Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Лукинский Иван Сергеевич, Лукинская Маргарита Игоревна

Рассмотрены вопросы особенностей применения информационно-коммуникационных технологий, в частности систем виртуальной реальности в образовательном процессе, а также проблемы современной трансформации обучения путем внедрения дополнительного этапа подготовки специалистов в форме инновационного теоретико-практического компонента, психолого-педагогические аспекты использования указанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенева Ирина Аркадьевна, Лукинский Иван Сергеевич, Лукинская Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING VIRTUALITY SYSTEMS IN THE COURSE OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF FORENSIC EXAMINATION (PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT)

The article observes peculiarities of using information and communication technologies, in particular virtual reality systems, during educational process, modern transformation problems in educational process by suggesting innovative theoretical and practical component of specialist training, the psychological and pedagogical aspects of using this technology.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ВИРТУАЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

Научная статья УДК 159.9; 37.02

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-25-29 NIION: 2018-0077-3/22-167 MOSURED: 77/27-024-2022-03-366

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Проблемы использования систем виртуальности в ходе подготовки специалистов в сфере судебной экспертизы (психолого-педагогический аспект)

Ирина Аркадьевна Горшенева1, Иван Сергеевич Лукинский2, Маргарита Игоревна Лукинская3

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия,

[email protected]

Аннотация. Рассмотрены вопросы особенностей применения информационно-коммуникационных технологий, в частности систем виртуальной реальности в образовательном процессе, а также проблемы современной трансформации обучения путем внедрения дополнительного этапа подготовки специалистов в форме инновационного теоретико-практического компонента, психолого-педагогические аспекты использования указанной технологии.

Ключевые слова: информационные коммуникационные технологии, образовательный процесс, виртуальная реальность, теоретико-практический компонент обучения, психолого-педагогические аспекты подготовки специали-

Для цитирования: Горшенева И. А., Лукинский И. С., Лукинская М. И. Проблемы использования систем виртуальности в ходе подготовки специалистов в сфере судебной экспертизы (психолого-педагогический аспект) // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 25-29. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-25-29.

Original article

Problems of using virtuality systems in training process of specialists in the field of forensic examination (psychological and pedagogical aspects)

Irina А. Gorsheneva1, Ivan S. Lukinsky2, Margarita I. Lukinskaya3

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article observes peculiarities of using information and communication technologies, in particular virtual reality systems, during educational process, modern transformation problems in educational process by suggesting innovative theoretical and practical component of specialist training, the psychological and pedagogical aspects of using this technology.

Keywords: information and communication technologies, educational process, virtual reality, theoretical and practical component of training, psychological and pedagogical aspects of training specialists

For citation: Gorsheneva I. A., Lukinsky I. S., Lukinskaya M. I. Problems of using virtuality systems in the course of training specialists in the field of forensic examination (psychological and pedagogical aspect) // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):25-29. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-25-29.

Задачи современного развития отечественного образования тесно связанны с глобальными задачами цифровизации социально-экономической жизни стра-

ны. Следует отметить, что использование информационно коммуникационных технологий в сфере образования уже имеет свою традицию, как в практическом,

© Горшенева И. А., Лукинский И. С., Лукинская М. И., 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

так и научном плане. Следует отметить, что на настоящем этапе цифровой трансформации вес и значение данных технологий характеризуется качественным и количественным ростом. Облачные технологии, возможность использования искусственного интеллекта, существенный прогресс в области применения дистанционных форм обучения, технологии виртуальной реальности создают сегодня качественно новую среду для образовательного процесса. Наличие сквозных технологий, разработка и внедрение которых предусмотрены национальным проектом «Цифровая экономика» [1], способны коренным образом оптимизировать и всесторонне обеспечить инновационное развитие образовательной среды. События, связанные с пандемией 2020 года, явились вынужденным катализатором и акселератором развития онлайн технологий во всем спектре учебных заведений страны. Активное применение таких инноваций позволило выявить как огромные возможности, так и определенные ограничения свойственные любому новому, прогрессивному процессу.

Требования сегодняшнего дня и полученные экспериментальные данные показывают, что использование технологий виртуальной реальности выступает, несомненно, одним из наиболее передовых направлений в цифровизации процесса обучения в целом.

