Научная статья на тему 'Проблемы инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности в образовательном учреждении'

Проблемы инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ОБЪЕКТ / OBJECT / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INVENTORY OF INTELLECTUAL PROPERT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Валентина Петровна, Тропинова Елена Александровна

Рассмотрено понятие интеллектуальной собственности, его объект, субъект. Освещены проблемы выявления и охраны интеллектуальной собственности, ее учета и оценки. Обоснована необходимость инвентаризация объектов интеллектуальной собственности в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of inventory and valuation of intellectual property in an educational institution

Devoted to the notion of intellectual property, its object, subject, problems of identification and protection of i ntellectual property, accounting and assessment. The necessity of inventory of the objects of intellectual property in the educational institution.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности в образовательном учреждении»

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 5(180) 2013

УДК 347.78

В.П. Кузнецова, Е.А. Тропинова

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

V.P. Kuznetsovа, E.A. Tropinova

PROBLEMS OF INVENTORY AND VALUATION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Рассмотрено понятие интеллектуальной собственности, его объект, субъект. Освещены проблемы выявления и охраны интеллектуальной собственности, ее учета и оценки. Обоснована необходимость инвентаризация объектов интеллектуальной собственности в образовательном учреждении.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ОБЪЕКТ. СУБЪЕКТ. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

Devoted to the notion of intellectual property, its object, subject, problems of identification and protection of i ntellectual property, accounting and assessment. The necessity of inventory of the objects of intellectual property in the educational institution.

INTELLECTUAL PROPERTY. OBJECT. SUBJECT. INVENTORY OF INTELLECTUAL PROPERTY.

В современной экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности путем управления интеллектуальной собственностью как особым видом нематериальных активов [1]. Достижение повышения эффективности использования интеллектуальных и финансовых ресурсов, имеющихся в образовательной организации, возможно на основе анализа документов, полученных в ходе инвентаризации.

В связи с этим целью проведения инвентаризации в образовательных организациях и оценки результатов их деятельности является формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны и повышение эффективности принятия управленческих решений [2]. А одной из основных задач повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности является создание системы учета информации о результатах научных исследований

и технологических разработок, изобретений, полученных образовательными организациями, обеспечение доступа к этой информации [3].

В СТ. 44 Конституции РФ говорится о том, что «интеллектуальная собственность охраняется законом», при этом не раскрывается содержание самого этого понятия [4]. Закрепление права интеллектуальной собственности в Конституции РФ, свидетельствует о том, что государство берет на себя обязанность обеспечить эффективную защиту этого права. Необходимость усиления такой защиты продиктована стремлением соответствовать международным стандартам.

Понятие «интеллектуальная собственность» широко применяется в юридической литературе. Главная особенность объектов интеллектуальной собственности, в отличие, например, от предметов вещного права, заключается в предоставлении им со стороны государства специальной охраны, выраженной в форме исключительного права [5].

Сущностной характеристикой права собственности является то, что собственник (в отдельных случаях - владелец) может использовать свою собственность по своему усмотрению и желанию. Собственник может разрешить другим пользоваться его собственностью, но только на законных основаниях и условиях. Использование объекта собственности без разрешения собственника вообще является незаконным. Права на интеллектуальную собственность предполагают, что результаты интеллектуальной, творческой деятельности авторов могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

В Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой в Стокгольме 14 июля 1967 г., записано, что объектами права интеллектуальной собственности являются: 1) литературные, художественные произведения и научные труды; 2) исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; 3) изобретения во всех областях человеческой деятельности; 4) научные открытия; 5) промышленные образцы; 6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения [6].

Литературные, художественные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом (копирайтом). Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами, т. е. правами, смежными с копирайтом. Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения - это объекты промышленной собственности в рамках интеллектуальной собственности. Что касается научных открытий и изобретений, то между ними есть различия. В Женевском договоре о международной регистрации научных открытий (1978 г.) научное открытие определяется как «признание явлений, свойств или законов материального мира, которые до сих пор не были познаны и не допускали проверки» [7]. Изобретение - это творческое создание чего-то нового, обладающее принципиальной новизной, обеспечивающее удовлетворение новой

актуальной потребности или улучшение каких-либо критериев эффективности существующих объектов.

В образовательном учреждении изобретения имеют свои особенности. Например, под педагогическими изобретениями понимаются новые воспитательные и дидактические средства, новые способы и технологии обучения и(или) воспитания, новое применение ранее известных педагогических средств и технологий [8]. Но к педагогическим изобретениям не относятся: методы воспитания и (или) обучения, не обеспеченные для их реализации соответствующими педагогическими средствами; гипотезы (прогнозы), касающиеся любых сфер педагогической деятельности, какими бы актуальными и важными они не были; решения производственных педагогических задач без их соотнесенности с соответствующими основными педагогическими задачами системы образования; методы и системы организации и управления педагогическим процессом, не обеспеченные для их реализации соответствующими педагогическими средствами, технологиями и без их соотнесенности с основными педагогическими задачами. Не признаются педагогическими изобретениями и решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности, общечеловеческой морали, а также явно бесполезные. Ко всем педагогическим изобретениям предъявляются единые требования с учетом таких критериев, как новизна, актуальность, практическая значимость, степень реализации [9].

