DOI: 10.31660/1993-1824-2021-3-9-23
УДК 351.778.532
Проблемы использования материнского капитала в целях улучшения жилищных условий семей
Юлия Олеговна Баикина, Анатолий Львович Колтунов
Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
Аннотация. Поддержка семей на государственном уровне — одна из приоритетных задач Правительства РФ. Улучшение демографической ситуации в России напрямую связано с поставленной задачей. Статья посвящена реализации программы материнского капитала в Тюменской области. Основу материала для статьи составляет статистическая и социологическая информация, полученная в ходе анализа официальных источников и социологического исследования, проведенного нами среди жителей г. Тюмени и Тюменской области, которые обращались в ведущие агентства недвижимости за консультацией по вопросу приобретения жилья. В результате исследования было выявлено отношение жителей к программе материнского капитала, подтверждены значимость и необходимость продления исследуемой программы. Определены механизмы использования сертификатов материнского капитала на предусмотренные законом цели. Особое внимание уделено использованию материнского капитала на улучшение жилищных условий. Выявляются предпочтения по расширению установленного перечня у жителей г. Тюмени и Тюменской области.
Ключевые слова: семья, материнский капитал, жилье, цели использования средств материнского капитала.
Maternity capital as a measure to improve housing conditions of the family:
the problem of its application
Yulia O. Baikina, Anatoly L. Koltunov
Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, Russia
Abstract. Supporting the family at the state level is one of the priority tasks of the Government of the Russian Federation. Improving the demographic situation in Russia is directly related to this task. The article is devoted to the use of maternity capital in Tyumen region. The content of the article is based on statistical and sociological information, which was obtained in the course of an analysis of official sources, and a sociological study, which was conducted by us among residents of Tyumen and Tyumen region, who had contacted leading real estate agencies for advice on housing purchase. As a result of the study, we revealed the attitude of residents to maternity capital; the importance and necessity of extending maternity capital are confirmed. The mechanisms for using maternity capital certificates for
the purposes are determined. Particular attention is paid to the use of maternity capital to improve housing conditions of the family. We also identified preferences among residents of Tyumen and Tyumen region to expand the established list of options for using maternal capital.
Keywords: family, maternity capital, housing, purposes of using maternity capital. Введение
Появление ребенка в семье — событие не только радостное, но и весьма затратное. Самая тяжелая финансовая нагрузка у родителей приходится на оплату образования уже выросших детей и на приобретение жилья.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, роди-тельством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Важнейшие функции семьи: социальная, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, медицинская [1].
Любое общество характеризуется сменой поколений. Это направление развития общества осуществляется непосредственно через репродуктивную функцию семьи.
По определению Н. Я. Соловьева, Я. С. Ломизе, семья — это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и другими родственниками, живущими и ведущими общее хозяйство [2].
А. В. Петровский, рассматривая семью с социально-психологической точки зрения, определяет ее как социальную группу, соответствующую нормам и ценностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности [3].
Материнский (семейный) капитал — это мера государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2026 года родился или был усыновлен второй (третий и последующий) ребенок; либо, начиная с 1 января 2020 года, родился (был усыновлен) первый ребенок [4].
Наряду с финансовой обеспеченностью жилищные условия также относятся к составляющим уровня жизни.
Жилищные условия — совокупность показателей, характеризующих местоположение, величину жилой площади на человека, степень благоустройства жилья [5].
Если рассматривать комплекс качества жизни населения, то стоит выделить жилищные условия как один из самых существенных составных элементов. Хотя тут стоит признать, что индекс обеспеченности комфортным проживанием на сегодняшний день не находится в полном соответствии с запросами большего числа населения. Более того, до сих пор не существует четких критериев, характеризующих уровень комфортного проживания.
Большинство ученых и политиков полагают, что рассматривать жилищную политику следует как одну из ценностных характеристик идеологии социально-экономической политики государства. По их мнению, государство декларирует социальные ценности, при этом все заботы об улучшении жилищных условий должны быть переложены на плечи населения в организационном и финансовом смыслах. Государство выделяет лишь отдельные группы населения, которые могут получить льготы для приобретения жилья или вовсе стать его обладателем бесплатно. Формируя перечень граждан, имеющих право на льготное приобретение жилья, государство, в свою очередь, используя экономические механизмы, возлагает на себя ответственность по обеспечению населения минимальным стандартом жилищных условий и условий безвозмездного предоставления жилья определенным социальным группам. Суть жилищной политики государства — обеспечить экономические и организационные возможности населению для улучшения им собственных жилищных условий.
Отмечая, что жилищная политика находится в тесной взаимосвязи с вопросами регулирования иных социальных и экономических проблем, следует честно признать, что попытки государства в вопросах стимулирования улучшения жилищных условий, используемые им в системе управления, сегодня явно недостаточны и в целом выглядят неэффективными.
