Кузякин В.В. ©
Кандидат военных наук, кафедра вооружения и военной техники, Дальневосточное высшее военное командное училище
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПО
ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ
Аннотация
В статье исследуются направлениями совершенствования процесса подготовки военных специалистов по огневой подготовке с использованием перспективных технологий обучения.
Ключевые слова: интенсификация, технология, обучение.
Keywords: intensification, technology, education.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения радикальность роли систематизации существующих, изыскания и внедрения перспективных технологий обучения курсантов высшей школы в структуре военного образования.
В настоящее время интенсификация и индивидуализация обучения является наиболее эффективными направлениями совершенствования процесса подготовки специалистов. Об этом много, говорят много пишут, однако именно в этом направлении существует ряд проблем и открытых нерешенных вопросов. Одна из причин такого медленного продвижения направлений совершенствования процесса подготовки курсантов военного училища по огневой подготовке является недостаточная оснащенность педагогического труда дидактически оправданными техническими помощниками.
Применение в обучении различного рода технических средств (киноустановок, проекторов, телевидения и т.п.), несомненно, украшает занятие и делает изучаемый предмет более наглядным и доступным в изучении, но редко приносит необходимые результаты. Доска, мел и голосовые связки пока остаются наиболее распространенными, а чаще всего единственными средствами предъявления учебной информации.
При таком оснащении педагогической деятельности трудно рассчитывать на какие-либо существенные продвижения в интенсификации обучения и практически невозможно реализовать индивидуальный подход к обучению. Идеальным вариантом индивидуальной работы может служить ситуация, при которой каждому курсанту будет выделен один преподаватель. Но поскольку «это неосуществимо, потому что этого не может быть никогда», то напрашивается вывод: выход необходимо искать в совершенствовании методов
планирования образовательного процесса по учебной дисциплине и оснащении педагога такими техническими средствами, которые на уровне дублера могли бы частично заменить преподавателя в ходе проведения занятия и расширить возможности обучающегося в самостоятельной работе по изучению дисциплины.
Наиболее эффективна для решения этих задач «система интенсивного обучения» (СИО), разработанная и активно внедряемая «Ассоциацией кадры», факультета повышения квалификации преподавателей при Московском государственном техническом университете гражданской авиации. Эта система интенсивного обучения объединяет в себе научный подход в проектировании и реализации образовательного процесса по учебной дисциплине, гарантирующий достижение требуемого качества, обучения и широкого применения новых компьютерных технологий в образовательном процессе.
Концепция интенсивного обучения включает систему взглядов, положенных в основу разработанной теории и методики системы интенсивного обучения, применяемой к любой вузовской учебной дисциплине. В ней учтены положения Закона Российской Федерации об образовании от 10 июля 1992 г., в котором, обучение и воспитание
© Кузякин В.В., 2014 г.
рассматриваются как ядро целенаправленного образовательного процесса в интересах личности, общества и государства с констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней и соответствующих им стандартов.
Исследования [1, 2, 3, 4, 5] показывают, что обучение в СИО целесообразно рассматривать как процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и обучающихся (учение), протекающей в рамках педагогической системы, включающей как преподавателей и обучающихся, так и цели, содержание, методы, средства, формы обучения и учебно-научную материальную базу.
Представление обучения курсантов по огневой подготовке в виде процесса, протекающего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления, в котором можно различать ряд сторон: целевую, содержательную, процессуальную, психологическую, логическую и материальнотехническую. В центр внимания при этом ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию деятельности обучающихся (учение) по усвоению ими содержания обучения на требуемом уровне.
В СИО предусматривается проектирование преподавателем такой деятельности обучающихся, при которой требуемое качество обучения, определяемое его целью (усвоением содержания обучения на требуемом уровне), достигается ценою собственных усилий обучающихся, их напряженной (интенсивной) интеллектуальной деятельностью [5, 7, 8, 10]. Следовательно, интенсифицировать обучение - значит, прежде всего, обеспечить активизацию мышления обучающихся и их познавательной деятельности в целом.
Система интенсивного обучения является результатом интенсификации процесса обучения, т.е. комплексного процесса совершенствования педагогической системы, обеспечивающего повышение эффективности обучения.
Анализ ряда научных работ [7, 8, 10] показывает, что определение интенсификации обучения в вузе не имеет достаточно четкого и однозначного толкования. Вместе с тем, во всех определениях есть крайне важная посылка, которая объединяет их все - всемерная активизация учения с целью повышения качества подготовки специалистов.
Таким образом, под интенсификацией обучения в высшем военном учебном заведении следует понимать объективно необходимый комплексный процесс совершенствования педагогической системы с целью достижения требуемого качества обучения за счет всемерной активизации учения.
Результатом интенсификации обучения курсантов по огневой подготовке должно стать завершение преобразования традиционного обучения в активное, а затем - в интенсивное [8].
Традиционное обучение базируется преимущественно на репродуктивных методах, характерных запоминанием, воспроизведением и упражнением как основными способами учебной деятельности курсантов и слушателей [8]. Оно характерно интеллектуальной пассивностью обучаемых и высокой односторонней активностью обучающих. Это обучение хорошо развивает память и воспроизводящее мышление.
Активное обучение - это активное учение и активное преподавание, тесно взаимосвязанные между собой. Анализ работ Арутюнова Ю.С., Жукова Р.Ф., Заговязинского, В.И. позволяет выделить признаки активного обучения, которые представлены в таблице 1 [6, 9, 10].