В настоящий момент образовательная парадигма высших учебных заведений Российской Федерации, в основном состоит из двух взаимодействующих и друг друга дополняющих компонентов обучения: теоретической и практической.

Теоретическая составляющая образовательной программы нацелена на формирования комплекса требуемых фундаментальных знаний, определяющих профессиональную компетенцию и интеллектуальный кругозор специалиста. В качестве форм обучения здесь выступают курсы тематических лекций и последующие за ними семинарские занятия, в ходе которых обучающиеся, чаще всего осуществляют пассивное восприятие нового, неизведанного знания, необходимого в их будущей профессии.

Практическая компонента учебной деятельности освоения программы обучения требует обязательного развития необходимых будущему специалисту умений и навыков, то есть способности выполнять определенные виды работ, присущие выбранной ими профессиональной деятельности и направленные на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [2]. Реализация обозначенной компоненты происходит в ходе выполнения разнообразных лабораторных и практических работ и т. п.

В свою очередь, применение технологии виртуальной реальности в равной степени относится как к теоретической, так и практической составляющим процесса обучения. В этой связи считаем возможным предложить сформировать третий, промежуточный теоретико-практический компонент обучения, то есть - технологию виртуальной реальности (virtual reality,

VR). Речь идет о комплексной технологии, позволяющей погрузить человека в иммерсивный (от англ. Immersive - создающий эффект присутствия) виртуальный мир при использовании специализированных периферийных устройств (шлемов виртуальной реальности) [3].

Использование такого рода технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения позволяет получить следующие преимущества:

1. Фактор возврата. В отличие от естественной реальности, в которой совершенное действие не обладает возможностью возврата/отмены, виртуальная реальность, в силу своей цифровой природы и структуры, способна вносить определенные изменения или вообще отменять совершенное действие.

2. Полный контроль за вниманием. При использовании специального периферийного устройства, такого как шлем виртуальной реальности, отвлечение внимания субъекта на другие стимулы реального окружения маловероятно.

3. Оценка процесса и индивидуальный контроль. Одной из важнейших задач образовательного процесса является контроль уровня усвоения знаний обучающимся. В качестве же оценивания полученных знаний обычно выступает итоговый результат и, в силу, специфики такой формы контроля преподаватель не всегда может оценить корректность и/или самостоятельность полученного результата. Тогда, как программное обеспечение виртуальной реальности способно поэтапно регистрировать действия, проводимые обучающимся, что позволяет оценивать не только достигнутый конечный результат, но и процесс его получения.

4. Программируемая среда обучения. Указанное преимущество заключается в возможности моделирования неограниченного учебного пространства, необходимого для подготовки высококвалифицированного специалиста, а реальная учебная территория, в свою очередь всегда имеет ограничения.

На наш взгляд, отдельный интерес представляет необходимость использования систем виртуальной реальности для развития образовательной стратегии подготовки обучающихся по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» в образовательных организациях системы МВД России.

Важнейшей спецификой подготовки обучающегося по данной специальности контингента является превалирование часов учебных практических занятий над теоретическими курсами по криминалистическим предметам. Так, в среднем, для одной программной темы предполагается 2 академических часа лекции, 2 часа для семинарского занятия, 12 часов практических занятий.

Известно, что одну из профессиональных компетенций в области технико-криминалистической деятельности составляет способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных мероприятиях. В процессе обучения большая часть учебного времени отведена на формирование у учащихся вышеуказанной профессиональной компетенции.

Важно, однако, отметить что, учебно-лабораторный фонд образовательного учреждения не всегда позволяет реализовать отработку обучающимися, по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза», практических навыков необходимых для производства осмотра места происшествия. Так, в частности не во всех высших учебных заведениях отрабатываются мероприятия по осмотру места происшествия: в метрополитене, на железнодорожном транспорте, в местах крушения воздушного судна, крупного пожара или взрыва и т. п. В указанных ситуациях применение такого инновационного инструментария как «программируемая среда обучения» средствами технологии виртуальной реальности способна детально воссоздавать вышеобозначенные места происшествий, что положительно скажется на формировании не только теоретической, но и практико-теоретической компетентности у обучающихся.

Большой исследовательский интерес вызывает освещение психологического аспекта использования рассмотренных технологий в ходе образовательного процесса.

