Научная статья на тему 'Педагогические требования к разработке дидактических материалов по огневой подготовке курсантов для применения посредством мультимедиа'

Педагогические требования к разработке дидактических материалов по огневой подготовке курсантов для применения посредством мультимедиа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К МУЛЬТИМЕДИА / ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СХЕМА ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ / DIDACTIC MATERIALS FOR MULTIMEDIA / REQUIREMENTS TO THE DIDACTIC MATERIALS / THE INFORMATION SCHEMA TO REPRESENT THE INFORMATION IN TEACHING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петряев Сергей Викторович

В статье рассматриваются требования к разработке дидактических материалов для применения с помощью мультимедиа, приводятся результаты их применения в педагогической практике преподавателей огневой подготовки. Разработка дидактических материалов для применения их с помощью мультимедиа одно из важнейших условий целенаправленного, широкого применения в ходе огневой подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Опыт применения средств мультимедийных технологий в огневой подготовке курсантов военных вузов ВНГ РФ показывает, что недостаточное дидактическое обеспечение является одной из основных причин нежелания преподавателей активно использовать. Разработка таких материалов отнимает много времени, требует от преподавателя не только знаний преподаваемой дисциплины, но и знаний дидактических возможностей средств мультимедийных технологий, владения компьютером как минимум на уровне «продвинутого» пользователя. Большинство преподавателей, разрабатывая такие материалы, следуют методу «проб и ошибок», возвращаясь иногда по нескольку раз к уже разработанным материалам. В связи с этим формулировка требований к разработке дидактических материалов для применения посредством мультимедиа может оказать существенную помощь. Изучение научной литературы и публикаций [1, 3, 4, 5], связанных с применением мультимедиа в образовании, наш опыт применения средств мультимедийных технологий и разработки дидактических материалов к ним позволил сформулировать следующие требования к дидактическим материалам. Экспериментальная проверка предлагаемых требований (проверка проводилась на базе Саратовского военного Ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии) показала, что следование им дает положительный эффект в работе по созданию дидактических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петряев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REQUIREMENTS FOR THE DEVELOPMENT OF DIDACTIC MATERIALS ON FIRE PREPARATION OF COURSES FOR USE THROUGH MULTIMEDIA

The article discusses the requirements for the development of didactic materials for use with multimedia, the results of their application in the teaching practice of teachers of fire training. The development of didactic materials for their use with the help of multimedia is one of the most important conditions for targeted, widespread use during the fire training of future officers of the national guard troops. The experience of the use of multimedia technologies in the fire training of cadets of military higher educational institutions of the Russian Federation shows that insufficient didactic support is one of the main reasons for the reluctance of teachers to actively use. The development of such materials takes a lot of time, requires the teacher not only knowledge of the discipline, but also the knowledge of didactic capabilities of multimedia technologies, computer skills at least at the level of "advanced" user. Most teachers, developing such materials, follow the method of "trial and error", sometimes returning several times to the already developed materials. In this regard, the formulation of requirements for the development of didactic materials for use through multimedia can provide significant assistance. Studying of the scientific literature and publications [1, 3, 4, 5] connected with application of multimedia in education, our experience of application of means of multimedia technologies and development of didactic materials to them allowed to formulate the following requirements to didactic materials. Experimental verification of the proposed requirements (the audit was conducted on the basis of the Saratov military Order of the red banner Institute Zhukov troops of the national guard) showed that adherence to them gives a positive effect in creating teaching materials.

