Научная статья на тему 'Проблемы использования финансового контроля на предприятиях малого бизнеса и пути их решения'

Проблемы использования финансового контроля на предприятиях малого бизнеса и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / FINANCIAL CONTROL / ENTERPRISES / FINANCE / FINANCIAL RESOURCES / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных Яна Владимировна, Беляева Елена Сергеевна

Современному состоянию рыночной экономики России присуще множество социально-экономических проблем. Многие из них связаны с качеством финансового контроля, зачастую превращающегося в формальный управленческий инструмент, стопор позитивного бизнеса и непосильное национальное бремя. Затраты общества на контроль неуклонно возрастают. В настоящее время на финансирование только государственного и муниципального контроля расходуется от 5 до 18% ВВП России, или от 5 до 16 трлн. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING FINANCIAL CONTROL IN SMALL BUSINESSES AND WAYS TO SOLVE THEM

The current state of the Russian market economy is characterized by many socio-economic problems. Many of them are related to the quality of financial control, which often turns into a formal management tool, a stopper of positive business and an unbearable national burden. The company's costs of control are steadily increasing. Currently, from 5 to 18% of Russia's GDP, or from 5 to 16 trillion rubles, is spent on financing only the state and municipal control.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования финансового контроля на предприятиях малого бизнеса и пути их решения»

Г.М.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 59-68.

Olga Tsapova, Ph.D., associate professor

North Kazakhstan State University (M. Kozybayev), Petropavlovsk, Kazakhstan (e-mail: 49320270@mail.ru)

Kovshova Tatiana Petrovna, M.E.Sc., MBA, Senior Lecturer North Kazakhstan State University (M. Kozybayev), Petropavlovsk, Kazakhstan (e-mail: tanya_timoshina@mail.ru) NataliaMikhaylova, M.E.Sc., teacher

North Kazakhstan State University (M. Kozybayev), Petropavlovsk, Kazakhstan TO THE QUESTION ABOUT CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS OF THE INTERACTION OF JSC "NOMAD LIFE" AND THE BANKING SECTOR OF RK

Annotation. For example, data on the banking and insurance sector of the financial market for 2012-2018. (Kazakhstan) presents a correlation-regression analysis of the interaction of JSC "NOMAD LIFE" and the banking sector of Kazakhstan.

Keywords: banking sector, insurance sector, life insurance company, main financial indicators, correlation and regression analysis.

УДК 336

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Черных Яна Владимировна студент, (e-mail: nata0703@bk.ru) Беляева Елена Сергеевна, к.с.н., доцент Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия (e-mail: belena2107@yandex.ru)

Современному состоянию рыночной экономики России присуще множество социально-экономических проблем. Многие из них связаны с качеством финансового контроля, зачастую превращающегося в формальный управленческий инструмент, стопор позитивного бизнеса и непосильное национальное бремя. Затраты общества на контроль неуклонно возрастают. В настоящее время на финансирование только государственного и муниципального контроля расходуется от 5 до 18% ВВП России, или от 5 до 16 трлн. руб.

Ключевые слова: финансовый контроль, предприятие, финансы, финансовые ресурсы, малый бизнес.

Деятельность любого предприятия осуществляется в рыночной среде, которая усиливающейся конкуренцией хозяйствующих субъектов и постоянно изменяющимися потребностями покупателей и характеризуется непостоянством. Для предприятий любой сферы деятельности первоочередной задачей является выпуск продукции, которая отвечает запросам потребителей. Покупатели делают выбор с учетом качества товара, функцио-

нальных характеристик, ценового предложения, а также уровня сервиса. Решение этих проблем напрямую связано с финансовыми затратами, которые несут предприятия по выпуску продукции, а также доведению ее до потребителей. В связи с этим управление финансами любого предприятия является инструментом повышения уровня его конкурентоспособности на рынке. Ограниченные ресурсы требуют контроля со стороны как собственников бизнеса, так и руководства предприятия.

Несмотря на глубокую проработку вопросов использования ресурсов, тема управления финансами остается актуальной, особенно для предприятий малого бизнеса. Собственники малого бизнеса вынуждены сами, без привлечения специализированных организаций, принимать управленческие решения по распоряжению, в том числе материально-финансовыми ресурсами. Кроме того, данные решения должны быть своевременными и предполагать осуществление постоянного контроля.