Проведенный анализ структуры расходов семей с различным уровнем доходов позволил сделать неутешительный вывод: большинство российских семей не располагают ни возможностью приобрести собственное жилье, ни шансом существенно улучшить жилищные условия. Декларируемая государством идеология, послужившая основанием формирования жилищной политики, абсолютно не подкреплена финансовыми возможностями большинства российских семей и нуждается в существенной корректировке.
Характеризуя уровень обеспеченности населения жильем, нельзя не отметить тот факт, что в структуре жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, преобладают квартиры с небольшой площадью и количеством комнат. Подобный жилой фонд рассчитан на проживание минимального количества членов семьи, то есть по минимуму отражает запросы на комфортное проживание семьи с одним ребенком.
Подавляющее большинство российских семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий: испытывают нехватку квадратных метров площади для проживания. Разумеется, проблема качества жилья актуальна не только для семей с детьми, однако именно такие семьи оказываются в наиболее стесненных условиях проживания. Семья должна иметь возможность улучшить свои жилищные условия вариативно: покупка жилья (или уже готового, или на этапе строительства) на собственные средства или путем привлечения кредитных средств банков; аренда. Главное, чтобы были удовлетворены потребности семьи на определенном этапе ее жизненного цикла.
В начале нулевых социально-демографическая ситуация вызывала большую озабоченность: рождаемость в семьях сокращалась; в противовес ей внебрачная росла, как и число родителей юного возраста, неспособных еще обеспечивать не то что детей, самих себя. Росло количество однодетных и бездетных семей. Молодежь массово покидала села (переезжая в город), в результате там значительно ухудшалась возрастная и
трудоспособная структура населения. Возникла острая необходимость поддержки института семьи на государственном уровне.
На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи большое влияние оказывают доходы супругов и получаемые от государства социальные гарантии. Снижение уровня доходов, неравномерное распределение доходов между слоями населения, рост безработицы могут привести к росту напряженности в семье и к нарушениям данной функции.
Данная статья посвящена реализации программы материнского капитала. Рассмотрены цели, на которые обладатели материнского капитала собираются его потратить. Особое внимание уделено реализации материнского капитала на улучшение жилищных условий. Очевидно, что жилье играет важную социальную функцию — это место проживания, «среда обитания» людей, и, в частности, семьи как социальной ячейки общества. Жилье является одним из важнейших условий существования человека, то есть жизненно необходимым и первостепенным для него.
Литературный обзор
Следует отметить, что в работах российских и зарубежных ученых, в силу специфики исследовательских задач, стоящих перед ними, преобладает традиционный узкодисциплинарный подход к изучению программы материнского капитала, как правило, с позиций экономики.
Степень разработанности вопросов социальной политики в области семьи напрямую связана со значительным увеличением интереса современной социологической науки к проблемам семьи и ее репродуктивного поведения.
Предложенные Р. Мертоном понятия дисфункции и латентной функции необходимы для описания социальных программ материнского капитала и родовых сертификатов. Столкновение интересов института семьи и государства объясняется при помощи конфликтологического подхода (Р. Дарендорф, Р. Коллинз). Материальные ресурсы являются социальным благом, и неравное их распределение продуцирует социальную эксклюзию малообеспеченных семей (Л. Овчарова, А. Пишняк, Э. Теслюк).
В соответствии с терминологией К. Мангейма материнский капитал и родовые сертификаты представляются как инновационные социальные технологии. Государственная поддержка семей подводит к рассуждению о режимах социальной политики (Г. Эспинг-Андерсен).
В работах отечественных социологов и демографов А. И. Антонова, В. Н. Архангельского, С. И. Голода, Т. И. Заславской, С. А. Сорокина рассматриваются социологические, социально-психологические аспекты проблем мотивации демографического поведения и разработки действенной социально-демографической политики в России.
Меры социальной поддержки материнства на разных этапах развития России отображены в трудах таких ученых, как С. Айвазова, Л. Бернштейн, Ю. Градскова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, А. Коллонтай, Ю. Королев, Н. Лебина, М. Рабжаева, А. Темкина, Н. Черняева. Социальная поддержка семей затрагивает вопрос социально-
го капитала (П. Бурдье, Дж. Коулман), который следует считать специфическим видом богатства в современном обществе риска (Э. Гидденс) [6].
Материалы и методы
Материалами для исследования послужили научные работы, нормативно-правовые акты в исследуемой сфере, экспертные аналитические обзоры Пенсионного фонда РФ и г. Тюмени, а также эмпирические материалы, полученные нами в процессе проведения социологического исследования.
Национальный проект «Демография» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. Материнский капитал — мера государственной поддержки российских семей, входящая в этот национальный проект.
Для поддержки семей, имеющих двух и более детей, в 2007 году был принят Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который предусматривает выплату материнского (семейного) капитала.
