Научная статья на тему 'Проблемы исполнения местных бюджетов на примере г. Таганрога'

Проблемы исполнения местных бюджетов на примере г. Таганрога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы исполнения местных бюджетов на примере г. Таганрога»

• убеждение, что качество продукции является одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество;

• рациональное использование мощностей - выбор наилучшего варианта из имеющихся на предприятии;

• эффективность планировки предприятия с точки зрения внутризаводской логистики;

• использование связей с поставщиками и заказчиками в контексте цепочки ценностей и затрат предприятия.

В рамках SCM используются два способа развития устойчивого конкурентного преимущества: лидерство по затратам и дифференциация продукции.

Разумеется, далеко не всегда тот или иной фактор может быть проанализирован для конкретного предприятия. Более того, не всегда удается успешно управлять каждым из факторов в контексте снижения затрат. Тем не менее, с позиций SCM:

• объем не является наиболее существенным фактором, который объясняет поведение затрат;

• полезнее объяснять положение по затратам на языке тех структурных альтернатив и функционального мастерства, которые формируют конкурентоспособную позицию данного предприятия;

• не все стратегические факторы одинаково важны в рассматриваемый момент времени - необходимо производить непрерывный мониторинг состояния предприятия, ожидая момента, когда приходит время для каждого из факторов [3].

Таким образом, SCM позволяет обосновать уровень затрат, необходимый для реализации стратегии предприятия, с целью наращивания его экономического потенциала. При этом учитываются и причины, и центры появления затрат, и выгоды, получаемые в результате осуществления данных расходов. Такой подход позволяет максимизировать получаемый доход в динамическом аспекте, что положительно отразится на уровне финансовой устойчивости предприятия в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление издержками.- СПб: Бизнес-Микро, 1999.

2. Портер М. Конкуренция.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

3. СавчукВ.П. Стратегическое управление издержками. Журнал «&.СТРАТЕГИИ».

4. КовалевВ.В. Финансовый анализ: методы и подходы.- М.: Финансы и статистика, 2002.

А.В. Кострова

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА

В соответствии с методикой определения межбюджетных отношений на 2004 год был утвержден порядок расчета обязательных текущих расходов бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) Ростовской области, в том числе по городу Таганрогу. Для покрытия суммарных расходов бюджетов был произведен расчет налоговых и неналоговых ресурсов муниципальных образований. Формирование межбюджетных отношений между органами государственной власти Ростовской области и органами местного самоуправления муниципальных

образований Ростовской области осуществлялось путем установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в бюджет Ростовской области. Таким образом, г. Таганрогу были определены следующие нормативы отчислений по доходам: налог на прибыль - 2 %, налог на доходы физических лиц - 36,1 %, налог на имущество организаций - 53,2 %, земельный налог - 50 %, налоги на совокупный доход - 45 %, арендная плата за земли городов - 50 %.

Рассчитав доходную часть бюджета города (номинальный налоговый ресурс х норматив отчислений (с учетом корректирующих показателей)), оказалось, что текущие расходы не обеспечены источниками финансирования на 53,4 млн руб. Для покрытия нормативного дефицита в прошлом году Администрацией города было принято решение об увеличении планового задания по доходным источникам. Одновременно разработаны следующие мероприятия по выполнению доходной части бюджета г. Таганрога в 2004 году:

• активизация работы Координационной группы по собираемости налогов и неналоговых платежей при Администрации города с неплательщиками налогов по представленной информации ИМНС РФ по г. Таганрогу;

• принятие мер по повышению эффективности работы комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы предприятиями-должниками, взаимодействие с прокуратурой города и федеральной инспекцией по труду Ростовской области, осуществление целевых проверок составом городской комиссии;

• в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» активнее привлекать к ответственности руководителей предприятий, имеющих задолженность по заработной плате;

• проведение мониторинга финансово-экономического состояния предприятий города, являющихся основными плательщиками налогов в бюджет города, в целях обеспечения полноты и своевременности расчетов с бюджетом;

• принятие мер для эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (уменьшение задолженности по арендной плате арендаторами имущества, контроль за своевременным внесением текущих платежей, своевременная инвентаризация муниципального нежилого фонда для дальнейшего эффективного использования);

• повышение эффективности работы по реализации арестованного имущества задолжников в счет уплаты задолженности перед бюджетом;

• проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет. Заслушивание отчетов руководителей МУП на заседании комиссии по контролю за деятельностью МУП;

• обеспечение учета всех ^проинвентаризированных объектов недвижимости. Проведение инвентаризации земель, сверка списка плательщиков земельного налога с данными Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, использование земель предприятий-банкротов;

• организация и проведение работ по подготовке сведений для исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости;

• усиление контроля за поступлением арендной платы за земельные участки под рынками;

• контроль за своевременной передачей на баланс эксплуатирующим организациям законченного строительства объектов с оформлением прав собственности;

• мониторинг деятельности компаний, осуществляющих экспортные поставки сельхозпродукции (зерновые, масличные культуры).

