Научная статья на тему 'Проблемы инвестирования ресурсосберегающего природопользования'

Проблемы инвестирования ресурсосберегающего природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляпина О. П.

Важнейший вопрос экономики охраны окружающей среды как найти компромисс между экономическим развитием и деятельностью по сохранению природной среды. В природоемкой экономике России, прежде всего, следует использовать капитальные вложения в структурную перестройку, развитие малоотходных технологий. Это позволит вывести из активного оборота огромное количество неэффективно используемых природных ресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду. Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF RESOURCE-SAVING NATURE MANAGEMENT

The problem of a favourable balance between the economic growth and environmental protection is a primary one in environmental economics. First and foremost the economics of Russia based on the intensive nature management needs capital investments in structural adjustment and low-waste technologies. This will permit taking out a great number of inefficiently used natural resources from active circulation, thus reducing environmental load. Investments in resource-saving structural adjustment of economics, its ecologization, sustainability and lesser intensity of nature management are to minimize the expenditures for the elimination of technogenic economic development aftermath.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестирования ресурсосберегающего природопользования»

УДК 338.075:334.724

О.П. Ляпина

СГГ А, Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Важнейший вопрос экономики охраны окружающей среды как найти компромисс между экономическим развитием и деятельностью по сохранению природной среды.

В природоемкой экономике России, прежде всего, следует использовать капитальные вложения в структурную перестройку, развитие малоотходных технологий. Это позволит вывести из активного оборота огромное количество неэффективно используемых природных ресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду.

Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития.

O.P. Lyapina SSGA, Novosibirsk

THE PROBLEMS OF RESOURCE-SAVING NATURE MANAGEMENT

The problem of a favourable balance between the economic growth and environmental protection is a primary one in environmental economics.

First and foremost the economics of Russia based on the intensive nature management needs capital investments in structural adjustment and low-waste technologies. This will permit taking out a great number of inefficiently used natural resources from active circulation, thus reducing environmental load.

Investments in resource-saving structural adjustment of economics, its ecologization, sustainability and lesser intensity of nature management are to minimize the expenditures for the elimination of technogenic economic development aftermath.

В современном природопользовании представлены два направления экологизации экономического развития. Первое направление предпочитает прямое экономическое регулирование, предусматривающее сочетание методов административно-распорядительного управления с инструментами экономического и чисто рыночного регулирования при решающей роли централизованного, государственного вмешательства в экономику. Второе -предполагает косвенное регулирование с широким применением экономических методов управления, при минимально возможном прямом вмешательстве со стороны государства. Сторонники данного направления рассматривают проблему загрязнения окружающей среды под углом зрения достижения оптимального рыночного равновесия между экономическими целями и интересами «загрязнителя» и «загрязняемого».

При реализации любого типа регулирования, особое место уделяется формированию денежных потоков, где финансовый дефицит является одним из основных факторов сдерживающих проведение средозащитных программ.

Постепенно в научной литературе и практической хозяйственной деятельности большое распространение получил термин «природоохранные инвестиции». Это понятие включает в себя различные виды вложений в объекты окружающей природной среды, природоохранные и ресурсосберегающие проекты и программы.

Важнейший вопрос экономики охраны окружающей среды как найти компромисс между экономическим развитием и деятельностью по сохранению природной среды.

Ограниченность в экономике ресурсов инвестиций делает необходимым выбор тех или иных приоритетов в эколого-экономической политике. Наиболее распространенным сейчас является требование резкого увеличения затрат на охрану природы. При этом часто идут сравнения доли таких средств в общей сумме инвестиций в экономику, валовом внутреннем продукте, сравнения этих показателей с развитыми странами и т.д. Но при этом под затратами на охрану природы подразумеваются только затраты в прямые природоохранные мероприятия (очистные сооружения, различного рода фильтры, рекультивация земель и пр.). Однако это, как следует из сказанного, некорректный подход. Существует опыт развитых стран, в которых длительное время постоянно наращивали инвестиции в прямые природоохранные мероприятия, однако, по мере роста таких затрат стала выявляться их малая эффективность. Слабая по сравнению с другими сферами хозяйствования восприимчивость к достижениям научнотехнического прогресса. Недостаточность «силовых» методов охраны природы и необходимость их подкрепления мощной системой экономического регулирования. Надо делать инвестиции там, где они дадут максимальный эколого-экономический эффект, будут наиболее эффективны.