Размер материнского капитала в 2020 году составлял 466 617 рублей при рождении (усыновлении) первого ребенка с 1 января 2020 года, а также при рождении (усыновлении) второго или последующего ребенка с 2007 по 2019 год включительно. 616 617 рублей — при рождении (усыновлении) второго ребенка с 1 января 2020 года, если первый ребенок родился до этой даты; а также при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей с 1 января 2020 года при условии, что раньше право на материнский капитал не возникло [7]. Также выросла сумма, которая ежемесячно выплачивается российским семьям из материнского капитала. «Теперь ее размер равен региональному прожиточному минимуму ребенка за второй квартал прошлого года. В целом по России это 11,4 тыс. руб., что примерно на 1 тыс. руб. больше выплаты прошлого года», — рассказали в пресс-службе Пенсионного фонда РФ [8]. Законом предусматриваются следующие цели использования материнского капитала:
• улучшение жилищных условий; можно приобрести далеко не всю недвижимость, а только жилье (с 2020 года материнский капитал разрешено использовать для строительства индивидуального жилого дома и даже на покупку недостроенного дома; 61 % россиян, решивших распорядиться средствами материнского капитала в 2020 году, использовали деньги для улучшения жилищных условий (339 тыс. семей));
• получение образования ребенком (в том числе платного дошкольного образования), возраст ребенка на дату начала образования — не старше 25 лет;
• формирование накопительной пенсии для матери;
• приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов [8].
Здесь будет уместно перечислить все инструменты улучшения жилищных условий, предлагаемых на сегодняшний день государством для семей как с детьми, так и бездетных.
1. Программа выплаты материнского капитала на второго и каждого последующего ребенка. Реализуется данная программа в соответствии и в рамках
государственной политики «Социальная поддержка граждан». Суть данной программы раскрыта выше.
2. Предоставление ипотечного займа многодетным семьям на приобретение жилья, исходя из ставки кредита не выше 6 %. Причем нужно упомянуть, что банкам делегируется право самостоятельно понижать ставку кредита, а разницу между базовой ставкой и льготной покрывает государство из средств целевых программ.
3. Программа «Молодая семья», предлагающая молодым семьям, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, получить государственную субсидию на приобретение жилья в личную собственность. Выплаты в рамках данной программы осуществляются не в форме кредитования, а являются безвозвратными и рассчитываются в размере 35 % от стоимости жилья для семей с детьми и 30 % — для бездетных семей. Действие данной программы рассчитано до 2025 года.
4. При рождении третьего ребенка у родителей появляется право претендовать на выплату денежной суммы из федерального бюджета в размере 450 тысяч рублей. Данная субсидия является целевой и может быть использована только на погашение ипотеки. Также следует заметить, что помимо гарантированных государственных выплат некоторые регионы устанавливают собственные дополнительные субсидии в размере от 100 до 150 тысяч рублей.
5. Предоставление социального жилья на безвозмездной основе малоимущим семьям при условии, что семья не имеет собственного жилья, либо это жилье не обеспечивает комфортного проживания в нем всех членов семьи. Данное жилье может быть предоставлено на условиях социального найма.
6. Выделение государственной адресной субсидии на приобретение квартиры или частного дома. Выделение данной субсидии может производиться в размере от 30 до 50 %, при условии, что остальную часть средств выплачивает собственник жилья. Субсидия предоставляется один раз.
7. Многодетной семье может быть выделен земельный участок в размере 15 соток на безвозмездной основе. Выделение участка производится по месту проживания семьи всего один раз. Земельный участок может быть использован под следующие нужды: для строительства дачи, либо под фермерство, либо для ведения садоводства.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что материнский капитал является лишь дополнительной и отдельной мерой поддержки семьи и его использование для приобретения загородного дома в деревне не должно влиять на право получения бесплатного жилья по другой программе.
7 ноября 2020 года вступили в силу изменения в постановлении Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале».
В Тюменской области 2 900 семей получили введенную ежемесячную денежную выплату на третьего и последующих детей, рожденных с 01.01.2020 (при софинанси-ровании из федерального бюджета). Также на условиях софинансирования была введена и ежемесячная денежная выплата на ребенка от трех до семи лет — за 11 месяцев 2020 года выплачено на 57,2 тыс. детей.
Согласно информации от департамента социального развития Тюменской области, всего в 2020 году на реализацию регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» выделено 2 866,8 млн руб., из них 1 354,4 млн руб. — средства федерального бюджета [9].
Такая поддержка необходима для всех семей. Особенно она важна для малообеспеченных граждан. Государственная социальная помощь — система мер по оказанию помощи действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, услуг и льгот для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также для адресного и рационального использования бюджетных средств [10].