Поскольку результаты интеллектуальной деятельности могут быть получены в самых различных областях жизни человечества, то их следует упорядочить и классифицировать.

В научных и научно-образовательных, а также педагогических учреждениях низка патентная активность, отсутствует должный учет объектов интеллектуальной собственности (как части нематериальных активов учреждения). Такое положение дел препятствует государству проводить инновационную политику, учитывать интеллектуальную собственность и вовлекать ее в хозяйственный оборот.

Анализ оценки интеллектуальной собственности выявляет различные проблемы. Так, на-

пример, как оценить интеллектуальную собственность по причине нематериальной ее природы, в силу неразвитости рынка интеллектуальной собственности и трудностей в определении правообладателей. Кроме того, информация о сделках с интеллектуальной собственностью носит конфиденциальный характер, что, в свою очередь, усложняет процедуру оценки, а в некоторых случаях делает оценку невозможной. И объекты интеллектуальной собственности, и результаты интеллектуальной деятельности в бухгалтерской документации часто не прописываются в полной мере, а это затрудняет получение данных о расходах на создание этих объектов. В связи с этим проблемы выявления и охраны интеллектуальной собственности, ее учета и оценки становятся составной частью управления научной организации. Таким образом, определение подхода к отбору групп объектов интеллектуальной собственности с учетом их видовых характеристик, значимости, важности для развития организации становится одним из необходимых условий для эффективного управления интеллектуальной собственностью.

Далее. Объектом интеллектуальной собственности являются нематериальные объекты. Это еще одна проблема. В нормативных документах по инвентаризации отсутствует перечень выявленных результатов научно-технической деятельности (РНТД).

Если результаты интеллектуальной деятельности не обеспечены специальной правовой охраной со стороны государства, то они не могут приносить их владельцам прибыль. В связи с этим остро встает проблема о правовой защите интересов лиц, которые вкладывали средства в интеллектуальную сферу. Отсутствие же гарантированной правовой охраны приводит к тому, что те, кто вложил определенные средства в разработку объектов интеллектуальной собственности, не могут окупить свои затраты. Естественно, они не заинтересованы в исследовательской работе.

Одним из этапов проведения инвентаризации является подготовка результатов инвентаризации. Это предполагает отождествление, идентификацию РНТД, создание реестров, уточнение правообладателя на все РНТД, постановку на учет РНТД в качестве нематериальных

активов, уточнение формулировки для распределения прав на будущие разработки между исполнителем и заказчиком, корректировку функционирования режима коммерческой тайны [10].

Основным стимулом к созданию новых продуктов должно быть вознаграждение. Создатели должны получать вознаграждение, если его результаты его научно-технической деятельности используются, причем, эти результаты должны быть зарегистрированы. В этом случае возникает заинтересованность в регистрации организации интеллектуальной собственности и ее инвентаризация будет признана необходимой.

В ходе проведения инвентаризации для получения реального результата предлагается учесть все составляющие схемы по созданию и использованию интеллектуальной собственности. При инвентаризации рекомендуется обязательно рассмотреть не только правовые, но и экономические стороны процесса инвентаризации интеллектуальной собственности в организации.

В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать: экспертов-профессионалов по интеллектуальной собственности, представителей службы внутреннего аудита организации, независимых оценочных и аудиторских организаций, патентных поверенных, что повысит результативность, эффективность проведения инвентаризации интеллектуальной собственности и выявит проблемные вопросы, связанные с правовой охраной и оценкой результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, ввиду низкой патентной активности, отсутствия учета объектов интеллектуальной собственности необходимо выделить особенности интеллектуальной собственности, такие как характер применения, возможность использования в течение длительного времени, упорядочить результаты интеллектуальной деятельности, выявить доли интеллектуальных активов в имуществе образовательной организации и вовлечь их в хозяйственный оборот, что позволит организациям дать дополнительные стимулы использования и развития научного потенциала образовательных организаций и перейти к новой системе управления объектами интеллектуальной cобcтвенноcти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утв. Президентом РФ № Пр-576 30.03.2002 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znaytovar.rU/gost/2/Pr576_ 08 novy_politiki_Rossijsk.html (дата обращения: 10.09.2013).

2. Методика оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Федеральному агентству связи, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. Утв. приказом Федерального агентства связи № 271 от 13.10.2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_Docu mID_173648.html (дата обращения: 10.09.2013).