В природоемкой экономике России, прежде всего, следует использовать капитальные вложения в структурную перестройку, развитие малоотходных технологий. Это позволит вывести из активного оборота огромное количество неэффективно используемых природных ресурсов, снизить нагрузку на окружающую среду.

Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития.

Формирование адекватно необходимого уровня инвестиций в основной капитал направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование окружающей среды, тесно связано с вопросом формирования и реализации системы экономических инструментов в политике окружающей среды, так как именно, применение таких систем позволяет создавать дополнительные важные источники дохода для финансирования инвестиционных программ; сокращать деятельность приводящую к загрязнению посредством капиталовложений в экологические проекты; усовершенствовать интеграцию природоохранной политики с политикой экономической.

Бюджетное финансирование поддерживает следующие направления природоохранной деятельности: организация и функционирование

территорий с режимом ограниченного использования; административные расходы на содержание управленческого аппарата; мониторинг и научноисследовательская деятельность. Важнейшей статьей бюджетных расходов является финансирование федеральных целевых программ.

Помимо прямого финансирования природоохранной деятельности, непосредственно отражаемого в статистике охраны окружающей среды, бюджеты разных уровней осуществляют косвенную поддержку путем:

- Прямых инвестиций или стимулирования инвестиционной активности в реконструкцию предприятий, что автоматически улучшает показатели природоохранной деятельности предприятия;

- Развития социальной инфраструктуры (прежде всего, жилищнокоммунального хозяйства).

Собственные средства предприятий используют два внутренних источника финансирования природоохранной деятельности:

- Амортизационные отчисления, идущие на восстановление основных фондов по охране окружающей среды;

- Прибыль предприятия, часть которой направляется на строительство и реконструкцию систем очистки или на модернизацию технологических процессов. Этот источник имеет тенденцию к росту за последнее время.

Специализированные экологические фонды являются важными механизмами финансирования природоохранных расходов. В целом их капитал формируется за счет природоохранных налогов и сборов. Фонды распределяются посредством широкого круга механизмов, предназначенных для предоставления финансовой помощи, обычно на благоприятных условиях частному или государственному сектору для инвестирования и выполнения природоохранных мероприятий. В экологических фондах, в основном, практикуется зачет платежей за загрязнение в обмен на проведение «загрязнителем» природоохранных мероприятий, согласованных соответствующим комитетом по охране окружающей среды. Распространена практика выделения грантов и беспроцентных кредитов. Около 60-70 % средств экологических фондов расходуется на поддержку инвестиционных проектов, хотя в общем объеме средств, выделяемых на «зеленые» инвестиции из других источников они составляют менее 5 %

Платежи за природные ресурсы - должны стать заметным источником поступления финансов на цели охраны природы. Прежде всего, это относится к платежам за землю в части земельного налога, выплачиваемого предприятиями за свою санитарно-защитную зону (СЗЗ). Хотя платежи за СЗЗ составляют всего лишь небольшую долю всех поступающих в бюджеты платежей за землю, но для каждого отдельного предприятия сумма может быть в 3-5 раз больше, чем платежи данного предприятия за загрязнения.

Большое значение имеют международные инвестиции в охрану окружающей среды РФ. Ежегодные финансовые вливания в природоохранные программы проводимые в РФ от иностранных доноров достигают 1 млрд. долларов.

Вложение средств в экологические и ресурсосберегающие программы представляет собой один из важнейших инструментов реализации экологической политики на различных уровнях управленческой иерархии -от микроэкономического (предприятия, организация) до муниципального, регионального, общенационального и глобального. Общепринятая в РФ схема финансирования природоохранной деятельности по остаточному принципу на современном этапе развития производительных сил уже не соответствует сложившейся экономической реальности. Дальнейшая экономия средств на охрану окружающей среды приведет только к глобальному нарастанию производственных затрат, увеличению «долга» общества перед природой и общей неэффективности функционирования экономической среды.

© О.П. Ляпина, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.