Однако нельзя не отметить, что регламентируемые законом цели, являющиеся легитимными с точки зрения закона о материнском капитале, на практике не устраивают больше 50 % семей, имеющих детей. Так, например, около 40 % матерей выразили свое желание в получении средств материнского капитала в наличной форме. Примерно такие данные опросов приводят в результате своих исследований такие организации, как Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» и АНО «Центр правовой поддержки «Мама в праве».
Суммируя итоги их исследований, по результатам опроса выяснилось, что чуть менее 20 % уже воспользовались этой государственной выплатой. Однако более 50 % семей, то есть добрая половина опрошенных, заявили, что цели использования материнского капитала, закрепленные в законе, выглядят зачастую для них «туманными» либо просто неконструктивными. При опросе респондентов в количестве 20 % от опрашиваемых было и вовсе установлено, что они не имеют представления, как программа материнского капитала реализуется на практике.
Совсем уж нетрадиционными выглядят пожелания опрошенных потратить средства материнского капитала на приобретение автомобиля, улучшение здоровья, лечение, отдых детей, да и просто на ежедневные траты по содержанию и воспитанию детей.
«Опрос показал, что закрепленные в законе меры социальной поддержки семей, имеющих детей, должны быть расширены таким образом, чтобы материнский капитал мог обеспечивать все действительно важные потребности молодой семьи», — прокомментировала результаты опросов руководитель АНО «Центр правовой поддержки «Мама в праве» Елена Гринь.
Также необходимо уточнить в связи с этим упомянутую «туманность», иными словами расплывчатость некоторых формулировок в законе. Ярким примером такой расплывчатости может служить положение закона о материнском капитале, именуемое как «улучшение жилищных условий». Так, если участники программы материнского капитала воспользуются им для оплаты текущего или капитального ремонта уже принятых в эксплуатацию дома или квартиры, а равно запланируют подключение их к коммуникациям, то они могут столкнуться не только с неодобрением траты средств материнского капитала со стороны местных отделений Пенсионного фонда РФ, но и с конкретными отказами в трате средств на эти цели. Здесь мы наблюдаем однозначную
трактовку закона: «улучшение» касается только лишь увеличения жилой площади, но не улучшение качественных характеристик жилья, уже находящегося в собственности.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, некоторые семьи готовы воспользоваться услугами многочисленных организаций по обналичиванию средств материнского капитала либо перенаправлению этих средств на оплату непрофильных целей, указанных в законе. Как итог, участники этих манипуляций теряют часть выделенных средств за оплату так называемых услуг и попадают под действие ст. 33 Уголовного кодекса РФ, так как намеренно осуществляют действия по использованию преступных схем, которые содержат признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество).
Усматривая «острые углы», а то и вовсе непреодолимые препятствия в распоряжении материнским капиталом, можно определить проблематику положений программы помощи многодетным семьям, а также трактовки тех законов, которые контролируют ее исполнение. Только тогда можно составить своеобразный документ с перечнем всех нюансов, которые имеют особую важность с точки зрения данной проблемы.
Учитывая все вышесказанное, можно представить перечень выводов по проблематике заявленной темы.
1. С нашей точки зрения, главной и наиболее непреодолимой проблемой использования материнского капитала является жилищное законодательство. Поскольку жилье выступает основной целью траты средств материнского капитала, то именно в этой сфере наблюдается большее число нарушений и злоупотреблений в использовании указанных средств. Учитывая все это, можно сделать однозначный вывод относительно корректировки или изменений положений жилищного законодательства.
2. Абсолютно невозможно считать приемлемыми выводы судебных заседаний о том, что матери, зачастую имеющие несколько детей или находящиеся в положении, рассматриваются как субъекты преступных действий. Ведь на самом деле они хотели получить то, что, по их мнению, является разумным и логичным, социально обоснованным.
В статье была сделана попытка рассмотреть и сопоставить ожидания участников программы материнского капитала с реальными возможностями тех ресурсов и механизмов, входящих в государственный пакет адресной помощи многодетным семьям.
Основу материала для статьи составляет статистическая и социологическая информация, полученная в ходе анализа официальных источников, на базе результатов которого проведено эмпирическое исследование об отношении жителей г. Тюмени и Тюменской области к программе материнского капитала. Наиболее известными методиками по оценке инициатив государства, касающихся социально-экономического благополучия российских семей, являются опросы, регулярно проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Результаты и обсуждение
Социологическое исследование проводилось путем анкетирования жителей г. Тюмени и Тюменской области, посетителей крупных агентств недвижимости, которые обраща-
лись за консультацией по вопросу приобретения жилья (октябрь 2020 г.). Для формирования выборки использован простой случайный отбор. Объем выборки для обеспечения уровня доверительности у = 95 % и с учетом предельно допустимой ошибки 5 % составил 386 человек. Критерии отбора выборки: возрастные ограничения (от 18 до 60 лет и старше), наличие цели приобретения жилой недвижимости.