Текст научной работы на тему «Педагогические требования к разработке дидактических материалов по огневой подготовке курсантов для применения посредством мультимедиа»

12. Философский энциклопедический словарь / под ред. Ильичева Л.Ф., Федосеева П.Н. и др. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.rU/d/phil/phil009.htm [Дата обращения 06.03.2018]

Педагогика

УДК 378.048.2

адъюнкт Петряев Сергей Викторович

Саратовский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация. В статье рассматриваются требования к разработке дидактических материалов для применения с помощью мультимедиа, приводятся результаты их применения в педагогической практике преподавателей огневой подготовки. Разработка дидактических материалов для применения их с помощью мультимедиа одно из важнейших условий целенаправленного, широкого применения в ходе огневой подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Опыт применения средств мультимедийных технологий в огневой подготовке курсантов военных вузов ВНГ РФ показывает, что недостаточное дидактическое обеспечение является одной из основных причин нежелания преподавателей активно использовать. Разработка таких материалов отнимает много времени, требует от преподавателя не только знаний преподаваемой дисциплины, но и знаний дидактических возможностей средств мультимедийных технологий, владения компьютером как минимум на уровне «продвинутого» пользователя. Большинство преподавателей, разрабатывая такие материалы, следуют методу «проб и ошибок», возвращаясь иногда по нескольку раз к уже разработанным материалам.

В связи с этим формулировка требований к разработке дидактических материалов для применения посредством мультимедиа может оказать существенную помощь. Изучение научной литературы и публикаций [1, 3, 4, 5], связанных с применением мультимедиа в образовании, наш опыт применения средств мультимедийных технологий и разработки дидактических материалов к ним позволил сформулировать следующие требования к дидактическим материалам. Экспериментальная проверка предлагаемых требований (проверка проводилась на базе Саратовского военного Ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии) показала, что следование им дает положительный эффект в работе по созданию дидактических материалов.

Ключевые слова: дидактические материалы к мультимедиа, требования к дидактическим материалам, информационная схема подачи информации в дидактических материалах.

Annotation. The article discusses the requirements for the development of didactic materials for use with multimedia, the results of their application in the teaching practice of teachers of fire training. The development of didactic materials for their use with the help of multimedia is one of the most important conditions for targeted, widespread use during the fire training of future officers of the national guard troops. The experience of the use of multimedia technologies in the fire training of cadets of military higher educational institutions of the Russian Federation shows that insufficient didactic support is one of the main reasons for the reluctance of teachers to actively use. The development of such materials takes a lot of time, requires the teacher not only knowledge of the discipline, but also the knowledge of didactic capabilities of multimedia technologies, computer skills at least at the level of "advanced" user. Most teachers, developing such materials, follow the method of "trial and error", sometimes returning several times to the already developed materials.

In this regard, the formulation of requirements for the development of didactic materials for use through multimedia can provide significant assistance. Studying of the scientific literature and publications [1, 3, 4, 5] connected with application of multimedia in education, our experience of application of means of multimedia technologies and development of didactic materials to them allowed to formulate the following requirements to didactic materials. Experimental verification of the proposed requirements (the audit was conducted on the basis of the Saratov military Order of the red banner Institute Zhukov troops of the national guard) showed that adherence to them gives a positive effect in creating teaching materials.

Keywords: didactic materials for multimedia, requirements to the didactic materials, the information schema to represent the information in teaching materials.

Введение. Разработка дидактических материалов для применения их с помощью мультимедиа одно из важнейших условий целенаправленного, широкого применения в ходе огневой подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии. Опыт применения средств мультимедийных технологий в огневой подготовке курсантов военных вузов ВНГ РФ показывает, что недостаточное дидактическое обеспечение является одной из основных причин нежелания преподавателей активно использовать. Разработка таких материалов отнимает много времени, требует от преподавателя не только знаний преподаваемой дисциплины, но и знаний дидактических возможностей средств мультимедийных технологий, владения компьютером как минимум на уровне «продвинутого» пользователя. Большинство преподавателей, разрабатывая такие материалы, следуют методу «проб и ошибок», возвращаясь иногда по нескольку раз к уже разработанным материалам.

