- определение проблемной ситуации;
- постановка тестовых заданий (подзадач к кейсу);
- оформление кейса в соответствии с требованиями программной оболочки.
Итак, рассмотренная кейс-технология, примененная в компьютерном тестировании для оценки результатов обучения, - это инновационная интерактивная технология на основе реальных или квазиреальных ситуаций, позволяющая проверить уровень сформированное™ ИКТ-компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Список литературы:
1. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1kabinet.ucoz. ш/publ/uchitelskaja/stati/tekhmlogija_pшektirovamja_kljuchevykh_i_predmetny kh_kompetencij/8 -1-0-27.
2. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evolkov.net/case/case.study.html.
3. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования: компетентностный и традиционный подходы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.фэпо.рф.
4. Киселева В.П. Оценка результатов обучения студентов по итогам ФЭПО: компетентностный подход // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2012. - С. 31-35.
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
© Доброва Л.В.*
Филиал Московскогогосударственного индустриального университета,
г. Кинешма
В статье рассматриваются проблемы применения современных информационных технологий в самостоятельной работе студентов инженерных специальностей в техническом вузе.
* Доцент кафедры «Прикладная информатика в экономике», кандидат педагогических наук.
В современных условиях общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов в технических вузах, которые должны обладать необходимыми знаниями в своей профессиональной области и владеть умениями их комплексного применения, т.е. быть профессионально компетентными.
В связи с этим формирование информационной компетентности как одной из профессионально значимых характеристик будущего специалиста инженерно-технического профиля является одной из основных задач высшего профессионального образования.
Возрастающая роль информационных процессов в обществе повышает потребность в информации, в средствах ее обработки, хранения и использования, поэтому актуализируется социальный заказ общества на подготовку компетентных выпускников технических вузов, обладающих высоким уровнем информационной компетентности, способных самостоятельно производить обработку информации согласно профессиональным потребностям, готовых к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.
На эффективность учебного процесса в техническом вузе влияет противоречие между требованиями новой образовательной среды и недостаточной готовностью студентов инженерных специальностей ориентироваться в условиях быстро меняющихся учебных программ. Данное противоречие является своего рода предпосылкой для рассмотрения самостоятельной работы студентов - будущих инженеров с новых позиций, а именно - личностно-ориентированного образования с использованием системного и деятельностного подходов к обучению с использованием средств информационных технологий.
Целью вузовского обучения является не столько наполнение студентов определенным объемом информации, сколько формирование у них познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей инженерной деятельности. В связи с вышеизложенным, для достижения высокого уровня профессиональной подготовки студентов, необходимо решить две проблемы - обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации самостоятельной работы студентов. Эффективная интеграция указанных выше подходов ориентирована на повышение качества обучения, формирование и развитие профессиональной компетентности студентов технических вузов, их стремление к непрерывному приобретению новых компетенций.
Анализ различных вариантов организации процесса обучения в технических вузах позволяет сделать выводы о том, что самостоятельная работа студентов в условиях современного учебного заведения будет эффективна, если функция управления будет возложена на преподавателя, располагающего современными техническими средствами обучения. Для достижения цели качества обучения могут помочь новые информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.
От организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе зависит многое. В условиях технического вуза самостоятельная работа завершает решение задач всех видов учебной деятельности. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной работой, не могут стать подлинным достоянием человека. Целесообразно заметить, что самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности, а это весьма актуально для компетентного специалиста инженерного профиля.
В настоящее время в вузах существуют две формы самостоятельной работы - внеаудиторная и аудиторная. На наш взгляд, сегодня актуальна самостоятельная работа студентов с использованием информационных технологий - информационная, позволяющая поставить самостоятельную работу на новый уровень самостоятельности субъекта обучения (табл. 1).
Таблица 1
Формы самостоятельной работы студентов инженерных специальностей в техническом вузе
Внеаудиторная Аудиторная Информационная
Работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме в удобные для студента часы Самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию Самостоятельная работа студентов с использованием современных информационных технологий
Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением в учебный процесс современных информационных технологий, сопровождающихся увеличением объемов самостоятельной работы студентов.
Анализ организации самостоятельной работы студентов технических вузов показывает, что при очном обучении традиционно самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с литературой. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы студентов в целом. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы студентов резко расширяются. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. По существу, все известные виды электронных изданий могут служить основой для организации самостоятельной работы студентов - будущих инженеров, наиболее эффективными из которых являются мультимедийные издания.
Эффективность использования средств информационных технологий в самостоятельной работе студентов во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем обучения. В связи с этим целесообразно рассматривать автоматизированные системы
обучения, используемые в конкретной учебной программе, определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения, как программнометодические комплексы.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения (рис. 1).
Рис. 1. Современные информационные технологии в самостоятельной работе студентов инженерных специальностей в технических вузах
Самостоятельная работа студентов включает следующие структурные элементы: постановка задачи; поиск; анализ; обработка информации; установление лимита времени; самоконтроль. Данная структура позволяет рассматривать деятельность студентов в самостоятельном приобретении знаний предметного характера поэтапно (рис. 2).
Рис. 2. Этапы самостоятельной работы студентов инженерных специальностей в технических вузах
Анализируя возможности применения средств современных информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов -
будущих инженеров в техническом вузе можно сделать вывод о том, что повышается качество самостоятельной работы, а также всего учебного процесса в целом.
При использовании в образовательном процессе технического вуза информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов инженерного профиля. Все это, по нашему мнению, способствует формированию информационной компетентности студентов, придает их самостоятельной работе новый облик, позволяет не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для дальнейшего самообразования и профессионального роста.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.
2. Оксман В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность // Высшее образование России. - 1994. - № 4. - С.68-69.
3. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов // Высшее образование в России. - 1994. - № 3. - С. 20-26.
CD-ROM ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» В AUTOPLAY MEDIA STUDIO
© Мядзюта Г.А.*, Затулий А.И.Ф
Дальневосточный государственный университет путей сообщения,
г. Хабаровск
В статье анализируется опыт создания CD-ROM обучающего образовательного комплекса в AutoPlay Media Studio по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники».
Интернет-технологии стали важной частью современной цивилизации и качественно изменили отношения между различными социальными группами, профессионально работающими с информацией. По меткому наблю-
* Студент кафедры «Системы автоматизированного проектирования».
* Профессор кафедры «Системы автоматизированного проектирования», доктор технических наук, доцент.