В опросе приняли участие 62,4 % женщин и 37,6 % мужчин. Большая часть респондентов в возрасте 25-34 года (47,4 %), 18-24 года — 11,1 %, 35-44 года — 25,3 % , 45-59 лет — 9,1 %, 60 лет и старше — 7,1 %.
Вопросы анкеты касались осведомленности жителей г. Тюмени о программе материнского капитала, об их отношении в целом к этой программе, о предпочитаемой цели использования средств материнского капитала. По результатам исследования более половины респондентов (52 %) хорошо осведомлены об этой программе. 3 % опрошенных никогда о ней не слышали даже. Остальные 45 % респондентов имеют о ней представление, но никогда не вдавались в ее подробности.
На вопрос о том, воспользовались ли респонденты лично материнским капиталом или же кто-то из их близких родственников, 18 % ответили, что получили материнский капитал лично, 47 % ответили, что их близкие родственники получили материнский капитал. Таким образом, почти 2/3 респондентов так или иначе сталкивались с программой материнского капитала.
В феврале 2020 года В. Путин предложил продлить программу материнского капитала до 2026 года. Им также был предложен ряд инициатив, которые, по его мнению, должны простимулировать молодежь, вступающую в семейную жизнь, рожать детей, не ограничиваясь единственным ребенком. В среднестатистической российской семье 1-2 ребенка. В последнее десятилетие формируется тенденция к семейной модели с двумя детьми. Это обусловлено такими факторами, как реализация федеральной программы «Молодая семья» и выплата материнского капитала семьям с двумя и более детьми, а с 2020 года еще и семьям с одним ребенком. Снижение демографического показателя младенческой смертности и увеличение детородного возраста рожениц (уже не редкость, когда женщины рожают после 40) в силу развития медицины, ну и, конечно же, доступность детских дошкольных учреждений (женщины меньше стали бояться засидеться дома без работы из-за нехватки мест в детских садах) — все это тоже факторы стимулирования рождаемости. Помимо сертификатов на первого и последующих рожденных детей, президент предложил оказать дополнительную помощь многодетным семьям, имеющим ипотечный кредит: при рождении ими третьего ребенка государство будет само гасить этот кредит на сумму 450 тысяч рублей.
Принимая во внимание вышеуказанные нововведения для семей с детьми, вполне логичными представляются ответы респондентов. На вопрос «Считаете ли Вы, что программа материнского капитала стимулирует российские семьи заводить второго или последующего ребенка?» 63 % опрошенных согласились с этим утверждением, причем чаще всего положительный ответ наблюдался в возрастной категории респондентов от 18 до 24 лет. В число тех, кто не считает эту программу эффективной для стимулирования, попало почти равное количество в возрасте как 25-34 года, так и 35-44 года (по 38 %).
78 % опрошенных согласны с утверждением, что материнский капитал помогает улучшить материальное положение семей. Лидерами по положительному ответу были респонденты, относящиеся к возрастной группе 60+ (чуть более 80 %). Считается, что когда программа только начиналась, в 2007 году, была совсем другая ситуация в экономике, в которой наблюдался экономический рост. Сейчас наблюдается стагнация в экономике и доходах граждан. Поэтому постоянно индексируемые суммы материнского капитала оказываются весьма кстати для участников этой программы. Не согласны с утверждением в этом вопросе анкеты более 22 % респондентов, в основном это молодежь 18-24 года (31 % от всех опрошенных).
В настоящее время рожают детей немногочисленное поколение 90-х годов, отсюда и логичное снижение рождаемости в целом. Суммарный коэффициент рождаемости в прошлые годы был 1,5 (для сравнения: во время Второй мировой войны аналогичный показатель рождаемости был равен 1,3). Сейчас правительство планирует поднять его благодаря всем вносимым изменениям в программу, а также продлив ее, до 1,7. «Не только выбраться из демографической ловушки, но и к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения страны», — обозначил задачу президент.
Следующим в анкете идет утверждение: «Материнский капитал стимулирует рождаемость преимущественно в малообеспеченных семьях». Кроме расширения программы выдачи материнского капитала правительством было предложено для малообеспеченных семей ввести ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Право на эту помощь получили семьи с доходом не выше одного прожиточного минимума на человека. В числе других мер господдержки рождаемости — бесплатное горячее питание в школах. Самая многочисленная возрастная группа, ответившая на него утвердительно, это респонденты в возрасте 60+ (76 % в общем процентном соотношении согласившихся с ним 70 % опрошенных). Как и в предыдущем вопросе, молодежь в возрасте 18-24 года категорически не согласна с данным утверждением. Таковых 35 % из общего количества 27 % респондентов, ответивших отрицательно. Многие россияне считают, что в таких семьях заводят детей только ради денег от государства, потратив их на определенные цели, прописанные в законе; в малообеспеченных семьях не решается проблема увеличения доходов в целом. Директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский считает: «Во-первых, увеличится количество людей, которые будут жить не на трудовые доходы, а на пособие. С точки зрения рядового обывателя, это не так уж и плохо, но с точки зрения всей экономики люди получают зарплаты, которые должны в том числе позволять им рожать и воспитывать детей, а не переключаться на социальные выплаты». В 2019 году бедность (число людей с доходами ниже 10 000 руб.) выросла — по итогам трех кварталов такой доход был у 13,1 % россиян (19,2 млн человек) против 13 % (19,1 млн человек) за аналогичный период 2018 года. Выросла и субъективная бедность — доля людей, которые оценивают свое положение как «плохое» и «очень плохое», увеличилась с 23,3 до 26,5 %, о чем свидетельствуют данные аналитиков РАНХиГС. При этом бедность должна сократиться вдвое уже к 2024 году — такова одна из целей майского указа президента.