Правительством поставлена задача развития малого бизнеса, результаты деятельности которого влияют на экономику страны и конкретного региона. Основными преимуществами малого бизнеса являются: высокий уровень адаптации к изменяющимся рыночным условиям, оперативность в принятии управленческих решений, невысокий уровень расходов на управление, предоставление рабочих мест, высокий уровень оборачиваемости ресурсов и др.

Деятельность малых предприятий связана с высоким уровнем рисков. Малым предприятиям приходится преодолевать в своей деятельности проблемы, связанные с высоким уровнем конкуренции, снижением реальных доходов населения, изменяющимися потребностями покупателей, недостаточностью материально-финансовых ресурсов, проблем правового, информационного характера, а также безопасности. Финансовые проблемы являются одними из главных.

Государство осуществляет поддержку малого бизнеса по следующим направлениям: оказание прямой финансовой помощи в виде кредитов, дотаций, субсидий и установления особых режимов налогообложения, что является косвенной поддержкой хозяйствующих субъектов.

Несмотря на эти меры, малый бизнес нуждается в серьезной финансовой помощи. В связи с этим при нехватке и высокой стоимости финансовых ресурсов перед предприятиями и индивидуальными предпринимателями стоят задачи их эффективного использования и своевременного принятия решений, связанных с управлением ими [3].

Деятельность малых предприятий в условиях современного рынка связана с высоким уровнем рисков по сравнению с крупными и средними предприятиями. Финансовые ресурсы малых предприятий за счет кредитования имеют более высокую стоимость. Данным субъектам рынка банки предоставляют кредиты, как правило, на короткое время под высокий процент в небольших объемах. Ограниченные и дорогие финансовые ресурсы должны использоваться рационально, финансовыми ресурсами необходи-

мо управлять. Управление финансовыми ресурсами предполагает осуществление следующих общих функций менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Одной из основных функций является контрольная, которая позволяет решить следующие проблемы: достаточность финансовых ресурсов для осуществления текущей деятельности, их стоимость, наличие в определенный период [2].

В малом бизнесе контролируются не только все операции, связанные с поступлением финансов, но и в обязательном порядке все траты. Для владельцев малого бизнеса не должно быть бесконтрольных финансовых операций. Все это возможно путем организации системы финансового контроля.

Особенности деятельности субъектов малого бизнеса позволяют отметить, что финансовые ресурсы используются в текущей деятельности на выплату заработной платы работникам, оплату аренды производственных помещений, сырья, материалов, услуг, связанных с осуществлением производственной деятельности, таким образом, финансы малых предприятий направлены на осуществление текущих затрат. Недостаточность финансовых ресурсов может повлечь остановку деятельности, что приведет к невыполнению договорных обязательств малыми предприятиями перед контрагентами, в результате предприятия могут прекратить свою деятельность. Согласно статистическим данным за 2017 г. обанкротилось 13,6 тыс. компаний, основная доля — предприятия малого бизнеса. Кроме того, за 2017—2018 гг. прекратили деятельность 9,1 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Организация финансового контроля за использованием ресурсов путем управления текущими затратами становится основным направлением управленческой деятельности, что дает возможность обеспечить не только выживание, но и развитие бизнеса.

Мониторинг деятельности предприятий малого бизнеса позволяет констатировать следующее: большинство хозяйствующих субъектов используют классическую систему контроля за использованными ресурсами, которая позволяет решать возникающие задачи на оперативном уровне, но не предполагает решения с учетом перспектив.

Цель исследования определяется как поиск новых инструментов и доступных методик в области финансового контроля на стратегическом и тактическом уровнях для предприятий малого бизнеса. Разработка методических приемов для принятия обоснованных решений управления затратами с учетом стратегических перспектив дает возможность повысить конкурентоспособность бизнеса.

В настоящее время в России функционирует система финансовых органов, в состав которой входят министерства, комитеты, управления, департаменты. Деятельность данных органов регулируется нормами права и является структурным элементом государственного финансового контроля

Финансовый контроль относится к системам, внедренным для отслеживания направленных ресурсов организации со своевременным мониторингом и измерением. Эти средства контроля в основном отслеживают точность отчетности, которая устраняет мошенничество, тем самым защищая физические и нематериальные ресурсы организации. Внутренний контроль также уменьшает вероятность изменения процесса, в результате чего результаты могут быть предсказаны с высоким уровнем точности. Финансовый контроль может быть реализован в различных подразделениях организации для достижения максимальной производительности и оптимизации действий.

