Научная статья на тему 'Проблемы инвестиционного развития Российской Федерации'

Проблемы инвестиционного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестиционного развития Российской Федерации»

Проблемы инвестиционного развития Российской Федерации

В.В. Ватолин

первый заместитель руководителя СГУП по продаже имущества города Москвы, кандидат технических наук А.Н. Голубев

заместитель руководителя СГУП по продаже имущества города Москвы

A.К. Сопиков

начальник отдела приватизации СГУП по продаже имущества города Москвы

B.В. Крюков

профессор Международного университета (город Москва), доктор экономических наук

Проблемы инвестиционного развития Российской Федерации приобретают особую актуальность на фоне поиска резервов экономического роста и необходимости повышения конкурентоспособности национальной экономики. Следует учитывать, что поставленная задача удвоения внутреннего валового продукта (ВВП) не может быть успешно решена без развития отраслей инвестиционного комплекса, вовлечения земельных участков и недвижимости в хозяйственный оборот.

Закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» направлен на долгосрочное вложение инвестиций в основной капитал. В числе таковых затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин и оборудования, проведение проектно-изыскательских работ.

В 2007 году в экономику России было вложено 6 626,8 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал, рост к предыдущему году составил 21,1 процента1. Однако, как показывает анализ инвестиций в основной капитал за период с 1991 по 2007 год, объем инвестиций в Российской Федерации снизился на 33,3 процента. За этот период реальные располагаемые доходы населения увеличились лишь на 4,6 процента, а внутренний валовой продукт - на 8,6 процента (см. табл. 1).

Таблица 1

Макроэкономические показатели в национальной экономике Российской Федерации

за 1991-2007 годы (в процентах)2

Показатель Год

1991 1998 2005 2006 2007

ВВП 100 60,6 95,4 101,8 108,6

Инвестиции в основной капитал 100 24,8 47,7 54,1 66,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения 100 52,4 84,1 92,5 104,6

1 Социально-экономическое положение России. Январь 2008 года. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008. С. 417.

2 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 35, 36;

// Вопросы экономики, 2007. № 2. С. 24, 25.

Исследователи отмечают, что хотя в 2006 году формально в монетарном выражении объем ВВП достиг уровня 1991 года, в товарном выражении он едва достиг 45 процентов существовавшего тогда уровня3. Либерализация экономики, деформация функциональной роли государственного управления в период с 1991 по 1998 год привели к разрыву существовавшей ранее системы хозяйственных связей, недостатку финансовых ресурсов на инвестиционное развитие. Как следствие уменьшения физического объема основных фондов, ухудшились качественные характеристики фондов, сократился производственный потенциал отраслей региональной экономики. В 2006 году степень износа основных фондов оценивается в 36,6 процента: при снижении коэффициента выбытия с 1,6 процента в 1992 году до 1,0 процента в 2006 году (см. табл. 2).

Таблица 2

Качественные характеристики состояния основных фондов в Российской Федерации4

Показатель Год

1992 1995 2000 2004 2005 2006

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов, в процентах от общей стоимости основных фондов на конец года) 3,6 1,9 1,8 2,7 3,0 3,3

Коэффициент выбы-тия(ликвидация основных фондов, в процентах от общей стоимости основных фондов на начало года) 1,6 1,9 1,3 1,1 1,1 1,0

Степень износа основных фондов (на начало года), в процентах 40,6 38,6 39,4 42,8 44,3 36,6

По состоянию на 1 января 2007 года в строительных организациях из 16,2 тысячи экскаваторов одноковшовых имели истекший срок службы 44,7 процента, из 5,3 тысяч башенных кранов - 69,0 процента, из 4,0 тысячи кранов на гусеничном ходу - 73,8 процента5. В 2006 году инвестиции на развитие производственной базы организаций, осуществляющих деятельность в строительстве (без учета малого предпринимательства), составили 239,8 миллиарда рублей, или 6,8 процента от общего объема инвестиций6.

При оценке факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций, были выделены следующие факторы, учитываемые в процентах от общего числа строительных организаций:

• высокий уровень налогов - 50;

• высокая стоимость материалов, конструкций, изделий - 38;

• неплатежеспособность заказчиков - 37;

• конкуренция со стороны других строительных фирм - 36;

3 «Номинированный в долларах ВВП по итогам 2006 года почти утроился по сравнению с показателем 2002

года, между тем как все еще требуется более чем удвоить товарный ВВП, чтобы восстановить его дореформенную величину.» (См.: Губанов С. Системный выбор России // Экономист. 2007. № 4. С. 13).

