границах МЖК;

• доля собственника ИЖД в праве общей собственности на имущество общего пользования равна отношению площади принадлежащего ему, в том числе на праве аренды, земельного участка (ЗУ), на котором расположен ИЖД, к общей площади ЗУ, расположенного в границах такого МЖК.

Окончание на с. 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.