Главное назначение финансового контроля заключается в защите и реализации экономических интересов физических лиц, организаций и государства.

Цели и преимущества внедрения финансового контроля в организации заключаются в следующем:

- финансовый контроль может быть реализован для таких простых задач, как обеспечение синхронного функционирования различных частей финансовой экосистемы. Он проверяет уровни, которые устанавливаются на финансовом уровне в таких отделах, как продажи, заработок, излишки, и что они достигаются с минимальными изменениями. Это улучшает процессы принятия решений в компании, что приводит к безопасному и уверенному функционированию;

- во время возникновения нежелательных событий, таких как обнаружение несоответствий, финансовый контроль помогает в улучшении достижения целей путем выявления нарушений и исправления различных областей и цепей, которые не могут непосредственно причинить вред, но требуют немедленного внимания;

- в случаях, когда аномалии и проблемы обнаруживаются заранее, применение корректирующих мер не представляется необходимым. В таких случаях финансовый контроль может использоваться для добавления профилактических мер в систему.

- важно сообщить сотрудникам точные указатели на состояние организации, что включает в себя обновленную информацию о проблемах и аспектах, которые функционируют бесперебойно. Это способствует лучшему общению и мотивации сотрудников для обеспечения оптимальной производительности.

- помимо выявления проблем, также важно предпринять необходимые действия, чтобы избежать угроз. Благодаря правильному финансовому контролю, негативные ситуации восстанавливаются с помощью целевой информации, предоставленной финансовым контролем.

Для их достижения целей ставятся четыре задачи:

1) предупреждение внеплановых потоков денежных средств;

2) сопоставление полученного результата функционирования денежных средств с плановыми установками:

3) выявление незаконной смены собственников стоимостных активов;

4) устранение последствий денежных нарушений и восстановление исходного состояния.

Радикальное изменение создавшегося положения в контрольно-надзорной деятельности России не представляется возможным без решения комплекса проблем теории и практики функционирования финансового контроля.

Если компания не имеет адекватного контроля в управлении финансами, то довольно сложно оценить истинное финансовое положение компании и высока вероятность сообщения неверных сумм властям для налогообложения и регулирования. Недостатки в контроле финансового управления имеют четкие причины и способы устранения. Для этого нужно определить проблемные области, выявить причину неэффективности средств управления и применить соответствующее корректирующее действие.

Основным недостатком финансового управления является отсутствие адекватной документации. Независимо от того, имеются ли записи в бумажной или цифровой форме, финансовое управление должно быть в состоянии восстановить, кто инициировал действие, такое как платеж; кто одобрил это; кто изменил его, если он был изменен; кто его казнил; и что стало результатом акции. Адекватное документирование деятельности устанавливает, кто был ответственным за действие, если проблема возникнет позже.

Критические действия, такие как выдача чеков, должны быть разделены на несколько задач, выполняемых разными сотрудниками. Наличие одного и того же сотрудника для управления всем процессом представляет собой слабость внутреннего финансового контроля. Обычно один человек выдает чек, в то время как два или более других подписывают его, а другой сотрудник отправляет. Разделение функций затрудняет мошенническую деятельность.

Если компании необходимо подготовить финансовую отчетность в соответствии с определенными стандартами, сотрудники, ответственные за работу, должны быть знакомы со стандартами, политикой компании и внутренним контролем. Неадекватная подготовка сотрудников на ключевых ответственных должностях является слабостью внутреннего финансового управления.

Недостатки также могут возникать при разработке или выполнении процедур, но финансовое управление должно ориентироваться на обе возможности с помощью мониторинга, который выявляет расхождения и выдает соответствующие отчеты. Например, если программное обеспечение не отслеживает важные документы или сотрудник забывает выпустить необходимые формы, сотрудники, отвечающие за проверку документации, должны выпустить отчет о несоответствии.

Сотрудники собирают важные переменные в рамках бизнеса из нескольких источников. Например, они могут проводить инвентаризацию продук-

тов под рукой, а также рассчитывать инвентарь по полученным и проданным продуктам. Отсутствие согласования между двумя источниками является слабостью внутреннего финансового контроля. Согласование выявляет различия между двумя источниками и находит объяснения, которые приводят к улучшениям. Отсутствие согласования означает, что бизнес не учитывает различий.