4 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 70.

5 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 255.

6 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 254.

• недостаток квалифицированных рабочих - 26.

Кроме того, отмечаются такие факторы, как недостаток заказов на работы (20%), высокий процент коммерческого кредита (15%), нехватка и изношенность машин и механизмов (7%). Величина последнего фактора «нехватка и изношенность машин и механизмов», будучи сопоставлена с приведенными ранее данными о доле строительных машин, имеющих истекший срок службы (45-75%), свидетельствует о наличии значительных простоев эксплуатируемых машин и механизмов в строительных организациях. Здесь затрагиваются внутренние организационно-технические проблемы в строительном комплексе, которые «сглаживаются» респондентами - руководителями организаций.

В 2007 году 24,9 процента крупных и средних организаций были убыточными. Общая сумма убытка составила 309 755 миллионов рублей7. В сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг убыточными были 3 802 организации (28,3%), убытки составили 48 459 миллионов рублей. В этом секторе экономики в сложном финансовом положении находятся организации, занятые эксплуатацией жилищного фонда. В 2006 году в строительстве число убыточных организаций составило 24,9 процента.

Анализ зарубежного опыта показывает, что во всех странах с развитой корпоративной экономикой государство активно участвует в экономике, но не во всей, а только в малоприбыльных отраслях хозяйства в силу того, что они играют важную роль в решении отдельных социально-экономических проблем8. Так, в Германии широкое развитие получили специализированные банки (ипотечные банки) и прочие кредитные учреждения, предоставляющие кредиты под залог реальных ценностей, кредитные учреждения со специальными задачами, банки, оформляющие ссуды с погашением в рассрочку, а также ссуды для индивидуального строительства. Большинство банков участвует в страховании, жилищно-коммунальных кооперативах, операциях с недвижимостью, способствует развитию венчурных инвестиций и малого предпринимательства9.

Конечно, определенное воздействие на инвестиционное развитие оказывают денежные доходы населения, стабильность функционирования банковского и корпоративного секторов экономики. Важна организация долгосрочного сотрудничества между государством, банковскими и корпоративными секторами, между структурами государственного (федерального и субфедерального) управления и населением. Формирование диверсифицированной национальной экономики, различных форм собственности требуют концентрации имеющихся ресурсов по основным направлениям инвестиционной политики.

Следует подчеркнуть, что в составе денежных доходов населения, как следствие формирования диверсифицированной экономики, увеличивается удельный вес доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности. За период с 1992 по 2006 год доля этих доходов увеличилась с 9,4 до 18,4 процента (см. табл. 3). Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения снизилась на 7,0 процента, социальных выплат - на 1,1 процента.

Одной из проблем в инвестиционной стратегии государства является относительно невысокая доля строительства социального жилья в городах России. Так, по итогам 2006 года в городах Москве, Екатеринбурге, Казани и Перми объем жилищного строительства составил 7 106,1 тысячи квадратных метров, при этом объем социального жилья - 1 966,8 тысячи квадратных метров, или 27,6 процента (см. табл. 4). Наиболее значительна доля строительства социального жилья в городе Москве, составившая в 2007 году около 45 процентов.

7 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 361, 363;

Социально-экономическое положение России. Январь 2008 года. М.: Федеральная служба государственной

статистики, 2008. С. 437.

8 Цветков В., Джумов А. Государственная собственность и эффективность экономики // Экономист. 2007.

№ 4. С. 36.

9 АчаловаЛ. Особенности банковской системы ФРГ // Экономист. 2007. № 5. С. 70-76.

Таблица 3

Структура денежных доходов населения (в процентах)10

Показатель Год

1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Денежные доходы всего, в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100 100

доходы от предпринимательской деятельности 8,4 16,4 15,4 12,6 11,9 12 11,7 11,6 11,2

оплата труда 73,4 62,8 62,8 64,6 65,8 63,9 65 63,4 66,4

социальные выплаты 14,3 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,8 12,8 13,2

доходы от собственности 1 6,5 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3 10,3 7,2

другие доходы 2,7 1,2 1,2 1,9 1,9 2,2 2,2 1,9 2

Таблица 4

Доля строительства социального жилья в некоторых городах России11

Город Построено в 2006 году, тыс. кв. м Доля социального жилья, % В 2007 году (оценка), тыс. кв. м Доля социально-го жилья, %