В связи с этим формулировка требований к разработке дидактических материалов для применения посредством мультимедиа может оказать существенную помощь. Изучение научной литературы и публикаций [1, 3, 4, 5], связанных с применением мультимедиа в образовании, наш опыт применения средств мультимедийных технологий и разработки дидактических материалов к ним позволил сформулировать следующие требования к дидактическим материалам:

- каждый материал должен содержать презентацию темы, учебных вопросов, цели и задач занятия, основных теоретических материалов, которые курсант должен обязательно усвоить, выводы по каждому учебному вопросу и занятию в целом;

- презентация теоретического материала должна сопровождаться демонстрацией видео фрагментов, звуковым сопровождением, анимацией показывающей практическое применение;

- в подготовке материалов необходимо активное использование специфических особенностей мультимедиа: многооконное представление информации на одном экране с возможностью активировать любую часть экрана в целях демонстрации функционирования систем вооружений, работы отдельных частей и механизмов; манипулирование визуальной информацией, как в пределах данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана; контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации, дискретная подача аудиовизуальной информации, позволяющих органично вовлечь обучаемых в проблемную ситуацию и создать мощный стимул интереса к изучаемой теме;

- целенаправленное ограничение объема представляемой с помощью мультимедиа информации. Мультимедийные средства не заменяют преподавателя на занятии, а всего лишь дополняют его, делают его объяснения более наглядными, образными, легко воспринимаемыми курсантами. Без его объяснений и комментариев увиденного и услышанного курсантами содержание занятия будет неполным, а знания не будут системными и прочными;

- необходимость учета содержания и особенностей видов занятий. Например, каждое групповое занятие по огневой подготовке (основной вид занятий в обучении) может быть проведено как по традиционной для этой учебной дисциплины схеме, так и в интерактивной форме.

Изложение основного материала статьи. Исходя из данных требований, одной из целей преподавателя при разработке дидактических материалов для мультимедиа является привлечение внимания курсанта к учебному материалу, чтобы он с интересом смотрел на предъявленные ему зрительные образы. Как показывает практика, этой цели достичь относительно легко.

Вторая цель, куда более сложная, состоит в том, чтобы он смотрел и увидел то, что заложено в этих образах. Для того, чтобы сделать «живое созерцание» действенным, курсанта нужно научить анализу визуальной мультимедийной информации.

Прежде всего, нужно добиться от него осознания общей структуры предложенного изображения (это может быть формула, чертеж, график, схема и т.п.). При этом курсант должен распознавать некоторую стандартную, эталонную ситуацию, т.е. мысленно отвечать на вопрос «на что?», т.е. на применение каких «знаний», какого «правила», «способа» нацелена поставленная перед ним учебная задача. Мысленно определять порядок возможного использования этих знаний, постараться в уме «свернуть» некоторые из хорошо знакомых ему операций, осуществить «прогонку» вариантов. Очень полезно обсуждать вместе с ним вслух возможные варианты работы, не производя действий, с прогнозированием того, что может получиться в результате каждого из них.

Для того чтобы сформировать такое «предметное зрение», преподавателю нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации. От наивного использования наглядности как средства повышения эффективности занятия нужно перейти к формированию предметных визуальных понятий, которые по своему объему, степени обобщенности не уступали бы привычным вербальным, словесным понятиям, что, собственно, и является одной из задач разработки мультимедийных дидактических средств.

В этом контексте, нами предлагается укрупнённый визуальный способ подачи учебного материала для мультимедиа в виде информационной схемы. Идея информационной схемы не нова. Имеет внешнее сходство с опорными схемами В.Ф. Шаталова. Новыми элементами, характеризующими предлагаемую нами схему, являются содержательная насыщенность, соединение различных средств (цвета, аудио, изображения и т.п.), увеличение эффективности предъявления визуальной информации, отделение главного от второстепенного, динамичность при воспроизведении.

Содержательная насыщенность предполагает, что схема может содержать теоретический материал большого раздела учебной дисциплины, соединяя сведения из разных тем. Её можно многократно использовать при изучении учебной дисциплины.

