Научная статья на тему 'Проблемы использования человеческого потенциала в условиях автоматизации управления воздушным движением'

Проблемы использования человеческого потенциала в условиях автоматизации управления воздушным движением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
человек / кадровый потенциал / автоматизация / управление воздушным движением / people / human resources / automation / air traffic control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Николаевич Моисеенко

Актуальность данной проблемы заключена в вопросе определения места и роли человека в производственном цикле современных предприятий, возможности его замены высокоточной и интеллектуальной автоматикой, необходимости адаптации менеджмента по персоналу к новым реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of using human potential in conditions automation of air traffic control

The urgency of this problem lies in the guestion of determining the place and role of a person in the production cycle of modern enterprises, the possibility of replacing it with high-precision and intelligent automation, the need to adapt personnel management to new realities

Текст научной работы на тему «Проблемы использования человеческого потенциала в условиях автоматизации управления воздушным движением»

УДК 34.01 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10092

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Игорь Николаевич МОИСЕЕНКО, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», кандидат экономических наук E-mail: moiseenkoIN@matfmc.ru

Аннотация. Актуальность данной проблемы заключена в вопросе определения места и роли человека в производственном цикле современных предприятий, возможности его замены высокоточной и интеллектуальной автоматикой, необходимости адаптации менеджмента по персоналу к новым реалиям.

Ключевые слова: человек, кадровый потенциал, автоматизация, управление воздушным движением.

Annotation. The urgency of this problem lies in the question of determining the place and role of a person in the production cycle of modern enterprises, the possibility of replacing it with high-precision and intelligent automation, the need to adapt personnel management to new realities.

Keywords: people, human resources, automation, air traffic control.

В настоящее время в среде ученых-экономистов все чаще звучит мнение о том, что главными ресурсами производства являются не земля, собственность и оборудование, а человеческий ресурс. Они объясняют это тем, что новейшие и прогрессивные отрасли требуют высокопрофессиональных и глубоких знаний, которыми обладает только человек.

Одновременно с этим все больше ученых, политиков, общественных деятелей утверждают, что неизбежно наступает век искусственного интеллекта, высоких технологий, всеобщей автоматизации, которая неминуемо приведет к вытеснению людей роботами практически из всех сфер и глобальному сокращению рабочих мест. Такие перемены могут спровоцировать бунты, усугубить социальное неравенство, бедность и другие социальные проблемы.

Человек — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Участие человека в любой трудовой дея-

тельности сводится к раскрытию человеческого потенциала.

Так, М. Армстронг рассматривает человеческие ресурсы как наиболее ценный актив предприятия, способный коллективно и индивидуально вносить вклад в решение задач предприятия1.

Однако в настоящее время, во времена молниеносного развития информационных технологий, искусственного интеллекта, тотальной автоматизации, «классический» взгляд на необходимость человеческих ресурсов для полноценной работы предприятия все больше претерпевает изменения.

Темпы и уровень автоматизации производств достигают таких масштабов, что многие ученые и общественные деятели начинают бить тревогу. По их мнению, главная опасность заключается в том, что роботы в ближайшие десятилетия могут взять на себя половину функций, за которые сейчас платят людям. Эту тенденцию аналитики считают революционной, а значит,

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

требующей фундаментальных изменений во всем обществе — и в экономике, и в образовании, и в социальном обеспечении.

«Уже сейчас роботы выполняют большую часть человеческой работы, а через 20—30 лет технологические инновации приведут к исчезновению многих профессий», — заявил глава совета директоров Google Эрик Шмидт на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария)2.

В противовес подобным «футуристическим» взглядам на неизбежность повсеместного внедрения искусственного интеллекта и замены производительными роботами человеческого ресурса существует мнение, что автоматизация возможна в ограниченном числе случаев.

Так, одна из крупнейших в мире консалтинговых групп McKinsey выпустила несколько исследований, в которых описывает предстоящие потрясения на рынке труда. В одном из них, опубликованном в январе 2017 г., компания обращает внимание на следующее: «Практически в каждой профессии есть множество видов деятельности, и в каждом из них разные требования к автоматизации. При нынешних технологиях очень немногие профессии — меньше 5% — могут быть полностью автоматизированы. Однако для частичной автоматизации потенциал есть почти во всех»3.