всего жилья в том числе социального всего жилья в том числе социального

Москва 5 276 1 870 35 5 000 2 234 45

Екатерин- бург 735,3 14,23 1,9 800 50 6

Казань 729,8 75 10,3 850 134 15,8

Пермь 365 7,6 2 438,7 2,4 0,5

Итого 7 106,1 1 966,8 27,6 7 088,7 2 420,4 34,1

В столице программа жилищного строительства выступает частью социальной и инвестиционной политики города, предполагает консолидацию ресурсов как со стороны субъекта Российской Федерации, так и со стороны федерального центра. В стране предстоит восстановить, а во многом и создать заново собственное высокотехнологичное производство, пересмотреть экспортно ориентированную сырьевую модель национальной экономики. Сегодня темпы роста инвестиционных расходов бюджета и размеров государственного Инвестиционного фонда принципиально несопоставимы с темпами прироста объемов Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов страны12.

Глобальную конкурентоспособность и высокую эффективность экономики можно обеспечить, только отказавшись от ставки на дешевые ресурсы в качестве наших конкурентных преимуществ. С одной стороны, высокие экспортные доходы13 облегчают задачи балансирования государственного бюджета, поддержания низкой инфляции и высокого уровня инвестиций (особенно в экспортно ориентированные производства). С другой сто-

10 Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 117.

11 // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. № 22. 11 июня. 2007. С. 31.

12 Лужков Ю.М. Россия 2050 в системе глобального капитализма: о наших задачах в современном мире. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2007. С. 91, 92.

13 «За последние три года (2003-2006 гг.) объем экспорта Российской Федерации увеличился в 2,25 раза и составил 302,0 миллиарда долларов. При этом в 2006 году доля минеральных продуктов в структуре экспорта составила 65,7 процента, а доля машин, оборудования и транспортных средств - 5,8 процента.» (Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 463).

роны, они порождают соблазн чрезмерных заимствований, ведущих к кризисам в результате неэффективного использования доходов и неожиданного снижения экспортных цен при изменении мировой конъюнктуры14. Сбережение доходов, поступающих от экспортной выручки нефти и нефтепродуктов, изымает из национальной экономики инвестиции в производство или в развитие новых технологий.

С позиций источников финансирования инвестиций в 2007 году ведущее место принадлежит амортизационным отчислениям (18,1%), прибыли, остающейся в распоряжении предприятий (19,9%) и бюджетным средствам (21,2%)15.

В структуре привлеченных инвестиционных средств кредиты банков в 2007 году составили 9,4 процента, средства вышестоящих организаций - 11,7 процента, средства, полученные на долевое участие в строительстве (организаций и населения) - 3,3 процента. Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа в 2007 году составили 4,6 процента против 6,9 процента в 2006 году.

Развитие новых производств в Ленинградской области, связанных с автомобилестроением и развитием морских портов, позволило увеличить объем инвестиций в расчете на одного жителя до 78,6 тысячи рублей (см. табл. 5). По этому показателю область в 1,21 раза опередила Санкт-Петербург и в 1,4 раза - Московскую область. Москва занимает второе место по объему инвестиций в основной капитал, на первом месте Тюменская область (в 2007 году - 761,1 миллиарда рублей).

Таблица 5

Инвестиции в региональной экономике города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2007 году16

Регион Инвестиции в основной капитал, млн р. Численность населения, млн чел. Инвестиции на 1 человека, р.

Российская Федерация 6 626 800 142,22 46 595

Город Москва 700 572 10,44 67 104

Московская область 372 018 6,64 56 026

Город Санкт-Петербург 296 698 4,57 64 922

Ленинградская область 128 259 1,63 78 686

В целях активизации инвестиционного развития необходимо нормализовать денежное обращение, привести уровень денежного предложения в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих новую продукцию и перспективные технологии, а также выполняющих социальные функции.

Заслуживает внимания вопрос преобразования стабилизационного фонда в бюджет развития посредством создания полноценных институтов развития с механизмами их централизованного рефинансирования17.

14 Полтерович В., Попов В, Тонис А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 16.

15 Социально-экономическое положение России. Январь 2008 года. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008. С. 169.

16 Рассчитано по данным следующих источников:

Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 40-42; //Социально-экономическое положение России. Январь 2008 года. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2008. С. 417.

17 Глазьев С.Ю. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2007. № 5. С. 6-7.

При нынешнем состоянии финансово-кредитной системы в качестве ведущего механизма обеспечения подъема инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. При этом другие механизмы, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут работать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать.