Но, несмотря на все принимаемые меры, план по собственным доходам был исполнен всего на 90 %, в основном, в связи с невыполнением плана по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Причины невыполнения по вышеуказанным доходным источникам в следующем:

• крупнейшим налогоплательщиком ОАО «Тагмет» уже после утверждения бюджета города была заявлена льгота за 2002-2003 гг. по мобилизационному заданию (выпадающие доходы бюджета по налогу на имущество только по этой причине составили 35 млн руб.); кроме того, в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ, в 2 раза уменьшилась налогооблагаемая база по данному налогу (спрогнозировать это до принятия бюджета было невозможно, потому что только в апреле месяце 2004 г. налогоплательщики рассчитали сумму налога в соответствии с нововведениями);

• по земельному налогу из-за уменьшения налогооблагаемых земель на 142 га сумма налога уменьшилась на 23 млн руб.

Для покрытия кассового разрыва, который образовался по вышеуказанным причинам, из областного бюджета городу была выделена финансовая помощь на стабилизацию доходной части бюджета в сумме 62,5 млн руб. В результате все нормативные расходы были профинансированы в полном объеме в соответствии с представленными главными распорядителями средств бюджета заявками. Здесь необходимо отметить, что в прошлом году бюджетная политика, проводимая Финансовым управлением г. Таганрога, была направлена на финансовое обеспечение социальных и экономических задач города. Приоритетным являлось обеспечение нормативных бюджетных услуг, прежде всего, в социальной сфере.

Достижение конечного результата бюджетного процесса - предоставление населению бюджетных услуг - осуществлялось на принципах казначейского исполнения бюджета посредством предварительного, текущего и последующего контроля.

При составлении росписи расходов бюджета на 2004 год была проведена предварительная проверка росписей и смет более 170 получателей бюджетных средств на предмет целевого характера планируемых ассигнований. В рамках решения коллегии Ростовской области о проведении сплошных проверок бюджетополучателей по выполнению требований бюджетного законодательства Финансовым управлением проверено 36 бюджетных учреждений.

Финансовое управление осуществляет ежемесячное кассовое планирование на основании обоснованной потребности главных распорядителей в расходах, регистрирует договоры, ведет учет бюджетных обязательств, ежедневно анализирует исполнение кассового плана.

Текущий бюджетный контроль осуществляется Финансовым управлением совместно с отделением территориального казначейства, осуществляющим кассовое обслуживание бюджета города с 01.01.2004 г. Обеспечивается проверка наличия документов, подтверждающих факт выполнения работ или поставку товаров.

В рамках исполнения бюджетного процесса Финансовым управлением осуществляется согласование муниципальных контрактов на закупку товаров (услуг, работ) для нужд бюджетных учреждений. За 2004 год проверены и согласованы 263 муниципальных контракта.

В прошлом году приняты меры по ликвидации долгов бюджета - обеспечено отсутствие просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2005 г. Таких

результатов удалось достичь благодаря проведенной работе: инвентаризации кредиторской задолженности прошлых лет, осуществлению целого ряда проверок сотрудниками Финансового управления города. На начало 2004 г. просроченная кредиторская задолженность бюджета города составляла по всем статьям экономической классификации 168,8 млн руб. или 12 % от фактически полученных собственных доходов, в том числе по федеральным законам и жилищным субсидиям малообеспеченным гражданам 111,4 млн руб.

Основные направления бюджетной и налоговой политики на этот год определены изменениями бюджетного и налогового законодательства с учетом перераспределения расходных полномочий и доходных источников.

Особое внимание будет уделено созданию финансовой основы и необходимой правовой базы для реализации на практике проводимой реформы местного самоуправления.

С 01.01.06 г. распределение налоговых доходов между федеральными, региональными и местными бюджетами будет закреплено Бюджетным и Налоговым кодексами, а не Законом о бюджете, как в настоящее время. Это создаст условия для перехода на составление бюджета на период трех лет, повысит стабильность и предсказуемость доходов бюджета города.

В.Н. Тюшняков

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ТРУДОЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МУНИЦИПАЛИТЕТА

Информационные процессы в отделах и подразделениях муниципалитета до настоящего времени практически не исследовались. В частности, в литературе отсутствуют данные о статистических характеристиках и законах распределения времени выполнения каждой функциональной операции (ФО) и различных подмножеств ФО. Поэтому достаточно сложно оценить время, за которое с заданной вероятностью будет выполнено какое-либо подмножество ФО, или, наоборот, найти вероятность выполнения определенного подмножества ФО за заданное время. Получить законы распределения и,-кратного выполнения каждой г-й ФО и их различных подмножеств, как известно, можно только путем имитационного моделирования [1, 2].

В качестве инструментария при проведении имитационного моделирования использовалась разработанная сотрудниками Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) информационная система. В нее вводятся переменные, которые либо моделируются по заданным параметрам и закону распределения, либо вычисляются на основе других переменных. Особенность системы состоит в наличии базы распределений, которая может пополняться и модифицироваться. Такое построение системы дает пользователю возможность применения любых необходимых ему законов распределения без модификации программного кода системы моделирования. Также возможно табличное задание закона распределения.

Таблица 1

Фрагмент перечня переменных, используемых в имитационных моделях

Обозна-

чение

Наименование переменной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.