Для удовлетворения своих потребностей человеку необходимо воспринимать окружающую среду (общаться, играть, учиться, трудиться). Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, поскольку таковые выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты [4, с. 156]. Так, рассматривая применение технологии виртуальной реальности, как инструмента теоретико-практического компонента обучения, через призму которого можно выделить следующие аспекты:

Запоминание. В ходе экспериментов, проведенных отечественными психологами П. И. Зинченко, А. А. Смирновым, З. М. Истоминой было выявлено, что запоминание материала лучше происходит при взаимодействии с объектом. Таким образом, виртуальная реальность способствует улучшению запоминания позволяя взаимодействовать с созданным объектом теоретического компонента.

Внимание. Изолированность от раздражающих факторов помогает обучающемуся прицельно концентрироваться на предмете и как следствие, получает возможность погрузиться в изучаемый материал без рассредоточения внимания на посторонние раздражители. В момент взаимодействия с изучаемым объектом в реальном мире, мы сталкиваемся с тем, что наше внимание непроизвольно может быть направлено на другие раздражители, т. е. в ходе изучения какого-либо объекта, возможна частичная и полная переключаемость на другой объект. Ограничения, созданные в программируемом пространстве, помогают изолироваться от внешних раздражителей и повысить сразу несколько свойств внимания: концентрацию и устойчивость внимания на конкретном объекте, таким образом снизив до минимума шанс переадресации внимания на другой объект.

Восприятие. Известно, что воздействие на различные органы чувств усиливает наше восприятие объекта.

Тогда как, применение технологий виртуальной реальности способно обеспечить не только полную изоляцию от воздействия реального мира, но и создать красочную картину исследуемого объекта в виртуальном пространстве.

Воображение. Отрицательной чертой виртуальной реальности является то, что она лишает нас пространства для образного воображения. По сравнению с теоретическим компонентом, виртуальная реальность уже предлагает субъекту готовую ситуацию с готовыми для восприятия объектами и у обучающегося в данном случае не появляется необходимость представлять объект до реального взаимодействия с ним. Иными словами, активное воображение, которое преобладает в случае отсутствия виртуальной реальности и стимулирует учащегося самостоятельно представлять себе изучаемый объект, переходит в пассивное, т. е. ограничивается возникновением непроизвольных образов во время изучения теоретического материала.

Личные свойства и особенности характера, обучающегося также играют важную роль в определении влияния виртуальной реальности на его вовлеченность в учебный процесс. У многих людей применение виртуальной реальности вызывает меньше беспокойство, чем участие в практических занятий под непосредственным руководством педагога. Предлагаемая технология позволит повысить образовательный потенциал таких индивидов.

Отдельно стоит остановиться на такой возможности виртуальной реальности как способность психотерапевтической практики. На сегодняшний день существует ряд исследований, указывающих на то, что виртуальная реальность как компонента психотерапевтической практики эффективна в преодолении или редукции страхов, тревог, фобий. Применительно к образовательному процессу у обучающихся по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза» данную особенность возможно использовать как подготовительную стадию перед контактом с психологически-сложным объектом (трупы, части тела, кровь), что в свою очередь сыграет положительную роль в дальнейшем профессиональном становлении обучающегося как специалиста.

Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется существенным влиянием на него цифровизации. Как новый тренд он основан на цифровом представлении информации, которое в масштабах всех аспектов жизнедеятельности общества приводит к повышению ее эффективности и качества. Раскрытие особенностей цифровизации как инновационного пути развития способствует в частности переходу педагогической деятельности на новый, продвинутый уровень. Одним из ключевых инструментов в этом процессе выступают системы виртуальной реальности. Применение такого рода технологий в рамках дополнительной промежуточной теоретико-практического составляющей обучения открывает неизведанные позитивные психолого-педагогические направления.

ЕСКИЕ НАУКИ 27

Список источников

1. «Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_328854/.

2. О практической подготовке обучающихся : Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 885/390 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_362126/.

3. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335562/.

4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. : Общие основы психологии : учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 6-е изд. М. : Издательство ВЛАДОС, 2020. 687 с.

References

1. «Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the Russian Federation"» (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 04.06.2019) // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854 /.

2. On practical training of students : Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 5, 2020 No. 885/390 // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_362126/.