Ответы респондентов на вопрос «На какие цели Вы собираетесь потратить средства материнского капитала?» распределились следующим образом: 78 % ответили, что потратят их на улучшение жилищных условий. Лидерами здесь была возрастные группы 25-34 года и 35-44 года. Вторым по популярности был ответ «на образование детей» (13 %), на накопительную пенсию матери потратят средства лишь 3 % опрошенных.
Весьма кстати премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым упростил правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий в России. Документ опубликован на сайте правительства России. С 2021 года размер материнского капитала составляет 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. — на второго.
Речь идет о случаях, когда средства материнского капитала направляются на компенсацию затрат при строительстве или реконструкции жилого дома. Раньше для этого нужно было предоставлять в Пенсионный фонд РФ сведения из акта выполненных строительных работ, теперь же будет достаточно выписки из Росреестра о том, что земельный участок и дом, который на нем построен, находятся в собственности [11].
80 % респондентов на вопрос «Стоило ли продлять программу до 2026 года?» ответили утвердительно. 16 % считают, что это нужно было сделать только для малообеспеченных семей; по 2 % пришлось на тех, кто считал, что программу нужно было закрывать, и тех, кто затруднился с ответом. Наиболее заинтересованными в продлении программы оказались респонденты в возрастной группе 25-34 года. Именно этот возраст самый репродуктивный, особенно для второго и последующих детей. И наверняка в этой категории много таких семей, которые еще только планируют рожать. Ведь тенденция наших дней такова, что семейные пары не торопятся обзаводиться первенцами, в приоритете у молодежи сначала «встать на ноги», обзавестись самостоятельным жильем, привлекая ипотечные средства, чтобы впоследствии воспользоваться материнским капиталом именно для погашения весомой части кредита. Хотя были и респонденты из этой же возрастной группы, и из группы 18-24 года, высказавшиеся за закрытие программы, но их меньшинство (4 % от общего количества респондентов в 2 %).
У респондентов сформировалось мнение, что воспользоваться средствами материнского капитала сложно. Об этом утвердительно говорят 47 % ответивших. Чуть меньше (41 %) не согласны с подобным утверждением. С 15 апреля 2020 года сертификат на материнский капитал оформляется автоматически. И возможно, количество ответивших, что «воспользоваться средствами сложно», значительно уменьшится. Информация о получении семьей материнского капитала направляется в личный кабинет владельца сертификата на сайте Пенсионного фонда ФР или на портале госуслуг в электронной форме в беззаявительном порядке. Это заметно облегчает процесс использования данного сертификата, минимизируя временные ресурсы обладателей сертификата и лишний раз заботясь об их здоровье в связи с новой коронавирусной инфекцией. Прежние условия получения сертификата сохраняются только для семей с приемными детьми, поскольку сведения об усыновлении, необходимые для получения материнского капитала, могут представить только сами приемные родители.
На вопрос «Если бы была возможность добавить единственный пункт к этому перечню, что бы Вы выбрали?» лидировал ответ «на лечение матери или ребенка» — 48 %, «на ремонт жилья» хотели бы потратить средства материнского капитала 18 % опрошенных. Примерно одинаковое количество в процентном соотношении набрали ответы «на отдых в региональных санаториях», «на переезд в другой регион», «на покупку автомобиля» и «затрудняюсь с ответом» — от 2 до 4 %. Действительно, лечение тяжелых патологий стоит сейчас огромных денег. У большинства среднестатистических семей, а уж тем более у семей малообеспеченных средств на него нет. И если примут поправку, в которой разрешат распорядиться средствами материнского капитала именно на такую цель, это будет реальной поддержкой детям и их родителям.