Признаки активности обучения
Таблица 1
Наименование признака Роль и место в совокупности признаков
Вынужденная интеллектуально-творческая Центральный определяющий
активность
Самостоятельность выработки и принятия Основной
решений, проявление себя в этом каждым
обучающимся
Тесное взаимодействие обучаемых с преподавателем и между собой Направленность на приобретение профессиональных, поведенческих, социальных навыков
Высокая степень мотивации и эмоциональности учебной деятельности Оценка обучаемых без вмешательства в их действия с целью контроля
Один из основных для игровых и важный для остальных методов
Один из основных
Один из основных
Один из основных
Следовательно, активное учение - это овладение профессиональной деятельностью в условиях вынужденной высокой эмоциональности (в условиях максимально приближенных к боевым), взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися, проявления себя в принятии и реализации решений активно мыслящей творческой личностью.
Заговязинский В.И., Золотарев А.А., в своих работах подчеркивают, что активное преподавание - это деятельность преподавателя по созданию и развитию условий для активного учения обучающихся в тесном взаимодействии с ними [7, 10].
Как функциональной системе, интенсификации обучения присущи и свои
закономерности.
Анализ научно-педагогических трудов [5, 8, 63, 10] и практики работы вузов позволяет выделить основные их них. Они следующие:
зависимость эффективности интенсификации обучения от комплексности и системности проведения мероприятий, их взаимосвязанности и обусловленности;
зависимость интенсификации от опережающей научной разработки методик интенсивного обучения;
зависимость интенсификации от системы организации образовательного процесса в вузе;
зависимость интенсификации от всестороннего обеспечения необходимыми средствами для реализации информационных технологий и наличия программных продуктов;
зависимость интенсификации от уровня методического обеспечения и подготовки преподавательского состава;
зависимость интенсификации от наличия необходимых социальных и мотивационных условий для всех участников образовательного процесса;
зависимость результатов обучения от рационального сочетания форм, средств и методов традиционного, активного, интенсивного информатизированного обучения.
Рассматривая обучение как деятельность, необходимо в первую очередь определить его цели и выразить их на языке дидактики.
Наиболее предпочтительным, при этом, является подход, разработанный под руководством профессора Золотарева А. А. [7]. При этом, исходными посылками выступает то, что содержание подготовки по дисциплине является частью объема содержания подготовки специалиста, а последнее, в свою очередь - частью накопленного человечеством социального опыта (рис. 1).
Следовательно, содержание обучения, будучи частью социального опыта, копирует в существенных чертах его структуру [7] и включает в себя:
социальный опыт
СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рис. 1. Структура содержание обучения
Т
знания о мире (природе, обществе, человеке, технике), т.е. теоретические знания - З ;
знания о способах деятельности, т.е. знания об алгоритмах (правилах) выполнения деятельности (действий, операций) - ЗА;
опыт практической и интеллектуальной деятельности, т.е. умения выполнять деятельность (действия, операции) на основе знаний об алгоритмах - УА;
опыт творческой деятельности, предполагающий формирование творческих умений осуществлять самостоятельный поиск решения новых для обучающихся проблем - УТв;
опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, формируемый одновременно с усвоением перечисленных выше видов содержания обучения, при учете потребностей и мотивов их деятельности, вызывающих эмоциональные переживания.
При этом, учитывая требование диагносцируемого задания целей обучения каждому содержанию, устанавливается уровень обучения, т. е. определяется цель обучения, вполне определенная и выраженная на языке дидактики. Такой наиболее приемлемой формой является, например, такая запись: ЗТ6 , что будет означать усвоение теоретического содержания
материала на шестом уровне. Это значит, что обучаемый должен продемонстрировать умение свободно и безошибочно воспроизвести теоретический материал, не обращаясь к источникам информации, т.е. без всяких внешних опор. Запись цели обучения в виде УА3 обяжет обучающегося выполнить действие в соответствии с предписанием алгоритма, имеющегося в его распоряжении, а если потребуется, то и с помощью других опор, в том числе и с частичной помощью преподавателя.
Таким образом, цель обучения курсантов по огневой подготовке в СИО - система умений, адекватная составу содержания обучения, т.е. планируемый (требуемый) результат обучения, достижение которого в ходе интенсивного, дидактического процесса является обязательным. Поэтому СИО является системой гарантированного качества обучения.
Литература
1. Организационно-методические указания по подготовке слушателей и курсантов в военно-учебных заведениях Сухопутных войск в 2003/2004 учебном году. - М., 2003. - 24 с.
2. Требования Начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации к подготовке военных кадров в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. - М., 2003.- 11с.
3. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) по специальности: 062100 - «Управление персоналом (Сухопутные войска)», по военной специальности: «Применение мотострелковых подразделений».- М.: Министерство обороны Российской Федерации. 2002. - 60 с.
4. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». - М.: Министерство образования РФ, 2002.
5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВТУ, 1977.
6. Жуков Р.Ф. Активные методы при повышении квалификации на удостоверительных предприятиях. - Л.: ИПК СП, 1980.
7. Золотарев А.А. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и дидактических систем. Часть I, II. - М.: МИИ ГА, 1988.
8. Хрипко В.В. Решение проблемы интенсификации обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений. Монография. - М.: ВАФ., 1991. с. 450.
9. Активные формы обучения - основа интенсификации учебного процесса в вузах: Сборник статей. -Л.: ЛЭФИ, 1980.
10. Заговязинский В.И. О путях разработки теории активного обучения в высшей школе .//Научные труды: Сборник 73. - Тюмень: Издательство университета, 1980. - с. 5-16.