Соединение различных средств, увеличивающих эффективность предъявления визуальной информации, достигается разбиением схемы на несколько самостоятельных блоков, демонстрируемых в разных «окнах» экрана, использованием чёткой вербальной информации (заголовка, надписи), цветовых и графических выделений, переводом с наглядно-образного языка на язык символов.

Отделение главного от второстепенного обеспечивается нахождением зрительных образов, адекватно отражающих «главный случай», переводом необходимых исключений из общих правил на периферию зрительного восприятия.

Динамичность при воспроизведении предполагает, что схема должна позволять курсанту при её зрительном воспроизведении менять учебные объекты, на реальные, сохраняя общую структуру.

То есть, при разработке дидактических материалов для мультимедиа необходимо целенаправленно использовать зрительные образы в развитии мыслительных способностей курсантов. Обеспечив это, мы добиваемся формирования интереса к учебной дисциплине, а, используя его, обеспечиваем связь огневой подготовки с другими специальными дисциплинами и с будущей профессиональной деятельностью.

При разработке требований к дидактическим материалам для мультимедиа мы исходим из этапности процесса обучения владению оружием. Большинство исследователей огневой подготовки выделяет в нем три этапа: пропедевтический, формирования, применения [2, 6, 7]. Поэтому мы считаем, на этапе пропедевтики дидактический материал должен направлять познавательную деятельность будущих офицеров на усвоение опорных знаний и способов действий. На этапе формирования на осознание профессиональной значимости теоретических знаний по огневой подготовке, на связи и отношения между структурными единицами знаний и действиями по их применению. На этапе применения, их использование в деятельности по применению оружия при решении служебно-боевых задач, на установление связей и отношений данного профессионально значимого знания с другими предметными знаниями и умениями необходимыми офицеру.

Однако нельзя провести четких границ между этапами пропедевтики, формирования и применения знаний. Они весьма подвижны и проникают друг в друга. Поэтому некоторые из разработанных дидактических материалов для мультимедиа могут быть использованы на нескольких этапах в зависимости от сочетания различных условий: целей занятий, содержания предметного материала, уровня предметной подготовки курсантов, видов временной связи между предметным и профессиональным материалом, избранных видов групповых занятий. Обучение огневой подготовке проводится: на плановых занятиях по изучению оружия (вооружения), боеприпасов и правил стрельбы; на огневых тренировках и при выполнении упражнений учебных и контрольных стрельб; на занятиях по выполнению упражнений стрельб в составе подразделения и по управлению огнем.

Занятия по изучению материальной части оружия (вооружения) и боеприпасов организуются на материальной части в огневых городках, в парках, в поле и в классах. Они проходят в составе роты по учебным группам обучающихся одной специальности или повзводно под руководством офицеров, прапорщиков и наиболее подготовленных сержантов. Основной метод обучения - рассказ (объяснение) в сочетании с показом устройства, работы частей и механизмов на схемах, плакатах, макетах и учебных образцах оружия, а также выполнение практических работ.

Занятия по изучению основ и правил стрельбы проводятся повзводно, а при изучении специфических вопросов - по учебным группам обучаемых одной специальности под руководством командиров взводов. Используются методы рассказа (объяснения), показа и тренировки в решении огневых задач по применению основ и правил стрельбы с использованием тренажеров, учебного оружия (вооружения), прицелов, макетов местности и наглядных пособий (плакатов, схем). В ходе занятий обучающимся прививаются знания и практические навыки применения основ и правил стрельбы для поражения различных целей всеми способами стрельбы.

Обучение на учебно-тренировочных средствах (УТС) способствует повышению интенсификации процесса обучения и выработке в более короткие сроки навыков эффективного применения оружия (вооружения) в бою.

Обучение стрельбе на УТС проводится в соответствии с указаниями «Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков сухопутных войск» по выполнению подготовительных упражнений и положений огневой подготовки мотострелковых подразделений.