Выводы
В целом проведенное исследование показало, что программа материнского капитала — необходимая поддержка со стороны государства. Респонденты не остались равнодушными к факту ее продления, что подтверждается статистической информацией, приведенной нами в данной статье. Основная часть обладателей материнского капитала планирует реализовать его на улучшение жилищных условий. Помимо рассмотренной в статье программы материнского капитала, стоит упомянуть еще об очень важных инициативах господдержки семей с детьми:
• льготная ипотека под 6 %, воспользоваться которой могут семьи с двумя и более детьми, решившие приобрести жилье на первичном рынке;
• субсидии для молодых семей, в которых супругам нет еще 36 лет, для улучшения жилищных условий;
• детские пособия, так называемые путинские выплаты, для семей с доходом не более двух прожиточных минимума на человека в месяц;
• погашение ипотеки для многодетных семей, которые родят третьего ребенка с 2019 по 2022 год, в размере 450 тысяч рублей.
Очевидно, что подобные меры поддержки семей с детьми и программа материнского капитала очень действенны и заметны для россиян. Государство видит в этом частичное решение проблемы демографии, над которой уже сейчас необходимо задумываться, принимая во внимание не радужные прогнозы на последующие периоды. Начиная с 2017 года, в стране наблюдается откат по коэффициенту рождаемости после роста рождаемости в первые 10 лет после реформы. Тем не менее рождаемость все еще выше дореформенного уровня на четверть. Таким образом, в результате реформы у нас до сих пор достаточно высокий коэффициент рождаемости, то есть количество рожденных на одну женщину. Программа имела и другие важные последствия для экономики и общества: например, по данным Минобрнауки, число детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось с более чем 140 тыс. в 2006 году до менее чем 50 тыс. в 2018 году [12]; сократилось и число матерей-одиночек. Кроме того, материнский капитал стимулировал рынок жилья.
«Идея выдавать материнский капитал на первенца совершенно правильная, но очень запоздавшая», — обращает внимание профессор кафедры социологии семьи и
демографии социологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Александр Синельников. Он считает, что «то падение рождаемости, которое происходит в последние 3-4 года, идет по той же схеме, что и в 90-е годы. Падает сначала число браков, а затем и число первенцев».
Но нельзя делать ставку только на денежные выплаты в решении этой проблемы.
Прежде всего, необходимы изменения в правовом поле использования материнского капитала. По нашему мнению, логичными и своевременными выглядели бы следующие предложения.
1. Внести изменения в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми недвижимое имущество, приобретенное на средства материнского капитала, не превышающее по стоимости размера материнского капитала, не должно учитываться при расчете нуждаемости семьи или членов семьи в дополнительном жилом помещении.
Говоря иными словами, необходимо законодательно установить, что семьи, которые определены на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, истратив средства материнского капитала на покупку недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не могут быть принудительно сняты с учета в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий.
2. Закрепить в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ возможность получения и использования многодетными семьями наличных денежных средствах в счет материнского капитала, в случаях возникновения такой нужды, и прописать конкретные случаи подобных выплат. Выплаты материнского капитала наличными средствами могут быть произведены по заявлению получателя в порядке, разработанном для каждого конкретного случая.
3. Эти изменения и дополнения действующего законодательства по выплате материнского капитала числа законных методов получения и использования материнского капитала будут весьма целесообразными и позволят преодолеть многочисленные проблемы и недостатки, а также позволят избежать правовых коллизий.
Обозначенные изменения в жилищном законодательстве в части использования материнского капитала, по нашему мнению, будут способствовать полному учету всех законных интересов многодетных семей и позволят избежать большинства криминальных схем использования материнского капитала.
Необходимо системное изменение сегодняшних условий для устойчивого развития общества, в котором нужно помогать не только семьям с детьми. Другие способы повысить рождаемость включают расширение доступа к уходу за ребенком, более длительный и высокооплачиваемый отпуск по беременности и родам, поощрение совмещения работы и воспитания детей. Влияние материнского капитала на число родившихся детей связано не с тем, что выросло среднее число детей в семье, а с тем, что сдвинулись сроки их рождения. Некоторые женщины, которые планировали родить ребенка через несколько лет, узнав о материальной поддержке, решили не откладывать этот ответственный шаг на долгие годы.
Конечно же, размер материнского капитала не настолько велик, чтобы решить все насущные проблемы семьи, полностью закрыть жилищный вопрос, особенно в ме-
гаполисах. Но если учесть низкий уровень социальных гарантий, недостаточный объем бесплатных медицинских услуг, то для всех семей, а особенно малообеспеченных, любая поддержка семейного бюджета будет нелишней.
Для каждого человека важно иметь возможности для достойной жизни и саморазвития. И если это станет реальным, то рождение детей станет не выполнением задачи правительства по повышению рождаемости, а естественной формой счастливых взаимоотношений, без привязки к количеству детей и суммам государственных выплат.
Библиографический список
[1] Харчев, А. Г. Социология семьи : проблемы становления науки / А. Г. Харчев. -Москва : Центр социального прогнозирования, 2003 (Люберцы (Моск. обл.) : ПИК ВИНИТИ). - 342 с. - Текст : непосредственный.