3. Roadmap for the development of "end-to-end" digital technology «Technologies of virtual and augmented reality» // SPS «ConsultantPlus». URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_3 35562 /.

4. Nemov R. S. Psychology. In 3 books 1. : General Fundamentals of Psychology : studies. for students. higher. ped. studies. institutions. 6th ed. Moscow : VLADOS Publishing House, 2020. 687 p.

Библиографический список

1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание : избранные психологические труды ; под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова ; Акад. пед. и социальных наук, Московский психолого-социальный ин-т. М. ; Воронеж : МОДЭК, 1996. 543 с.

2. Селиванов В. В. Общая психология (опыт построения субъектной психологии). Смоленск : Универсум, 2007. 60 с.

3. Селиванов В. В., Селиванова Л. Н. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 2 (14). С. 79-99.

4. Селисская М. А., Войскунский А. Е., Игнатьев М. Б., Никитин А. В. Применение виртуальной реальности в качестве психотерапевтического средства для помощи страдающим от психологических фобий. Проект исследования // Труды VII Всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества -Интернет и современное общество». СПб. : Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2004. С. 39-42.

5. Hodges L. F., Anderson P., Burdea G. C., Hoffman H. G., Rothbaum B. O. Treating Psychological and Physical Disorders with VR // IEEE Computer Graphics and Applications, 2001. Vol. 21 (6). РР. 25-33.

6. Riva G. Virtual Reality in Psychotherapy: Review // CyberPsychology & Behavior, 2005. Vol. 8. № 3. РР. 220-230.

7. Rothbaum B. O., Hodges L. F. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders // Behavior Modification, 1990. Vol. 23 (4). РР. 507-525.

Bibliographic list

1. Zinchenko P. I. Involuntary memorization: selected psychological works ; edited by V. P. Zinchenko and B. G. Meshcheryakov ; Akad. ped. and Social Sciences, Moscow Psychological and Social Institute. Moscow ; Voronezh : MODEK, 1996. 543 p.

2. Selivanov V. V. General psychology (the experience of building subjective psychology). Smolensk : Universum, 2007. 60 p.

3. Selivanov V. V., Selivanova L. N. The influence of virtual reality on the formation of personality // Continuing education: XXI century. 2016. Issue 2 (14). РР. 79-99.

4. Selisskaya M. A., Voiskunsky A. E., Ignatiev M. B., Nikitin A. V The use of virtual reality as a psychothera-peutic tool to help those suffering from psychological phobias. Research project // Proceedings of the VII All-Russian Joint Conference «Information Society Technologies - Internet and Modern Society». St. Petersburg: Publishing House of the Faculty of Philology of St. Petersburg State University, 2004. РР. 39-42.

5. Hodges L. F., Anderson P., Burdea G. C., Hoffman H. G., Rothbaum B. O. Treating Psychological and Physical Disorders with VR // IEEE Computer Graphics and Applications, 2001. Vol. 21 (6). РР. 25-33.

6. Riva G. Virtual Reality in Psychotherapy: Review // CyberPsychology & Behavior, 2005. Vol. 8. № 3. РР. 220-230.

7. Rothbaum B. O., Hodges L. F. The Use of Virtual Reality Exposure in the Treatment of Anxiety Disorders // Behavior Modification, 1990. Vol. 23 (4). РР. 507-525.

Дополнительная информация об авторах И. А. Горшенева - заведующий кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ;

И. С. Лукинский - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

№ 3 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. И. Лукинская - студент 2 курса факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Additional information about the authors

I. A. Gorsheneva - Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Foreign Languages Department Chief, Honored worker of Higher school of Russia, Professor, Doctor of Law;

I. S. Lukinsky - Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Department for training scientific and pedagogical personnel, post graduate student;

M. I. Lukinskaya - Moscow State University of Psychology and Education, Faculty of Counseling and Clinical Psychology, student.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.05.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 06.05.2022; approved after reviewing 27.05.2022; accepted for publication 08.08.2022.

Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России : монография / В. Ф. Родин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России. В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).

Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

29

^VJPI

формирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П0ЭНДЕ4ТЕГЫГОГ0 Ï1HTEFEC4 У КУРСАНТОВ-|СЛШ1ДТЕЛЕЦ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ V4FE4! ДЕНИИ МВДРКСПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.