Если рассматривать профессии, в которых роботы не смогут заменить людей, в первую очередь стоит упомянуть о творческих специальностях. Считается, что одна из самых больших и неразрешимых проблем робототехники — это неспособность искусственного интеллекта творить, выходить за рамки шаблонов и алгоритмов, выдавать креативные, необычные, нестандартные решения и т.д.

Более того, можно смело утверждать, что автоматизация производственных процессов не только не влечет за собой полную замену трудовых ресурсов роботами, но и создает новые рабочие места.

Для того чтобы убедиться в данной теории, достаточно взглянуть на тенденции развития банковского сектора. Так, один банкомат позволяет заменить двух банковских служащих, выполняющих идентичные функции. Вследствие этого количество сотрудников снижается, что делает открытие новых филиалов менее затратным по статье фонда оплаты труда. Таким образом, число новых отделений возрастает, что создает новые рабочие места. Больше филиалов — больше кассиров.

Названные выше угрозы рынку персонала, вызванные внедрением искусственного интеллекта и автоматизации и, как следствие, снижением значимости низкоквалифицированного труда, указывают на усиление важности грамотного использования человеческих ресурсов. В современных экономических условиях существенно возрастает роль управления персоналом, а также изменяются его функции и задачи.

И.В. Кибалюк полагает, что современные методы развития кадрового потенциала организации основаны на активном использовании возможностей рынка труда, формировании кадровой политики, а также на совершенствовании механизмов инновационного развития технологий управления персоналом4.

Упор на «инновационность» бизнес-процессов, от производственных до управленческих (в том числе в сфере управления персоналом), все чаще и чаще встречается в современных научных трудах.

М.А. Макарченко в своей работе вводит понятие «кадровый инновационный потенциал предприятия» и рассматривает его как совокупность креативной способности, желания и готовности персонала к инновационной деятельности в рамках и интересах организации, а также способность, желание и готовность руководства организации обеспечить эту деятельность в соответствии с целями развития предприятия5.

Раскрытие кадрового инновационного потенциала предприятия в современных условиях является одной из приоритетных задач кадровой службы. К направлениям данной деятельности можно отнести внедрение инновационной культуры на корпоративном уровне, сводящейся к целостной ориентации каждого работника на инновационную деятельность, закрепленной в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения.

Также в целях совершенствования кадрового потенциала и сохранения рабочих мест в условиях внедрения инновационных технологий и искусственного интеллекта необходимо постоянное совершенствование профессиональных качеств работников, предполагающих соответствующий уровень образования, эрудиции, специальных знаний, деловых и личностных характеристик.

Сфера управления воздушным движением (УВД) является одной из отраслей, в которой в настоящее время проводится глобальная автоматизация большого числа процессов; в то же время это та сфера, в которой значимость и цен-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

ность человеческих ресурсов сложно переоценить.

Деятельность по УВД сопряжена с большой ответственностью, связанной с обеспечением безопасности полетов воздушных судов. Ежегодно в мире почти 4 млрд пассажиров выбирают авиационное сообщение, чтобы добраться до пункта назначения6.

В вопросах, касающихся такого гигантского количества жизней, невозможно всецело доверять автоматизации. Автоматика требует постоянного внимания, «сканирования», как это называют пилоты.

Именно поэтому в сфере УВД так важно сохранять баланс между внедрением новых технологий, автоматизацией рутинных процессов, применением высокоточного оборудования и постоянным обучением, повышением квалификации персонала, контролирующего и корректирующего работу автоматики, обслуживающего сложнейшие современные комплексы связи. Ведь ответственность за принятие решения в случае внештатной ситуации всегда остается на человеке.

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» является примером предприятия, придерживающегося в своей деятельности вышеописанного баланса.

Наряду с активно проводимой работой по модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, внедрению новейшего оборудования радиотехнического обеспечения полетов и авиационной связи ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» уделяет большое внимание дообучению и повышению квалификации своих работников, чья деятельность напрямую связана с управлением воздушным движением.

Основной объем работы по обеспечению непрерывного профессионального образования работников предприятия возложен на Институт аэронавигации. Также используется потенциал учебных заведений гражданской авиации, особенно в части первоначальной подготовки и повышения квалификации руководящего состава службы обслуживания воздушного движения, и других образовательных учреждений.

Помимо совершенствования непосредственно кадрового потенциала, на предприятии активно реализуются проекты по внедрению инновационных технологий с сопутствующей реорганизацией использования человеческих ресурсов.