[2] Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 652 с. - (Золотой фонд психотерапии). - Текст : непосредственный.
[3] Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. - Москва : Питер, 2007. - 448 с. - (Мастера психологии). - Текст : непосредственный.
[4] ГАРАНТ.РУ : информационно-правовой портал : сайт. - Москва, 2014. - URL : http://www.garant.ru/actual/posobiya/posob_deti (дата обращения: 01.03.2021). -Текст : электронный.
[5] Словарь терминов, используемых в законодательстве Российской Федерации / Федеральное собрание Российской Федерации, Гос. Дума ; сост. Р. С. Киракозов, А. А. Ковин, О. А. Борзунова [и др.]. - Москва : Издание Государственной Думы, 2013. -800 с. - URL: http://duma.gov.ru/media/files/eGfOzeOhJ8f0nSDsJO5JLCKOk0yZrvDC.pdf. - Текст : электронный.
[6] Грек, Н. В. Социальная поддержка материнства в России : гендерный анализ современных социальных реформ : на примере материнского капитала и родовых сертификатов : специальность 22.00.04 : «Социальная структура, социальные институты и процессы» : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Грек Наталья Владимировна ; Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина. - Саратов, 2012. - 150 с. -Текст : непосредственный.
[7] Российская Федерация. Законы. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : Федеральный закон № 256-ФЗ : [принят Государственной думой 22 декабря 2006 года : одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года]. - Москва : Проспект, 2017. - URL: https://docs.cntd.ru/document/ 902021711. - Текст : электронный.
[8] Пенсионный фонд Российской Федерации : сайт. - URL : https://pfr.gov.ru (дата обращения: 02.03.2021). - Текст : электронный.
[9] Тюменская линия : информационное агентство : сайт. - URL : https://t-l.ru (дата обращения: 25.02.2021). - Текст : электронный.
[10] Российская Федерация. Законы. О государственной социальной помощи : Федеральный закон № 178-ФЗ : [принят Государственной думой 25 июня 1999 : одобрен Советом Федерации 02 июля 1999 года]. - Москва : Проспект, 2020. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901738835. - Текст : электронный.
[11] КОММЕРСАНТЪ : публичная компания : сайт. - URL : https://www.kommersant.ru (дата обращения: 27.03.2021). - Текст : электронный.
[12] РБК : публичная компания : сайт. - URL : https://www.rbc.ru (дата обращения: 02.03.2021). - Текст : электронный.
References
[1] Kharchev, A. G. (2003). Sotsiologiya sem'i: problemy stanovleniya nauki. Moscow, Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya, PIK VINITI Publ. 342 p. (In Russian).
rd
[2] Eidemiller, E. G., & Yustitskis, V. (2002). Psihologiya i psihoterapiya sem'i. 3 edition. St. Petersburg, Piter Publ., 652 p. (In Russian).
[3] Petrovskiy, A. V. (2007). Psikhologiya i vremya. Moscow, Piter Publ., 448 p. (In Russian).
[4] GARANT.RU: informatsionno-pravovoy portal. (In Russian). Available at: http://www.garant.ru/actual/posobiya/posob_deti
[5] Kirakozov, R. S., Kovin, A. A., Borzunova, O. A., Bumazhkina, N. M., Minakova, E. V., Pakhareva, G. V.,... Pleshakova, O. V. (2013). Slovar' terminov, ispol'zuemykh v zakonodatel'stve Rossiyskoy Federatsii. Moscow, 800 p. (In Russian). Available at: http://duma.gov.ru/media/files/eGf0ze0hJ8f0nSDsJ05JLCK0k0yZrvDC.pdf
[6] Grek, N. V. (2012). Sotsial'naya podderzhka materinstva v Rossii : gendernyy analiz so-vremennykh sotsial'nykh reform: na primere materinskogo kapitala i rodovykh sertifika-tov. Diss. ... kand. sotsiol. nauk. Saratov, 150 р. (In Russian).
[7] Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O dopolnitel'nykh merakh gosudarstvennoy pod-derzhki semey, imeyushchikh detey: Federal'nyy zakon No 256-FZ. (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/902021711
[8] Pension Fund of the Russian Federation. (In English). Available at: https://pfr.gov.ru/en/
[9] Tyumenskaya liniya: informatsionnoe agentstvo. (In Russian). Available at : https://t-l.ru
[10] Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O gosudarstvennoy sotsial'noy pomoshchi: Federal'nyy zakon No 178-FZ. (In Russian). Available at: https:// docs.cntd.ru/document/901738835
[11] KOMMERSANT'': publichnaya kompaniya. (In Russian). Available at : https:// www.kommersant.ru
[12] RBC: publichnaya kompaniya. (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru
Получена / Submitted: 31/03/2021
Доработана / Revised: 02/06/2021
Принята к публикации / Accepted: 07/07/2021