Количество тренажеров на занятии должно быть таким, чтобы можно было организовать и проводить занятия в масштабе роты, для чего оборудуются тренажерные классы.

После приобретения обучающимися первоначальных навыков в действиях при вооружении и в решении огневых задач на тренажерах осуществляется переход к занятиям непосредственно на боевой технике и при вооружении, чтобы совершенствовать навыки в стрельбе и в слаживании экипажей. При этом занятия на тренажерах проводятся для поддержания практических навыков в стрельбе.

Огневые тренировки и выполнение упражнений стрельб проходят в огневых городках, на войсковом стрельбище и директрисе боевых машин пехоты. На них вырабатываются, совершенствуются и поддерживаются доведенные до автоматизма навыки обучаемых в действиях с оружием (при вооружении) и решении огневых задач. Каждая последующая тренировка должна обеспечивать наращивание навыков личного состава благодаря усложнению условий подготовительных упражнений стрельб и сокращению времени выполняемых нормативов. Подготовительные упражнения и упражнения по управлению огнем разрабатываются в батальоне согласно рекомендациям, изложенным в «Курсе стрельб». Количество их применительно к условиям оборонительного и наступательного боя должно быть примерно равным.

В ходе огневых тренировок на тренажерах огневой подготовки с командирами боевых машин пехоты и наводчиками-операторами (операторами переносных комплексов) отрабатываются электронные пуски.

В частях, предназначенных для действий в горах, огневые тренировки должны проводиться именно там. Личный состав обучается ведению огня сверху вниз и снизу вверх. Огневыми тренировками с ротой, а также занятиями по выполнению упражнений учебных стрельб, управлению огнем взвода и метанию боевых ручных гранат руководит командир роты. Командир взвода обучает личный состав взвода на учебных местах (по управлению огнем - отделения) или привлекается к проведению занятий с обучаемыми одной специальности.

Выполнение упражнений стрельб с каждой ротой и подразделениями, не входящими в роту (гранатометными, противотанковыми), осуществляется равномерно в течение года.

Контрольные занятия по определению готовности личного состава к выполнению упражнения контрольных стрельб, занятия по управлению огнем роты и стрельбы с выполнением упражнений контрольных стрельб ротой проводит командир батальона, упражнения учебных стрельб - командир роты.

Сборы по изучению нового оружия (вооружения), подготовке снайперов, гранатометчиков и других малочисленных специальностей происходят в масштабе части. Для их проведения привлекаются опытные командиры и офицеры соответствующих служб части.

Выводы. Экспериментальная проверка предлагаемых требований (проверка проводилась на базе Саратовского военного Ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии) показала, что следование им дает положительный эффект в работе по созданию дидактических материалов. Они позволяют обеспечить более тесную междисциплинарную взаимосвязь учебной дисциплины «Огневая подготовка» с тактико-специальными, военно-техническими, гуманитарными дисциплинами, разрабатывать дидактические материалы совместными усилиями преподавателей разных кафедр, широко использовать войсковой опыт решения служебно-боевых задач преподавателями, формулировать типовые ситуации применения оружия офицерами войск национальной гвардии и системно использовать их в ходе огневой подготовки курсантов военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации.

Литература:

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Информационные технологии / А.А. Андреев. - 2001. - № 3. - 155-169.

2. Военная педагогика и психология: учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: «Совершенство», 1998. - 384 с.

3. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании [Электронный ресурс] / С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун. -2011. - Режим доступа: http: // www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html/ - Заголовок с экрана «Информационные технологии в образовании».

4. Дрешер Ю.Н. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Ю.Н. Дрешер. - 2011. - Режим доступа: http: // www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html/ -Заголовок с экрана «Информационные технологии в образовании».

5. Машбиц Е.И. Компьтеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

6. Михайловский В.А. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: Монография / В.А. Михайловский. - М.: РАГС, ВА им. Дзержинского, 1995. - 260 с.