Так, 10 октября 2017 г. в филиале «Московский центр автоматизированного управления воз-

душным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» введен в эксплуатацию новый Центр управления полетами (ЦУП). Обслуживание воздушного движения было переведено с морально и физически устаревшей системы управления воздушным движением «Теркас» на автоматизированную систему организации воздушного движения «Синтез-АР4».

Необходимость перехода на современную АС ОрВД «Синтез-АР4» назрела в связи с постоянной возрастающей интенсивностью воздушного движения в зоне обслуживания МЦ АУВД, вследствие чего увеличивается нагрузка на диспетчерский состав.

Для ввода в эксплуатацию нового ЦУПа было необходимо провести многочисленные пуско-наладочные работы, тестирование АС ОрВД «Синтез-АР4» и рабочих мест. В рамках подготовки персонала было проведено обучение диспетчерского состава работе на новой системе организации воздушного движения и тренажерная подготовка.

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» также в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2021 гг.)» проводит масштабную работу по созданию укрупненных центров и по техническому перевооружению комплексов средств управления воздушным движением в районе аэродромов.

В 2017 г. выполнен ряд мероприятий по модернизации Московского и Ростовского укрупненных центров, а также по созданию Екатеринбургского, Новосибирского, Санкт-Петербургского, Тюменского и Якутского укрупненных центров.

Укрупнение районных центров ЕС ОрВД в зональные центры позволяет за счет сосредоточения диспетчерского состава в рамках одного здания реорганизовать процесс планирования использования воздушного пространства, что сокращает количество технологических операций и помогает упорядочить воздушные потоки.

Штат вводимых в эксплуатацию укрупненных центров ЕС ОрВД укомплектовывается за счет переведенных из подлежащих закрытию центров сотрудников, а также выпускников профильных учебных заведений.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что современные технологии искусственного интеллекта и автоматизации не способны полностью вытеснить человека из производственных процессов. Автоматизация рабочих мест неминуемо вызывает образование новых рабочих

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

мест, связанных с обслуживание, программированием и внедрением новых механизмов и технологий.

В эпоху автоматизации ключом к развитию в конкурентной среде является нахождение баланса между человеческим и роботизированным ресурсом.

В условиях внедрения во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» инновационных технологий и искусственного интеллекта необходимо постоянное совершенствование кадрового потенциала предприятия: внедрение инновационной культуры на корпоративном уровне, а также непрерывное повышение квалификации работников, получение ими дополнительного образования, освоение новых технологий.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848 (ред. от 20.09.2017 г., с изм. от 12.10.2017 г.) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2021 годы)» // СПС «Консультант Плюс»

2. Годовой доклад Совета ИКАО за 2016 г. // URL: https://www.icao.int/annual-report-2016/ Pages/RU/default_RU.aspx (Дата обращения: 17.04.2018)

3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2009.

4. Гордеев А. Лишние люди XXI века // РБК. 2017 // URL:ttps://www.rbc.ru/newspaper/2017/ 01/20/ (Дата обращения: 13.04.2018)

5. Кибалюк И.В. Совершенствование механизма взаимодействия структурных подразделений организации как фактор инновационного развития ее кадрового потенциала // Рос. предпринимательство. 2006. Т. 7. № 11. С. 94—96.

6. Макарченко М.А., Лопатин Д.А. Кадровый инновационный потенциал в системе инновационного потенциала организации. М., 2013.

7. Самофалова О. Машина против человека // Взгляд. 2014 // URL: https://vz.ru/economy/2014/ 1/24/669432.html (Дата обращения: 12.04.2018)

1 Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2009.

2 Самофалова О. Машина против человека // Взгляд. 2014 // URL: https://vz.ru/economy/2014/V24/669432. html (Дата обращения: 12.04.2018)

3 Гордеев А. Лишние люди XXI века // РБК. 2017 // URL:ttps://www.rbc.ru/newspaper/2017/01/20/ (Дата обращения: 13.04.2018)

4 Кибалюк И.В. Совершенствование механизма взаимодействия структурных подразделений организации как фактор инновационного развития ее кадрового потенциала // Рос. предпринимательство. 2006. Т. 7. № 11. С. 94—96.

5 Макарченко М.А., Лопатин Д.А. Кадровый инновационный потенциал в системе инновационного потенциала организации. М., 2013.

6 Годовой доклад Совета ИКАО за 2016 г. // URL: https:// www.icao.int/annual-report-2016/Pages/RU/default_RU.aspx (Дата обращения: 17.04.2018)

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.