Одна из основных диспропорций российского фондового рынка состоит в том, что здесь пока не происходит рост реального капитала, хотя, как отмечают исследователи, наблюдается бурный рост IPO и размещений корпоративных облигаций18. В 2006 году в процессе IPO компании из России привлекли не менее 17 миллиардов долларов, а путем размещения рублевых облигаций - еще около 17 миллиардов долларов. Однако на инвестиции в основной капитал было направлено только 2,5 миллиарда долларов (14,7%), полученных от размещения акций, и незначительная величина - 60 миллионов долларов (0,4%), вырученных от размещения корпоративных облигаций.

Используемая в настоящее время модель роста фондового рынка в большой степени имеет спекулятивный характер, так как она не связана с вложением значительного капитала в производство и возможна лишь в условиях притока средств на развивающиеся рынки, а также в условиях роста выручки компаний за счет повышения цен на продукцию и перераспределение активов в их пользу. Преимущественно спекулятивный характер зарубежных инвестиций в Россию подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики (см. табл. 6). Основными странами регистрации инвестиционных фондов, специализирующихся на инвестициях квалифицированных зарубежных инвесторов, являются Кипр (22,6 процента к накопленным инвестициям), Нидерланды (16,4%) и Люксембург (16,0%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Иностранные инвестиции в экономику России на начало 2007 года по основным странам-инвесторам19

Показатель Накоплено на конец года Поступило в течение года

млн долл. в процентах к итогу млн долл. в процентах к итогу

Всего инвестиций, из них из стран: 142 926 100,0 55109 100,0

Кипр 32 276 22,6 9 851 17,9

Нидерланды 23 451 16,4 6 595 12,0

Люксембург 22 870 16,0 5 908 10,7

Германия 12 260 8,6 5 002 9,1

Великобритания 11 801 8,2 7 022 12,7

США 7 698 5,4 1 640 3,0

Виргинские острова (Брит.) 4 259 3,0 2 054 3,7

Франция 3 699 2,6 3 039 5,5

Швейцария 2 832 2,0 2 047 3,7

Япония 2 725 1,9 695 1,3

Иностранные инвестиции, их динамика, несомненно, отражают расширяющийся процесс глобализации, новую стадию интернационализации хозяйственной жизни. Мировое

18 Абрамов А, Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 41.

19 Социально-экономическое положение России / Росстат. М., 2007. № 1;

// Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 37.

сообщество выработало определенный мировой порядок и правила движения товаров и инвестиций. Одним из международных центров, вырабатывающим и регулирующим стандарты и технические требования в сфере обмена выступает Всемирная торговая организация (ВТО).

Вступление России в ВТО, безусловно, усилит конкурентоспособность национальной экономики, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции. В то же время с присоединением России к ВТО возможности проведения политики развития будут ограничены обязательными нормами и условиями присоединения к этой организации20. Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители потребует компенсационных мер в системах заработной платы и пенсионного обеспечения населения.

По оценке экспертов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в 2008 году инвестиции в основной капитал увеличатся на 17,8 процента, а в перспективе на 2009-2011 годы рост по годам соответственно составит 15,0; 13,1 и 10 процентов. При этом инвестиционные расходы бюджета возрастут с 2,3 процента в 2008 году до 3,0 процента в 2011 году, также увеличатся прямые иностранные инвестиции в национальную экономику России (см. табл. 7).

Таблица 7

Основные параметры прогноза роста ВВП и инвестиций в Российской Федерации

на 2008-2011 годы21

Показатель Год

2008 2009 2010 2011

ВВП, % 107,6 106,6 106,5 106,2

Инвестиции в основной капитал, % 117,8 115,0 113,1 110,0

Инвестиционные расходы бюджета, % ВВП 2,3 2,9 3,2 3,0

Прямые иностранные инвестиции, млрд долл. 55 56 60 65

С учетом решения проблемы роста производительности труда, инновационного развития общества необходимо, на наш взгляд, поддерживать среднегодовые темпы наращивания инвестиций в основной капитал на уровне 16-18 процентов, а инвестиционные расходы бюджета - на уровне 3,4-3,6 процента ВВП. Важно осуществлять государственное регулирование экономики, коллегиальное обсуждение задач по расширению инвестиций в ведущих отраслях национальной экономики.

Государственное регулирование экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Доходная и имущественная дифференциация в обществе отражает трудовую и предпринимательскую активность населения, эффективность распределительной политики. Важно одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности как основные источники инвестиционного развития.

20 «В частности, в настоящее время средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре оценивается в 13 процентов по сравнению с 3-5 процентами по странам - членам ВТО.» (Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. 2007. № 5. С. 4).

21 Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

// Российская бизнес-газета. 2008. № 19. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.