7. Торопов В.А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова / В.А. Торопов. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 438 с.

8. Проблемы обучения и воспитания военных кадров в вузах: материалы Поволжской региональной научно-практической конференции. - Саратов: СВИ ВВ ВНГ РФ, 2015. - 204 с.

9. Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс вузов ВНГ России: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 11 февраля 2010 г.). - СПб.: СПбВИ ВНГ РФ, 2010 г. - Части 1-4.

10. Колдунов С. Стрелковые тренажеры: вместо пули - лазерный луч / С. Колдунов. - СПб.: СПбВИ ВНГ, 2012. - 96 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пицхелаури Эльмира Мусаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кабардиева Фарида Алимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Атаева Джамиля Зиявдиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются дидактические условия познавательной активности как основы развития интеллектуальных способностей учащихся. Самым надежным методологическим ориентиром в теории развития личности выступает системный подход. Он в большей мере позволяет выявить закономерные связи и отношения любого изучаемого явления, процесса. Решение проблем, связанных с развитием познавательной деятельности интеллектуально развитых школьников, может быть осуществлено только на системной основе, т.е. при функционировании упорядоченного множества взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям обучения.

Ключевые слова: дидактические условия, познавательная активность, способности, системный подход, учащиеся.

Annotation. The article deals with didactic conditions of cognitive activity as a basis for the development of intellectual abilities of students. The most reliable methodological reference point in the theory of personality development is a systematic approach. It better allows you to identify logical connections and relationships of any of the studied phenomenon, process. The decision of the problems connected with the development of cognitive activity of students intellectually developed, can only be implemented on a system basis, i.e. at function-the operation of an ordered set of interrelated components that are subordinate to the learning objectives.

Keywords: didactic conditions, cognitive activity, abilities, systematic approach, students.

Введение. Дидактическая система состоит из взаимосвязанных элементов. Процесс обучения как система имеет структуру, состоящую из двух компонентов — подсистемы преподавателя и подсистемы учения, которые находятся во взаимодействии. В этом контексте понятие «система» трактуется как педагогическая система, под которой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Это определение более емкое и будет содействовать успешной компоновке элементов, входящих в ту или иную систему совершенствования учебного процесса.

Изложение основного материала статьи. Самым надежным методологическим ориентиром в теории развития личности выступает системный подход. Он в большей мере позволяет выявить закономерные связи и отношения любого изучаемого явления, процесса. Решение проблем, связанных с развитием познавательной деятельности интеллектуально развитых школьников, может быть осуществлено только на системной основе, т.е. при функционировании упорядоченного множества взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям обучения.

Проблема совершенствования учебного процесса при обучении интеллектуально развитых, способных школьников базируется на системном подходе. При этом разрабатывается система дидактических условий развития познавательной деятельности интеллектуально развитых, способных школьников, т.е. создаются такие условия, на основе которых участники педагогического процесса могут добиться желаемых результатов.

Дидактическое условие — это обстоятельство процесса обучения, которое представляет собой результат организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей, результат отбора, конструирования и применение элементов содержания и методов.

Всякие дидактические условия должны быть заданы какой-то главной целью. Памятуя о том, что такой стратегической целью в современном образовании является развитие творческих способностей и интеллектуальной развитости, возможно создание эффективной системы дидактических условий совершенствования школьного обучения.

При разработке той или иной системы дидактических условий развития познавательной деятельности интеллектуально развитых, способных учащихся необходимо опираться на целостное представление о педагогическом процессе.

При рассмотрении отдельных аспектов совершенствования процесса обучения или принципов функционирования их как системы многие исследователи приходят к понятию «оптимизация процесса обучения». Это понятие актуально и в наше время акцентуации повышенного интеллекта в осмыслении Ю.К. Бабанского: «...оптимизацией обучения называют научно обоснованный выбор и осуществление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.