3. О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности [вместе с Положением об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности]: Постан. Правительства РФ № 7 от 14.01.2002 г. Ред. от 03.11.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc;base=LAW;n=121546 (дата обращения: 04.09.2013).

4. Конституция Российской Федерации. Ст. 44 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. constitution.ru/ (дата обращения: 04.09.2013).

5. Лебедев, С. А. Философия науки [Электронный ресурс]: словарь основных терминов / С. А. Лебедев.

М.: Академ. проект, 2004. 320 с. (Серия «Gaudeamus»). Режим доступа: http://www.terme.ru/dictionary/905/ word/intelektualnaja-sobstvenos t (дата обращения: 10.09.2013).

6. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности [Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. wipo.int/treaties/ru/convention/trtdocs_wo029.html#article_2 (дата обращения: 04.09.2013).

7. Женевский договор о международной регистрации научных открытий [Подписан в г. Женеве 07.03.1978 г.] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tourmix.ru/abro.php?id=11555 (дата обращения: 04.09.2013).

8. Гражданский кодекс. Ч. 4, разд. VII [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kzrf.ru/gkrf.html (дата обращения: 04.09.2013).

9. Интеллектуальная собственность и ее охрана в педагогическом вузе: научно-методическая разработка [Текст] / авт.-сост.: О.В. Веселова, Е.Г. Водкай-ло, С. А. Потачев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 123 с. (дата обращения: 10.09.2013).

10. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности № 1272-р/Р-8/149 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/jb-praktika/ y3o.htm (дата обращения: 04.09.2013).

REFERENCES

1. Fundamentals of Russian policy in the field of development of science and technology for the period until 2010 and further perspective. Approved by the President on 30 March 2002, N PR-576). Available at: http://www. znaytovar.ru/gost/2/Pr576_Osnovy_politiki_ Rossijsk.html (accessed September 10, 2013). (rus)

2. Metodika otsenki rezul'tativnosti deiatel'nosti nauchnykh organizatsii, podvedomstvennykh Federal'nomu agentstvu sviazi, vypolniaiushchikh nauchno-issledovatel'skie, opytno-konstruktorskie i tekhnologicheskie raboty grazhdanskogo naznacheniia. Utv. prikazom Federal'nogo agentstva sviazi № 271 ot 13.10.2010 g. URL: http://www. businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_173648. html (data obrashcheniia: 10.09.2013). (rus)

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 14.01.2002, no. 7 (amended on 03.11.2011) «On the procedure of inventory and valuation of rights to results of scientific-technical activity» (together with «Regulation on the inventory of

the rights to results of scientific-technical activity»). Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=121546 (accessed September 4, 2013). (rus)

4. Constitution of the Russian Federation, Article 44. Available at: http://www.constitution.ru (accessed September 4, 2013). (rus)

5. Lebedev S.A. Philosophy of science: a Glossary of key terms. Moscow, Academic Project, 2004. 320 p. (Series «Gaudeamus»). Available at: http://www.terme.ru/dictio nary/905/word/intelektualnaja-sobstvenos t (accessed September 10, 2013). (rus)

6. Convention establishing the world intellectual property organization (Signed at Stockholm on 14 July 1967 and as amended on 2 October 1979). Available at: http://www.wipo.int/treaties/ru/convention/trtdocs_wo029 .html#article_2 (accessed September 4, 2013). (rus)

7. The Geneva Treaty on the international registration of scientific discoveries (Signed in, Geneva 07.03.1978).

Available at: http://www.tourmix.ru/abro.php?id=11555 (accessed September 4, 2013). (rus)

8. The civil code, P.4, section VII. Available at: http://kzrf.ru/gkrf.html (accessed September 4, 2013). (rus)

9. Intellectual property and its protection in pedagogical University: scientific and methodical development. Ed.-EDS.: О.V. Veselova, Е.G. Vodkailo, SA. Potachev. St. Petersburg, Publishing house of the

Russian state pedagogical University named after Gertsen, 2012. 123 p. (accessed September 10, 2013). (rus)

10. Methodical recommendations on inventory of rights to results of scientific and technical activity № 1272-R/R-8/149. Available at: http://www.bestpravo.ru/ federalnoje/jb-praktika/y3o.htm (accessed September 4, 2013). (rus)

КУЗНЕЦОВА Валентина Петровна - доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор экономических наук, профессор. 191011, наб. р. Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, Россия. KUZNETSOVA Valentina P. - Herzen State Pedagogical University of Russia. 191011, nab. Moiki. 48. St. Petersburg. Russia.

ТРОПИНОВА Елена Александровна - доцент кафедры «Теоретическая экономика» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

191011, наб. р. Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected] TROPINOVA Elena A. - Herzen State Pedagogical University of Russia. 191011, nab. Moiki. 48. St. Petersburg. Russia. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.