С данным трендом непроизводительных расходов разумное общество мириться не может и не должно. Для России более целесообразно использование значительной доли затрат на инновации, развитие экономики. Чтобы осуществить перераспределение, необходимы радикальные изменения теории и особенно практики финансового контроля.

Экономические реалии сигнализируют о необходимости внедрения гибкого и эффективного инструментария выявления финансовых несоответствий организаций. Причиной выступают последствия от реализации данных явлений: снижение экономических темпов развития, финансовые потери государства и организации, ущерб имиджу организаций [1].

Российская экономика, развитие которой отягощено вводимыми санкциями против государства, сохраняющая значительную долю теневой экономики, нуждается в механизме борьбы с негативными трендами, включающими в себя финансовые несоответствия организаций. В связи с этим актуальной является проблема разработки и внедрение более точного инструментария выявления финансовых несоответствий, что послужит основанием для принятия результативных решений по снижению ущерба от данных явлений.

Проведенное исследование свидетельствует о необходимости разработки модели выявления финансовых несоответствий применительно к российским реалиям с учетом показателей, характеризующих специфику видов характерных для российских организаций финансовых несоответствий, а также экономических особенностей и специфики стандартов бухгалтерской отчетности России.

Список литературы

1. Гудова М.Р. Выявление финансовых нарушений в российских компаниях: инструментарий и апробация // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 12. — С. 2898 — 2910. https://doi.org/10.24891/ Л . 24 . 12 .2898

2. Нечаева М.Л., Лысова Е.А. Система финансового контроля в управлении предприятием малого бизнеса: методы и инструменты реализации // Финансы и кредит. — 2019. — Т. 25, № 2. — С. 360 — 374. https://doi.org/10.24891/ Ас . 25 . 2 .360

3. Фетисов В.Д. Проблемы использования финансового контроля в России в современных условиях // Финансы и кредит. — 2017. — Т. 23, № 30. — С. 1768 — 1784. https://doi.org/10.24891/ Ас . 23 . 30 .1768

4. Теоретические вопросы государственного финансового контроля/Беляева Е.С.//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 106-110.

Chernykh Y. V., student (e-mail: nata0703@bk.ru) Southwest state University (Kursk)

Belyaeva Elena Sergeevna, Candidate of Sciences., Lecturer (e-mail: belena2107@yandex.ru) Southwest state University (Kursk)

PROBLEMS OF USING FINANCIAL CONTROL IN SMALL BUSINESSES AND WAYS TO SOLVE THEM

Abstract. The current state of the Russian market economy is characterized by many socioeconomic problems. Many of them are related to the quality of financial control, which often turns into a formal management tool, a stopper of positive business and an unbearable national burden. The company's costs of control are steadily increasing. Currently, from 5 to 18% of Russia's GDP, or from 5 to 16 trillion rubles, is spent on financing only the state and municipal control.

Keywords: financial control, enterprises, Finance, financial resources, small business.

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Щадилова Юлия Геннадьевна, студент Хромова Ирина Николаевна, к.э.н., доцент Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

В статье приведена информация о преимуществах внедрения системы «директ-костинг» в управленческий учет предприятия. На примере конкретной организации рассчитана себестоимость продукции с применением рассматриваемого метода, а также другие показатели, позволяющие повысить эффективность принятия управленческих решений.

Основная деятельность любого производственного предприятия - это изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг для их последующей продажи потребителям. В процессе производственной деятельности предприятие расходует трудовые, материальные и финансовые ресурсы, необходимые для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. В совокупности такие расходы за определенный промежуток времени называют затратами на производство. Затраты предприятия на производство и реализацию продукции в денежном выражении составляют себестоимость продукции, которая в итоге определяет финансовый результат работы организации.

Совокупность способов документирования, обработки и обобщения информации о затратах на производство продукции и исчисления её себестоимости в учетных регистрах (по видам продукции, её единицам, всей продукции в целом) - это метод учета затрат производства и калькулирования себестоимости. Целью данного процесса является подготовка информации о размере издержек на всех стадиях производства продукции для последующего определения выгодности производства, контролирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.